Михаил Дзюбенко. "Музейщики как (не)вольные пособники тоталитаризма". Дзюбенко михаил александрович Предметы и стоимость занятий

20.11.2023

"Все самые большие преступления против веры совершались именно под предлогом борьбы с «богохульством» и «кощунством»".

ИНТЕРВЬЮ: Филолог, прихожанин Русской Православной Старообрядческой Церкви МИХАИЛ ДЗЮБЕНКО о налете Энтео на Манеж, свидетелем которого он стал, признаках провокации, безграничности свободы творчества и катастрофе России.

«Портал-Credo.Ru»: Вы оказались невольным свидетелем второго налета «православных активистов» Энтео на московский Манеж. Как Вы оцениваете погром, в результате которого там пострaдали работы Сидура?

Михаил Дзюбенко: Прежде всего хотел бы уточнить информацию, которая была на Вашем Портале, о том, что 16 августа, будучи на выставке, я что-то там заявлял. Я ничего не заявлял. Там была достаточно напряженная атмосфера, люди объяснялись, скажем так, на пределе экспрессивных средств литературного языка. При этом какие-то непонятного вида персонажи ходили вокруг и снимали все на портативные видеокамеры. Но никаких заявлений я не делал. Теперь по существу. Погром и есть погром. Там уничтожены четыре работы, насколько я видел. Юристы говорят о двух статьях Уголовного кодекса -- вандализме и умышленном причинении ущерба.

Кроме чисто уголовной есть еще и моральная, и профессиональная оценка. Как Вы оцениваете произошедшее как искусствовед?

Я десять лет проработал в Государственном литературном музее. Моя мама была первой заведующей отделом русской литературы ХХ века этого музея в Трубниковском переулке. Что я буду говорить очевидные вещи? Это уничтожение классики. Я не могу себе представить, чтобы в советское время человек, причинивший экспозиции умышленный материальный вред, преспокойно вышел из отделения и продолжал бы угрожать дальнейшим причинением вреда. Конечно, они сделали хорошую рекламу этой выставке, потому что я ничего не знал про нее. Вообще удивительно, что такая выставка в таком зале в центре Москвы не имела практически никакой рекламы. А тут такой промоушн, хотя дороговато, конечно, он обошелся.

- Я знал про эту выставку, об этом было в «Новостях культуры» на канале «Культура».

Возможно. Я не смотрю телевизор, у меня его нет, да и Интернетом сейчас мало пользуюсь. Но ведь они делали рекламу не выставке, а самим себе, и это лежит в русле всех вообще действий Энтео. С моей точки зрения — я его видел вблизи впервые, — он человек несамостоятельный и выполняет определенную рекламно-провокативную функцию. Он ходил перед Манежем и выкрикивал какие-то хорошо заученные речевки, которые состояли буквально из нескольких предложений. Он не вступал ни в какие разговоры, потому что, видимо, произносил только то, что выучил, и ни на какую дискуссию не способен. Точно так же вели себя и его единомышленники, которые стояли с какими-то плакатами, причем Энтео периодически подходил к ним, забирал один плакат и вкладывал в руки другой. Один из этих молодых людей высокомерно сказал мне: «Да вы хоть Символ веры знаете?» Я не стал углубляться в конфессиональные различия и просто ответил: «Еще бы не знать! Я его уже преподавал тогда, когда лично вас еще и в проекте не было» (это правда). Он замолчал: вот в эту сторону его роль явно не была прописана. Они вели себя как миссионеры среди дикарей, как неофиты, и у всех - заранее выученные роли. Это бы напоминало рекламную акцию какой-нибудь секты, если бы не сопровождалось физическими действиями.

Рядом стояла полиция. То ли она их охраняла, то ли от них. Рядом находилась группа непонятных людей с портативными видеокамерами. Такие люди всегда присутствуют на митингах, на пикетах, снимают. По-моему, в данном случае они были скорее заодно с Энтео, потому что, когда я уходил с выставки, они стояли с ним одной группой. И в толпе перед Манежем, которая была не очень велика (человек 25-30) ходили разные корреспонденты изданий типа «Лайфньюс». Но они очень интересно работали. Я не заметил у них своих видеокамер, у них были только микрофоны. Вот они выхватывают человека, задают ему какой-нибудь провокационный вопрос - и глядь, уже тут как тут стоит серый человечек с видеокамерой и снимает. Вроде как он и есть оператор. Я одного такого спросил: «Вы кто?» «Журналист», - ответил он. «Удостоверение есть? Можете показать?» Он на секунду смешался и неловко ответил: «Сначала вы покажите». В общем, я думаю, понятно, откуда эти люди, собирающие общий видеоархив. Все происходившее - очередная провокация.

- Вам не кажется, что методы, которыми действует Энтео, — это хорошая антиреклама для РПЦ МП?

Знаете, РПЦ МП меня вообще мало интересует. Я являюсь старообрядцем. Но тут есть несколько очень важных аспектов. Во-первых, Христос пришел в мир не для того, чтобы утверждать ту или иную символическую систему, а для того, чтобы освободить человека от рабства греха. Вот об этом надо думать. Вся реальность, которую мы видим вокруг в нашей стране, является насквозь греховной, является отрицанием всех заповедей Христа и закона Моисеева. У нас любят указывать на грехи Европы, Америки… Но христианин должен исправлять свои грехи, а на чужие воздействовать личным примером. Наши чиновники купаются в роскоши, а на лечение больных детей собирают копеечку всем миром. Если что и напоминает в нашей жизни о библейских временах, то это поистине грандиозное бесстыдство власть имущих и слепота народа. Вот что должно оскорблять верующих, если они хотят оскорбиться, но этого они предпочитают не замечать, что и показывает истинную цену их веры. Их оскорбляет не реальность, а символы. Однако не для этого совершилось Боговоплощение. К сущности христианства это вообще никакого отношения не имеет. Именно таких мнимо верующих имел в виду Господь, говоря о тех, кто оцеживает комара, но поглощает верблюда.

Во-вторых, закон о защите чувств верующих абсурден: никаких особых чувств у верующих быть не может, потому что вера — явление сверхчувственное и надчувственное, направленное на преодоление чувств. Там, где есть чувства верующих, там нет веры, там только чувства. Этот закон только по видимости поддерживает веру, на самом деле он направлен на ее разрушение. Это закон о фикции. И я хотел бы напомнить, что единственным законом прямого действия, насколько я понимаю, у нас является Конституция, о которой либо хорошо, либо ничего. Во всех остальных случаях юстиция действует через суд и административные органы. То есть «оскорбленные» должны были подавать в суд.

В-третьих, Энтео и его, так сказать, единомышленники, а также их покровители любят оперировать понятием «богохульство». Скульпторов, выставленных в Манеже, они обвинили именно в этом. Но давайте присмотримся к Библии внимательнее. Где встречается этот термин? В Ветхом Завете под богохульством понимается произнесение определенных слов в адрес Бога или Его имени, которое, напомню, даже произносить простым смертным было нельзя. При этом понятие богохульства распространялось на тех, кто принадлежал израильскому народу. В Новом же Завете говорится о том, что всякая хула на Господа простится, кроме хулы на Духа Святого. А таковая хула - это отвержение явного действия Божественной Благодати. Но разве не видно действие Благодати в том, что через сорок лет государственного атеизма скульпторы обращаются к темам Священного Писания - и как обращаются! Это, кстати, хорошо чувствовали советские начальники культуры, обвинявшие многих из представленных на выставке творцов в «поповщине». И не будет преувеличением сказать, что эта выставка не меньше чем наполовину состоит из шедевров. Так что, по моему разумению, она, напротив, является гимном Господу, а Цорионову и его покровителям смело можно вернуть то обвинение, которое они предъявляют другим: пусть чаще смотрят в зеркало.

Что особенно забавно: эти мнимые активисты, которые неизвестно что создают, а только ломают и рвут, пошли на выставку оскорбляться в пост. Точно так же, кстати, вели себя десять лет назад и погромщики в Сахаровском центре. Самодуров специально организовал выставку в Великий пост, когда верующие ходят в храм, а не по выставкам. А те якобы верующие, которые в пост ходят на выставки, да еще и оскорбляются там, они никакие не верующие. Вы тут, конечно, спросите, а как же я оказался в Манеже в Успенский пост? Да вот пришлось, можно сказать, оскоромиться, потому что непонятно, доживет ли экспозиция до конца поста.

Ведут они себя как настоящие наследники воинствующих безбожников. Фактически хотят наложить запрет на изображение всего круга явлений, относящихся к Ветхому и Новому Заветам, если что-то изображено не так, как одобрено в РПЦ МП. Это значит, что огромный пласт светских изображений будет просто изъят из употребления. Такого не было даже в советское время. Между тем вся библейская история является частью духовной культуры всего человечества. И все человечество, в том числе и не принадлежащее какой-то конфессии, имеет право об этом думать, писать и изображать это как угодно. И все образы из Ветхого и Нового Заветов давно являются не частью церковной культуры, а своеобразным внеконфессиональным фундаментом культуры светской.

В-четвертых, я читал, что по стопам Энтео на выставку явился протоиерей Всеволод Чаплин и обнаружил там немало «кощунственных» изображений. Это намеренная путаница. Явление кощунства возможно только в той системе, в которой есть святость, то есть в Церкви или в религиозной системе какой-то. Светское искусство работает вне этих понятий. Мирская культура абсолютно нейтральна по отношению к полюсам «святость - кощунство», и попытка их туда внедрить — это насилие над духом. Более того, если мы все явления мира будем маркировать по шкале «святость - кощунство», то само понятие святости окажется размытым и в конце концов девальвируется.

Не может быть вся жизнь церковной. Церковь — это добровольно избранное сообщество тех, кто жаждет спасения. А остальной мир существует в светской системе. И пускай он живет как живет. В Церкви есть свобода спасения, а в мире есть свобода творчества. И не должно быть никаких границ для свободы творчества, кроме минимальных. Мне уже тут на днях пришлось читать рассуждения одного священника РПЦ МП о том, что художник должен творить в соответствии с Конституцией и Уголовным кодексом РФ. Поневоле можно лишь пожалеть творцов прошлого, обделенных такими источниками вдохновения. Так вот я хочу сказать: светское искусство никому ничего не должно. Вообще никому вообще ничего. Оно существует постольку, поскольку существует свобода. Художник - жрец свободы; об этом еще Пушкин писал. Основание для творчества светское искусство ищет в себе. Полезна ли не ограниченная ничем свобода? Для тех, кто не умеет ограничивать себя сам, неполезна. Но это должно быть именно самоограничение. Внешнее насилие просто уничтожает искусство. Неужели всего советского опыта недостаточно для понимания такой простой мысли? Другое дело религиозное искусство, которое тесно связано с определенным вероучением и имеет в большой степени прикладной характер. Здесь творец служит вере и так или иначе связан каноническими требованиями. Однако распространять эти канонические требования за пределы данной конфессии просто нелепо.

В-пятых, хочу напомнить, что все самые большие преступления против веры совершались именно под предлогом борьбы с «богохульством» и «кощунством». Христа, между прочим, распяли именно потому, что он якобы похулил Творца, да еще и неоднократно. А протопопа Аввакума с соузниками сожгли за «великие на царский дом хулы». В XIX - начале XX вв. на старообрядческие богослужения, бывшие тогда вне закона, врывались толпы вот таких же ревнителей, оскорбленных «умалением православия», громили утварь, надругались над Святыми Дарами и проч. А спустя каких-нибудь 15-20 лет такие же толпы стали врываться уже на богослужения бывшей господствующей церкви, которая после революции стала гонимой. Народу только привей привычку к погрому! История никого ничему не учит? Она имеет привычку повторяться.

В-шестых, меня удивляет, что РПЦ МП дерзает предъявлять кому бы то ни было претензии символического порядка. Им бы надо скромно помалкивать. Просто общество действительно не просвещено в церковной истории даже отечественной и не знает, что история никонианского религиозного сообщества началась именно с уничтожения достаточно стройной символической системы дораскольной Церкви. Великий церковный раскол XVII века случился как раз по поводу того, что тогдашние власти, светские и церковные, стали насильно менять и во многом портить церковный строй. Речь не только о троеперстном крестном знамении, но именно о всем церковном строе, о соборности и даже об элементах вероучения. Они внесли в храмы портретную живопись, партесное пение - все это чувственное, взывает не к духу, а именно к душе. С точки зрения старообрядцев, это кощунство. Именно не вне Церкви, а внутри была устроена колоссальная символическая путаница. А теперь они ходят по светским выставкам и наводят там порядок. Пусть наведут сначала порядок у себя.

Скажу больше. Вот российское общество приходит в недоумение от всяких странностей, которые являет ему РПЦ МП. Между тем все просто: господствующая религия России, если смотреть на нее со строго православной, то есть старообрядческой точки зрения, содержит явные признаки ереси. И это не отзвуки каких-то архаических споров: собор Русской Православной Старообрядческой Церкви 2007 года подтвердил, что новообрядчество является ересью второго чина. Иными словами, надо четко понимать: все происходящее является проявлением ложного учения господствующей конфессии. Чему же тут удивляться? Никакое это не православие. Покойный настоятель Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище протопоп Леонид Гусев называл это кривославием.

Но если мы начнем углубляться во все эти религиозные размежевания, из-за которых столько крови было пролито, то ни к чему хорошему это не приведет. Это Энтео может не знать истории, а мы-то знаем. И вот во имя сохранения мира в нашей стране необходимо, чтобы она оставалась светской. Чтобы общее политическое, социальное, культурное пространство было последовательно светским, то есть нейтральным по отношению к понятиям святости и кощунства. Светское пространство в обществе возникло именно для того, чтобы разнонаправленные силы могли находить общий язык, а не истощать себя бесконечными религиозными войнами. Светское государство и общество - это великое благо, это нейтральная территория, на которой возможны безопасная жизнь и творчество людей с самыми разными взглядами. А уж какой путь спасителен и нужно ли спасаться вообще, решает каждый сам и показывает другим своим личным примером. Пример же так называемой «Божьей воли» нимало не убедителен: их поведение отталкивает, в нем нет ничего христианского - ничего, что вело людей за Христом и апостолами.

Беседовал Владимир Ойвин,

Опыт: 30 лет

О себе

Преподавал в литературном лицее "Разум", киноколледже, лицее "Физтех", школе № 57, РГГУ, МГУ (подготовительные курсы), Международном университете в Москве. Имею более 60 печатных работ по истории русского языка, русской литературы, церковной истории. Читаю публичные лекции, провожу экскурсии по литературной и церковной Москве. В 2016 г. выпустил (совместно с О. Лекмановым) книгу: Иван Бунин "Чистый понедельник": Опыт пристального чтения. Пояснения для читателя. М.: Б.С.Г.-Пресс.

За время преподавания мной подготовлено более 350 учеников - абитуриентов всех ведущих вузов Москвы, а также несколько сотен школьников и студентов.

Образование

МГУ им. М. В. Ломоносова,
Факультет филологический

Где проводятся занятия

м. Текстильщики — возможны занятия как у преподавателя, так и выезд к ученику.

Предметы и стоимость занятий

Отзывы учеников

// Отзыв получен менеджером сайта по телефону

С Михаилом Александровичем мы занимаемся русским языком уже очень давно, когда сын был в 6 классе. Сейчас он учится в 10.

Михаил Александрович очень опытный и грамотный специалист. Преподаватель в школе не дал бы такого объёма, который даёт нам Михаил Александрович. То, что мы с ним проходим за год, в школе нам могут не давать и 3 года. Итоговые экзамены в школе и ГИА мы сдали на отлично.

Есть и обратная сторона. Репетитор иногда опаздывает и достаточно нетерпимо относится к тому, что ученик пропускает занятия по болезни, но мы считаем, это с лихвой окупается тем объёмом материала, который он даёт. Поэтому мы планируем и в дальнейшем заниматься с этим преподавателем.

Дзюбенко Михаил Владиленович
(Москва)

Стихи не пишу. Иногда они рождаются сами. Примерно уже лет 5-6. Этот малопонятный мне процесс помогает жить и приносит большое удовлетворение. Он похож на кошку, которая сейчас шебуршится в углу комнаты за занавеской: там теплая батарея и кошка вылезает она из-за нее только, когда припрёт. Припирает в крайнее время все чаще.
Иногда пытаюсь делать серьезное лицо. Но никто мне не верит. Ну, и, слава богу.
_________________________________________________________________________________________


***

И вот воскресенье. Белёсое утро и небо тяжёлое
каплями плачет о том что не будет сегодня заката
пронзительно яркого в городе буден.

Ворона в окно на меня посмотрела и камнем свалилась
в низкое небо — по вечным делам своим побежала —
ведь падаль высоко совсем не летает.

На улице слякоть и соль на ботинках доела дневную
порцайку резины, теперь отдыхает в плену коридора,
на кухню её домовой не пускает.

В столовой ворчливо гремят сковородки, сегодня им масла
подлили поменьше, не знают они что душистое сало
парадом командовать будет в обеде.

И радостно рядом жужжит холодильник, он нам заморозил
бутылочку водки и тихо поёт в предвкушенье подарка
который достанется нам непременно.

В углу замигала гирляндами ёлка — её до сих пор
в антресоль не убрали, и помнит она что до марта уж точно
ловить будет часто довольные взгляды.

А мы не торопимся, ведь воскресенье и небо в квартире
ни очень-то низко, глядит на нас сверху с довольным
прищуром — на улице места сегодня поменьше.

А в комнате дальней плюхнулась книжка,
с книжного шкафа — игра домового. Ему настроение
тоже вернули — получит сегодня он водки рюмашку

И будет в ночи громыхать в коридоре, кидая игрушки свои,
с верхней тучи на небе, которое мы здесь подняли.


СКИФИЯ: АНТОЛОГИЯ СЕТЕВОЙ ПОЭЗИИ
ТОМ 1: СЕРЕБРЯНЫЕ СТИХИ ВИРТУАЛЬНОГО ВЕКА
Издательство "Скифия"
Санкт-Петербург, 2009
ISBN: 978-5-903463-27-5
твердый переплет
формат: 70*108/32
384 стр.
тираж: 1000 экз.

Михаил Дзюбенко - филолог, культуролог, историк, сценарист. Родился в 1966 в Москве. В 1992 окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета МГУ. В 2000—2010 был научным сотрудником Отдела рукописных фондов Государственного Литературного музея. Автор статей по истории русской литературы и русской церкви. Сценарист документальных фильмов «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории».

Музейщики как (не)вольные пособники тоталитаризма

В сети последние несколько дней идёт активное (не столь активное, как странности чемпионата, но всё же) обсуждение новых правил поведения в музеях (конкретно в Третьяковской галерее, но, говорят, есть такие правила уже и в ГМИИ), согласно которым каждый, кто что-то рассказывает хотя бы своему другу, не говоря уж о группе слушателей, является гидом и должен купить у музея лицензию на проведение экскурсии за скромных 5000 рублей и охомутать шею специальным бейджиком. Музейщики в основном выступили в поддержку этой меры: дескать, гиды-общественники отнимают хлеб у гидов-музейщиков, несут черт-те что, не имея специального образования, создают шум в залах, и вообще за границей так тоже принято.

Я не хотел вступать в этот спор, но с изумлением увидел, что образованные и умные люди, которых в остальных случаях отличает трезвость суждений относительно происходящего вокруг, похоже, в данном случае совершенно не понимают, что произошло с ними самими. Как их развели на пустом месте и сделали подельниками. Возможно, кого-то из них и терзают сомнения, но они прячут их поглубже. Я бывал по разные стороны тех воображаемых баррикад, на которые закулисные кукловоды ненависти на этот раз пытаются разделить интеллигенцию: бывал и музейным работником (хоть и не вёл экскурсий), бываю и гидом-общественником, бываю и простым зрителем. Поэтому понимаю логику и тех, и других, и третьих.

Однако происходящее не имеет никакого отношения к этой логике. Да, действительно, сейчас не то готовятся, не то уже подготовлены изменения в закон "О туризме", согласно которым у нас (конечно же, как в европах, в полном соответствии с мировым опытом) каждый, кто ведёт не только по музею, но даже по улице группу людей и что-то им рассказывает, должен будет получить аккредитацию гида, прослушав кучу специальных курсов и заплатив за это порядка 30000 рублей. А иначе - полиция и штраф. Что уж говорить про музеи! И это, как утверждают доброхоты, сделает нашу жизнь цивилизованнее. Вот что я хочу на это ответить.

В цивилизованных странах мира граждане имеют право собираться мирно, без оружия, и проводить шествия и пикеты. У нас в покойной Конституции, принявшей мученическую смерть через особо изощрённое надругательство, тоже записано такое право. Ну так попробуйте выйти хотя бы на одиночный пикет - так, как принято в цивилизованных странах. Записаны там и свобода слова, и запрет на цензуру, и много чего ещё. Разговоры о том, что, дескать, в этом деле - чисто имущественная подоплёка, мы слышим со времён разгрома НТВ: "спор хозяйствующих субъектов". Вы забыли? А стравливание одних журналистов с другими тоже забыли? Или вот совсем недавние разговоры о том, что, дескать, Академия наук неэффективно распоряжается своими активами и надо её поставить под внешнее управление, - тоже забыли? Сгорел ИНИОН, уничтожено издательство "Наука"... Вот уж подлинно разгул эффективного хозяйствования!

Нет, дело совсем не в том. Не там вы ищете причину этих решений. К сожалению, она обескураживающе проста: идёт ЗАЧИСТКА ПРОСТРАНСТВА ПУБЛИЧНЫХ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ. Всяких: митингов, пикетов, экскурсий, лекций (вспомним Европейский университет и Шанинку), интернета. Ещё раз: уничтожается всякая возможность всяких несанкционированных публичных высказываний. Это - продолжение тоталитарного наступления. И вы, уважаемые музейщики, мои коллеги, внутренне готовы стать его соучастниками и проводниками (как стали ими учителя). Возможно, неосознанно, а кто-то, может быть, и сознательно.

Да, ваши благие намерения понятны. Но поймите: нельзя ссылаться на опыт цивилизованных стран в стране, второй раз за сто лет совершающей переход от авторитаризма к тоталитаризму. Надо стремиться где угодно, хоть в каких-то сферах сохранять возможность свободного высказывания. Да и сами по себе эти правила нелепы. Скажем, я на протяжении ряда лет проводил восьмичасовые автобусные экскурсии "Старообрядческая Москва", которые включали в себя около 30 объектов, в том числе дом-музей Голубкиной. Нас в этом музее интересовало всего несколько экспонатов и с такой стороны, с какой о них не рассказал бы ни один дипломированный экскурсовод Третьяковки. Теперь бы стоимость экскурсии пришлось увеличивать на 5000 рублей и делить на примерно 30 пассажиров экскурсионного автобуса. Пойдут люди на экскурсию по такой цене? Не уверен.

Кстати, на кладбищах та же ситуация: мне говорили (сам в этом году ещё не сталкивался, но вполне верю), что ГБУ "Ритуал" требует теперь получать разрешения на проведение экскурсий. Ну а чо, они хуже, что ли, музейщиков? И на кладбище не должно быть несанкционированных высказываний - только единодушное молчание. Из-за новых правил обязательной аттестации гидов многие гиды-общественники (в том числе и я) уйдут из этой сферы: чтобы "отбить" 30000, заплаченные за аккредитацию, надо быть не общественником, а самым настоящим профессионалом.

Я уж не говорю о том, что для многих далеко не богатых людей музеи были средством самообразования: прийти в музей с другом (подругой, одноклассниками), походить по залам, обменяться впечатлениями, узнать что-то новое... Далеко не всякий может заплатить 5000. Таким образом, это ещё один шаг к отсечению серьёзной культуры от народа. А народу - футбол по телевизору! Я понимаю, что мои доводы убедят мало кого. Надо уметь посмотреть шире своей профессии и услышать музыку истории.
А музыка эта катастрофическая.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал