Судовые машины. Судовые машины, механизмы и устройства. Сравнение дизельных двигателей с паровыми

28.06.2023

Возможно, первый судовой двигатель появился так. Наш далекий предок, усевшись на упавшее в водный поток бревно, решил переправиться на другой берег реки. Загребая воду ладонями, как веслами, он сочетал в себе и первый двигатель - в одну «человеческую» силу - и первый движитель, которым являлись его руки. Но постепенно люди, изучив законы природы, поставили их себе на службу. Ветер, вода и, наконец, пар отчасти заменили силу мышц. На смену веслам пришел парус, а паруса начала вытеснять машина.

Идея создать паровой двигатель возникла более 2000 лет назад. Греческий ученый Герон, живший в Александрии, сконструировал оригинальную паровую машину. Значительно позже английский механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которой суждено было стать первой судовой силовой установкой .

Пароходы

11 августа 1807 года принято считать днем рождения парового судна. В этот день произошло испытание парохода, построенного талантливым американским инженером Робертом Фултоном. Пароход «Клермонт » открыл регулярные рейсы по реке Гудзон между Нью-Йорком и Олбени. В 1838 году британский пароход «Great Eastern » пересек Атлантику, не поднимая парусов, хотя и имел парусное вооружение. Рост промышленности требовал корабли и суда , которые могли бы независимо от воли стихии совершать регулярные рейсы по Атлантическому и Тихому океанам. В XIX веке резко возросли размеры паровых судов, а вместе с ними и мощности паровых машин. К 90-м годам мощность их была доведена до 9000 лошадиных сил.

Постепенно паровые машины становились все более мощными и надежными. Первые судовые силовые установки состояли из поршневой паровой машины и больших маломощных котлов, отапливаемых углем.

Сто лет спустя коэффициент полезного действия (КПД) паровой силовой установки уже равнялся 30 процентам, и развивала мощность до 14720 кВт, а число обслуживающего персонала сократилось до 15 человек. Но малая производительность паровых котлов требовала увеличения их количества.

На грани двух веков паровыми машинами оборудовались в основном пассажирские суда и грузопассажирские корабли , чисто грузовыми судами были только парусники . Это объяснялось несовершенством и малой эффективностью паровой силовой установки того времени.

Применение появившихся в 80-х годах XIX века водотрубных котлов, которые сейчас работают на жидком топливе, улучшило эффективность паровых силовых установок. Но коэффициент полезного действия их достиг всего лишь 15 процентов, чем и объясняется прекращение постройки пароходов. Но в наше время еще можно встретить суда, приводимые в движение поршневыми паровыми машинами это речной пароход «American Queen ».

Судовые поршневые паровые машины

поршневой паровой двигатель

В судовых силовых установках с паровыми машинами в качестве рабочего тела используется водяной пар. Поскольку пресную воду на судах можно перевозить только в ограниченном количестве, в данном случае применяют замкнутую систему циркуляции воды и пара. Разумеется, при работе силовой установки возникают определенные потери пара или воды, однако они незначительны и возмещаются водой из цистерны или испарителей.

Принцип действия поршневой паровой машины

Рабочий пар подается в паровой цилиндр через паровые поршни. Он расширяется, давит на поршень и заставляет его скользить вниз. Когда поршень достигает своей нижней точки, парораспределительный золотник изменяет свое положение. Свежий пар подается под поршень, в то время как пар, заполнявший прежде цилиндр, вытесняется.

Теперь поршень движется в противоположном направлении. Таким образом, поршень совершает во время работы движения вверх и вниз, которые с помощью кривошипно-шатунного механизма, состоящего из штока, ползуна и соединенного с коленчатым валом шатуна, преобразуются во вращательные движения коленчатого вала. Впуск и выпуск свежего и отработавшего пара регулируют клапаном. Клапан приводится в действие от коленчатого вала посредством двух эксцентриков, которые через штанги и шатун соединены с золотниковой штангой.

Перемещение шатуна с помощью переводного рычага вызывает изменение количества пара, заполнившего цилиндр за один подъем поршня, а следовательно, меняются мощность и частота вращения машины. Когда шатун находится в среднем положении, пар уже не входит в цилиндр, и паровая машина прекращает движение. При дальнейшем перемещении шатуна с помощью переводного рычага машина снова приводится в движение, на этот раз в противоположном направлении. Это обусловливает обратное движение судового движителя .

В первых судовых силовых установках применяли поршневые паровые машины, в которых расширение от входного до выходного давления и до давления в конденсаторе происходило в одном цилиндре. Принцип действия поршневой паровой машины показан на рисунке 2 . Со временем стали применять машины многоступенчатого расширения. Принцип действия машины трехступенчатого расширения схематично показан на рисунке 3.

поршневая паровая машина

поршневая паровая машина трехкратного росширения

  • - письменные свидетельства, удостоверяющие правовое положение, техническое состояние и соответствие судна предъявляемым к нему международным и национальным требованиям...

    Пограничный словарь

  • - многочисленные относящиеся к судну документы, как то: судовое свидетельство, свидетельство на право плавания под флагом СССР, мерительное свидетельство, свидетельство на годность к...

    Морской словарь

  • - криволинейные геометрические очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом...

    Морской словарь

  • - огни, зажигаемые на судах с заходом солнца на все темное время и служащие для указания места корабля, его состояния, а иногда и назначения...

    Морской словарь

  • - вспомогательные, обеспечивают работу главных судовых двигателей, судовых систем и судовых устройств...
  • - Кран судовой. - подъемные краны, служащие для производства погрузочных и разгрузочных операций. Краны судовые...

    Морской словарь

  • - возвышенные легкие надстройки над верхней палубой, защищенные от ветра и волны, на которых сосредоточиваются все приборы, необходимые для управления судном на ходу. Обычно М. С....

    Морской словарь

  • - сеть трубопроводов, предназначенная и приспособленная для перемещения жидкостей или газов внутри судна в целях обслуживания различных его потребностей...

    Морской словарь

  • - различные документы, подтверждающие принадлежность, мореходность судна, его соответствие требованиям безопасности плавания, судовая роль и другие документы, удостоверяющие качество и...

    Морской словарь

  • - особо приспособленные суда, перевозящие пассажиров, автогужевые повозки, отдельные железнодорожные вагоны и иногда целые поездные составы...

    Морской словарь

  • - Документы, которые обязательно должны находиться у капитана и при необходимости быть предъявленными для проверки...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...1. На подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно...

    Официальная терминология

  • - "...е) судовые припасы <*> - товары, предназначенные для потребления на судне, в том числе продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы;.....

    Официальная терминология

  • - Вахтенный журнал - есть установленной формы шнуровая книга, в которую вносятся все относящиеся до данного корабля обстоятельства его плавания или пребывания на якоре...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - закрытые помещения на верхней палубе судна, расположенные по его ширине от борта до борта и имеющие различную протяжённость по длине судна...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сигнальные огни, устанавливаемые на судне в определённых сочетаниях в тёмное время суток для указания его местонахождения, направления движения, типа, состояния, а также рода выполняемой им работы...

    Большая Советская энциклопедия

"Судовые машины" в книгах

Гидравлические машины, мосты, каналы, машины для их создания и приспособления для погружения под воду

автора

Гидравлические машины, мосты, каналы, машины для их создания и приспособления для погружения под воду Водолазный костюм Леонардо Еще задолго до Леонардо изобретателей и ученых интересовала возможность погружения человека на значительную глубину. Леонардо, которого

Машины-автоматы и другие «рабочие» машины

Из книги Леонардо да Винчи. Настоящая история гения автора Алферова Марианна Владимировна

Машины-автоматы и другие «рабочие» машины Вертикальная пила Этот проект был обнаружен в Атлантическом кодексе, где собраны основные чертежи машин и механизмов Мастера.Неизвестно, изобрел ли да Винчи эту машину для распилки бревен или только усовершенствовал –

Надстройки судовые

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Судовые механизмы

БСЭ

Судовые системы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Судовые средства связи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Судовые устройства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Огни судовые

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОГ) автора БСЭ

ГЛАВА 4 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Из книги автора

ГЛАВА 4 СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 25. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Республики Беларусь, должны находиться следующие судовые документы:свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Республики Беларусь;копия свидетельства о праве

(6.10) Имеется смешанная сеть, netware и NT, клиенты W2kPro и W98. Машины с W98 не могут войти на машины с W2k.

Из книги Win2K FAQ (v. 6.0) автора Шашков Алексей

(6.10) Имеется смешанная сеть, netware и NT, клиенты W2kPro и W98. Машины с W98 не могут войти на машины с W2k. Для решения этой проблемы необходимо сделать привязку по протоколам, IPX/SPX только к клиент Novell, TCP/IP только к клиенту Microsoft. Сделать это можно в свойствах сетевых подключений меню

Судовые системы и устройства

автора

Судовые системы и устройства

Из книги Броненосные крейсера “Шарнхорст”, “Гнейзенау” и “Блюхер” (1905-1914) автора Мужеников Валерий Борисович

Судовые системы и устройства Корабли оборудовали системами управления и средствами сигнализации, осушения и затопления отсеков и помещений, затопления погребов боезапаса, противопожарной, парового отопления, искуственной вентилящии помещений, холодильными

Судовые работы

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

Судовые работы Зимовка судна Все работы на яхте, связанные с ее ремонтом, спуском на воду, вооружением и содержанием в чистоте и порядке в течение навигации, уборкой на зимнее хранение, называют судовыми.В межнавигационный период яхты вытаскивают на берег и хранят, в

§ 13. Судовые движители

автора Чайников К. Н.

§ 13. Судовые движители Движителями называются специальные устройства, преобразующие механическую работу судовой силовой установки в упорное давление, преодолевающее сопротивления и создающее поступательное движение судна.На судах в качестве движителей применяются:

§ 38. Прочие судовые устройства

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

§ 38. Прочие судовые устройства Леерное устройство предназначается для ограждения тех открытых участков и мостиков, где нет фальшборта. Оно состоит из стоек высотой около 1,2 м, поручней и ограждающих лееров – стальных прутков или тросов, размещенных по высоте. На участках,

Лучший выбор от компании «Норта МИТ»

Судовые холодильные машины – это установки для охлаждения производственных и технических помещений судов. Они могут использоваться, к примеру, для поддержания заданной низкой температуры в помещениях, предназначенных для хранения свежевыловленной рыбы, а также изготовления льда для заморозки улова, солёной и консервированной рыбы на рыболовных траулерах. Также эти устройства применяются для хранения продуктов питания в провизионных камерах, предназначенных для экипажа и пассажиров (если речь идёт о пассажирском судне). Кроме того судовые холодильные машины – это также установки кондиционирования воздуха. Это могут быть центральные кондиционеры, системы кондиционирования «чиллер-фанкойл» и сплит-системы.

Наши товары – для долгой и надёжной работы

Не секрет, что к допуску судовых холодильных машин к эксплуатации, а также их сертификации различными контролирующими инстанциями предъявляются особые требования. Причина этого заключается в том, что в отличие от стационарных аналогов этим агрегатам приходится работать в более сложных с точки зрения внешней среды условиях, и чтобы максимально обезопасить выход в рейс для членов экипажа и самого судна, необходимо подвергать эти устройства самой тщательной проверке. К условиям могут относиться существенные колебания температуры воздуха и воды за бортом, показателей влажности, интенсивность коррозии и даже качка. Существует множество требований к данному виду установок, которые можно найти в Морском и Речном Регистрах РФ, регистре Ллойда и т.д. Холодильные судовые машины, которые представляет компания «Норта МИТ», удовлетворяют всем этим требованиям и служат своим владельцам долгую службу – наши клиенты это подтвердят.

Перспективные технологии

«Морским исполнением» холодильных судовых машин называется их инженерно-техническая подготовка к эксплуатации на судах, т.е. в условиях повышенной влажности, колебаний температур, вибрации и пр. Аппараты для создания льда (т.н. ледогенераторы) охлаждаются непосредственно, а охлаждение трюмов обычно косвенное. Непосредственное охлаждение трюмов не используется, чтобы избежать утечки хладагента, вызываемой непрерывными сильными вибрациями корпуса судна.

Стоит отметить и переход машин судовых холодильных на работу с новыми типами хладагентов. К примеру, раньше они работали в основном на хладагентах R12 и R22, но из-за прекращения производства R12 на рынке стала расти доля аммиачных аналогов, впрочем, к нынешнему моменту она составляет около 1/5 от общего объёма используемых охлаждающих веществ. Специалисты делают ставку на применение аммиачных хладагентов, а также возлагают надежды на открытие новых, более современных их заменителей.

В соответствии с программой одноименного курса рассмотрены устройство, принцип действия, конструкции, материалы, условия работы всего комплекса судовых машин, механизмов и оборудования, входящих в состав главных и вспомогательных энергетических и других установок, устройств и систем судна. Для уяснения роли и взаимосвязи отдельных машин, механизмов и аппаратов приведены основные сведения о схемах, принципах работы, эффективности и особенностях
различных энергетических и других установок, о физической сущности процессов, происходящих в их элементах.
Учебник предназначен для студентов, специализирующихся по технологии изготовления, сборки и монтажа судовых машин и механизмов.

Предисловие
Принятые сокращения
Введение
Глава 1. Роль и использование машин и механизмов на судах
§ 1.1. Энергетическая установка судна, ее назначение и состав
§ 1.2. Типы главных судовых машин и энергетических установок
§ 1.3. Судовые вспомогательные машины и механизмы и их использования
§ 1.4. Размещение на судне машин, механизмов и другого оборудования
§ 1.5. Технико-экономические показатели судовых машин, механизмов и энергетических установок
Глава 2. Судовые двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки
§ 2.1. Устройство, принцип работы и классификация судовых ДВС
§ 2.2. Циклы, индикаторные и эффективные показатели работы дизеля
§ 2.3. Повышение мощности и наддув двигателей
§ 2.4. Тепловой и энергетический балансы и утилизация тепловых потерь судовых дизелей
§ 2.5. Конструкции главных и вспомогательных судовых дизелей
§ 2.6. Конструкции составных частей остова дизелей
§ 2.7. Конструкции узлов и деталей движения дизелей
§ 2.8. Некоторые элементы устройств топливоподачи, газораспределения, пуска и реверса
§ 2.9. Дизельные установки, их типы и расположение
§ 2.10. Область и перспективы применения дизельных установок
Глава 3. Судовые паровые и газовые турбины
§ 3.1. Общие сведения о газовых потоках и решетках турбомашин
§ 3.2. Устройство и принцип работы турбинной ступени
§ 3.3. Преобразование энергии в многоступенчатых турбинах
§ 3.4. Потери энергии, работа и коэффициенты полезного действия ступени и турбины
$ 3.5. Конструкции судовых паровых и газовых турбин
§ 3.6. Конструкции и материалы основных элементов
§ 3.7. Трубопроводы судовых вспомогательных механизмов
Глава 4. Судовые насосы, вентиляторы и компрессоры
§ 4.1. Назначение и классификация насосов, вентиляторов и компрессоров
§ 4.2. Центробежные насосы и вентиляторы
§ 4.3. Осевые насосы и вентиляторы
§ 4.4. Поршневые и ротационные насосы
§ 4.5. Центробежные компрессоры
§ 4.6. Осевые компрессоры
§ 4.7. Поршневые компрессоры
§ 4.8. Винтовые и ротационные компрессоры
§ 4.9. Вихревые насосы и компрессоры
§ 4.10. Струйные насосы и компрессоры
Глава 5. Судовые турбинные установки
§ 5.1. Схема, принцип действия, цикл и состав простейшей паротурбинной установки
§ 5.2. Характеристики и особенности современных судовых ПТУ
§ 5.3. Главные турбозубчатые агрегаты и их узлы
§ 5.4. Схема, принцип действия и цикл простейшей газотурбинной установки
§ 5.5. Схемы и циклы современных ГТУ
§ 5.6. Камеры сгорания газотурбинных двигателей
§ 5.7. Устройство и компоновка газотурбинных двигателей
§ 5.8. Комбинированные турбинные энергетические установки
§ 5.9. Расположение турбинных установок на судах
§ 5.10. Область и перспективы применения турбинных установок
Глава 6. Судовые паровые котлы, тепло- и массообменные аппараты, фильтры и сепараторы СЭУ
§ 6.1. Принцип действия, устройство, классификация и тепловой баланс паровых котлов
§ 6.2. Типы и конструкции главных паровых котлов
§ 6.3. Котлы вспомогательные, утилизационные и с комбинированным отоплением
§ 6.4. Конденсаторы
§ 6.5. Подогреватели, охладители, деаэраторы
§ 6.6. Испарительно-опреснительные установки
§ 6.7. Фильтры и сепараторы
Глава 7. Судовые передачи и валопровод
§ 7.1. Назначение и типы передач
§ 7.2. Соединительные и соединительно-разобщительные муфты
§ 7.3. Механические передачи
§ 7.4. Гидравлические передачи
§ 7.5. Электрические передачи
§ 7.6. Комбинированные передачи
§ 7.7. Назначение, устройство и расположение валопроводов на судне
§ 7.8. Устройство и конструкции основных элементов валопровода
Глава 8. Судовые холодильные машины и установки
§ 8.1. Назначение, принципы работы и типы холодильных машин
§ 8.2. Судовые парокомпрессорные холодильные машины
§ 8.3. Особенности конструкций судовых холодильных компрессоров
§ 8.4. Конструкции испарителей, конденсаторов, агрегатирование холодильных машин
§ 8.5. Устройство морозильных агрегатов и льдогенераторов
§ 8.6. Трубопроводы, вспомогательные аппараты и арматура
§ 8.7. Системы охлаждения и охлаждающие приборы трюмов и провизионных камер
§ 8.8. Схемы судовых холодильных установок и размещение холодильного оборудования
Глава 9. Системы, машины и аппараты кондиционирования воздуха и инертных газов на судах
§ 9.1. Комфортное и технологическое кондиционирование воздуха, газодыхательных смесей и инертных газов
§ 9.2. Типовые схемы судовых систем комфортного кондиционирования воздуха и газодыхательных смесей
§ 9.3. Конструкция судовых кондиционеров
§ 9.4. Судовое оборудование кондиционирования воздуха и его элементы
§ 9.5. Воздухораспределители, глушители шума и воздухопроводы
§ 9.6. Системы и оборудование технического кондиционирования воздуха и инертных газов на судах
Глава 10. Механизмы судовых устройств
§ 10.1. Назначение и классификация судовых устройств
§ 10.2. Механизмы рулевых и подруливающих устройств
§ 10.3. Брашпили и шпили якорных и швартовных устройств
Список литературы

Возможно, первый судовой двигатель появился так. Наш далекий предок, усевшись на упавшее в водный поток бревно, решил переправиться на другой берег реки. Загребая воду ладонями, как веслами, он сочетал в себе и первый двигатель - в одну «человеческую» силу - и первый движитель, которым являлись его руки. Но постепенно люди, изучив законы природы, поставили их себе на службу. Ветер, вода и, наконец, пар отчасти заменили силу мышц. На смену веслам пришел парус, а паруса начала вытеснять машина.

Идея создать паровой двигатель возникла более 2000 лет назад. Греческий ученый Герон, живший в Александрии, сконструировал оригинальную паровую машину. Значительно позже английский механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которой суждено было стать первой судовой силовой установкой .

ПАРОХОДЫ

11 августа 1807 года принято считать днем рождения парового судна. В этот день произошло испытание парохода, построенного талантливым американским инженером Робертом Фултоном. Пароход «Клермонт » открыл регулярные рейсы по реке Гудзон между Нью-Йорком и Олбени. В 1838 году британский пароход « » пересек Атлантику, не поднимая парусов, хотя и имел парусное вооружение. Рост промышленности требовал , которые могли бы независимо от воли стихии совершать регулярные рейсы по Атлантическому и Тихому океанам. В XIX веке резко возросли размеры паровых судов, а вместе с ними и мощности паровых машин. К 90-м годам мощность их была доведена до 9000 лошадиных сил.

Постепенно паровые машины становились все более мощными и надежными. Первые судовые силовые установки состояли из поршневой паровой машины и больших маломощных котлов, отапливаемых углем.

Сто лет спустя коэффициент полезного действия (КПД) паровой силовой установки уже равнялся 30 процентам, и развивала мощность до 14720 кВт, а число обслуживающего персонала сократилось до 15 человек. Но малая производительность паровых котлов требовала увеличения их количества.

На грани двух веков паровыми машинами оборудовались в основном пассажирские суда и грузопассажирские корабли , чисто грузовыми судами были только . Это объяснялось несовершенством и малой эффективностью паровой силовой установки того времени.

Применение появившихся в 80-х годах XIX века водотрубных котлов, которые сейчас работают на жидком топливе, улучшило эффективность паровых силовых установок. Но коэффициент полезного действия их достиг всего лишь 15 процентов, чем и объясняется прекращение постройки пароходов. Но в наше время еще можно встретить суда, приводимые в движение поршневыми паровыми машинами это речной пароход « ».

СУДОВЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ПАРОВЫЕ МАШИНЫ

поршневой паровой двигатель

В судовых силовых установках с паровыми машинами в качестве рабочего тела используется водяной пар. Поскольку пресную воду на судах можно перевозить только в ограниченном количестве, в данном случае применяют замкнутую систему циркуляции воды и пара. Разумеется, при работе силовой установки возникают определенные потери пара или воды, однако они незначительны и возмещаются водой из цистерны или испарителей. Упрощенная схема такой циркуляции дана на рисунке 1 .

принцип действия паровой установки

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПОРШНЕВОЙ ПАРОВОЙ МАШИНЫ

Рабочий пар подается в паровой цилиндр через паровые поршни. Он расширяется, давит на поршень и заставляет его скользить вниз. Когда поршень достигает своей нижней точки, парораспределительный золотник изменяет свое положение. Свежий пар подается под поршень, в то время как пар, заполнявший прежде цилиндр, вытесняется.

Теперь поршень движется в противоположном направлении. Таким образом, поршень совершает во время работы движения вверх и вниз, которые с помощью кривошипно-шатунного механизма, состоящего из штока, ползуна и соединенного с коленчатым валом шатуна, преобразуются во вращательные движения коленчатого вала. Впуск и выпуск свежего и отработавшего пара регулируют клапаном. Клапан приводится в действие от коленчатого вала посредством двух эксцентриков, которые через штанги и шатун соединены с золотниковой штангой.

Перемещение шатуна с помощью переводного рычага вызывает изменение количества пара, заполнившего цилиндр за один подъем поршня, а следовательно, меняются мощность и частота вращения машины. Когда шатун находится в среднем положении, пар уже не входит в цилиндр, и паровая машина прекращает движение. При дальнейшем перемещении шатуна с помощью переводного рычага машина снова приводится в движение, на этот раз в противоположном направлении. Это обусловливает обратное движение судового .

В первых судовых силовых установках применяли поршневые паровые машины, в которых расширение от входного до выходного давления и до давления в конденсаторе происходило в одном цилиндре. Принцип действия поршневой паровой машины показан на рисунке 2 . Со временем стали применять машины многоступенчатого расширения. Принцип действия машины трехступенчатого расширения схематично показан на рисунке 3.

поршневая паровая машина

поршневая паровая машина трехкратного росширения

ЭЛЕКТРОХОДЫ

В 1838 году жители Петербурга могли наблюдать, как по Неве двигалась небольшая лодка без парусов, весел и трубы. Это и был первый в мире электроход, построенный академиком Б. С. Якоби. Моторы судна потребляли энергию от аккумуляторных батарей. Изобретение ученого почти на целый век опередило мировую судостроительную науку. Но практическое применение на судах этот двигатель получил только на подводных лодках для движения в подводном положении. К недостаткам электроходов относят относительную сложность силовой установки .

ТУРБОХОДЫ

судно «Turbinia»

Применение турбины в качестве главного двигателя нашло себя на судне под названием «Turbinia » водоизмещением 45 тонн, которое было спущено на воду в Англии конструктором Чарльзом Парсонсом.

Многоступенчатая паротурбинная установка состояла из паровых котлов и трех турбин, напрямую соединенных с гребным валом. На каждом гребном вале находилось по три гребных винта (система тандем). Общая мощность турбин составляла 2000 л. с. при 200 оборотов в минуту. В 1896 году во время ходовых испытаний судно «Turbinia » развило скорость 34,5 узла.

Военные моряки по достоинству оценили появление новой силовой установки . Турбину начали устанавливать на и , а со временем стал главным двигателем почти всех пассажирских судов.

В середине XX века началась конкурентная борьба между паротурбинными и дизельными силовыми установками за применение их на больших судах для транспортировки объемных грузов, в том числе и танкерах. Первоначально на судах дедвейтом до 40000 тонн преобладали паротурбинные силовые установки, но стремительное развитие двигателей внутреннего сгорания привело к тому, что некоторые корабли и суда водоизмещением более 100000 тонн и в настоящее время оборудуются дизельными силовыми установками. Паротурбинные установки сохранились даже на крупных боевых кораблях, а также на быстроходных и больших контейнеровозах, когда мощность главного двигателя составляет 40000 л. с. и более.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СУДОВОЙ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ

паровая турбина мощностью 20000 л. с.

Паровая турбина относится к силовым установкам, в которых тепловая энергия подведенного пара изначально превращается в кинетическую, а только после этого используется для работы.

Паровые турбины являются гидравлическими тепловыми двигателями, у которых в отличие от поршневых паровых машин и поршневых двигателей внутреннего сгорания не требуется преобразовывать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение гребного винта. За счет этого упрощается конструкция, и решаются многие технические проблемы. Кроме того, паровые турбины даже при очень большой мощности имеют сравнительно небольшие размеры, так как частота вращения ротора довольно высока и в зависимости от типа и назначения турбины составляет от 3000 до 8000 оборотов в минуту.

Использование кинетической энергии для совершения механической работы происходит следующим образом. Выходящий из расширительных устройств пар попадает на вогнутые профили лопаток, отклоняется от них, изменяет свое направление и за счет этого воздействует тангенциальной силой на ротор. В результате создается вращающий момент, который вызывает вращение ротора турбины.

Современные паровые турбины судовой силовой установки состоят обычно из двух корпусов. В одном корпусе находится ротор турбины высокого давления, а в другом - низкого. Каждая турбина состоит из нескольких ступеней, которые в зависимости от вида турбины обозначаются как ступени давления или ступени скорости. Рабочий пар последовательно проходит через неподвижные венцы расширительных устройств и венцы рабочих лопаток. Так как объем пара во время процесса расширения постоянно увеличивается, рабочие лопатки по мере падения давления должны быть длиннее.

В корпусе турбины низкого давления находятся особые венцы рабочих лопаток турбины заднего хода. Турбины главной энергетической установки на судах, гребные винты которых имеют изменяющийся шаг, не нуждаются в турбинах заднего хода. Наряду с турбинами главной энергетической установки в машинных отделениях судов устанавливают вспомогательные турбины, которые служат для привода генераторов, насосов, вентиляторов и т. д. Принцип действия ступени паровой турбины показан на рисунке 4 .

судовая паровая турбина

В коммерческом флоте паровая турбина получила признание только после ее применения на , «Мавритания » и « » построенные в 1907 году. Эти ы с легкостью развивали скорость 26 узлов. Голубую ленту Атлантики - «Мавритания » сохраняло за собой на протяжении 20 лет.

ТУРБОЭЛЕКТРОХОДЫ

Силовой установкой , состоящей из парового котла, турбины, генератора и электромотора, были оснащены турбоэлектроходы. Широкое применение они нашли в США. Со временем тяжелые электрогенераторы и электродвигатели постепенно были вытеснены редукторами.

Значительный интерес вызвала постройка турбоэлектрохода «Канберра ». Весовые показатели не остановили конструкторов. Было подсчитано, что при мощностях от 75000 до 100000 л. с. потери энергии при применении переменного тока соизмерим с потерями в редукторе и гидравлической передаче, а отказ от ступеней заднего хода даже увеличил экономические показатели силовой установки. Как правило, турбоэлектроходами считаются только крупные суда, чаще - пассажирские.

При меньших мощностях более целесообразно применять редукторные передачи, потери в которых составляют лишь 1,5 - 4 процента.

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал