Проблема самопринятия в развитии личности статья. Самопринятие. Как в корне изменить собственный взгляд на жизнь и повысить самооценку

10.02.2022

Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? На эти и другие вопросы подростку, при помощи психолога, поможет найти ответы тренинг, программа которого представлена в предлагаемой книге. В издании раскрыты особенности психологической работы с подростками в форме тренинга, направленного на самопознание, самоосознание, саморазвитие личности подростка. Представлены различные методы и практические приемы, даются развернутые разработки занятий, последовательность проведения упражнений и этюдов, а также методика их обсуждения с подростками. Книга адресована практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов, а также специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практической психологии.

Книга:

Цель: научение говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.

1. Ритуал приветствия

2. Приветственная фраза

Дети садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим участником, тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова привета и благодарности должны быть краткими: одна-две фразы, не более.

Приблизительный вариант: «Доброе утро! Вы прекрасно выглядите!»

Обратное послание: «Спасибо. Вы очень любезны».

3. Автопилот

– Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем.

Вы должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

4. Самоодобрение

Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен:

Быть верен своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, но вместе с тем уметь гибко изменить свое мнение, если оно ошибочно;

Быть способным действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;

Быть способным не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне;

Сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;

Видеть в каждом человеке личность и рассматривать его как полезного для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением;

Быть непринужденным в общении, уметь как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других;

Уметь принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;

Уметь оказывать сопротивление;

Быть способен понимать свои и чужие чувства, уметь подавлять свои порывы;

Быть способным находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;

Чутко реагировать на нужды других, соблюдать принятые социальные нормы;

Уметь видеть в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

5. Формула успеха

– Из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь.

По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Другими словами, само


оценку можно повысить, либо повысив уровень успеха, либо снизив притязания.

Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черчения или рисования.

Напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом.

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «желательное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводите линию от «Я», центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре – любые, самые неожиданные. Но важное условие – они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?

Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйтесь ими.

6. Я ценю себя

– Сядьте поудобнее на стуле так, чтобы ноги стояли на полу. Слегка прикройте глаза и просто следите за дыханием. Теперь направьте свой мысленный взор вовнутрь и скажите себе, что вы себя любите.

Это может звучать примерно так: «Я высоко ценю себя».

Это придаст вам силы и укрепит дух. Выполняя это упражнение, периодически следите за своим дыханием.

Теперь сосредоточьтесь еще сильнее и определите то место, где хранится сокровище, носящее ваше имя. Приближаясь к этому священному месту, подумайте о своих возможностях: способности видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запах, чувствовать, думать, двигаться и делать выбор. Как следует подумайте о каждой из этих возможностей, вспомните, как часто вы пользовались ими, как пользуетесь сейчас, как нужны они будут в дальнейшем.

Теперь вспомните, что это все – вы, что это вы можете увидеть новые картины, услышать новые звуки и т. д. Постарайтесь осознать, что благодаря этим возможностям вы никогда не будете беспомощными.

А теперь вспомните, что вы – частица Вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заряжают и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.

Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выбираете лишь то, что вам нужно. И тогда отчетливо скажите «да» тому, что необходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе, и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.

А теперь снова сосредоточьтесь на своем дыхании.

Все это может занять у вас одну или пять минут.

Это вы решите сами.

Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его.

7. Мнение (см. занятие № 5)

- анкета для педагогов «Выявление зависимости у подростка»,

Анкета для подростков «Как я бросил курить»,

Анкета «Определение актуальности профилактики употребления психоактивных веществ»,

Анкета изучения мнения подростков по проблеме зависимости от психоактивных веществ.

Эффективность профилактической работы напрямую зависит от компетентности как психолога, так и педагога. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти -любовь, ответственность, забота и профессионализм.

Л и т е р а т у р а

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Детская психология. Педология подростка. - М.: Педагогика, 1984.

3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

4. Поливанова К.Н. Психологический анализ процессов возрастного развития // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

6. Цукерман ГА. Психология саморазвития: Задача для подростков и педагогов. - М.: Интерпракс, 1994. - 156 с.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2002. - 298 с.

8. Сирота Н.А. Руководство по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами в студенческой среде. - М.: Социальный проект, 2003. - 320 с.

9. Программы реабилитации детей с девиантным поведением / Сост. О.Н. Усанова. - М.: Эврика, 2003. - 304 с.

10. Шульга Т.И., Слот Н.В., Спаниярд Х.К. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 128 с.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.

М.: Генезис, 2005. - 205 с.

Т. V Lugovskaya

Development of teenagers’ personality in the process of psychological prevention of aberration behavior in boarding school

The author presents practical materials of the process of psychological prevention of aberration behavior in the conditions of boarding school. Practice material on the organization of the process of psychological precaution of teenagers’ deviant behavior in boarding schools is provided. Working methods of teacher-psychologist are shown. Psychological precaution is based on creating of conformable to age educational space providing teenager with the opportunity to lead meaningful, sociable life and changing his attitude toward deviant behavior.

Key words: conformable to age educational space, deviant behavior, psychological precaution, adolescence, development tasks, social engineering, self-realization, experimentation, synergetics, “I am-concept”.

УДК 159.922 С.М. Колкова

ПРОБЛЕМА ПОЗИТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Создана модель формирования безусловного самопринятия личности. На её основе разработан тренинг развития безусловного самопринятия студентов-психологов. На основании применения различных критериев оценки достоверности полученных результатов установлен переход студентов с уровня условного самопринятия на безусловный уровень.

Ключевые слова: личность, безусловное самопринятие, гуманистические качества, принятие других, конгруэнтность, эмпатия, истинные эмоции, защитные формы реагирования, субличность.

КОЛКОВА Светлана Михайловна - к. психол. н., доцент Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева».

E-mail: [email protected]

Работа с клиентом предполагает наличие у самого психолога комплекса гуманистических качеств, отсутствие каждого из которых делает невозможным эффективное выполнение им профессиональной деятельности. К. Роджерс выделял три основные психотерапевтические установки в качестве необходимых и достаточных условий любого позитивного изменения личности человека в

любых коммуникативных контекстах - безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание и конгруэнтное самовыражение .

Позитивное изменение личности невозможно без понимания самого себя, своих особенных эмоциональных проявлений, своих ограничений и недостатков. Пока не будет достигнута эта ощутимая степень осмысления, практический психолог будет не в состоянии распознать ситуацию, в которой он, вероятно, подвергается влиянию каких-то своих предубеждений и эмоций. Психолог должен обладать некоторым осмысленным представлением

о собственной личности, используя в числе других механизм осознавания.

Проблема личностного развития студента - будущего психолога и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности является ключевой в теории и практике профессиональной подготовки специалиста. При этом значимым является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только профессионального образования, но и личностного развития студентов.

Одной из задач подготовки практических психологов должно быть создание условий для развития гуманистических качеств личности: безусловного позитивного принятия других, эмпатического понимания и конгруэнтного самовыражения . Психолог переживает безусловное позитивное принятие, если чувствует принятие каждого аспекта опыта клиента, как если бы он являлся его частью. Такое принятие означает, что не существует каких-либо условий принятия . Безусловное позитивное принятие представляет собой противоположный полюс по отношению к избирательной оценочной уста овке, к условному принятию. В случае эмпатии речь идет о сопереживании эмоциональному состоянию другого человека, а в случае конгруэнтно-

сти - о переживании своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям. Отсутствие каждого из этих качеств делает невозможным эффективное выполнение практическим психологом профессиональной деятельности и его личностный рост. Началом, основой развития гуманистических качеств личности является ее безусловное самопринятие. Принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и в свои возможности, доверие собственной природе, организму. Обычно высокий уровень принятия себя связан с высоким уровнем социальной адаптации. Карл Роджерс считал, что самопринятие играет наиболее важную роль в развитии личности и её психического здоровья .

Нами было проведено исследование, целью которого стало определение психологических условий, способствующих формированию безусловного самопринятия студентов - будущих психологов.

Мы предположили, что психологическими условиями, способствующими формированию безусловного самопринятия, являются телесное и чувственное осознание, осознание истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм реагирования, принятие собственных субличностей.

Анализируя феномен самопринятия в психологической литературе, мы встретили различные описания тренингов личностного роста, программ психологического сопровождения гуманистического развития личности [ 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но в них отсутствуют теоретически обоснованные модели формирования самопринятия личности. Поэтому, основываясь на описании К. Роджерсом динамики и процесса изменений личности , мы создали одну из возможных моделей формирования самопри-нятия личности (рис. 1).

УСЛОВНОЕ

САМОПРИНЯТИЕ

Неумение слушать себя, понимать свои эмоциональные состояния

Защитные формы реагирования, непринятие собственных эмоций и чувств

Деструктивные отношения субличностей, непринятие субличностей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

Телесное и чувственное осознание ------------------

Осознание истинных эмоций и собственных бессознательных форм реагирования

Принятие собственных субличностей

БЕЗУСЛОВНОЕ

САМОПРИНЯТИЕ

Сформированное Осознанные

телесно-чувственное истинные

осознание эмоции и чувства

целостность тела

Целостность

личности

Рис. 1. Модель формирования безусловного самопринятия личности студентов - будущих психологов

На основании представленной модели формирования безусловного самопринятия личности нами был разработан тренинг развития безусловного самопринятия для студентов - будущих психологов.

Тренинг состоит из трех содержательных этапов:

1. Объективация эмоций и чувств, развитие чувственного и телесного осознавания.

2. Осознавание истинных эмоций, чувств и защитных форм поведения.

3. Формирование целостности личности через работу с субличностями. Принятие себя и других.

1 этап тренинга - Объективация эмоций и чувств, развитие чувственного и телесного осознания

На этом этапе тренинга происходит «прикосновение» студентов к собственным состояниям тела, эмоциям, чувствам - телесно-чувственное осознание. Для этого мы предварительно просили студентов представить себя практическими психологами, ожидающими клиента, а человека, которого они увидят по телевизору - клиентом, пришедшим на прием. Были продемонстрированы кадры видеофильма, где показана девушка (видна только её голова, она произносит монолог, звук отключен). Затем студентов просили отметить на бланке свои ощущения и эмоции, возникшие во время просмотра кадров видеофильма.

Таким образом, у студентов объективируются различные эмоциональные состояния.

Далее студенты получают новый опыт: осознаются ощущения, не замечаемые раньше. Осознание информации, поступающей от органов чувств, осознание внутренних ощущений тела происходит во время специально организованных упражнений методом самонаблюдения . Для этого у студентов стимулируется внимание к частям тела, «ускользающим» от осознания. Тело ощущается как целое, иногда происходит «примирение» человека со своим телом.

Самонаблюдение чувственного и телесного состояний является необходимым шагом на пути к развитию личности, т.к. позволяет человеку сосредоточиться на настоящем.

2 этап тренинга - Осознание истинных эмоций, чувств и защитных форм поведения

На этом этапе происходит «прикосновение» студентов к собственному бессознательному и осознание своих истинных чувств и эмоций, защитных форм поведения. Для этого у них объективируются аффективные состояния, которые, являясь амбивалентными, вызывают внутренний конфликт между социально одобряемыми и неодобряемыми эмоциями. Способствовать осознанию этого конфликта позволяет воображаемая ситуация встречи с необычным клиентом - девушкой-инвалидом, у которой отсутствуют обе руки и функционирует одна нога. Это актуализирует бессознательные механизмы психологической защиты (идентификацию, проекцию и перенос).

Объективация аффективных состояний происходит с помощью метода сопереживания ситуации, модифицированного нами. Схема использования нашей модификации метода следующая:

1. Уровень первых реакций. При показе девушки-инвалида в движении и в полный рост просим указать на отпечатанном бланке свои ощущения и эмоции, возникшие во время просмотра. Затем просим описать те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогают понять и объяснить их первую реакцию.

2. Уровень эмоциональных реакций. Предлагаем студентам представить себя в роли действующего лица видеофильма, проникнуться его чувствами и описать без оценки свои ощущения и эмоции. После этих описаний студенты должны сравнить собственные чувства с чувствами действующего лица видеофильма и объяснить, в чем и почему они различны.

3. Уровень рационального постижения. При этом студенты определяют ключевые моменты собственного восприятия видеофильма (дифференциация чувств на социально одобряемые и неодобряемые, этиология этих чувств, психологические механизмы защиты). На данном уровне на основе использования соответствующей научной психологической информации в связи с выделенными ключевыми моментами они осмысляют собственное состояние во время просмотра видеофильма и прогнозируют собственные состояния в аналогичных ситуациях (при встрече с необычными людьми).

Итогом второго этапа тренинга является осознание студентами истинных чувств и эмоций, собственных механизмов бессознательной психологической защиты; участники тренинга осознают внутренний конфликт между социально одобряемыми и неодобряемыми эмоциями и чувствами.

3 этап тренинга - Формирование целостности личности через работу с собственными субличностями

На третьем этапе студенты выделяют конфликтующие части собственного «Я», понимают сущность целостного «Я», усиливают собственное «Я», чтобы быть способными разрешать конфликты между субличностями, принимать каждую из них.

Для этого в ходе упражнений студенты выделяют собственные субличности, осознают деструктивные моменты в отношениях субличностей. Путем создания ведущим группы атмосферы принятия, с помощью психодраматических упражнений, создаются условия «примирения конфликтных сторон». Одна из целей студентов во время психодрамы - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями, принимать каждую из них. Студенты также используют научную информацию для осмысления собственного состояния. Вводится содержание о превентивных моментах самопонимания и самопринятия и о стратегиях саморазвития в русле позитивной психологии .

По разработанному нами тренингу мы провели экспериментальную работу со студентами 3-4 курсов Института психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева». Были созданы 2 группы по 92 студента: экспериментальная и контрольная.

В ходе исследования мы отслеживали формирование компонентов безусловного самопринятия студентов - будущих психологов:

1) чувственного и телесного осознания,

2) осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения,

3) целостности личности.

Для доказательства изменений, происшедших в первых двух компонентах безусловного самопринятия, использовалась модифицированная нами шкала дифференциальных эмоций Кэрролла Э. Изарда (самооценка эмоционального состояния (рис. 2).

Рис. 2. Эмоции и состояния тела

Обследование экспериментальной группы по этой шкале проводилось после каждого этапа тренинга.

С помощью метода кластерного анализа к-средних на каждом этапе тренинга участвующие студенты подразделялись на 2 кластера по типу чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения.

Как видно из рис. 3 после первого этапа тренинга у студентов, относящихся к первому кластеру, наиболее выражено осознание жалости и страха, ко второму

Интерес. Столь разные проявления вызваны, видимо,

фактором новизны, непривычности ситуации, где нужно быть «лицом к лицу» с клиентом.

Во время второго этапа тренинга у студентов, относящихся к первому кластеру, интерес, наиболее выраженный после первого этапа тренинга, уступает место сочувствию и уважению (рис. 4). Примечательна динамика осознания «интереса», у студентов первого профиля оно было выражено на первом этапе тренинга, на втором наблюдалось снижение, а у второго профиля присутствует обратная динамика. Значимость изменений чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций

Рис. 3. Материалы первого кластерного анализа после первого этапа тренинга. Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

и собственных бессознательных защитных форм поведения определяется тем, что открытие неизвестных компонентов своего «Я», переживание чувств более свободно, во всей полноте (без защит), ведет человека к опыту целостного организма, а не закрывает его от осознания. От относительно равномерно представленной выраженности эмоций (состояний тела) у студентов во время

осознания на первом этапе тренинга произошел переход к более яркой выраженности эмоций (в том числе негативных) при осознании на втором этапе тренинга. При осознании увеличение выраженности негативных эмоциональных состояний мы интерпретируем как усиление искренности, спонтанности, т.е. снижение защитных форм реагирования.

Рис. 4. Материалы второго кластерного анализа во время второго этапа тренинга.

Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

После третьего этапа тренинга (рис. 5) отсутствует выраженная разница в осознании студентов, относящихся к разным кластерам. Наблюдается тенденция к положительным эмоциям: удивлению, радости, интересу, гордости, уважению. При этом отсутствие жалости, стыда,

ужаса, беспокойства, волнения, раздражения, неприязни, сбоев в дыхании, отвращения, брезгливости у студентов, относящихся к первому кластеру, можно объяснить тем, что у них произошло осознание истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения.

Рис. 5. Материалы третьего кластерного анализа после тренинга. Горизонтальная ось - эмоции и состояния тела, вертикальная ось - расстояние между кластерами в условных единицах

Итак, в процессе анализа результатов устанавливается выраженная динамика чувственного и телесного осознания, осознания истинных эмоций и собственных бессознательных защитных форм поведения участников тренинга.

Для доказательства изменений, происшедших в третьем компоненте безусловного самопринятия студентов

Целостности личности, использовался опросник личностной ориентации (шкала - целостность). Сравнивались показатели целостности личности у студентов до и после тренинга. Использовался Н-критерий Краскала-Уоллиса, значение коэффициента - 3,54 и уровень достоверности 0,06, что доказывает существование тенденции к достоверным различиям по шкале целостности, причем после тренинга значения достоверно выше.

Подтвердим движение в развитии самопринятия от условного к безусловному уровню у студентов экспериментальной группы: сравним результаты обследования контрольной и экспериментальной групп по опроснику личностной ориентации (ЛИО), методике В.В. Столи-на по изучению самоотношений и нашей модификации шкалы Дембо-Рубинштейн.

Сравнение значений по шкале самопринятия опросника ЛИО (критерий сравнения Н. Краскала-Уоллиса) контрольной и экспериментальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 11,516, уровень достоверности 0,001).

Сравнение значений по шкале самопринятия методики В.В. Столина (критерий сравнения Н. Краскала-Уоллиса) контрольной и экспериментальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 9,171, уровень достоверности 0,003).

Сравнение значений по шкале самопринятия (критерий сравнения х2 Фридмана) контрольной и эксперимен-

тальной групп показало существование высоко достоверных различий, причем у студентов экспериментальной группы значения достоверно выше (значение коэффициента 11,27, уровень достоверности 0,001).

Сравнивая значения по шкале самопринятия у студентов контрольной и экспериментальной групп по различным критериям, мы можем сделать вывод о переходе студентов, участвовавших в тренинге, с уровня условного самопринятия на уровень безусловный, по сравнению со студентами контрольной группы. Таким образом, бессознательное самопринятие возможно при следующих психологических условиях: телесное и чувственное осознание, осознание истинных эмоций и собственных бессознательных форм реагирования, принятие собственных субличностей. Переход от условного к безусловному самопринятию посредством перечисленных психологических условий оформлен в разработанной нами модели формирования безусловного самопринятия личности студентов - будущих психологов. На основании этой модели был разработан тренинг формирования безусловного самопринятия студентов - будущих психологов.

Л и т е р а т у р а

1. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез / Принципы и техники / Пер. с англ. Е. Перовой. - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - 3-е изд-е изд., стереотип. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 464 с.

4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. - М.: Культура, 1994. - 332 с.

5. Прутченков А.С. Методические разработки социальнопсихологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.

6. Белоус О.В. Формирование регулятивных умений как фактора эффективного профессионального становления студентов педагогического вуза //Вестник Якутского госуниверси-тета. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 86-91.

7. Рейнуотер Дж. Как стать собственным психотерапевтом.

М., 1997. - 224 с.

The problem of positive changes of the personality of future psychologists

The author presents the model of formation of complete self-acceptance of personality. The training of self-acceptance of personality has been created on basis of the model. The results showed that there is the transition from the level of conditional self perception to complete self perception of the students.

Key words: personality, complee self-perception, humanistic quality, acceptance of others, congruence, empathy, true emotions, protective forms of reaction, subpersonality.

Самопринятие в психологии, как влюбиться в себя и повысить свой уровень жизни

Самопринятие в психологии учит тому, что если мы были рождены в этот мир, значит, мы нужны здесь именно такими, какими пришли в него.

Научившись принимать себя таким, какой человек родился, он приобретает уникальную возможность достичь любых целей в жизни. Я раскрыла для себя секрет этого тайного знания и теперь для меня нет закрытых дверей или вершин, на которые я не могла бы подняться. Хотите, я поделюсь им с вами?

В одной из притч великого рассказывается о погибающем царском саде. Каждое из растений в нем завяло. Когда царь спросил у дуба, в чем дело, тот ответил, что не сможет вырасти таким высоким, как сосна. В то же время сосна была недовольна собой, потому что не давала плоды, как виноградная лоза, а та хотела цвести, как садовая роза.

И только один цветок распускал свои бутоны в полную силу. На вопрос царя, как у него это получается, он ответил, что раз царь посадил его в своем саду, значит, он хотел видеть именно его, а не розу или дуб.

Принятие без фанатизма

Любить себя просто необходимо. Вспомните, что едва ли не каждый психолог начинает с совета полюбить себя, разрешить себе быть собой и никем другим. Однако положительное самоотношение не означает безусловное и абсолютное самоодобрение.

Критерием здравомыслящего и мудрого человека всегда будет доля критики по отношению к себе и адекватная оценка собственных действий. Абсолютно нормально стыдиться некоторых своих поступков или слов, сожалеть о том, что когда-то сделал или, возможно, не сделал. Только так личность способна расти и развиваться.

Откуда берется нежелание принимать себя?

Успешный человек должен зарабатывать не меньше. Идеальная женская фигура - 90-60-90. Настоящая женщина обязана уметь вкусно готовить. Настоящий мужчина должен уметь чинить все - от розетки до звездолета. Сколько раз вы слышали суждения, подобные этим?

Причины низкой самооценки различны, но часто они уходят корнями в глубокое детство, развиваясь затем в самый настоящий кризис личности.

Всевозможные неодобрения за проступки, упреки и претензии, приведение в пример соседских детей и одноклассников, подавляющие замечания, которые мотивируют ребенка на поражение: «у тебя никогда не получится», «ты слишком неповоротлив», «посмотри на Машу - у нее все получилось!», «опять тройка за тест, ты глупее всех в классе!». Все это становится тем механизмом, который способен сформировать негативное восприятие себя и в будущем воспитать крайне несчастную личность.

Как преодолеть ошибки прошлого?

А давайте научимся преодолевать все эти препятствия, скинем все грузы, которые тянут нас на дно? Они не помогут нам стать лучше, они только делают нас печальнее!

Жить, ощущая себя хуже других, очень сложно. Такое ощущение не приносит радости, а значит, несчастны будут и ваши близкие.

Женщина, которая всегда недовольна собой, будет так или иначе действовать подавляюще на супруга, переносить свои неудачи на детей, взращивая еще одно поколение несчастливых и грустных людей.

Как в корне изменить собственный взгляд на жизнь и повысить самооценку?

Я предлагаю вам попробовать пару довольно действенных и несложных приемов, которые помогут вам заново полюбит себя и понять, насколько вы достойны любви. Нам потребуется совсем немного времени и чуть больше самоконтроля.

1. Прием: «Я самая обаятельная и привлекательная!»

Помните этот эпизод в фильме «Москва слезам не верит»? Поступайте также! Умываясь утром перед зеркалом, непременно остановитесь на секундочку, посмотрите на свое отражение, а затем улыбнитесь и расскажите себе, что вы красивая или симпатичная, что у вас лучистый взгляд и нежная улыбка, что вы приносите людям свет, а мужчины не могут не обернуться вам вслед. Любые приятные слова, сказанные с уверенной интонацией и убедительным голосом, помогут вам избавиться от в самом начале дня и приобрети нужную уверенность. Люди, как сканеры, считывают наше к себе отношение.

2. Прием: Каждый ценен

Если вас часто посещают мысли о собственной никчемности, ненужности, то помните - нет ненужных людей, есть люди, которые не знают, что они для кого-то очень важны. Сядьте в свободное время и подумайте, что вы умеете делать хорошо. Вовсе необязательно быть выдающимся специалистом в своей профессии. Может, вы просто душа компании и без вас любая вечеринка - провал? Или, возможно. Вы всегда даете своим друзьям поддержку в трудные минуты?

3. Прием : Лучшая на свете

Очень часто мы сидим и сравниваем себя с остальными - кто-то стройнее, кто-то умнее, кто-то замуж вышел удачнее. А этого категорически делать нельзя. Всегда найдется тот, кто в чем-то будет лучше нас.

Напишите список того, что вам в себе не нравится, а затем подумайте, что можно с этим сделать. И вы удивитесь, что все, оказывается, в ваших руках: лишние килограммы можно сбросить, стать более интересным собеседником можно, читая книги, а над отношениями с супругом необходимо постоянно работать. Составьте свой план саморазвития, чтобы достичь нужного уровня в том или ином аспекте.

4. Прием: Черное в белое

Невозможно прийти к самопринятию, если вы всегда находитесь в состоянии конфликта с собой. Разрешите себе свои проблемы и слабости - вы постоянно опаздываете на работу, ну да, пунктуальность можно развить, зато вы гораздо быстрее включаетесь в процесс и оперативнее прочих справляетесь со своими обязанностями. У вас пара лишних килограммов? Зато аппетитные формы и есть что положить в лифчик!

У вас все обязательно получится, если вы действительно хотите стать счастливее. Самый главный секрет - это любовь к себе. Просто цените себя и относитесь к себе, как к единственной и неповторимой, а окружающие постепенно с вами согласятся в этом.

Приемы подойдут не только для женщин, но и для мужчин. Любите себя!

Подписывайтесь на наши обновления и получайте интересные статьи каждый день. Не забывайте делиться с друзьями.

1

Данное исследование посвящено изучению самопринятия с точки зрения таких его характеристик, как самоосведомленность, безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта. В ис-следовании принимали участие 90 человек в возрасте от 15 до 63 лет (43 женщины и 47 мужчин). Для сбора данных была разработана специальная методика, в которой испытуемым предлагалось написать как можно больше собственных качеств, оценить каждое из них и противоположные качества, отметить те из противоположных качеств, которые являются привлекательными для респондентов. Данные со-поставлялись со шкалами «Самоприятие» и «Самонеприятие» методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена. Результаты показывают низкий уровень выра-женности всех характеристик самопринятия при высоком уровне приятия по методике К. Роджерса и Р. Даймонд, при этом взаимосвязь между этими методиками является незначимой. Корреляционный анализ показывает, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами.

позитивное самоотношение

готовность к приобретению нового опыта

толерантность

безоценочность

самоосведомленность

самопринятие

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М., 1987. - С. 91-114.

2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - СПб. : Издательский центр «Академия», 2002. - C. 426-433.

3. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm / (дата обращения: 16.02.14).

4. Колышко A.M. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.

5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56.

6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М. : Смысл, 1993. - 32 с.

7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-130.

8. Яремчук С.В. Проблема принятия себя в юношеском возрасте // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 4 (22). - C. 207-212.

Введение

В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие» начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем место этого феномена в системе категорий отечественной психологии остается весьма размытым. Анализ, осуществленный В.В. Ивановой , обнаруживает, что самопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность, аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждение и т.п. При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составная часть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности, как один из компонентов психологического благополучия. Неопределенность этого понятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики самопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.

Так, в тесте-опроснике самоотношения (ОСО) В.В. Столина шкала самопринятия входит как составляющая в шкалу аутосимпатии. В содержательном плане шкала аутосимпатии на пози-тивном полюсе объединяет одобрение себя в целом, доверие к себе и позитивную самооцен-ку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недо-статков, низкую самооценку, готовность к самообвинению (включая такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров).

В методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева шкала самопринятия была выделена в результате факторного анализа. В основе обнаруженного фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Самопринятие в этой методике связывается с одобрением своих планов и желаний, снисходитель-ным, дружеским отношением к себе. Автономность этой шкалы и отсутствие ее корреляции с интегральной самооценкой интерпретируется С.Р. Пантилеевым как принятие личностью не только своего образа «Я», но и сопровождающих оценку этого образа эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.

В контексте изучения самоактуализации также существуют методики, позволяющие осуществить измерение самопринятия, которое рассматривается как черта самоактуализирующейся личности. К наиболее распространенным инструментам относятся: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (содержащая шкалы «приятие себя» и «неприятие себя») , самоактуализационный тест (САТ), представляющий собой вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (шкала самопринятие) и методика диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) , которая также позволяет осуществить диагностику особенностей личности, характерных для самоактуализирующегося человека, и в частности самопонимание и аутосимпатию.

В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия К. Рифф, которой создана шестифакторная модель психологического благополучия и опросник «Шкалы психологического благополучия» (Ryff"s Scales of Psychological Well-Being), одним из компонентов которого выступает самопринятие. В интерпретации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, осуществлявших стандартизацию методики на российской выборке , высокие или нормативные значения по шкале «Самопринятие» означают, что человек позитивно относится к себе, признаёт и принимает свои как хорошие, так и плохие качества, позитивно оценивает своё прошлое.

Заметим, что независимо от контекста, в котором изучается самопринятие, в большинстве адаптированных в России методик самопринятие понимается как позитивный смысл «Я», симпатия по отношению к себе, основа позитивного Я-образа. Вместе с тем современные зарубежные исследования принятия себя опираются на такие характеристики принятия, как безоценочность (nonjudgement), толерантность (tolerance), осведомленность (awareness) и готовность к приобретению нового опыта (willingness to have an experience) . В связи с этим целями настоящего исследования стали разработка методики, ориентированной на изучение самопринятия с опорой на указанные характеристики, ее апробирование и сопоставление со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.

Методы

В разработанной методике испытуемым предлагалось написать как можно больше качеств, которыми он, как ему кажется, обладает (что отражает параметр «осведомленность »); оценить каждое из качеств (параметр «безоценочность »: определялся числом качеств, оцениваемых нейтрально); к каждому качеству подобрать противоположное и оценить каждое из них (параметр «толерантность »); а также отметить те из противоположных качеств, на которые человек был бы согласен изменить свои собственные (параметр «готовность к приобретению нового опыта »). В процессе обработки безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта оценивались в процентном отношении к общему числу выделенных качеств. При этом шкала «толерантность» образовывала биполярный континуум, в котором отрицательные значения свидетельствовали об интолерантности человека к качествам, противоположным его собственным, и оценке их как негативных.

Апробирование методики осуществлялось на выборке из 90 человек: 50 школьников 15-16 лет и 40 взрослых в возрасте от 24 до 63 лет (21 человек в возрасте 24-35 лет и 19 человек старше 36 лет).

Кроме разработанной методики, для изучения самопринятия использовались шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд «Приятие себя» и «Неприятие себя», отражающие позитивный и негативный окрас образа Я.

Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции r s -Спирмена.

Pезультаты и обсуждение

Средние значения показателей самопринятия по обеим методикам в разных возрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей самопринятия в разных возрастных группах

Параметры самопринятия

Возрастные группы

старше 36 лет

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации

Приятие себя (норма 22-42 балла)

Неприятие себя (норма 14-28 баллов)

Анализ средних показателей методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд показывает, что во всех возрастных группах испытуемые демонстрируют высокий уровень приятия себя и низкий уровень самонеприятия (за исключением группы учащихся, значения которых по шкале неприятия себя попадают в границы нормы). Это свидетельствует о преимущественно позитивной окраске образа собственного Я, характерной для обследованной выборки.

Вместе с тем анализ характеристик самопринятия, проявляющихся при описании себя, отражает обратную тенденцию. Несмотря на то что в инструкции требовалось указать минимум 10 качеств, среднее количество характеристик, которые используют при самоописании школьники (15-16 лет), составляет 7,9; испытуемые в возрасте 24-35 лет перечисляют в среднем 9,3 своих качеств, а в возрасте старше 36 лет - 9,9. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых респондентами при наблюдении и отслеживании своих внутренних процессов и личностных особенностей. Вместе с тем это единственный параметр самопринятия, имеющий значимую корреляцию с возрастом человека (r s =0,323, значим для р=0,002).

Большинство из качеств, которые указывались испытуемыми при самоописании, оценивались ими как позитивные (82,3% от общего числа характеристик), негативная оценка была дана 11,7% характеристик, а безоценочное восприятие качеств было обнаружено лишь для 6% характеристик. Это согласуется с данными методики К. Роджерса и Р. Даймонд и подтверждает преимущественно позитивную окраску образа «Я». Вместе с тем безоценочность считается центральной характеристикой самопринятия и определяется как сознательное воздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного. Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременно способствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других. Преимущественная оценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанность различных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и, как следствие, искаженное восприятие себя. Данные исследования показывают, что наибольшее число качеств, воспринимаемых безоценочно, обнаруживается в возрасте 24-35 лет (15% характеристик), в то время как для остальных возрастов в большей степени характерно оценочное отношение к самому себе.

Позитивный образ себя, как правило, формируется в ситуации, когда человек избегает признания в себе каких-либо качеств, отрицает наличие каких-либо характеристик, оцениваемых им самим как негативные. При этом зачастую негативно рассматриваемые характеристики проецируются человеком на окружающих, представляя основания для непринятия другого человека и интолерантности по отношению к людям в целом. Проведенное нами исследование подтверждает этот тезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считают противоположными их собственным, оцениваются ими негативно, об этом свидетельствуют отрицательные средние значения по параметру «толерантность» в каждой из возрастных групп. Лишь 8,8% испытуемых демонстрируют принятие характеристик, противоположных их собственным, оценивая их позитивно или воспринимая безоценочно. Каждый четвертый респондент (26,6% выборки) все противоположные качества оценивает как негативные. Эта закономерность в равной степени наблюдается в каждой из возрастных групп. Таким образом, общее отношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описать формулой «Я - хороший, а ты - плохой», что, несомненно, не может быть основой для благополучия.

Самопринятие предполагает также и принятие себя как изменяющейся личности, предрасположенность к совершению действий в согласии с переживаемым в настоящий момент опытом, развитие поведенческого репертуара, направленного на достижение значимых целей. Самопринятие, вовлекающее в сознание неприукрашенную действительность, чаще имеет своим следствием стремление к активности и изменению, нежели к избеганию или пассивности. Принятие себя предполагает и принятие своего стремления к изменениям и непрерывности процесса изменений, естественного по своей природе. Однако готовность к самоизменению может диктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального и реального Я. Видимо, именно этот фактор объясняет большую готовность к новому опыту в выборке школьников, которые демонстрируют готовность попробовать изменить 45,5% своих качеств на противоположные. Для взрослых в возрасте 24-35 лет это число составляет 27,6%, а в более старшем возрасте - 28,8%.

Данные корреляционного анализа, включающего четыре описываемые параметра самопринятия по всей выборке, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь параметров самопринятия по критерию r s -Спирмена

Параметры

самопринятия

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовность к приобретению опыта

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовность к приобретению опыта

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

** взаимосвязь существенна для р≤0,01

Результаты корреляционного анализа показывают, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами. Это может объясняться тем, что принятие качеств, противоположных своим собственным, способствует принятию и своих особенностей, их осознанию и безоценочному восприятию, а также готовности к самоизменению. В то же время категоричная негативная оценка каких-либо качеств мешает признанию их присутствия в жизни человека, препятствует саморазвитию и обеспечивает рассогласование между Я-реальным и Я-осознаваемым. Остальные характеристики самопринятия не связаны друг с другом, а, следовательно, выступают достаточно автономными образованиями в структуре принятия себя.

Для изучения взаимосвязи параметров самопринятия с эмоциональной окраской образа Я был проведен корреляционный анализ, включающий результаты обеих использованных методик (таблица 3).

Корреляция всех параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации показывает, что позитивная окраска образа Я, отраженная в шкале «Приятие себя» методики К. Роджерса и Р. Даймонд, не связана ни с одной из характеристик самопринятия.

Таблица 3

Взаимосвязь параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации (по критерию r s -Спирмена)

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

Отсутствие значимых взаимосвязей свидетельствует об автономности этих образований, при которой позитивное самоотношение может сопровождаться как реальным самопринятием, так и непринятием важных сторон своей личности, выражающимся в избегании, вытеснении неодобряемых качеств, и их проекции на других людей с выраженной негативной оценкой. При этом негативная окраска образа Я, отраженная в шкале «Неприятие себя», приводит к снижению безоценочности восприятия своих качеств и побуждает человека к приобретению нового опыта.

Выводы

Таким образом, разработанная методика обнаруживает принципиально новое содержание феномена самопринятия, не связанное с его традиционным пониманием как позитивного образа Я. Среди всех характеристик, обнаруживаемых методикой, системообразующей является толерантность к альтернативным личностным особенностям, все остальные параметры (осведомленность, безоценочность и готовность к приобретению нового опыта) являются независимыми друг от друга характеристиками самопринятия.

Апробация методики показывает низкий уровень принятия себя в разных возрастных группах, проявляющийся в недостаточной осведомленности о своих качествах, тенденции выделять те из них, которые имеют в сознании человека позитивную оценку, и негативной оценке противоположных качеств, приводящей к их отрицанию и сопротивлению новому опыту.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности, код проекта: 2028.

Рецензенты:

Седова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

Шаповалова О.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Комсомольск-на-Амуре.

Библиографическая ссылка

Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Игры и упражнения на развитие самопринятия и принятия партнёра по общению в диаде «ребенок – ребенок»

Игра "Кто я?"
Цель: расширить у детей представление о себе, формировать принятие себя.

Описание
Необходимо дать несколько ответов на вопрос: "Кто я такая (такой)?" Самохарактеристики могут касаться физических качеств (внешний облик, особенности телосложения), психологических особенностей, социальных ролей и др. Дети сидят в кругу и по очереди стараются дать как можно больше ответов ("Я человек", "Я девочка", "Я мальчик", "Я дочка", "Я сестричка", "Я мамин помощник" и т.д.).

"Закончи предложение"
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, увлечения и рассказывать о них.

Описание
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог, у него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч, ребёнок заканчивает предложение и бросает мяч взрослому.
Моя любимая игра – …
Моя любимая игрушка – …
Моё любимое занятие – …
Мой лучший друг (подруга) – …
Моя любимая песня – …
Моё любимое время года – …
Моя любимая сказка – …
Мой любимый праздник – …
Мой любимый мультфильм – …
Мой любимый цветок – … и т.д.

"В центре круга"
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребёнку ощутить внимание и дружескую поддержку.

Описание
Дети сидят в кругу на ковре или на стульчиках. В центре игрок, который назначается педагогм или выбирается с помощью считалки. Задача детей – говорить находящемуся в центре круга разные приятные слова: "Ты вежливая и добрая", "Я люблю с тобой играть".
Эту игру рекомендкуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребёнка была возможность побывать в центре круга.

"Слова поздравления и пожелания"
Цель: формировать у детей положительное отношение к другому ребёнку, умения говорить ему добрые слова и пожелания.

Описание
Дети делятся на пары. Каждой паре взрослый задаёт ситуацию поздравления (поздравить с Новым годом, днём рождения и т.д.). Дети обсуждают, что будут говорить. Затем один ребёнок произносит поздравление, другой дополняет его пожеланиями. Остальные дети слушают и оценивают.
Вариант: дети делятся на пары с помощью разрезных поздравительных открыток.

"Опиши друга"
Цель: учить детей обращать внимание на внешность и индивидуальные особенности другого человека, принимать его таким, какой он есть.

Описание
С помощью считалочки или какой-либо игры, например, Найди глазами пару", дети разбиваются на пары. Они становяться спиной друг к другу и по очереди описывают рост, лицо, цвет волос, одежду партнёра. Взрослый обращает внимание на точность описания.

Игры и упражнения на умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе

«О чём можно спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт.

Описание
Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета: цветок, осенний листок, красивая палочка. Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после слов приветствия, а затем ответить на него. Один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает: «Как живёте?», «Что нового?» и т.д. Дважды повторять вопросы нельзя.

«Познакомимся поближе»
Цель: учить детей задавать вопросы собеседнику, запоминать информацию о нём, развёрнуто формулировать и излагать свои мысли.

Описание
Взрослый предлагает детям коробку с разрезными открытками. С помощью открытки игрок находит себе партнёра. Каждая пара выбирает себе место, где можно спокойно поговорить. Предлагается заранее обсудить вопросы друг к другу: можно выяснить, с кем живёт партнёр, есть ли у него братья и сёстры, с кем дружит, что любит делать. Сначала вопросы задаёт один ребёнок, потом другой. По сигналу все садятся в круг. Один из детей становится за другим, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нём всё, что запомнил. По следующему сигналу дети в парах меняются ролями.

«Паутинка»
Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт прочувствования сплочённости группы.

Описание
Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т.д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.

«Игра с мячом»
Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени.

Описание
Игра имеет несколько вариантов.
1-й вариант: дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому предназначен мяч. Взрослы обращает внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее бросать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, смотреть в глаза ребёнку.
2-й вариант: Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч и кричит: «Саша!» Игрок подбегает и ловит мяч и т.д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об обращении, используя разные варианты имён.

«Саша – Наташа – Юля»
Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени и запоминать имена.

Описание
Дети стоят в кругу. В руках у педагога мяч. Педагог, начиная игру, называет маршрут перебрасывания мяча по именам детей: «Саша – Наташа – Юля». Последний названный участник называет новую тройку игроков. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договориться об использовании других вариантов имён.

«Вежливые слова»
Цель: учить детей обращаться к другим детям по имени, использовать в общении слова вежливости, благодарности, извинения, приветствия, прощания.

Описание
Игра проводится с мячом. Дети стоят в кругу и бросают друг другу мяч, называя вежливые слова: благодарности («Спасибо, Саша», «Леночка, благодарю тебя»), приветствия («Здравствуй, Таня», «Добрый день, Катя»), извинения («Извини, Серёжа», «Прости, Лёня»), прощания (до свидания, до встречи, пока, спокойной ночи).

«Можно – нельзя»
Цель: учить детей оценивать эффективность различных способов общения.

Описание
В руках у детей по две карточки: зелёная и красная. Зелёная означает «можно, допустимо, так принято», красная – «нельзя, неправильно, так не принято». Педагог описывает разные ситуации взаимодействия, а дети оценивают их с помощью карточек и обосновывают своё мнение. Например, можно ли перебивать говорящего? Допустимо ли размахивать руками во время разговора? Надо ли благодарить за оказанную услугу?

«В группу пришёл новый мальчик»
Цель: развивать у детей инициативу при вступлении в контакт, учить доброжелательному отношению к другому.

Описание
Выбирается пара игроков. Разыгрывается ситуация прихода в группу нового мальчика или девочки. Остальные участники наблюдают и по окончании сценки обсуждают эффективность общения игроков.

Игры на развитие умения слушать и слышать партнёра

«Рассказываем сказку»

Описание
Дети сидят в кругу. Взрослый предлагает выбрать хорошо знакомую всем сказку. Можно кратко напомнить её содержание. Участники рассказывают сказку, передавая эстафету друг другу, – называют по одному предложению из этой сказки.

«Рыба – птица – зверь»
Цель: учить детей внимательно слушать друг друга.

Описание
Дети сидят в кругу и по очереди называют в определённом порядке по одному животному: рыба, птица, зверь. Например, окунь, воробей, волк. Кто ошибётся, выходит из игры. Взрослый следит, чтобы названия животных не повторялись.

«Испорченный телефон»
Цель: учить детей внимательному слушанию других.

Описание
Выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передаёт его своему соседу, и т.д. Слово доходит до последнего игрока, который объявляет его всем. Если оно совпадает со словом ведущего, значит, телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какое они услышали слово. Кто ошибся, тот занимает место последнего в ряду.

«Рисунок по заказу»
Цель: развивать умение слушать, слышать и понимать другого ребёнка.

Описание
Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один играет роль художника, другой – заказчика. В центре стола – ширма. Заказчик говорит художнику, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и др.). Художник рисует за ширмой, уточняя непонятные моменты у заказчика. Готовый рисунок художник дарит заказчику. Затем дети меняются ролями.

Игры на использование и понимание жестов, позы, пантомимики

«Поприветствуем друг друга без слов»
Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.

Описание
Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т.д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.

«Расскажи стихи руками»
Цель: развивать чувство уверенности в себе, учить использовать жест и пантомимику.

Описание
Подбираются стихи, которые можно «рассказывать руками» или «всем телом». Взрослый предлагает послушать стихотворение. Затем читает его ещё раз, а дети рассказывают его языком тела.

«Зрители и актёры»
Цель: упражнять детей в использовании разнообразных средств общения (поз, мимики, пантомимики и др.).

Описание
Дети делятся на подгруппы по 5-6 человек. Игроки занимают удобное место в помещении. Каждая подгруппа задумывает сказку (отрывок из неё), репетирует, а затем показывает без слов. В это время дети из других подгрупп выступают в роли зрителей. Зрители отгадывают сказку и отмечают выразительность игры актёров.

«Скульптор и глина»
Цель: учить детей помогать друг другу занимать определённые позы, тренировать выразительность поз.

Описание
Выбирается пара: один ребёнок – «скульптор», другой – «глина». Скульптор пытается придать глине ту форму, какую он захочет. Глина старается принять форму, которую её придаёт скульптор. Законченная скульптура застывает. Остальные дети наблюдают и дают ей название.

«Разговор через стекло»
Цель: учить детей понимать невербальные средства общения, развивать внимательность и наблюдательность.

Описание
Детям предлагается ситуация общения со сверстником, который отъезжает в поезде и хочет что-то сообщить. Содержание проигрываемой ситуации следующее.
1. Отъезжающий ребёнок просит ему позвонить.
2. Ребёнок просит написать ему письмо.
3. Показывает, что в вагоне жарко (холодно).
4. Ест мороженое и предлагает детям купить его себе.
5. Открывает бутылку с напитком и пьёт, предлагает детям то же самое.
6. Передаёт, что провожающие могут уже идти домой.

Игры и упражнения на телесный контакт

«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Описание
Педагог и дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает взрослый: он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. После того, как ребёнок взял за руку взрослого, он берёт за руку соседа. Постепенно круг замыкается. Взрослый обращает внимание на последовательность действий: сначала берёт твою руку сосед, а потом ты предлагаешь свободную руку стоящему с другой стороны.

«Поздороваемся с закрытыми глазами»
Цель: дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, близость и тепло другого человека.

Описание
Дети садятся на ковре в круг. Педагог предлагает закрыть глаза: «Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так дальше, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся с другой стороны». Взрослый может предлагать различные приветствия: положить руку на плечо, взять за руку, погладить по спине.

«Благодарю тебя»
Цель: учить детей выражать положительное отношение к другому, развивать чувство принадлежности к группе.

Описание
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый. Он протягивает руку тому, кто стоит слева, и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно играть с тобой на занятии». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу и берёт его руку в свою, и так до завершения круга.

«Рисунок на спине»
Цель: развивать тактильную чувствительность и способность развивать тактильный образ.

Описание
Дети делятся на пары. Один ребёнок становится впереди другого. Стоящий сзади «рисует» указательным пальцем на спине стоящего впереди образ: домик, солнышко, ёлку, лесенку и т.д. Ребёнок определяет, что нарисовано, затем дети меняются местами.

«Колечко»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, помочь детям войти в контакт.

Описание
У ведущего в руках небольшой предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Ведущий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет этот предмет у кого-нибудь в руках. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача владельца колечка – выбежать вперёд. Задача всех остальных – постараться не выпустить участника с колечком из ряда.

Игры на развитие эмпатии

«Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнёра.

Описание
Упражнение выполняется в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребёнок играет роль зеркала, другой – того, кто смотрится в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния: человек грустит, радуется, улыбается, удивляется и т.д., а «зеркало» повторяет выразительные движения партнёра.

«Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека

Описание
Дети садятся в круг. У взрослого в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки, каждый берёт по одной фотографии, рассматривает её, показывает остальным и отвечает на вопросы: «Кто изображён на фото?», «Какое настроение у человека?», «Как ты определил его настроение?», «Почему могло возникнуть это настроение?»).

«Посочувствуйте другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание.

Описание
Упражнение выполняется в парах. Взрослый предлагает разнообразные ситуации.
1. Девочка упала, ей больно (один ребёнок с помощью мимики, жестов, позы выражает эмоциональное состояние девочки, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
2. Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (даётся задание показать, как встречаются два друга после долгой разлуки).
3. Малыш потерялся и плачет, нужно показать, как должен себя вести старший ребёнок.
4. Девочку обидели. Её пожалела подружка (показать, как поступает подружка).

5. Дети нашли на улице голодного котёнка (нужно показать, как поступили бы дети).
6. Друг угощает конфетами (у одного ребёнка – пакет с воображаемыми конфетами, он протягивает его другому, тот берёт конфету и благодарит).
Пары по очереди показывают этюды, остальные дети смотрят и оценивают.

«Закончи предложение»
Цель: учить детей понимать чувства и переживания другого человека.

Описание
В руках у взрослого – эстафета. Он начинает предложение, а ребёнок заканчивает и возвращает эстафету взрослому.
– Моя мама любит …
– Мой папа доволен, когда …
– У моего друга хорошее настроение, когда …
– Мама сердится, если …
– Мой друг боится …
– Наша воспитательница огорчается, если …
– Мой брат (сестра) радуется, когда …

«Злой дракон»
Цель: учить детей совместно переживать эмоциональные состояния, способствовать объединению детей, желанию поддерживать друг друга.

Описание
Взрослый приносит в группу несколько больших картонных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребёнка. В начале игры педагог предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране – большая беда: каждую ночь прилетает большой злой дракон, который уносит гномов в свой замок на горе. Существует единственный способ спастись от него: когда на город надвигаются сумерки, гномики прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают и гладят друг друга. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит их, старается побыстрее пролететь этот дом и найти другой, из которого такие слова не доносятся.
Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки, и гномики спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться».
Педагог ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого дома, заглядывает внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Игры на развитие навыков группового взаимодействия

«Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Описание
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи. Первый ребёнок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». Голова пытается поймать хвост, а тот уворачивается от неё. В ходе игры роли меняются: ребёнок, который в роли хвоста не дал себя поймать, становится головой. Если же его поймали, он становится в середину.

«Мы ходим, ходим, ходим»
Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

Описание
Дети врассыпную передвигаются по группе, произнося: «Мы ходим, ходим, ходим…» Через определённые отрезки времени педагог даёт команды: «Копна» – дети соединяют руки над головой; «Кочка» – дети приседают, положив руки на голову; «Тропинка» – выстраиваются по ходу движения друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

«Страна Х» (коллективный рисунок)
Цель: предоставление возможности каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, развитие навыков группового взаимодействия.

Описание
Это упражнение предусматривает совместное рисование детьми на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что захочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

«Иголка и нитка»
Цель: снятие психологического напряжения, совершенствование навыков группового взаимодействия.

Описание
Дети становятся друг за другом и крепко держатся за талию. Первый ребёнок – «иголка» – бегает, меняя направление. Остальные двигаются за ним, стараясь не разорвать нитку.

«Истории из чудо-мешочка»
Цель: учить детей взаимодействовать развивать навыки совместной творческой деятельности.

Описание
В руках у педагога мешочек. В нём находятся предметные картинки или предметы повседневного пользования, мелкие игрушки. Дети, предварительно разбившись на пары, достают для себя предмет или картинку. Пара игроков находит удобное место и придумывает небольшой рассказ, в котором были бы задействованы оба предмета, порой не связанные между собой. Через определённое время дети собираются в круг, и каждая пара рассказывает свою историю.

Игры на снятие конфликтности

«Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания (дружелюбие и враждебность); знакомить детей с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций. А также способствовать их усвоению и использованию.

Описание
Для игры необходимы «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Педагог обращает детей на волшебную тарелочку, на которой лежит картинка с изображением двух девочек: «Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц: как вы думаете, что там произошло? (Поссорились).
Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам» (А.Кузнецова)

Вопросы для обсуждения
- Подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки?
- А вы когда-нибудь ссорились с друзьями? Из-за чего?
- Что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно ли обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, педагог предлагает один из способов примирения. Автор закончил свое стихотворение так:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дай трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Педагог акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен признать свою вину.

«Моделирование конфликтной ситуации»
Цель: отработка навыков реагирования в конфликтной ситуации, приобретение умений встать на позицию другого, распознавать его чувства и переживания.

Описание
Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, например, Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, выступающие на стороне каждого из персонажей, либо дать детям возможность выбрать самим, чьи интересы защищать.
Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, в которых чаще всего возникают конфликты в группе. Как реагировать, если товарищ не отдаёт нужную тебе игрушку? Что делать, если тебя дразнят? Как поступить, если тебя толкнули, и ты упал? И т.д.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть известные из детских книг ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино?» Однако прежде чем ставить такую сценку, дети должны обсудить, почему герои повели себя так, а не иначе. Необходимо, чтобы дети попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

«Примирение»
Цель: учить детей ненасильственным способам решения конфликтной ситуации.

Описание
Воспитатель обращается к детям: «В жизни часто пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже отвечаем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки, подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой – Хрюши. Сейчас мы попробуем разыграть ссору между ними, например, из-за книжки, которую принёс в группе Филя».

Дети разыгрывают ссору между героями.
Воспитатель: «Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, сидят в разных углах комнаты и не разговаривают. Ребята, давайте поможем им помириться. Предложите, каким способом можно это сделать».
Дети предлагают варианты: вернуть книжку, посадить кукол рядом и т.д.
Воспитатель: «Да, ребята, вы правы. В этой ситуации можно обойтись и без ссоры. Я вам предлагаю разыграть сценку по-другому: пусть Хрюша предложит Филе почитать книжку вместе или по очереди, а не отбирать из рук, либо предложить на время что-нибудь своё: машинку, набор карандашей».

Дети разыгрывают сценку по-новому.
Воспитатель: «А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить прощения друг у друга за то, что обидели друг друга, и подать друг другу руки в знак примирения».

Вопросы для обсуждения
– Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
– Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
– Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?

– Почему так важно прощать других?

Этюд с содержанием проблемной ситуации
Цель: учить детей анализировать поступки, способствовать усвоению правил поведения в сложных ситуациях.

Описание
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть ту ситуацию, которая возникла на прогулке»
Девочки играли с мячом. Мяч укатился в лужу. Катя хотела его достать, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя громко заплакала.
Вопросы для обсуждения
– Почему Катя заплакала?
– Правильно ли поступила Наташа?
– Как бы вы поступили на её месте?
– Давайте поможем девочкам помириться?
В конце беседы педагог делает обобщение: «Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте признавать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе». Чаще улыбайтесь, и вам не придётся ссориться».

«Сладкая проблема»
Цель: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблем в свою пользу.

Описание
В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью. А каждой паре детей – по одной салфетке.
Воспитатель: «Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, нам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему.
Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке лежит печенье, его пока, пожалуйста, не трогайте. В этой игре есть одна проблема: печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнёра брать печенье не можете».

Педагог ждёт, пока пары примут решение, и наблюдает, как они действуют.

Воспитатель: «А теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз».

Воспитатель наблюдает за детьми и в этом случае отмечает, что дети действуют по-разному.

Вопросы для обсуждения
– Дети, кто из вас отдал печенье своему товарищу? Скажите, что вы при этом чувствовали?
– Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо общаетесь с кем-нибудь?
– В этой игре с каждым ребёнком обошлись справедливо?
– Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
– Как иначе можно прийти к единому мнению?
– Какие доводы вы приводили, чтобы партнёр согласился отдать печенье?

«Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий при разрешении конфликтов в группе. Наличие такого коврика мира в группе побуждает детей отказаться от драк и споров, заменив их обсуждением проблем друг с другом.

Описание
Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90*150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блёстки, бисер, цветные пуговицы – всё, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель: «Ребята, расскажите мне, о чём вы спорите друг с другом? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Сегодня я принесла вам коврик, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, противники могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения конфликта. Давайте посмотрим, что из этого получится».
Воспитатель кладёт в центре комнаты коврик, а на него – красивую книжку с картинками или игрушку.

«Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку, но она одна, а девочек – двое. Они вдвоем присядут на коврик мира, а я рядом, чтобы помочь им в обсуждении своей проблемы. Никто из них не имеет права взять игрушку просто так. Может быть, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы решить эту ситуацию?»
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы с вами можем превратить этот кусок ткани в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нём имена всех детей группы, а помогите украсить наш коврик».
Со временем дети могут применять «коврик мира» без помощи воспитателя; к этому следует стремиться, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой игры. «Коврик мира» придаёт детям уверенность и покой, а также помогает им сконцентрироваться на поиске взаимовыгодного решения. Это прекрасный символ отказа от вербальной и физической агрессии.
Вопросы для обсуждения
– Почему так важен для нас «коврик мира»?
– Что происходит, когда в споре побеждает сильный?
– Почему недопустимо применение в споре насилия?
– Что вы понимаете под справедливостью?

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал