Драматургия Т. Уильямса. Анализ пьесы «Трамвай Желание» (Теннесси Уильямс) Главные герои и их характеристика

21.01.2022

УИЛЬЯМС, ТЕННЕССИ (1911–1983), американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 в Коламбусе (шт. Миссисипи); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1945) послужила семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стесненным материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса Битва ангелов (1940) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту. В самой известной пьесе Уильямса Трамвай «Желание» (1947) сражающиеся «ангелы» представляют два типа чувственности: романтичная Бланш Дюбуа – воплощение женской души, ранимой и утонченной; находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски олицетворяет грубое мужское начало.

Среди других мятущихся персонажей Уильямса: Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым (1948) – чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежавшая из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента; Серафина изТатуированной розы (1951), боготворящая память о муже – полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди; и сладострастная «кошка Мэгги» из пьесы Кошка на раскаленной крыше (1955), пытающаяся завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала, – один из самых здоровых и жизнеутверждающих образов драматурга.

В откровенных Мемуарах (Memoirs, 1975) Уильямс без утайки, с самоиронией пишет о своем гомосексуализме. В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики. Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983.

Трамвай "Желание". Краткое содержание пьесы

Место действия пьесы - убогая окраина Нового Орлеана; Именно сюда трамвай с символическим названием "Желание" привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище - устроить себе передышку у сестры Стеллы. Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе. Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски. За те десять лет, что Стелла живет отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его еще называли "Мечтой". Стелла сочувствует сестре, а вот её муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки. Стэнли - антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский - человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными. Символично его первое появление на сцене с куском мяса в оберточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи "Мечты" за долги, считает, что та присвоила себе все деньги, накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида, особенно узнав о беременности Стеллы. В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоем с больной матерью. Митч, чье сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится её хрупкость, беззащитность, нравится, что она знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о её прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным. После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях.

Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придет, - ему наконец открыли глаза на эту потаскуху. И сделал это он сам, Стэнли, рассказав, чем та занималась в родном городе - в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры. Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут еще Стэнли злорадно преподносит ей "подарок" ко дню рождения - обратный билет до Лорела, города, откуда она приехала. Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у нее начинаются преждевременные роды...

У Митча и Бланш происходит последний разговор - рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повез жену в больницу. Уязвленный в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у нее не тот, что она называла, - недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, - и не такая уж она недотрога, какую из себя строила.

Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало, и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить её опустошенную душу. А встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надежное прибежище. Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорбленная Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли её рассеянны, она не вполне в себе - ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти её на море. Стэнли поначалу добродушен - у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идет хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врет она все! Нет ни роз, ни миллионера. Единственное, на что она еще годится, - это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает её у дверей и несет в спальню. После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу. Поверить кошмару о насилии она просто не может, - как же ей тогда жить со Стэнли? Бланш думает, что за ней приедет её друг и повезет отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается. Мягкость врача - отношение, от которого она уже отвыкла, - все же успокаивает её, и она покорно идет за ним со словами: "Не важно, кто вы такой... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного".

«Трамвай «Желание». АНАЛИЗ.

Характерные для Уильямса темы - красота, слишком хрупкая, уязвимая и потому обреченная, роковое одиночество, непонимание людей. Бланш Дюбуа в «Трамвае "Желание"», нищая наследница аристократического южного рода, как последнюю фамильную драгоценность хранит и лелеет свои идеалы, которые, впрочем, в ее повседневном существовании вырождаются в жеманное позерство. Ее антагонист в пьесе - Стэнли Ковальски, плебей, человек плоти, «человек будущего», - трактует жизнь грубо материально, не признает драгоценных эфемерностей Бланш, но чувствует в ней потенциально сильного противника. Не умея победить другими средствами, он насилует ее, превращая в объект безликой похоти. Из дома Ковальски Бланш попадает в дом умалишенных, чтобы навсегда укрыться от жизни, для нее явно непосильной.

Магистральный мотив пьес Уильямса связан с противопоставлением красоты и возвышенных идеалов жестокой действительности, что давало не раз основание критикам называть его театр "театром жестокости". Однако несмотря на то, что прекрасные и отзывчивые в своей доброте герои Уильямса обречены на поражение в бесчеловечном мире, именно они сохраняют великое достоинство человека, которое, как писал Уильямс в предисловии к одной из своих пьес, "заключено в том, что он властен сам, по собственному усмотрению установить для себя определенные моральные ценности и жить, не поступаясь ими". Такова Бланш в "Трамвае "Желание". Им противостоят жестокие насильники, стяжатели, попирающие духовные ценности. Таков Стенли Ковальский. В конечном итоге атмосфера пьес Уильямса определяется не страшными картинами, изображающими уродство, жестокость, безумие, а присущей им поэтичностью, яркой театральностью, законами созданного драматургом "пластического театра".

В. Денисов

Классик американского театра XX века Теннесси Уильямс (1911-1983) в своих «Мемуарах» заметил: «Я написал изрядное число прозаических произведений и некоторые из них предпочитаю своим пьесам». Утверждение автора «Стеклянного зверинца» и «Трамвая «Желание» стоит признать справедливым: наследие Уильямса-прозаика не только значительно в количественном отношении, но и представляет несомненный художественный интерес.

Рецензируемый, седьмой по счету, сборник короткой прозы писателя, выпущенный спустя два года после его смерти и объединивший сорок девять рассказов, десять из которых публикуются впервые, открывает «Человек в кресле с мягкой обивкой» (1960) - одно из многочисленных эссе Уильямса, посвященных семье и юным годам. Введение к сборнику написал долголетний друг драматурга Гор Видал, создатель киносценария по его пьесе «Внезапно прошлым летом».

Включенные в книгу рассказы Гор Видал подразделяет по хронологическому признаку на четыре группы. В первую входят новеллы, опубликованные в 30-е годы - еще до того, как к Уильямсу после постановки в 1941 году «Битвы ангелов» начала постепенно приходить известность. Первым увидевшим свет произведением писателя стал написанный в шестнадцать лет рассказ «Месть Нитокрис»; о нем Уильямс упоминает в предисловии к «Сладкоголосой птице юности». Сюжет рассказа - месть египетской царицы Нитокрис за гибель своего брата - весьма далек от тематики его будущих драм (да и новелл), однако сам автор считал, что именно этот рассказ предопределил тональность позднейших его произведений.

Как незаурядного представителя реалистической манеры письма с обостренным слухом к эмоционально-психологическим обертонам повседневности характеризуют Теннесси Уильямса ранние новеллы («Дамская сумочка из бисера», 1928, и некоторые другие). Из этого ряда - история любви молодого клерка Джейкоба и его избранницы Лайлы, рано покинувшей его и уехавшей в Европу с театральным импресарио. Без памяти влюбленный в Лайлу, герой поклялся ждать ее всю жизнь. Но вот пятнадцать лет спустя наступает день, когда Лайла действительно возвращается в родной город и заходит в книжный магазин, где работает Джейкоб. Увы, он даже не узнает свою былую возлюбленную. Тогда Лайла, сделав вид, что ищет какую-то книгу, рассказывает ему под видом ее содержания историю их любви, но ответ бывшего мужа изумляет и обескураживает ее: «Есть что-то знакомое в этом рассказе. По-моему, я его где-то читал. Мне кажется, это что-то из Толстого» («Что-то из Толстого», 1931).

Характерна в этом плане известная и отечественному читателю (она вошла в авторский сборник Уильямса «Римская весна миссис Стоун. Роман. Рассказы. Эссе». М., Художественная литература, 1978) новелла «Поле голубых детей» (1937), главный мотив которой - утрата идеала - со щемящей болью прозвучит позже в «Сладкоголосой птице юности». Кстати, новеллы Уильямса - и в этом особая привлекательность рецензируемого сборника для любителей его драматургии - впоследствии довольно часто в авторской переработке будут становиться пьесами. Такой трансформации подвергнутся рассказы «Двадцать семь тележек с хлопком» (1935, одноименная пьеса выйдет в 1945 году), «Ночь игуаны» (1948, пьеса - 1961), «Вверх и вниз» (1953, драма под названием «Молочные реки здесь пересохли» появится в 1959 году), «Царствие земное» (1954, пьеса - 1967). Аналогичным образом новелла «Ангел в алькове» (1943) послужила прообразом поздней драмы «Vieux Сarre» (1977), новелла «Три участника летней игры» (1952) - «Кошки на раскаленной крыше» (1953). Есть в активе уильямсовского творчества и примеры «обратной» трансформации - из драматургии в прозу; так, в новелле «Желтая птичка» (1947) получили развитие некоторые фабульные и тематические мотивы пьесы «Лето и дым» (1945).

Второй период Г. Видал датирует 1941-1945 годами - временем, когда, на гребне успеха «Стеклянного зверинца» (1943), Уильямс становится признанным, процветающим драматургом. Эти годы писатель проводит в Голливуде, работая в качестве сценариста на студии «Метро-Голдвин-Майер». Усиливающиеся романтические тенденции в его творчестве находят очевидное проявление в рассказе «Проклятие» (1945), а также в отмеченной автобиографическими мотивами новелле «Лицо сестры в сиянии стекла» (1943), где перед нами предстают черты будущей героини «Стеклянного зверинца» - первого из шедевров Уильямса-драматурга. Однако наиболее яркое из прозаических произведений этого периода, бесспорно, новелла «Самое важное» (1945). Здесь писатель приковывает читательское внимание к тому, что представляется ему самым главным, - смыслу существования.

Ее юные герои, Флора и Джон, - студенты колледжа, пишущие рассказы, занимающиеся в кружках поэзии. Оба они - «дикари», сторонящиеся других, полностью «унесенные творчеством» (ранее подобный образ возникал в рассказе «Шум приближающихся шагов», 1935). Для них, как и для их собратьев по духу в произведениях Уильямса-драматурга, искусство равновелико жизни. А «в жизни нас ждет столько захватывающе интересного! - говорит Флора. - А если при этом удастся сохранить чистоту и цельность характера, можно будет считать, что жизнь наша не прошла даром».

Все, кто окружает Флору и Джона, заняты бескрылыми поисками места под солнцем, погоней за материальными благами. «А вот он и эта девушка, - замечает о своих любимых героях писатель, - ищут чего-то другого. Но чего же? Неустанно будут они возобновлять этот поиск неведомого - чего-то такого, что выходило бы за рамки обыденности, до конца дней обречены они рыться в хаотическом нагромождении житейского хлама, пытаясь найти в нем то утраченное, единственно прекрасное, что и есть самое важное».

Третий период творческой биографии Теннесси Уильямса (1945-1952) Гор Видал именует «великим». По убеждению автора введения, это время, когда важнейшие из уильямсовских идей либо появляются на страницах его книг, либо получают воплощение на сцене. В плане литературной традиции Видал констатирует - и небезосновательно - все более отчетливое влияние на Уильямса-художника «американской готики». Подобно другим писателям-южанам, Теннесси Уильямс, остро переживающий утрату современными обитателями американского Юга моральных и эстетических ценностей, неотделимых от безвозвратно минувшей поры патриархального «рая», склонен порой акцентировать патологические стороны бытия: грубость, жестокость, извращенность, рисовать мрачные, макабрические ситуации. Характерны в этом отношении новеллы «Однорукий» (1945) и особенно «Любовь и черный массажист» (1946).

Гуманистический пафос всего очевиднее в наиболее интересном, на наш взгляд, произведении этого периода (а быть может, и наиболее сильном произведении Уильямса-прозаика вообще) - повести «Странствие рыцаря» (1949), в чем-то предвосхищающей его программную драму «Кэмино Риэл».

Герой повести Гевиннер Пирс после годичного отсутствия возвращается домой, в южный городок Гевиннер, где на гигантском секретном заводе его покойного отца «Красный дьявол» под руководством Брейдона Пирса (младшего брата героя) производится сверхмощное оружие уничтожения. Прежде родной городок казался герою романтическим уголком: по озеру плавали лебеди, вокруг летали журавли, цапли, фламинго, бродили павлины; ныне же там не осталось ни ивы, ни лебедя, да и самого озера больше не существует.

Пирсы живут в фамильном замке, напоминающем средневековый, здесь еще не так давно звучала музыка Генделя и Вагнера. Но теперь все изменилось. «Семейный промысел» - производство оружия - наложил отпечаток на атмосферу в городке: в Гевиннере свирепствует полицейский террор, проводятся кампании по борьбе со шпионами (намек на маккартизм), которые возглавляет приятель Брейдона Билли Спенглер. «К власти пришли бизнесмены, и родной дом стал для Дон Кихота местом ссылки». А Гевиннер Пирс, по убеждению писателя, очень похож на Дон Кихота и существовать рядом с брейдонами, спенглерами и им подобными просто не способен. Назревает неотвратимый конфликт явно неравных сил. И тут автор приходит на помощь своему герою: Гевиннер Пирс вместе с женой и ее школьной подругой отправляется на корабле «Космическая дуга» в другую галактику. Стремительная эскапада Гевиннера, однако, не означает, что писатель отказался от веры в возможность возвращения романтического героя на современную американскую «почву». Недаром утверждает он в конце произведения: «Смотрите, белая птица еще вернется». Уильямс, как и его персонаж, проникнут верой в необходимость рыцарского подвига на сегодняшней земле, он не оставляет надежды на то, что в конце концов «белая птица» - символ чистоты и возвышенного идеала - обязательно вернется к людям.

Последний, четвертый период в биографии Уильямса-прозаика - самый продолжительный; по мнению Видала, он начался в середине 50-х и окончился со смертью писателя. Нельзя сказать, чтобы в констатации длительной творческой паузы в эволюции художника его друг и собрат по перу был оригинален: писали об этом и другие критики и исследователи уильямсовских произведений. В то же время едва ли стоит слишком принимать на веру проскользнувшее в одном из интервью признание самого Теннесси Уильямса о том, что он-де «проспал шестидесятые»; как-никак именно в этот период им были созданы такие интересные пьесы, как «Ночь игуаны» (1961), «Игра для двоих» (1967), «Царствие земное» (1967) и другие. Правда, актив Уильямса-прозаика в 60-е годы почти ничем не пополнился. Зато в начале 70-х писатель выпустил сборник рассказов «Восемь одержимых смертных женщин» (1974), в котором особенно привлекают внимание новеллы «Опись имущества в Фонтана Белла» (1972) и «Саббата и одиночество» (1973). Героиня последней - некогда популярная поэтесса по имени Саббата Вейн Дафф-Коллик, переживающая горькую пору безвестности и читательского забвения, - ощутимо напоминает Принцессу Космонополис из «Сладкоголосой птицы юности». В начале новеллы героиня получает письмо некоего критика, утверждающего, что она вышла из моды, что ее муза пребывает в агонии, что ей нечего больше поведать современникам. Не столь однозначен приговор поэтессе самого Уильямса: автор подводит читателя к выводу о том, что героиня новеллы не пользуется былой популярностью, ибо ныне почти исчез тот романтический тип культуры, верность которому она сохраняла на протяжении своего творческого пути. В финале тяжелобольная поэтесса, к которой возвращается ее давний друг, вновь терпеливо склоняется над листом бумаги. Саббата продолжает писать. Вера Уильямса в созидательное начало в человеке неизбывна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Род и жанр.

Род - драматический, жанр - драма.

2. Композиция.

Архитектоника.

Пьеса представлена в 11 картинах.

Конфликт двух обществ - общества аристократии и общества среднего класса (несоответствие ценностей).

Экспозиция.

Появление Бланш возле дома её сестры.

Конфликт двух обществ сопоставим с Бланш и Стэнли. Это два разных мира. Мир аристократии и мир среднего класса. Их непонимание появляется в пьесе уже во второй картине, когда Стэнли спрашивает свою жену о том, почему была продана фамильная усадьба. Эта новость его очень удивила. Но после небольшой паузы, он начал активно спрашивать, где находятся документы о продаже имущества. Его не интересовало внутреннее состояние Бланш, его интересовали только деньги, часть из которых принадлежали и его семье тоже.

Далее Стелла выходит из комнаты и Стэнли остаётся один с Бланш, в их разговоре Стэнли не проявляет никакого сочувствия к ней. Он бесцеремонно берет её вещи, в разговоре с ней не проявляет никакого уважения. А в конце просто собирает все бумаги и уходит в другую комнату. После этого события Бланш говорит своей сестре, что её муж как раз тот, кто поможет им выжить в этом новом мире. Ведь для неё уже нет того прошлого, оно ушло вместе с «Мечтой», в чьи - то чужие руки.

Развитие действия.

Конфликт Бланш и Стэнли развивается на протяжении всей пьесы. С самого начала уже видна эта разность ценностей, когда Бланш входит в общество мужчин и говорит им - «Пожалуйста, не вставайте», ведь она считает, что каждый приличный мужчина должен встать, чтобы поприветствовать даму. На что Стэнли отвечает - «А никто и не собирается, можете не беспокоиться» для него эта манерность ни к чему.

В диалоге со своей сестрой Бланш старается убедить её в том, что Стэнли ей не нужен, что он прямолинеен, похож на зверя, что ему кроме силы нечего больше показать, и что он вульгарен. Все это задевает Стеллу, однако, она по-прежнему уверенна в своих чувствах к мужу, и её полностью устраивает нынешнее положение. Бланш этого понять никак не может, она боится за свою сестру, но сделать ничего не может.

С каждым днем конфликт развивается все сильнее, Бланш и Стэнли по-прежнему не переносят друг друга. И вот наступает день рождения Бланш, в этот день она счастлива, ведь недавно она встречалась с Митчем и теперь в её сердце появилась надежда, надежда на то, что в скором времени она покинет это место. В котором никто её не любит, и в котором для неё нет места. Но её надежды рушит Стэнли, пока Бланш находится в ванной, он рассказывает своей жене, о прошлом её сестры, которого Стелла не знала. Сначала она отказывается верить в это, но потом, она решается поверить своему мужу. Бланш, не зная о разговоре супругов, выходит из ванны и в чудесном настроении садится за стол, вместе с остальными. Постепенно выясняется, что Митч не придет, и в этот момент Бланш понимает, что все все её надежны, возложенные на него, рушатся. А потом и Стэнли преподносит её свой подарок. Бланш в восторге, она и не ожидала от него никакого подарка, и когда она открывает конверт, что то сдавливает её горло, она пытается улыбнуться, но не может. В конверте лежал билет до Лорела - места, откуда она прибыла. Стэнли, как бы говорит ей, что ни в его квартире и ни в его мире для неё нет места.

Кульминация.

После ухода Митча, Бланш все больше налегала на виски, затем она нарядилась в своё вечернее платье, надела свою тиару и начала что - то шептать, будто она находится в окружении её поклонников. Но тут в дверь вошел Стэнли, он настроен дружелюбно, ведь его жена в больнице и у него скоро должен появиться ребенок. Однако Бланш нарушает его спокойствие. В разговоре Бланш говорит ему не правду о путешествии, и о Митче, которой как бы приходил и просил прощения, она говорит о Стэнли, как о свинье и о его дружках тоже. Но Стэнли уже понял, что она врет и специально давит на него свои умом, манерами и положением. Поэтому он применяет единственное, что у него есть - это силу. Сначала он пугает Бланш, а затем он покушается на последнее, что было у неё - это честь. Она защищалась от него отбитым горлышком бутылки, но всё это бесполезно. Стэнли уносит её в спальню.

Развязка.

Прошло несколько недель, Стелла уже вернулась из больницы с ребенком. А Бланш потеряла рассудок после той ужасной ночи. Её сестра не может поверить, что Стэнли мог так поступить, ведь как ей жить потом с ним. Поэтому она вынуждена отдать Бланш в лечебницу. Сама она и не подозревает о намечающемся кошмаре. Бланш витает в иллюзиях, что сейчас за ней придет её мужчина и увезет её на море. Но в реальности за ней приходит врач и надзирательница. Сначала она их пугается и старается убежать от них, но надзирательница и Стэнли не дают ей этого сделать. Они хватают её, Бланш жалобно кричит, но ничего уже её не поможет. Она просит доктора, чтобы её отпустили, и тут доктор просит отпустить её, снимает шляпу и, осторожно поддерживая её, выводит из спальни. Бланш улыбается и вместе с доктором выходит на улицу. В этот момент выбегает её сестра с ребенком, и плача зовёт свою сестру.

Система образов.

Построение образной системы.

В пьесе образная система представлена персонажной, что Стенли (крупный, мощный мужчина, не отличающийся умом), что Бланш (хрупкая, умная, интеллигентная женщина) имеют свой образ. Но также очень важно то место, в котором происходит само действие. Новый - Орлеан - это убогая окраина, и как раз в этом месте стоит дом главных героев. Это обычный дом, как и все дома в этом районе, с двумя этажами, покрашенный в белый цвет. Краска от непогоды уже облупилась.

Такой простой дом и такие же простые люди живут в этой глуши. Стэнли как раз один из представителей таких людей. Примитивный, грубый, где - то бесцеремонный, человек, который больше похож на животное без духовных ценностей. В пьесе мы его сразу встречаем с кровавым пакетом мяса, который он добыл для своей семьи.

И вот в этой глуши появляется хрупкая, нежная леди. Бланш появляется как - то внезапно, в белом костюме и она просто не входит в это окружение. Сама она это прекрасно понимает. Вначале она не может поверить, что этот дом может быть домом её сестры.

Система главных и второстепенных персонажей.

Несомненно, важнейшими образами в этом произведении являются образы Стэнли и Бланш. Это две полные противоположности, и эти две противоположности никогда не смогут примериться. Поскольку у каждого из них разный внутренний мир, и реальность они видят тоже совершенно по - разному.

Новый - Орлеан - это мир Стэнли, он в нем себя комфортно чувствует, и на протяжении всей пьесы мы не замечаем изменений в нем. Он ходит на работу, возвращается домой, выпивает и играет в карты со своими приятелями, на протяжении всей пьесы. Но вот Бланш - этот тот герой, кто постепенно меняется на протяжении всего произведения. Те несколько месяцев, что она жила у своей сестры, были настоящим испытанием для неё. Вначале она полна надежд, силы и стремления начать новую жизнь. Она верит в то, что в мире Стэнли она сможет выжить или, по крайней мере, получить поддержку. Но этого не случается, и с каждым разом она все больше ударяется в алкоголь. Прошлая жизнь для неё кончилась, но из той жизни она взяла на память несколько вещей. Она к ним относится с огромным трепетом и уважением. Уже к концу пьесы, Бланш теряет всякие смысл своего существования в мире Стэнли, она всё чаще витает в иллюзиях, что за ним придет её мужчина и заберет её, но этого не случается, её не удается избежать реальности.

Бланш - «Элегантный белый костюм с пушистым, в талию, жакетом, белые же шляпа и перчатки, жемчужные серьги и ожерелье, словно прибыла на коктейль или на чашку чая к светским знакомым, живущим в аристократическом районе.». Такой мы видим Бланш вначале пьесы, истинная аристократка, она «… лет на пять старше Стеллы. Блекнущая красота ее не терпит яркого света. В робости Бланш и в белом ее наряде есть что-то, напрашивающееся на сравнение с мотыльком». Свой возраст она всегда старалась скрыть, ей не хотелось стареть, не хотелось оставаться одной, она всегда старалась цепляться за молодость. Ей казалось, что она может ещё всё исправить.

Стелла - «На лестничную площадку первого этажа выходит СТЕЛЛА, изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу». Стелла всегда очень любила своего мужа, эта девушка приспособилась жить в его мире, в мире, в котором царит жестокость, дикость и агрессия. Она говорит, что ей нравится, когда её муж ведёт себя агрессивно.

Стэнли - «Среднего роста - пять футов и восемь-девять дюймов, сильный, ладный. С ранней юности ему и жизнь не в жизнь без женщин… неукротимый, горделивый - пернатый султан среди несушек… вкус к ядреной шутке, любовь к доброй, с толком, выпивке… к азартным играм, к своему авто, своему приемнику ко всему, что принадлежит и сопричастно лично ему…». Стэнли - это человек потребитель, его мало что волнует, если это не касается его собственности. Он агрессивный, импульсивный, несдержанный в своих чувствах и действиях.

Хронотоп.

Поэтический язык Соотношение форм литературного изображения (монолог, диалог, описание, повествование, рассуждение)

Как и любая другая пьеса, данное произведение представлено в основном диалогами. Монологов в произведении почти нет, поскольку в большинстве разговор идет между Бланш и Стэнли, как основных героев данного произведения. уильямс аристократия пьеса повествование

В произведении Т. Уильямса раскрывается тема гибели английской аристократии и зарождения нового «среднего класса».

Проблема

Проблематика произведения заключается в вопросе, могут ли примериться два разных человека или общества с разными приоритетами или ценностями?

И как в развитии нового «среднего класса» остаться человеком?

В произведении утверждается, что в результате изменения общества, происходить изменение и в самих людях, у людей меняются ценности и приоритеты. Однако в процессе изменения, человек может утратить сострадание, доброту и нравственную чистоту, а приобрести эгоизм и душевное безразличие.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Злободневные темы, которые рассматриваются в пьесе "Дом, где разбиваются сердца" Бернарда Шоу. Анализ речевой характеристики персонажей пьесы. Идейное содержание произведения. Эволюция душевного состояния, манеры поведения и характера героев пьесы.

    статья , добавлен 19.09.2017

    Життєвий шлях Теннессі Уільямса, значення його творчості в драматургії ХХ ст. Специфіка пластичного театру Теннессі Уільямса, п’єса "Скляний звіринець". Художні засоби створення образів героїв та втілення психологізму в п’єсі "Трамвай "Бажання".

    курсовая работа , добавлен 21.01.2009

    Анализ композиции и архитектоники пьесы "Не от мира сего". Построение конфликта в пьесе на противоречии духовного сознания молодой женщины и мира расчета и обмана. Описание места события и главных героев. Развитие действия, кульминация и развязка, идея.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы. Тематическое планирование по пьесе. Конспекты уроков по изучению произведения.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Раскрытие художественного мастерства писателя в идейно-тематическом содержании произведения. Основные сюжетно-образные линии повести И.С. Тургенева "Вешние воды". Анализ образов главных и второстепенных персонажей, отраженных в текстовых характеристиках.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Историческое значение комедии "Горе от ума", выявление основного конфликта произведения. Ознакомление с критическими интерпретациями структуры пьесы Грибоедова. Рассмотрение особенностей построения образов Чацкого, Софии Фамусовой и других персонажей.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    История создания и постановки пьесы, провал "Чайки" на первой постановке. Основная идея произведения - утверждение мысли о неразрывной связи писателя с действительностью. Характеристика и содержание образов основных героев пьесы, столкновение взглядов.

    реферат , добавлен 04.03.2011

    Основные отличия чеховской драмы от произведений "дочеховского" периода. Событие в чеховской драме, "незавершенность" финала, система изображения персонажей. Анализ пьесы "Вишневый сад": история создания, внешний и внутренний сюжет, психология образов.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2014

    История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести "Выстрел", написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

Уильямс учился в Миссурийском университете, который не закончил. В 1936-1938 году в Сент-Луисе сблизился с труппой артистической молодежи «Маммерс», которая поставила ранние, неопубликованные пьесы Уильямса.

У Уильямса был строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Впоследствии семья драматурга послужила прототипом Уингфилдов в пьесе «Стеклянный зверинец» (The Glass Menagerie). Пьеса была поставлена в Чикаго в 1944 году.

Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стеснённым материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса «Битва ангелов» (Battle of Angels, 1940 год) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту.

После самой известной пьесы «Трамвай «Желание» за драматургом упрочилась репутация авангардиста.

Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов – среди многочисленных экранизаций его произведений наибольшей популярностью пользовались «Трамвай «Желание» режиссёра Элии Казана (1951) с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли и «Кошка на раскаленной крыше» в постановке Ричарда Брукса (1958) в которой главные роли исполнили Элизабет Тэйлор и Пол Ньюмен.

Уильямс дважды выдвигался на соискание премии Оскар как лучший сценарист – в 1952 году за фильм «Трамвай «Желание» и в 1957 году за снятый Элией Казаном фильм «Куколка», в основу которого легли его две одноактные пьесы «Двадцать семь тележек с хлопком» и «Несъедобный ужин».

Творчество Теннесси Уильямса на сцене и в кино

Пьесы Теннесси Уильямса всегда были востребованы и многократно ставились на сцене театров, многие были экранизированы.

Вот мнение Виталия Вульфа, много переводившего Уильямса и авяляющегося знатоком его творчества: Драматург ничего не сочинял. Он описывал то, что было им пережито. Все свои мысли, чувства, ощущения Уильямс выражал через женские образы… Когда-то он сказал о героине «Трамвая «Желание»: «Бланш – это я». Почему его так любят играть актрисы? Потому что ни у одного автора в ХХ веке нет таких блистательных женских ролей. Героини Уильямса – женщины странные, ни на кого не похожие. Они хотят дарить счастье, а дарить некому.

Первые постановки драматургии Уильямса были еще в 1936 году, тогда в Сент-Луисе труппой «Маммерс» были поставлены ранние произведения. В 1944 году в Чикаго была поставлена пьеса «Стеклянный зверинец». В 1947 году в театре «Барримор» была поставлена самая известная пьеса Уильямса «Трамвай «Желание». В 1950 году Чикагский театр «Эрлангер» была впервые поставлена пьеса «Татуированная роза». В 1953 году театром «Мартин Бек» ставится аллегорическая драма «Путь действительности».

Известная пьеса Уильямса «Кошка на раскалённой крыше» поставленная в 1955 году была удостоена Пулицеровской премии. Ранее этой же премии была удостоена пьеса «Трамвай «Желание».

Пьеса Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад» поставленная впервые в 1957 году в Нью-йоркском театре «Продьюсерс» в 1961 году была поставлена театром имени Моссовета (там гениально играли Вера Марецкая и Серафима Бирман) и затем в том же году Саратовским академическим театром драмы .

В 1950 году в США режиссёром Элией Казаном был снят первый фильм по пьесе Уильямса – «Трамвай «Желание». Премьера этого фильма в США состоялась 18 сентября 1951 года. Бланш Дюбуа играла Вивьен Ли, а Марлон Брандо сыграл в этом фильме свою вторую роль в кино – Стэнли Ковальски. В то время актёр еще не был звездой и поэтому его имя шло в титрах вторым после имени Вивьен Ли. Затем одна за другой последовали экранизации ещё шести произведений Уильямса: «Куколка» (1956), «Кошка на раскаленной крыше» (1958), «Римская весна миссис Стоун» (1961), «Сладкоголосая птица юности» (1962), «Ночь игуаны» (1964).

По мнению Виталия Вульфа пьесы Теннесси Уильямса в США не совсем понимают, хоть он и был американцем. То, как они его ставят, как раз и свидетельствует о том, что они его не понимают, а потом, в Америке очень плохой театр. Замечательный мюзикл, тут они мастера: плясать, вертеться, петь, а драматического театра у них нет, впрочем, как и в Париже.

В 1970-е годы Лев Додин ставит спектакль «Татуированная роза» на сцене Ленинградского областного театра драмы. В 1982 году Роман Виктюк ставит пьесу «Татуированная роза» во МХАТе. В 2000 году на сцене Национального карельского театра был поставлен спектакль по трём ранним пьесам Теннеси Уильямса. В 2001 году в театре им. Вахтангова режиссёром Александром Мариным поставлена пьеса «Ночь игуаны». В 2004 году режиссёр Виктор Прокопов ставит пьесу «Трамвай «Желание» на сцене театра в Смоленске. В 2005 году Генриетта Яновская ставит пьесу «Трамвай «Желание» на сцене Московского ТЮЗа.

Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, - вот что составляет пьесу... Я романтик, неисправимый романтик.

Т. Уильямс

Теннесси Уильямс - крупнейший драматург послевоенных десятилетий, одна из прославленных фигур не только американской, но и мировой сцены второй половины минувшего столетия. Художник оригинальной манеры, новатор, он теоретик и практик того, что известно под названием пластический театр.

Начало: «Битва ангелов». Настоящее имя драматурга - Томас Ланир. Он взял псевдоним Теннесси, видимо, изменив фамилию английского поэта-викторианца Альфреда Теннисона. Родился Уильямс (1911 - 1983) в маленьком городке Колумбус в южном штате Миссисипи. Семья писателя гордилась аристократическими (мать была аристократкой) «южными» корнями, но обеднела. В семье были сильны ностальгические настроения о былом величии Юга. В дальнейшем мотив несбыточных иллюзий , нереализованной мечты , контрастирующих с грубой прозаической реальностью, во многом определит атмосферу театра Т. Уильямса, художника, созвучного стилистике южной школы.

Литературные пристрастия проявились у Т. Уильямса рано: первая проба пера относится к 14-летнему возрасту. Он сочинял стихи, прозу. Но слава пришла к Уильямсу, когда ему было уже за тридцать.

В 1929 г. он начал учиться в университете Миссури, затем учеба была прервана по требованию отца службой в должности мелкого клерка в обувной компании. После постылой работы он отдавал вечерние и ночные часы сочинительству. Дебютом драматурга стала пьеса «Битва ангелов» (1940), не имевшая успеха. Но он не оставил мечту о театре. Несколько лет начинающий литератор вынужден был кочевать по стране, побывал в Чикаго, Нью-Орлеане, Нью-Йорке, Сан-Франциско.

«Стеклянный зверинец»: пьеса-воспоминание. Известность началась с триумфальным шествием по сценам мира драмы Уильямса «Стеклянный зверинец» (1944), удостоенной серии престижных наград. Она знаменовала утверждение новых акцентов американской драматургии: в отличие от пьес «красного десятилетия» с их вниманием к социальной проблематике Т. Уильямс погружает зрителя в область тонких душевных движений, сугубо семейных проблем.

Драматург назвал ее пьесой-воспоминанием. Она построена на нюансах, намеках, а это достигается особым оформлением, использованием экрана, музыки и освещения. Ее незамысловатый сюжет: эпизод из жизни обычной, средней американской семьи Уингфилдов. Ее тема: неудачная попытка матери найти дочери жениха. Семья из троих человек: мать Аманда , сын Том и дочь Лаура - живут в скромном доме в Сент-Луисе. События выстроены как цепь воспоминаний Тома, героя-рассказчика. Мать переживает из-за неустроенности дочери: Лаура с детства хромает и носит протез. Отец давно бросил семью.

В обрисовке Аманды Уильямс соединил психологизм с гротеском, тонким юмором. Аманда живет в мире иллюзий. Она вся в прошлом, погружена в то незабываемое время, когда на Юге прошла ее юность. Там ее окружали «настоящие» дамы и кавалеры, поклонники, которые на самом деле - плод ее фантазии. Неисправимая мечтательница, она уверовала в достойные перспективы для своих детей.

Том также из породы фантазеров. Он трудится на обувной фирме, скучая от бездарной работы. Пытается писать, проводит вечера в кинозалах, лелеет мечту стать моряком.

Главное событие в пьесе - визит в дом Джима О’Коннора, приятеля и сослуживца Тома. Его приход - повод Аманде помечтать о матримониальных перспективах Лауры. Отягощенная физической неполноценностью, дочь тоже предается надеждам. Она коллекционирует стеклянных зверюшек. Они - главный художественный символ пьесы: хрупкие фигурки человеческого одиночества и эфемерности жизненных иллюзий. Выясняется, что Лаура была знакома с Джимом в старших классах и что он предмет ее тайных надежд. Джим вежливо доброжелателен. Вдохновленная его обходительностью, Лаура показывает ему свой «зверинец» и любимую игрушку - фигурку единорога. Когда Джим пробует учить Лауру танцевать, они неловко задевают стеклянное изделие. Она падает на пол и разбивается. Джим, желая приободрить Лауру, вспоминает, что в школе ее за непохожесть на других звали Голубой розой. Он называет ее милой и даже пробует поцеловать, но затем, убоявшись собственного порыва, спешит покинуть дом Уингфилдов. Джим объясняет, что не сможет больше приходить, поскольку у него есть девушка. Он помолвлен и собирается на ней жениться.

Матримониальный замысел Аманды терпит фиаско. Мать обрушивает упреки на Тома, пригласившего в качестве гостя «несвободного» мужчину. После резкого объяснения с матерью Том уходит из дома.

«Стеклянный зверинец» - пьеса о человеческом одиночестве, о людях- «беглецах», о несбыточности иллюзий, сталкивающихся с реальностью. Обнажая трогательную беззащитность героев, Уильямс исполнен сочувствия к ним.

Два шедевра Уильямса. «Трамвай “Желание”» (1947) - еще одна пьеса об одиночестве. Она также обрела статус классики. Это третье выдающееся произведение о желаниях и страстях: «Трилогия желаний» Драйзера, «Любовь под вязами» О’Нила. И пьеса Т. Уильямса!

Героиня Бланш Дюбуа , элегантная, красивая женщина, переменчивая в своих настроениях, приезжает погостить в Ныо-Орлеан к сестре Стелле Ковальской. В ее квартире и развертывается действие пьесы.

Бланш из обедневшей южной аристократии: фамильное поместье «Мечта» продано родственникам. Муж - красавчик, жуир, «голубой», покончил жизнь самоубийством. Бланш, зарабатывавшая на жизнь скромным трудом учительницы, вынуждена уйти, уличенная в интимной связи с одним из учеников. Любовники не дают желанной стабильности, но Бланш упрямо надеется на перемену в своей судьбе. Однако неумолимо уходит молодость. Героиня упорно, но безуспешно охотится за женихами, озабочена внешностью, нарядами. Ее экзальтированную натуру ранит контраст между романтическими представлениями о благородном Юге и грубостью, царящей в семье Ковальских.

Конфликт Бланш и Стенли, мужа ее сестры, - это столкновение двух жизненных принципов. А он - внутренний мотив пьесы. Бывший военный, а ныне торговец, Стэнли - само торжествующее хамство. Нахрапист, агрессивен, самоуверен. «Ведет себя, как скотина, а повадки - зверя!» - аттестует его Бланш. Его стихия - секс, выпивка, карты. Когда же Бланш пытается открыть сестре глаза, выясняется, что Стелла довольна своим замужеством. Она любит Стэнли, ибо «есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в темноте, и после все остальное не так уж важно».

Бланш знакомится с Митчем , приятелем Стэнли, который увлечен утонченной гостьей Ковальских. Но наметившиеся серьезные отношения расстраиваются: Стэнли информирует Митча о прошлом Бланш, о ее предосудительном образе жизни в отеле «Фламинго», где она фигурировала под именем Белой Дамы. Когда Стелла попадает в родильный дом, Бланш и Стэнли остаются одни. Тот грубо овладевает Бланш. По возвращении сестры Бланш признается в том, что произошло. Стелла же не только не верит или делает вид, но объявляет ее признание плодом помутившегося воображения. При активном участии Стэнли вызываются врачи, которые должны отправить Бланш в психиатрическую больницу.

Изложение перипетий сюжета дает лишь приблизительное представление о пьесах Уильямса. В «Трамвае “Желание”», как и в лучших образцах его драматургии, весомы каждая деталь, реплика, интонация, музыкальная нота. Стэлла и Стэнли (обратим внимание на созвучие имен) являют по-своему гармоничный союз; Бланш и Стэнли не только вступают в конфликт, но и составляют, получивший музыкальное выражение, контраст двух эмоционально-психологических стихий - любви хрупкой и любви чувственной, грубой. Символика - важнейший прием в этой и других пьесах Уильямса.

«Трамвай “Желание”», пьеса с тонко разлитой атмосферой эротики, считается одним из шедевров Уильямса.

«Кошка на раскаленной крыше» (1955) - еще одна ставшая классикой пьеса продолжает художественное исследование драматургом «южных нравов». Действие развертывается в усадьбе, в семье Большого Папы Полита , вульгарного, деспотичного 65-летнего плантатора, безнадежно больного раком. Болезнь держится в тайне и от него, и от его жены Большой Мамы. Папу плотно обложили родственники, которые ведут как явную, так и подковерную борьбу за будущее наследство - 10 тысяч акров земли в дельте Миссисипи. Перед зрителем - очередная вариация вечной, как мир, темы: губительная власть денег, которая превращает родственников в непримиримых врагов.

Воюя, они не щадят друг друга. Сын Брик, пьяница и гей, открывает отцу, что тот обречен, другой сын Гупер и его жена Мэй , в свою очередь, пытаются уверить Большую Маму, что Большой Папа излечим. Но та отказывается подписать составленный ими договор о разделе имущества. Мэгги , жена Брика, решает обрадовать Большого Папу и «зацепиться» за наследство. Она сообщает ему о своей якобы беременности. В финале умирающий плантатор находит точные слова, характеризующие его ближних: «Кругом, всюду, везде, всегда - ложь и фарисейство. Все лгут, все врут. Лгут и дохнут».

Пластический театр: теория и практика. Жизненная философия Т. Уильямса, поэтика, типология его героев, неповторимый колорит его пьес получили воплощение в том новаторском феномене, названном им: пластический театр.

Стилистика Т. Уильямса синтетична. В ней - синтез разнородных элементов: реализма, романтики, порой натуралистической откровенности.

Конфликт в его пьесах нередко строится на конфронтации хрупкой, беззащитной, иногда неврастенической личности с грубой реальностью. Отсюда сквозной мотив крушения иллюзий, унижения мечты.

Пластический театр , созвучный, в широком плане, чеховской методологии, основан на психологическом подтексте , расположении мизансцен, световых эффектах, музыкально-поэтической атмосфере, которые воздействуют на внутренний мир зрителя. Несмотря на обманчивое жизне- подобие, Уильямс обнажает «взрывчатый контакт с человеческим подсознанием». Предлагает сценическое воплощение первозданных конфликтов, смысл которых за пределами рационального и социального факторов. Они - в сфере подсознательного.

Вот начало четвертой картины в «Зверинце»: «Переулок тускло освещен. Басовитый колокол с ближней церкви бьет в тот самый момент, когда начинается действие. В дальнем конце переулка появляется Том. После каждого торжественного удара колокола на башне он трясет погремушкой, словно выражает ничтожность человеческой суеты перед сдержанностью и величием Всевышнего».

Исполнены символики отдельные слова и детали. Когда Лаура спрашивает у брата, что он делает, Том отвечает, что ищет ключ. В глубинном смысле имеется в виду, конечно, не потеря ключа от двери. Том ищет выход из жизненного тупика, в котором он оказался. Подобный подтекст типичен для пьес Уильямса.

Теннесси Уильямс «моделировал» театр в соответствии со своим мировосприятием. Его пьесы были в большей степени автобиографичны, чем это могло показаться на первый взгляд. В персонажах Уильямса есть нечто от него самого: художественно-артистическое начало, ранимость при отсутствии решительности и силы воли. Это мешает им достичь успеха и постоять за себя.

Т. Уильямс был художником, беспредельно преданным своему искусству. Он признавался: «У меня никогда не было иного выбора, кроме как стать писателем... Театр и я находили друг друга во все лучшие и худшие времена, и я знаю, что это единственное, что спасло мою жизнь».

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал