Анализ стихотворения «Эти бедные селенья…. Купить полироль жидкое стекло для автомобилей Купить полироль жидкое стекло для автомобилей

06.07.2023

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» - одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Всегда так: человек начинает больше всего ценить уют родительского дома только после годов странствий. Так и поэт начинает по-настоящему любить родину, видеть в ней нечто большее, чем начальный пункт пути, только после того, как надолго ёё покинет. Фёдор Иванович Тютчев начал своё путешествие по миру в 19 лет, когда отбыл в Европу на дипломатическую службу. Он много лет провёл в Германии, именно там расцвёл его поэтический талант, там он встретил признание. Однако, родная земля всегда звала его обратно и Тютчев в один день вернулся в Москву, где продолжил писать.

В 1855 году он написал «Эти бедные селенья…». Этот стих отображает авторское понимание принципиальных отличий между Россией и странами, в которых он побывал в своей бурной молодости.

Тютчев начинает стихотворение с описания пейзажа, что видит иностранец, приехавший в Россию или человек, который возвращается после долгого путешествия. В лирическом герое легко угадывается сам Фёдор Иванович. Он вернулся из Европы, и видит такую картину:

«Эти бедные селенья
Эта скудная природа».

Сразу же обозначается, что этот край для нашего героя «родной» и очень близкий.

В следующей строфе отображается главный мотив стихотворения. Автор обращается здесь к «иноплеменным». И это очень важный момент. Почему он обозначает иностранцев именно так? Тютчев таким образом хочет направить взор читателя на нечто более древнее, на ту разницу между «нашими» и «чужими», которая существовала в когда-то давно и сейчас кажется почти утерянной. Но она жива, и поэт отлично на ней играет. «Чужим» не дано увидеть истинную Россию, спрятанную ото всех, кроме народа этой страны. Автор изображает ёё нагой и смиренной, но держащей гордый взгляд, несмотря на всё некрасивое и неидеальное, что есть в ней.

В финале стихотворения Тютчев обращается к тому, что делает Россию такой, какой он ёё видел. Это вера, вера в истинного Бога. И Господь здесь освящает русскую землю: «Исходил, благословляя». Родина приравнивается к земле господней, месту, где он выстрадал ей право на жизнь. Фактически, поэт здесь приравнивает свой народ к обличию божьему. Ведь столько настрадались люди русские, чтобы не быть в «рабском виде», а быть свободными, гордыми и смеренными. И не важно, что где-то, возможно, люди живут получше, где-то земля даёт лучший урожай, ведь Россию любят не за что-то, а вопреки, как сформулировал уже другой классик.

Это стихотворение Ф.И. Тютчева, в действительности, о простых вещах. Оно о том, что только русский может увидеть среди всех минусов этой страны, очень добродушных людей, честных и верных своему Богу. Оно о том, что землю эту местные так любят потому, что отдали очень многое за право просто жить здесь. Это стихотворение об очень понятных русскому человеку вещах, но уж никак недоступных иностранцам.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»

Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии. Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он не только отстаивал национальные интересы, но и активно интересовался литературой. Именно Европа привила Тютчеву любовь к романтизму и научил лаконично выразить свои мысли в поэтических произведениях. Тем не менее, он мечтал вернуться на родину, и считал каждый свой приезд в Россию настоящим праздником.

Прижив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же германии или Францы весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев . Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение, терпеливость. Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.

Приняв решение оставить дипломатическую карьеру, Федор Тютчев вернулся в Россию и с увлечением продолжил свои литературные эксперименты. В 1855 году он опубликовал стихотворение од названием «Эти бедные селенья…», в котором попытался изложить, почему Россия, несмотря на ее многочисленные проблемы и недостатки, для него гораздо ближе, чем сытая и благополучная Европа.

Пытаясь дать наиболее точно определение своей родине, Тютчев отмечает: «Край родной долготерпенья, край ты Русского народа!». Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается завуалировать те проблем, которые с первого взгляда бросаются в глаза. Это нищета людей, их рабский каждодневный труд, колоссальная пропасть между различными классами и социальными группами. Однако в данный момент все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу. Тютчев отмечает, что пресловутые европейцы просто не способны заметить и понять, «что? сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».

Между тем, по мнению автора, Россия является страной, которая избрана Богом. «Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», - отмечает Тютчев. По его мнению, духовность является самым главным достоянием этой страны, и дана она русскому народу за вековые мучения и смирение перед волей Всевышнего.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал