Беседа унылая пора очей очарованье. Конспект интегрированного занятия в подготовительных группах Тема «Осенняя пора – очей очарование…. Творческие виды деятельности

06.01.2024

Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.

Подготовка к восприятию

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

    Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

    Ребята какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний парк? Выразите свои чувства, эмоции: - я любовался… - меня удивило…

Меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

    Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?

    Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

    желтый (золотой, лимонный, янтарный)

    красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)

    зеленый (изумрудный, малахитовый)

    голубой (лазурный, бирюзовый)

    Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

    А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

    Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку?

    Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству.

Первичное чтение

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

Проверка первичного чтения

    Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени?

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    Какой рисует поэт осень? Почему?

Повторное чтение

    Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

    Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

    «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.

Анализ произведения

    Какая картина вам представилась?

    Какие художественные средства помогают нам представить осеннюю картину?

    Какие строки вам показались необычными?

    Как могло быть названо стихотворение?

    А какие ассоциации вызывает у вас осень?

Обобщающая беседа

    Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    А вам нравится осень? Чем именно?

    Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»?

Для Пушкина «пышное» увядание природы - само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью.

Творческие виды деятельности

    Выучить стихотворение наизусть.

    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

    Сочинить своё стихотворение об осени.

Интегрированное занятие в подготовительных группах

Тема «Осенняя пора – очей очарование…»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

    Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой, воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;

    Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов;

    Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух;

    Закрепить знание народных примет;

    Учить детей самостоятельно и выразительно исполнять знакомые песни, танцы.

    Закреплять умение изображать характерные особенности растений, животных и птиц, делающие образ выразительным;

    Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям и животным.

Материал и оборудование:

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр.

Репертуар:

Песня «Осень – грустная пора» муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной;

Песня «Журавушка» муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского

карточки с явлениями природы по временам года; осенние листья, карточки с птицами.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые осенние пейзажи.

В. Ребята, обратите внимание какие краски использовала художник- Осень при разукрашивании осеннего леса?

Д. желтые, красные, зеленые, багряные, золотые….

В. А как называется картина на которой изображена природа?

Д. пейзаж

В. А как называются художники, которые рисуют пейзажи?

Д. пейзажисты

В. Каких художников – пейзажистов вы знаете?

Д. Левитан, Шишкин, Крылов

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

П. здравствуйте, ребята. Я почтальон тутошний – Печкин. Получите письмецо. Заказное.

В. Спасибо, Печкин. До свидания.

Печкин уходит.

В. Ребята, посмотрите какое красивое письмо! И украшено все осенними листочками. Кто же мог прислать нам такое письмо?

В. (читает) дорогие ребята, приглашаю вас ко мне в гости в волшебный музыкальный лес. Осень.

А вам хотелось бы пойти в гости к Осени?

Д. хотелось бы.

Но ведь по правилам хорошего тона в гости ходят с подарком. А что мы могли бы подарить Осени?

Дети высказывают свои предположения.

В. Самый лучший подарок – это то что вы могли бы сделать сами. Я предлагаю вам сделать красивое панно «Лес, точно терем расписной…» и подарить его Осени. Посмотрите, основа композиции у нас готова. Какие растения растут в лесу?

Д. деревья, ели, сосны, кустарники…

В. Кто хотел бы сделать деревья для нашей композиции?

Выбирают несколько человек, которые будут украшать композицию деревьями

В. А кто живет в осеннем лесу?

Д. животные

В. Кто хочет заселить в наш осенний лес животных?

Выбирают несколько человек

В. Как вы считаете, кто является украшением осеннего неба?

Д. перелетные птицы.

Выбирают несколько человек, которые будут вырезать лебедей.

В. Я предлагаю вам вырезать и поместить на панно всех обитателей осеннего леса.

Дети выполняют работу, наклеивая на панно деревья, животных и птиц.

В. Какое красивое панно у нас получилось! Теперь можно и в гости отправляться.

Дети по листьям идут в музыкальный зал.

В музыкальном осеннем лесу детей встречает Осень.

Осень (поет): Доброе утро!

Дети: Доброе утро!

Осень: Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение – посетить мой волшебный лес. Без вас мне скучно, песен никто не поет.

Д. А мы к тебе с подарком.

Осень. Спасибо. Какое красивое панно. Повешу его. Пусть украшает мой волшебный лес. А вы рассаживайтесь, дорогие гости.

А стихи обо мне вы знаете?

Дети читают стихи об осени.

В. А. С. Пушкин написал об осени много стихов. Какое стихотворение А.С.Пушкина вы знаете?

Д. «Уж небо осенью дышало…»

В. Кто прочтет это стихотворение?

Дети читают осенние стихи. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

В: Какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или тревожное?

Дети: Красивое, немного грустное.

В: Почему это стихотворение грустное?

Дети: Солнышко уже реже светит, день становится короче, птицы улетают в теплые края.

В: А вот сейчас мы узнаем, действительно ли осень грустная пора.

Дети исполняют песню «Осень грустная пора»

В: Ребята, а какие времена года вы знаете.

Дети…

В: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Времена года». Я покажу вам карточки, а вы мне скажите, какому времени года соответствует данное явление.

Проводится дидактическая игра «Времена года» 3-4 мин.

В: Скажите пожалуйста, девочки и мальчики, сколько месяцев в году?

Дети:…

В: Правильно, все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети:…

В: Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: Златоцветом, рябинником, птичья стая.

В: Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле, в огороде?

Дети: Собирают урожай овощей, вспахивают поля, сажают озимые хлеба.

В: Все мы рады осени – времени сбора урожая!

Дети исполняют хоровод «Здравствуй осень»

В. А чем занимаются в сентябре животные?

Дети. Готовят норки к зиме. Делают запасы.

В: Ушел сентябрь, а вслед за ним какой пришел месяц?

Дети:…

В: Как в народе называют октябрь?

Дети: Листопадником.

Девочки исполняют танец «Листопад»

В: Октябрь капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливый заморосит. Все приметы осени были когда – то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Дети: Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Появление комаров к поздней осени – к мягкой зиме.

Если сухие листья шуршат на деревьях, то это к теплой зиме.

В: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? Почему?

Дети: Ласточки и стрижи. Потому что питаются комарами и мошками, а они рано прячутся

В: Какие чуть попозже?

Д: Журавли, грачи, кукушки. Потому что могут питаться не только насекомыми, но и зернами и ягодами

В: А какие птицы улетают последними?

Дети: Гуси, утки, лебеди.

В: Все птицы улетают по - разному. Как летят утки?

Дети: Друг за другом.

В: А гуси?

Дети: Косяком.

В: Как улетают журавли?

Дети: Клином.

В: Попрощаемся с ними и скажем им спасибо за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полете.

Дети исполняют песню «Журавушка» А. Зарицкой.

В: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Дети: Перелетные.

В: А как называют птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Зимующие.

В: Скажите, как мы можем позаботиться о зимующих птицах?

Дети: Сделать кормушки и подкармливать их.

В: Чем занимаются в октябре люди?

Дети: Собирают грибы, утепляют дома, засаливают капусту….

В. Правильно. В народе говорят- в сентябре пахнет яблоками, а в октябре – капустой.

Проводится пальчиковая гимнастика «Засоли капусту»

В: Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия – соединить осень с зимой. Как называется в народе ноябрь?

Дети:….предзимник, ворота зимы.

В: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

Дети: Спрятались в свои норки и кушают припасы, зайцы меняют шубку с серой на белую и дрожат от страха, медведи и ежи впадают в спячку.

В: Какие работы у людей в ноябре?

Дети: Собираются на посиделки, пьют чай, поют песни, женщины вяжут теплые вещи, бабушки рассказывают сказки.

В: Какие же посиделки без веселых казачьих игр…..?

Проводится подвижная игра « Ленты голубые»

В: Если раннюю осень называли «золотой», то позднюю – «серебряной». Почему?

Дети: В ноябре на лужах появляется лед, звенят на ветру ветви деревьев и часто одеваются веточки тонким серебряным инеем.

В: Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню – Зиму.

Осень. а я для вас ребята угощенье припасла. Урожай сняла богатый: все гостинцы получайте да и осень вспоминайте.

Д. спасибо, осень за угощение. До свидания.

1 ведущий.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
Последние листья с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
………………………………………………..
Но пруд уже застыл…
2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!
Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
Нам хотят представить свои танцы …
2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную программу.
1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

Б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

В) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим танец …
2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
Игра «Кто быстрее съест яблоки».
Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!

Рауза Тахташева
Беседа с детьми старшей группы «Унылая пора! Очей очарованье! …»

Цель : закрепить представление детей о золотом периоде осени; формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь : воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Материал : модели признаков осени, «Для чего дереву лист?» , репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

Ход беседы

Воспитатель : Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина : «Унылая пора ! Очей очарованье )

Дети : Об осени.

Воспитатель : Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

Воспитатель : Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели) .

Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей) .

Воспитатель : Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора . Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

Воспитатель : А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

(Дети читают стихи)

Воспитатель : Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

Физкультминутка «Игра с листочками» .

Воспитатель : Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный» , И. Бунина «Листопад» ).

Воспитатель : Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели : долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья?» )

Воспитатель : Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

(Ответы детей)

Воспитатель : Осень очень щедра своими дарами : и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?.

(Ответы детей с использованием моделей) .

Воспитатель : Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка» )

Воспитатель : У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда)

Воспитатель : Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь» .

Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени) . Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в
старшей группе.
Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Задачи:
1)Закрепитьрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях в природе. («Познавательное развитие»).
2) Учить составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи сложноподчиненные предложения. («Речевое развитие»).
3) Формировать у детей правильное произношение звуков с, ц. Учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками. («Речевое развитие»).
4) Развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукцию картины золотой осени, формировать умение работать в технике «пластилинографии». («Художественно – эстетическое развитие»).
5) Познакомить детей со стихотворением А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», способствовать образному восприятию чувства прекрасного,
интерес к художественному слову. («Художественное – эстетическое развитие»).
6) Развивать у детей двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий. («Физическое развитие»).
7) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности. («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
Практическая: Дидактическая игра: «Назови звук»; пальчиковая игра «Осенние листочки»; физминутка «Осень».
Наглядные: Демонстрация репродукции картины с осенним пейзажем.
Словесные: Рассказ детей об осени; беседа; чтение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».
Материалы и оборудования: Средства ИКТ: слайды (осенних пейзажей); репродукция картины И. И. Шишкина «Золотая осень»; картон, стеки, салфетки бумажные, тканевые салфетки, пластилин, доска для лепки.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная Физминутка «Осень»; пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игровая Дидактические игры: «Назови звук», «Назови ласково».
Коммуникативная Беседа; составление рассказа на тему: «Наступила осень»; повторение чистоговорки.
Изобразительная Лепка
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Рассказывание; чтение; обсуждение.
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-Самообслуживание Самообслуживание.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Воспитатель загадывает загадку:
В парках листья облетели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьет в окно...
Что за время к нам пришло? Дети отгадывают загадку. Определяют предмет по его признакам, описанным в загадке.
2 Воспитатель показывает репродукцию картину И.И.Шишкина
«Золотая осень».
Показывает слайды с пейзажами осенней природы с музыкальным сопровождением. Дети рассматривают репродукцию И.И.Шишкина «Золотая осень», просматривают слайды под музыку А.Вивальди «Времена года». Определяют признаки осени в художественном произведении искусства.
3 Воспитатель просит детей составить рассказ по картине И. Шишкина «Золотая осень». Задает вопросы:
- Как называется картина?
- Что на ней изображено?
- Какими цветами художник изобразил осень?
- На что похоже такое цветовое сочетание? Дети составляют рассказ по картине И.Шишкина «Золотая осень», отвечают на вопросы воспитателя. Умеют составлять рассказ на осеннею тематику, развито образное мышление.
4 Воспитатель предлагает послушать, как рассказывает об осени А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети прослушивают стихотворение А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Используют в речи новые слова: краса, увяданье, багрец, сенях. Вызван интерес к художественному слову.
5 Воспитатель проводит беседу по содержанию стихотворения, задает вопросы:
- Какими красками изображена осень в стихотворении?
- О чем это стихотворение?
- Что происходит осенью в природе?
-Что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение?
Дети дают полные ответы, на вопросы воспитателя. Отвечают на вопросы полным предложением. Умеют вести диалог.

6 Воспитатель проводит физминутку «Осень»:
Тучи в небе кружатся;
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмуриться,
Листопад на улице.
По дороге стелется,
Желтая метелица. Дети выполняют движения:
Плавно покачиваются с ноги на ногу.
Ходьба на месте с высоким подниманием калений.
Руки на поясе, повороты в стороны.
Кружатся на месте.
Легкий бег по кругу.
Выполняют движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
7 Воспитатель проводит дидактическую игру «Назови звук», читает четверостишие (чистоговороки):
- Цапля ходит по болоту.
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
- Спешил куда – то сверчок.
Нашел сверчок пятачок,
Сменял пятачок на крючок,
Крючок поменял на значок. Дети слушают чистоговорки и отмечают, какой звук часто повторяется. Умеют четко произносят слова и фразы с этими звуками (С и Ц).
8 Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Осенние листочки»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины, листья осины, листики дуба, мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом:
Загибая пальцы, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулаки.
Загибают пальцы, начиная с большого.
«Шагают» по столу. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.
9 Воспитатель предлагает детям вылепить листочки в технике «пластилинографии». Дети выполняют лепку по готовым шаблонам, используя технику «пластилинография». Выполняют работу по представлению с натуры пластичным способом, сглаживая поверхность формы. Вылепливают мелкие детали рисунка.
10 Воспитатель обращает внимание детей на рабочее место и предлагает привести его в порядок. Дети убирают пластилин, стеки, доски для лепки. Убирают за собой рабочее место.
11 Воспитатель предлагает рассмотреть поделки. Дети объединяют вылепленные листочки в композицию. Умеют работать в коллективе.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ для детей детского сада.

Список литературы:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы.- М.: ВАКО, 2010. – 240с (Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем).
2. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Средствами ТРИЗ – педагогика. – Мозырь, 2003.
3. Молодова Л. И. Экологические праздники для детей. Минск, 2001.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал