Бедная «Матильда». Есть ли правда в скандальной истории любви Николая II. «Вселенский театр». Радзинский о революции, Распутине и предсказаниях О Великой Французской революции

30.03.2024

В год 100-летия революции историки анализируют события вековой давности, строя догадки, как могла развиваться страна, не приди к власти большевики. Автор книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами, Эдвард Радзинский посетил Петербург, чтобы рассказать о трагедии тех дней, роли главных исторических личностей и неминуемости тех или иных событий, содрогнувших страну в начале XX века.

О главном «революционере»

- Революция - это вселенский театр. Здесь вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армиями, а ничтожество становится у власти. Многие слышали формулу, что «революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ею мерзавцы». Но здесь мудро опущено упоминание главного революционера. Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики и … власть! Главным революционером, как писал великий князь Александр Михайлович несчастному Николаю II, у нас является правительство, которое делает все, чтобы она состоялась.

Во время уже Февральских событий в Москве на лобном месте как-то собралась огромная группа слепых нищих. Они пели песни Смутного времени... В стране в то время только слепые понимали, что будет.

Самая умелая в добывании денег, самая хитрая, приспособленная годами жить нелегально, русская буржуазия была всегда отделена от власти. Получив эту власть, она не знала, что с ней делать. Троцкий замечательно сказал: после революции у нас не двоевластие, у нас двоебезвластие. Все занялись нормальной вещью: скупали дворцы, занялись деньгами, а надо было заниматься страной. У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита.

Эдвард Радзинский: « У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита». Фото: АиФ / Мария Соколова

О неизбежности отречения Николая II

Николай II понимал, что происходит. Атмосфера в стране была соответствующая. Даже глава монархистов Владимир Пуришкевич, выступая в Думе, говорил: нити от министров находятся в руках Распутина и царицы Александры Федоровны, которая «осталась немкой на русском престоле, чуждая стране и народу». А что говорил Александр Гучков и Павел Милюков? Слово «измена» ходило по всей армии. Царь отлично понимал, что у него два выхода - или царица, или отречение от престола. Другого выхода не было. Его называли «сумасшедший шофер, который ведет страну в пропасть»… Потом будет сказано, что великие князья ждали, что Дума инициирует действия, а Дума ждала нормального династического переворота. Поэтому рано или поздно, но отречение должно было состояться.

О роли Матильды Кшесинской

Одно из достижений современного политтехнолога - заставить страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, я готов аплодировать! Что делал молодой человек, записывая в дневнике: «Ушел утром от маленькой К»? Ясно, разговаривал с ней о судьбах России!

Если составить список, кто из великих князей жил с балеринами, то он будет длинный. Такая гусарская традиция.

О Великой Французской революции

У революций есть особенность - они все похожи. Большевики брали методы времен Великой французской революции. Они даже террор начали готовить раньше, потому что помнили, что это спасло дело во Франции. Художники повторяли стиль Жак-Луи Давида, делали гигантское полотно с Троцким, изображавшее заседание секции интернационала. Интересно, что Давид не мог выставить свою картину, потому что всех гильетинировали. То же самое произошло и с полотном, на котором был изображен Лев Давидович. Картина была экспонирована один раз и вскоре попала под запрет.

Революции похожи концом - они все убивают своих детей в обязательном порядке. Поэтому весь торжествующий зал обычно отправляется к расстрельной стенке или прямой дорожкой на гильотину.

О роли шпионов в развитии революции

Какова цена империи, которую могут сбросить шпионы - английские, немецкие или японские? Так сложилось, что мы никогда не виноваты, у нас всегда виноваты другие, кто плохо к нам относится, кто живет за нашими пределами. А мы несчастные. Правда, возникает вопрос, кто все это делал? Кто сбивал кресты с колоколен, вешал красные ленты? Это не мы, это все шпионы нас надоумили.

О предсказаниях

Каждый год я пишу себе предсказания на ближайшие 12 месяцев и никому их не показываю. Меня очень радует и печалит одновременно, что они сбываются. Я рассказываю историю, чтобы читатели могли сами делать эти предсказания. К сожалению, говоря о прошлом, я рассказываю не только о настоящем, но иногда и о будущем. В этом беда. Поэтому я этот труд продолжаю.

О Распутине

После выхода книги о Николае II на меня давили, чтобы я сразу написал о Распутине. Но я не мог приступить к работе, так как понимал - никакого Распутина не существует, есть лишь политическая фигура, которую одевают в зависимости от необходимости.

В этот момент Мстислав Ростропович купил на Sotheby"s сборник документов - следственные дела о Распутине. Возможно, они ушли из России, потому что в них были показания тех, кто любил Григория, был его сторонником или фанатиком. Посмотрев их, я понял, что портрет может сложиться, что на страницах я могу показать его живого. И я взялся за книгу. Она стала бестселлером, но плохо читалась. Дело в том, что в умах уже существовал другой образ Распутина. И он был могущественнее, чем этот - настоящий.

Работая с документами, я пытался поймать его настоящего. Было удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие - что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он менялся как хамелеон. По мере того, как я писал эту книгу, странице на 300-ой я признался, что не могу его поймать, что я все время ловлю какую-то его личину.

Но вот он однажды сидел на кровати дочери своего издателя и сказал: «Почему ты меня с нее не прогонишь? Я же черт». Здесь он говорит правду. Он мучился. Это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола.

Эдвард Радзинский: « Распутин - это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола». Фото: АиФ / Мария Соколова

Все эти записи меня потрясли. Но даже потом, после выхода книги, Распутин меня не отпускал. С Украины мне прислали еще один том из того же дела. И это потрясающие вещи. В них рассказывается, как к нему ходили чиновники и их жены через черную лестницу, потому что он уже стал символом темных сил. Как жена Витте ходила к нему, как они договаривались вернуть Витте (что, возможно, спасло бы империю). Это ужасно интересно, но надо бежать из этого плена, потому что еще раз погрузиться туда на три года, это тяжело.

В Российской империи не нашлось ни одного человека, который бы вступился за императора, а в Российской Федерации таких доброхотов хоть отбавляй

В Российской империи не нашлось ни одного человека, который бы вступился за Николая II, а в Российской Федерации таких доброхотов хоть отбавляй

Россию колбасит не по-детски. В психиатрии это назвали бы шизофренией. В политике называют попыткой примирения и согласия со своим прошлым, настоящим и будущим. Беда в том, что все временные состояния изменчивы. От этого примиряться и соглашаться сегодня приходится с тем, что еще вчера клеймили. Самый свежий пример - страсти вокруг фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда» о плотской любви балерины КШЕСИНСКОЙ и НИКОЛАЯ II. Сегодня этот царь считается у нас одновременно и Кровавым, и святым. Как кому нравится. Но видна тенденция, что уже завтра нас заставят считать его исключительно святым. Поэтому, пока можно, напоминаем о человеческой природе государя, а заодно о его кровавом жизненном пути на небеса.

Некое движение «Царский крест» призвало народ объединиться против исторического фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя и подписать обращение на имя генпрокурора с просьбой запретить выход картины на экран. Фильм вообще-то еще не смотрел никто. Возбуждение общественности вызвал его рекламный ролик.

Причина такова - «в картину с невероятной дерзостью включены постельные сцены Николая II с Матильдой Кшесинской », а это «не только преступно по отношению к верующим гражданам страны, но и по отношению к государству, так как направлено на подрыв национальной безопасности».

Во главе антиксешинского движения неожиданно оказалась депутат Наталья Поклонская . По ее словам, Николай II на самом деле «добрый и милостивый государь, кардинально улучшивший благосостояние своего народа».

Глупо проверять фильм, который не вышел, - прокомментировал депутатский запрос Натальи Поклонской в прокуратуру министр культуры Владимир Мединский .

Слепая готовность героини «крымской весны» положить жизнь за царя вызвала оторопь у многих ее поклонников.

Никак не могу понять, почему то, что во всем мире считается первой любовью, у Поклонской вдруг превращается в «порочную связь», оскорбляющую религиозные чувства православных? - спрашивает отнюдь не либеральный журналист Олег Лурье .

Переезд в Москву из глубокой провинции, свалившееся на голову безумное депутатское благополучие вкупе с морем свободного времени, возможно, выбили бывшего прокурора из колеи. К тому же надо сделать скидку, что историю в школе она изучала по украинским учебникам. А там такое написано…

Семейная игрушка

Считается, что жизнерадостную польку Матильду Кшесинскую своему флегматичному сынку Ники подарил папа. 23 марта 1890 года после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовал сам Александр III с наследником престола, был дан торжественный обед. Государь распорядился, чтобы рядом с будущим императором Николаем II посадили именно Кшесинскую. Семья решила, что Ники пора стать настоящим мужчиной, а балет являлся чем-то вроде официального гарема и связь с балеринами не считалась в кругу аристократии зазорной.

На жаргоне, принятом в русской гвардии, поездки к балеринам ради сексуального удовлетворения своих буйных страстей называли «поход за картофелем». Наследник не стал исключением и под именем гусара Волкова несколько лет ходил за картошкой к Матильде. До тех пор пока не женился на Алисе Гессенской .

Желая сохранить тайну своих интимных приключений, Николай не дал Матильде пойти по рукам похотливых купцов и дворян-извращенцев. Он оставил ее в «семье», передав на попечение и утеху внуку Николая I - великому князю Сергею Михайловичу . Новый «хозяин» был холост и тоже увлекся шикарной женщиной. Сергей Михайлович сделал Кшесинскую примой Мариинского театра и одной из богатейших женщин России. Ее дворец в Стрельне не уступал в роскоши царскому, что сильно подкосило военный бюджет России. Тот самый, к которому имели доступ великие князья, и в частности Сергей Михайлович.

Служебные дела не позволяли ему уделять Матильде достаточного внимания, и он попросил «присматривать» за красоткой великого князя Андрея Владимировича , внука Александра II . Оба любовника знали друг про друга, но мирно поочередно сожительствовали с «ведьмой», ни разу не поссорившись, а Владимира - сына Матильды - каждый считал своим. Тот действительно носил сначала отчество Сергеевич, а потом Андреевич.

После революции уже в иммиграции во Франции Кшесинская обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем и получила титул светлейшей княгини Романовской .

Чужое место

Однажды Николай II сказал министру иностранных дел Сазонову : «Я стараюсь ни над чем серьезно не задумываться, иначе я давно был бы в гробу». Именно этой фразой наиболее точно характеризуется стиль николаевского правления. Его место было не на троне, а у Кшесинской под юбкой да за семейным столом. Патриархальный обычай наследовать власть не по достоинству, а по старшинству стал ловушкой для царизма. Быстро меняющийся мир уже нельзя было удержать сгнившими скрепами: «Православие, Самодержавие, Народность».

О Николае принято говорить, что он лично проводил реформы, часто наперекор Думе. Однако по факту царь скорее «не мешал». У него даже не было личного секретариата. Развернутых резолюций лично Николай II никогда не писал, ограничивался пометками на полях, чаще всего просто ставил «знак прочтения». Он в принципе не занимался государственными делами. Не принимал их близко к сердцу. Например, его адъютант рассказывал, что, получив известие о Цусиме, царь, который в это время играл в теннис, тяжело вздохнул и тут же снова взялся за ракетку. Точно так же он воспринимал все дурные новости о беспорядках в стране и известия о поражениях в войне.

По итогам такого правления к началу Первой мировой внешний долг России был 6,5 миллиарда рублей, а золота в казне только 1,6 миллиарда.

Зато на милые сердцу фотографии с семьей Николай II тратил 12 тысяч рублей в год. Для примера, средний расход домохозяйств в Российской империи составлял около 85 рублей в год на душу населения. Гардероб императора в одном только Александровском дворце насчитывал несколько сотен единиц военной формы. Принимая иностранных послов, царь надевал мундир того государства, откуда был посланник. Часто Николаю II приходилось переодеваться по шесть раз в день.

Фигура царя, прежде всего по вине его самого, оказалась исключительно декоративной. Всеобщее недовольство вызывало именно это обстоятельство.

Весь экономический рост 1913 года приходился на частный буржуазный и капиталистический сектор. Тогда как механизмы власти практически перестали работать.

Они и не могли, поскольку все рычаги управления находились в руках одного, неспособного их двигать, человека. Царизм, таким образом, просто изжил себя.

Николай II стал Кровавым не когда во время его коронации 18 мая 1896 года в давке было убито и покалечено 2689 верноподданных. Он стал Кровавым потому, что из всех способов управления государством решился применять только самый простой - репрессии.

Чем хуже становилось положение, тем чаще к ним прибегали. Революции 1905 года предшествовал голод 1901 - 1903 годов, в результате которого умерло более трех миллионов человек только взрослого населения. Детей царская статистика не считала. Для подавления крестьянских восстаний и выступлений рабочих было направлено 200 тысяч солдат регулярных войск, не считая десятков тысяч жандармов и казаков.

А потом 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошло Кровавое воскресенье - разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, имевшее целью вручить царю коллективную петицию о рабочих нуждах. Рабочий люд, «как и весь русский народ», не имеет «никаких человеческих прав. Благодаря твоим чиновникам мы стали рабами», - так писали рабочие в петиции.

Войска встретили их пушечным и ружейным огнем. Везде расправу чинили по одному плану: стреляли залпами, с предупреждением и без него, а потом из-за пехотных заслонов вылетала кавалерия и топтала, рубила, хлестала бегущих.

Правительственное сообщение: из тех, кто шел к царю, убито 96, ранено ЗЗ0 человек. Но 13 января журналисты подали министру внутренних дел империи пофамильный список на 4600 убитых и смертельно искалеченных. Позднее газеты писали, что через больницы города и его окрестностей прошло более 40 тысяч трупов со штыковыми и сабельными ранами, затоптанных конями, разорванных снарядами и с тому подобными ранами.

Таким образом, вера народа в доброго царя-батюшку была растоптана. Волну всеобщего недовольства уже было не остановить. За 1905 - 1906 годы крестьяне сожгли две тысячи усадеб помещиков из 30 тысяч существующих в европейской части империи. Еврейские погромы унесли жизнь еще как минимум 10 тысяч человек.

В октябре 1905 года Всероссийская политическая стачка распространилась по всей России. Севастопольское восстание закончилось расстрелом матросов Черноморского флота - крейсера «Очаков» и других восставших судов. Поминальные молитвы по десяткам тысяч невинно убиенных не успели утихнуть, как на Россию напал неурожай. Церковь, помещики, царские чиновники отказались делиться зерном, в итоге массовый голод 1911 года унес жизни 300 тысяч человек. Снова начались забастовки и расстрелы. Сохранился факт: в 1914 году врачи осматривали призывников в армию и ужасались - 40 процентов новобранцев имели спину со следами казацких нагаек или шомполов.

Триумф воли

Начиная с осени 1916 года в оппозицию к Николаю II встали уже не только левые радикалы и либеральная Госдума, но даже ближайшие родственники - 15 великих князей. Общим их требованием стало отстранение от управления страной «святого старца» Гришки Распутина и царицы-немки и введение ответственного министерства. То есть правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой. На практике это означало трансформацию государственного строя из самодержавного в конституционную монархию.

Решающий вклад в свержение Николая II внесло русское офицерство. О его отношении к царю-батюшке можно судить по уничижительному названию популярной закуски - «николашка». Ее рецепт приписывали царю. Перетертый в пыль сахар смешивался с молотым кофе, этой смесью посыпался ломтик лимона, которым закусывали рюмку коньяка.

Доверенное лицо начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал-адъютанта Михаила Алексеева - генерал Александр Крымов в январе 1917 года выступал перед думцами, подталкивая их к перевороту, как бы давая гарантии от армии. Он закончил свою речь словами: «Настроение в армии такое, что все с радостью будут приветствовать известие о перевороте. Переворот неизбежен, и на фронте это чувствуют. Если вы решитесь на эту крайнюю меру, то мы вас поддержим. Очевидно, иных средств нет. Времени терять нельзя».

Императорская Ставка была, по сути, вторым правительством. Там, по свидетельству профессора Юрия Ломоносова , бывшего во время войны членом инженерного совета Министерства путей сообщения, зрело недовольство: «В штабах и в Ставке царицу ругали нещадно, поговаривали не только о ее заточении, но и о низложении Николая. Говорили об этом даже за генеральскими столами. Но всегда, при всех разговорах этого рода, наиболее вероятным исходом казалась революция чисто дворцовая, вроде убийства Павла».

В марте 1917 года именно военные, командующие фронтов, заставили царя подписать отречение от престола. Последним распоряжением Николая II было назначение генерала Лавра Корнилова командующим Петроградским военным округом.

Через несколько дней после этого по решению Временного правительства Корнилов отбыл в Царское Село для приведения в исполнение указа об аресте бывшей императрицы Александры Феодоровны и всей царской семьи.

Кстати, сегодня те же самые люди, которые ходят на митинги в обнимку с иконой Николая II и поют «Боже, царя храни», установили в Краснодаре памятник его тюремщику - генералу Корнилову. И регулярно проводят около него поминовения, на которые приносят икону Николая II.

После отречения Николай II оказался настолько никому не нужным человеком, что о его существовании на какое-то время просто забыли. Министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков пытался отправить царскую семью в Англию на попечение двоюродного брата царя - Георга V , но король предпочел отказаться от такого плана.

Не зная, как поступить, Временное правительство отправило Николая II с семьей вглубь страны. Ссылка стала его триумфом воли. Не государь, а человек, он с момента отречения и вплоть до дня своей гибели показал куда больше характера, чем за все царствование. Как высказался о нем Эдвард Радзинский , есть монархи, не умеющие править, но умеющие достойно умирать.

Режиссер Алексей Учитель - о незавершенном фильме, который оказался в центре скандала

На минувшей неделе вроде бы затихший скандал с фильмом Алексея Учителя "Матильда" вспыхнул с новой силой. Зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская направила запрос генеральному прокурору с просьбой проверить фильм. Возмутился дом Романовых. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — отказался комментировать ситуацию, пока фильм не готов. "Огонек" поговорил с режиссером о пробелах в истории и неоднозначной реакции на нее сегодня


— Ваш новый фильм еще не вышел, а какая-то часть якобы православной общественности уже требовала "немедленного закрытия" фильма "Матильда", потому что "нельзя снимать такое про православного святого"... С тех пор страсти только накаляются...

— Когда требуют запретить фильм, который еще никто не видел,— это уже нонсенс. Действительно, были и письма в прокуратуру, и даже демонстрация человек из пяти, которые сжигали плакат нашей картины, но я пока отношусь к этому как к недоразумению. К тому же прокуратурой уже проведено расследование по поводу этих писем, и они установили, что никаких призывов к осуществлению дискриминационных действий, признаков ущемления, преследования или запрета вероисповедания не выявлено.

Нет в нашем фильме ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих. Говорить о том, что у будущего императора Николая II не было никаких взаимоотношений с Матильдой Кшесинской, довольно глупо, ведь есть масса документов и изданных воспоминаний. Не так давно я включил телевизор, где по каналу "Культура" уважаемый мною писатель Эдвард Радзинский практически пересказал содержание нашей картины. Абсолютно открыто, на всю страну.

Балетная труппа императорского театра всегда поставляла любовниц ко двору, но до сих пор никто не видел в этом историческом факте посягательства на устои

Фильм должен был выйти в ноябре 2016-го, но премьеру "Матильды" перенесли на март. Почему?

— По производственным причинам. У нас главная героиня тяжело заболела, и нам пришлось на три месяца приостановить съемки. Это очень масштабное, большое кино, с финансовой помощью государства, делаем мы его ради того, чтобы историю нашей страны знали лучше, чтобы она была наполнена интересными, реальными фактами, отнюдь не скабрезными, говорящими о чувствах, о человеке, который выбирал между любовью и долгом.

Но для меня здесь главной была фигура Николая II. Он давно меня интересует, я когда-то собирался снимать фильм о его отречении. Мне кажется, что наше отношение к последнему императору российскому, скажем так, не совсем правильное. Считается, что он был слабым человеком, из-за которого во многом и произошли все последующие несчастья в России. Да, безусловно, какие-то ошибки были совершены, но, на мой взгляд, Николай II был умнейшим человеком. В период с 1896 по 1913 год он превратил Россию в ведущее государство Европы по всем показателям.

— Расскажите, как вы работаете с документальным материалом, историей, снимая не просто игровое кино, а большой фильм, развлекательный, аттракцион?..

— ...Но я не снимаю аттракцион.

— Нет? А как же? Речь ведь идет о фильме с большим бюджетом для массового зрителя. Для успеха такого кино вам неминуемо придется развлекать публику.

— Я понимаю, о чем вы говорите. Но меньше всего я стремлюсь угодить кому-то. Другое дело, что многие эффектные сцены произошли на самом деле: это и крушение царского поезда, и поражающая воображение церемония коронации императора, и трагическая Ходынка. Я пытаюсь сделать так, чтобы в нашем фильме те, кто традиционно разведен по разные стороны баррикад, соединились. Это очень сложно и почти невозможно.

— Фильм — это реконструкция реальной истории или воображаемая версия исторических событий?

— Дело в том, что, несмотря на обилие документов, воспоминаний и писем, многого мы просто не можем знать. Нам остается только догадываться, как вели себя конкретные люди в каких-то ситуациях. Поэтому, безусловно, доля вымысла в фильме есть, она неизбежна. Для меня здесь скорее возникает вопрос собственных этических преград, которые я сам себе должен ставить, чтобы не переступить черту пошлости. В фильме большинство действующих лиц — реальные исторические фигуры, но есть и вымышленные персонажи.

Что касается ожиданий публики, то это очень важный и болезненный момент. Нашему кинематографу необходимы фильмы-события. Я с интересом слежу за судьбой недавно вышедшего фильма "Дуэлянт", хотя он совсем не похож на наш, картины разные и по сюжету, и по существу, но мне важно уловить настроения современной публики относительно фильмов, основанных на историческом материале. Есть же примеры удивительные... Вот фильм Федора Бондарчука "Сталинград" занимает первую строчку по сборам среди российских фильмов. И хотя в нем множество эффектов, аттракционов, он все же является фильмом на историческую тему, основан на документальных фактах, пусть и с долей вымысла. Многие сомневались, что на этот фильм пойдет зритель. Тем не менее он в лидерах. Наша публика непредсказуема, поэтому рассчитать что-либо сложно.

— Страшно мне сейчас, а когда снимал — нет. Меня все считают режиссером, мягко говоря, не кассовым, хотя мой фильм "Прогулка" в свое время занял третье место в прокате. Он собрал миллион с небольшим долларов, тогда это были грандиозные деньги. "Край" тоже собрал прилично, хотя ожидалось, может, и больше, но тем не менее был неплохой результат. Для продвижения "Матильды", кстати, я специально искал пиар-компании, которые никогда кино не занимались, потому что уже знаю, что будет, если идти по стандарту. А мне хотелось, чтобы люди с мозгами, которые, например, раньше занимались политтехнологиями, попробовали, как такую картину подавать массовому зрителю. Было много встреч и интересных бесед, кое-что мы почерпнули любопытного.

Мне хотелось, чтобы люди с мозгами, которые, например, раньше занимались политтехнологиями, попробовали, как такую картину, как "Матильда", подавать массовому зрителю

Даже монарший визит личного характера воспринимался как официальное мероприятие. Можно ли было в таких условиях скрыть даже невинный флирт?

— Сейчас говорят об отсутствии индустриальной стратегии в кино. Это результат разъединения профессионалов? Или это результат культурной политики государства?

— Вы, журналисты, любите сразу так резко спрашивать... Есть определенная доля посещения российских фильмов в кинотеатрах, ее хотят повысить. Хотят сначала возродить интерес к кино. Это действительно трудно, и нынешний год, и часть следующего будут показательными, потому что впервые одновременно создано очень много крупномасштабных картин. Раньше у нас было не более одной-двух подобных картин в год. Посмотрим, что произойдет.

Конечно, не хватает зон для так называемого авторского фестивального кино. У нас есть студии-лидеры, занимающиеся коммерческим кино, но нужны такие же, которые фокусировались бы на картинах фестивального направления. И, как это делают в том же Нью-Йорке, надо иметь несколько кинотеатров, которые такое кино показывают. У нас, скажем, в Москве есть "Пионер", "Ролан", в Санкт-Петербурге — Дом кино, но их должно быть гораздо больше.

Я предлагал организовать университетский прокат, думаю, что это было бы очень разумно. У нас огромное количество институтов, университетов, везде есть залы, установить проектор не проблема. И это сразу даст огромное количество площадок, где зрители более подготовленные. И там можно любое кино показывать! Хотите — только российское, хотите — авторское из всех стран. Продавать билеты, конечно, не как в кинотеатре, а по более скромным ценам, но все равно это будет приносить прибыль.

Как мы знаем, самый большой результат в американском прокате среди русского кино у фильма "Русский ковчег" Сокурова, который как раз благодаря показам в университетах собрал более 3 млн долларов. Почему такое не сделать у нас?..

Беседовала Алена Солнцева

Досье

Раба любви


Матильда Кшесинская любила балет и императорскую фамилию

"Балет определил мою жизнь и дал мне в ней счастье",— так заканчивает свои воспоминания о жизни Матильда Кшесинская в Париже в 1956 году.

И здесь нет лукавства. Именно сцена дала ей возможность войти в императорский дом. Сначала как первой любви наследника Николая Александровича. "Любовник (наследник) посещает Кшесинскую и употребляет ее. Она живет у родителей, которые устраняются и притворяются, что ничего не знают,— писал в своих дневниках издатель "Нового времени" Алексей Суворин.— Он ездит к ним, даже не нанимает ей квартиры и ругает родителей, которые держат его ребенком, хотя ему 25 лет".

Потом венценосный "ребенок" женился, но связь Матильды с представителями императорской семьи не прервалась. Она была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года у нее родился сын Владимир (в семье его звали Вова), получивший по высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию Красинский (по семейному преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских), отчество Сергеевич и потомственное дворянство. После бегства из России она вышла замуж за великого князя Андрея Романова — случилось это в Канне в 1921 году. Андрей Владимирович усыновил ее сына, она перешла из католицизма в православие.

Подробности отношений с наследником и великими князьями с возможной деликатностью, но без жеманства описаны в "Воспоминаниях".

В Париже Кшесинская давала уроки хореографии, открыв студию в Париже, к ней съезжались ученики со всего мира. В 1936 году по приглашению дирекции лондонского Ковент-Гардена 64-летняя Кшесинская выступила последний раз на сцене. Она танцевала свою знаменитую "Русскую". Ее вызывали 18 раз. Вся сцена и проходы к ней были завалены цветами.

Кшесинская была страстным игроком. В казино Монте-Карло она спустила деньги, полученные за дома, землю и бриллианты. Ставила всегда на свое счастливое число — 17.

Она пережила оккупацию Франции и арест сына, смерть обожаемого мужа в 1956-м, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью. Но уже через полгода Кшесинская вернулась к преподаванию.

В 1958 году в Париж приехал Большой театр. Матильда Кшесинская была на спектакле русского театра: "Я плакала от счастья... Я узнала прежний балет... Это был тот самый балет, который я не видала более сорока лет".

Она умерла в Париже в 1971 году в 99 лет, не дожив до своего 100-летия 8 месяцев. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

"Воспоминания" Кшесинской, так же как и "Дневники" Суворина, которые цитировались выше, много раз публиковались, не вызывая общественных протестов. Почти незамеченным прошел и фильм Евгения Соколова "Звезда империи" (2008), не оставляющий сомнений в характере отношений балерины и наследника. Но вот прошло 8 лет, и скандал вокруг новой киноверсии Матильды набирает обороты. И дело тут конечно же не в кино, а в переменах, случившихся за эти годы в российском обществе.

Тема Матильды Ксешинской - выдающееся достижение современных политтехнологий. Использовать для киносценария роман цесаревича с балериной - это замечательная мысль! Я был просто в восторге от этого скандала! Поглядите - сегодня все умы в России который месяц обсуждают: что делал молодой человек Николай, который написал в своем дневнике: «Ушел утром от маленькой К.» Что он у нее делал? Ну, конечно же, он всю ночь рассуждал с ней о судьбах России, что же еще?!

Вообще, отношения с балеринами у людей высшего сословия в царской России были некой «гусарской традицией». Если составить список великих князей, которые жили с балеринами, то этот список получится очень длинным. Но Николай Второй - конечно, он же святой, поэтому он, естественно, с балеринами не жил.

На мой взгляд, тема «Матильды» уже умерла, и обществу нужно что-то новое - например, президентство Ксении Собчак. Главное, чтобы не было паузы в темах.

Когда я вижу скандал вокруг «Матильды», мне, вот честное слово, хочется смеяться. Ну, господа, нельзя же вот так - в стране произошла великая революция, которая абсолютно не описана! Исторические источники о ней до конца не опубликованы, непонятен до конца даже момент с отречением Николая Второго от престола - все версии об этом крайне спорны. Крайне запутана и непонятна история Февральской революции, равно как и то, почему в предреволюционной России была фактически парализована власть. А мы, вместо того чтобы все это исследовать, занимаемся какой-то чушью - только потому, что кому-то понравилось нас сводить с ума вот таким способом!

Кому-то, видимо, очень понравилось, что вместо всех этих серьезнейших для истории вопросов мы занимаемся юношеским романом Николая и великой балерины! Я понимаю: сегодня у нас возник правящий класс, и ему хочется развлекаться, ему хочется веселиться. И Алексей Учитель, с точки зрения киношника, все сделал очень правильно - он избрал самую милую, веселую тему - Матильда, балет, юный царь… Возможно, все это будет невероятно приятно зрителям и почитателям его таланта.

Но главная беда, на мой взгляд, в том, что нынешний правящий класс просто не хочет беспокоиться. А ему беспокоиться надо, причем срочно - потому что «не все в порядке в датском королевстве». Абсолютно не все в порядке в стране!

Поэтому на месте сегодняшних власть предержащих я бы все-таки не развлекался с «Матильдой», а занялся бы делом. Например, я бы тщательно исследовал и обстоятельно обсудил истинные причины русской революции - вместо того, чтобы заниматься ерундовыми расследованиями.

Именно для сегодняшней власти принципиально, на мой взгляд, выяснить то, почему и как в какие-то три дня рухнула гигантская машина - с полицией, с сотнями тысяч патриотически настроенных граждан, с огромной боеспособной армией? Я бы пристально изучил и то, почему империя погибла буквально накануне победы - все документы говорят о том, что уже в конце 1917-го на всех фронтах намечался перелом, и Германия потерпела бы разгромное поражение. Все это можно прочитать даже в записках Черчилля.

Нынешней власти было бы очень полезно знать, почему весь этот ужас так быстро и неотвратимо произошел. И как вышло, что власть в огромной стране оказалась буквально брошенной на землю - за нее в какой-то момент решительно никто не держался. И почему оказалась настолько бездарной русская буржуазия, пришедшая к власти - та самая, которая находится у власти и сейчас. Только те люди еще и поголовно заканчивали Оксфорд, Кембридж, а многие из них говорили на четырех-пяти языках.

Понимаете, изучая прошлое, я изучаю не только настоящее, но еще и будущее. И каждый год в декабре я делаю свои прогнозы событий в государстве на следующий год - и эти прогнозы почти всегда сбываются! Это - главная причина, по которой я никому никогда их не показываю!

Нынешние властители должны четко знать, почему их предшественники век назад так глупо упустили страну. И почему они оказались абсолютно беспомощны перед большевиками, лишившись царских штыков. Они изо всех сил ругали власть, когда был порядок. Но, как только наступил беспорядок, они оказались никчемны, бездарны, и большевики просто подобрали власть - она же буквально валялась на земле! Все эти моменты сегодня намного важнее, чем мимолетный роман юного царя с балериной. Но власть сегодня, по-видимому, этого не понимает, и это потенциально очень опасно для страны.

Напомним, скандал вокруг фильма «Матильда» в ноябре 2016-го инициировала экс-прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская. За прошедшее время она более 40 раз обращалась в надзорные органы с требованием проверить фильм Учителя на финансовую чистоту и не допустить его выхода в российский прокат. Ее поддержали несколько радикально настроенных патриотических организаций, которые организовали нападения на студию Алексея Учителя, офис его адвоката и кинотеатры. Однако Минкультуры РФ все же выдало фильму прокатное удостоверение, а Генпрокуратура РФ оставила за «Матильдой» право проката. Глава Владимир Мединский публично назвал шумиху вокруг ленты «намеренно нагнетаемой истерией».

В год 100-летия революции историки анализируют события вековой давности, строя догадки, как могла развиваться страна, не приди к власти большевики. Автор книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами, Эдвард Радзинский посетил Петербург, чтобы рассказать о трагедии тех дней, роли главных исторических личностей и неминуемости тех или иных событий, содрогнувших страну в начале XX века.

О главном «революционере»

- Революция - это вселенский театр. Здесь вчерашний адвокат ведет на штурм, вчерашний художник руководит армиями, а ничтожество становится у власти. Многие слышали формулу, что «революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ею мерзавцы». Но здесь мудро опущено упоминание главного революционера. Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики и … власть! Главным революционером, как писал великий князь Александр Михайлович несчастному Николаю II, у нас является правительство, которое делает все, чтобы она состоялась.

Во время уже Февральских событий в Москве на лобном месте как-то собралась огромная группа слепых нищих. Они пели песни Смутного времени... В стране в то время только слепые понимали, что будет.

Самая умелая в добывании денег, самая хитрая, приспособленная годами жить нелегально, русская буржуазия была всегда отделена от власти. Получив эту власть, она не знала, что с ней делать. Троцкий замечательно сказал: после революции у нас не двоевластие, у нас двоебезвластие. Все занялись нормальной вещью: скупали дворцы, занялись деньгами, а надо было заниматься страной. У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита.

Эдвард Радзинский: « У страны, к ужасу, оказалась бездарная элита». Фото: АиФ / Мария Соколова

О неизбежности отречения Николая II

Николай II понимал, что происходит. Атмосфера в стране была соответствующая. Даже глава монархистов Владимир Пуришкевич, выступая в Думе, говорил: нити от министров находятся в руках Распутина и царицы Александры Федоровны, которая «осталась немкой на русском престоле, чуждая стране и народу». А что говорил Александр Гучков и Павел Милюков? Слово «измена» ходило по всей армии. Царь отлично понимал, что у него два выхода - или царица, или отречение от престола. Другого выхода не было. Его называли «сумасшедший шофер, который ведет страну в пропасть»… Потом будет сказано, что великие князья ждали, что Дума инициирует действия, а Дума ждала нормального династического переворота. Поэтому рано или поздно, но отречение должно было состояться.

О роли Матильды Кшесинской

Одно из достижений современного политтехнолога - заставить страну обсуждать не революцию, а Матильду. Это потрясающе, я готов аплодировать! Что делал молодой человек, записывая в дневнике: «Ушел утром от маленькой К»? Ясно, разговаривал с ней о судьбах России!

Если составить список, кто из великих князей жил с балеринами, то он будет длинный. Такая гусарская традиция.

О Великой Французской революции

У революций есть особенность - они все похожи. Большевики брали методы времен Великой французской революции. Они даже террор начали готовить раньше, потому что помнили, что это спасло дело во Франции. Художники повторяли стиль Жак-Луи Давида, делали гигантское полотно с Троцким, изображавшее заседание секции интернационала. Интересно, что Давид не мог выставить свою картину, потому что всех гильетинировали. То же самое произошло и с полотном, на котором был изображен Лев Давидович. Картина была экспонирована один раз и вскоре попала под запрет.

Революции похожи концом - они все убивают своих детей в обязательном порядке. Поэтому весь торжествующий зал обычно отправляется к расстрельной стенке или прямой дорожкой на гильотину.

О роли шпионов в развитии революции

Какова цена империи, которую могут сбросить шпионы - английские, немецкие или японские? Так сложилось, что мы никогда не виноваты, у нас всегда виноваты другие, кто плохо к нам относится, кто живет за нашими пределами. А мы несчастные. Правда, возникает вопрос, кто все это делал? Кто сбивал кресты с колоколен, вешал красные ленты? Это не мы, это все шпионы нас надоумили.

О предсказаниях

Каждый год я пишу себе предсказания на ближайшие 12 месяцев и никому их не показываю. Меня очень радует и печалит одновременно, что они сбываются. Я рассказываю историю, чтобы читатели могли сами делать эти предсказания. К сожалению, говоря о прошлом, я рассказываю не только о настоящем, но иногда и о будущем. В этом беда. Поэтому я этот труд продолжаю.


О Распутине

После выхода книги о Николае II на меня давили, чтобы я сразу написал о Распутине. Но я не мог приступить к работе, так как понимал - никакого Распутина не существует, есть лишь политическая фигура, которую одевают в зависимости от необходимости.

В этот момент Мстислав Ростропович купил на Sotheby"s сборник документов - следственные дела о Распутине. Возможно, они ушли из России, потому что в них были показания тех, кто любил Григория, был его сторонником или фанатиком. Посмотрев их, я понял, что портрет может сложиться, что на страницах я могу показать его живого. И я взялся за книгу. Она стала бестселлером, но плохо читалась. Дело в том, что в умах уже существовал другой образ Распутина. И он был могущественнее, чем этот - настоящий.

Работая с документами, я пытался поймать его настоящего. Было удивительно, что люди не могли его одинаково описать. Одни говорили «у него хлебные зубы», другие, что у него выпали зубы и остались одни черные точки. Одни утверждали, что он огромный, другие - что он приземистый и горбится. И это люди, которые наблюдали Распутина каждый день. Он менялся как хамелеон. По мере того, как я писал эту книгу, странице на 300-ой я признался, что не могу его поймать, что я все время ловлю какую-то его личину.

Но вот он однажды сидел на кровати дочери своего издателя и сказал: «Почему ты меня с нее не прогонишь? Я же черт». Здесь он говорит правду. Он мучился. Это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола.


Эдвард Радзинский: « Распутин - это человек, который ходил и отгонял от себя дьявола». Фото: АиФ / Мария Соколова

Все эти записи меня потрясли. Но даже потом, после выхода книги, Распутин меня не отпускал. С Украины мне прислали еще один том из того же дела. И это потрясающие вещи. В них рассказывается, как к нему ходили чиновники и их жены через черную лестницу, потому что он уже стал символом темных сил. Как жена Витте ходила к нему, как они договаривались вернуть Витте (что, возможно, спасло бы империю). Это ужасно интересно, но надо бежать из этого плена, потому что еще раз погрузиться туда на три года, это тяжело.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал