Люк на автомобиле, плюсы и минусы люков и панорамных крыш. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить: факты и мифы о панорамных крышах Панорамная крыша что
Крыша панорамного вида - это не просто стеклянный потолок в машине. Она дает ощущение езды в кабриолете и используется, как правило, в автомобилях представительского класса. При этом панорама надежно защищает от неблагоприятных погодных условий – чем кабриолеты не могут похвастать. В последнее время устанавливать такие крыши стало модно, но цена такого удовольствия довольно высока.
Что представляет собой панорамная крыша?
Панель может закрывать как весь верх, так и его определенную часть. Изготавливается она из прозрачных материалов - из стекла или из не пропускающей жидкость ткани, если данное требование продиктовано общим дизайном машины. Это альтернатива люку, пока не получившая большего распространения лишь из-за достаточно высокой стоимости. По факту панель - это формация люка, имеющая гораздо большие размеры.
Год создания первой обзорной крыши - 1930. Тогда открывать её приходилось вручную.
Производитель продумал изделие до мелочей. Оно сделано из прочного слоеного стекла, которое бывает как ламинированным, так и закаленным. Все слои "сэндвича" имеют свое назначение. Слойка не пропустит ультрафиолет, при ее разрушении осколков не будет. Беспокоиться о прочности не стоит. Плюс панель покрывается специальным слоем, обеспечивающим надежную защиту от ультрафиолетовых лучей. Благодаря этому в жаркую погоду нет «эффекта печки».
Какими бывают панорамные крыши?
Панорамная крыша на авто может быть такой прозрачной, что возникает ощущение ее полного отсутствия. Но изготавливаются и стекла со светлой или темной тонировкой. Это придает авто неординарности, делает его более привлекательным.
Площадь салона визуально расширяется, пассажиры могут любоваться видом неба. Панорамные крыши бывают нескольких видов:
- Фиксированный вариант. Верхняя панель неподвижна. Она заполняет почти всю верхняя часть машины, из-за чего авто выглядит крайне необычно.
- Панорамный люк - система, состоящая из нескольких панелей, которые могут складываться (одна панель наезжает на другую), когда в салон нужно запустить свежего воздуха.
- Панорамное ветровое стекло не содержит никаких перегородок - происходит плавный переход от «лобовика» к крыше. С корпусом авто конструкция соединяется при помощи резинового уплотнителя.
Панорамная крыша на авто: плюсы и минусы
Открытый панорамный люк дает возможность встать в полный рост. Очень удобно для операторов, ведущих видеосъемку из движущегося автомобиля. Панорама имеет другие преимущества и недостатки. Сначала о положительных сторонах:
- Автомобиль выглядит внушительнее, деталь придает ему оригинальности. Особенно впечатляет вид изнутри салона.
- Повышается обзор водителя, а пассажиры могут любоваться окружающими видами.
- Создается впечатление, что площадь салона безразмерна.
- Салон отлично освещается.
- Стекла способствует повышению шумоизоляции. Во время дождя шум капель не слышен.
Но при использовании конструкции могут возникнуть проблемы. Мы их сейчас перечислим:
- Крыша все равно нагревается во время сильной жары, хоть и изготовлена она из стекла, поглощающего ультрафиолетовые излучения. От палящего солнца такая защита не спасает.
- Зимой машину придется дольше прогревать из-за того, что тепло удерживается хуже. А это лишняя трата времени и бензина.
- При "минусе" и включенной печке на внутренней поверхности может появиться конденсат – но только при закрытых шторках. А если долго держать печку выключенной, возникнет тонкая ледяная корка.
- Повышается риск деформации корпуса во время аварии. Учитывая, как дорого стоит изделие, любое столкновение сулит существенные расходы.
- Обзорная крыша требует постоянного ухода.
Можно ли установить панорамную крышу самому?
Самостоятельная установка невозможна. Главная трудность здесь заключается не в необходимости иметь определенные навыки и не в том, что нужны специальные инструменты - делать это запрещает закон. Вносить изменения в конструкцию автомобиля самостоятельно категорически запрещено. В заводских условиях, рассчитывая нагрузки, специалисты выполняют целый ряд исследований. Поэтому лучше заказывать установку в профессиональных сервисах.
Популярность обзорных крыш продолжает расти, особенно это касается Европы и России. Конструкция имеет свои минусы, но они слишком незначительны, чтобы из-за них отказываться от удовольствия управления «прозрачным» авто.
В наши дни достаточно много производителей применяют в своих моделях панорамные крыши. Такое решение позиционируется в качестве преимущества, и в случае опционального дополнения стеклянный потолок оценивается недешево. В нашей сегодняшней статье мы попытаемся выяснить, какими достоинствами и недостатками обладают панорамные крыши.
Конструкция панорамной крыши абсолютно идентична стандартному металлическому варианту. Единственное различие кроется в материале, которым покрывается основное пространство её площади. В случае стеклянной крыши применяется высокопрочный триплекс или другие разновидности композитных стекол, устойчивых к повреждениям. По крепости они ничем не уступают металлу.
В салоне автомобилей, имеющих панорамную крышу, находится передвижной фальшьпотолок, которым стекло можно закрыть. В некоторых моделях это делается посредством электрического привода, в других перемещение флокированных потолочных панелей необходимо осуществлять вручную.
Какими плюсами обладает панорамная крыша?
Установка остекленной крыши имеет ряд преимуществ, которые оказываются для водителя достаточно важными.
- Прозрачное стекло зрительно увеличивает размер салона, создавая ощущения практически неограниченного интерьерного пространства. Пир езде в автомобиле у пассажиров не возникает ощущения замкнутости, что способствует улучшению комфорта. Разумеется, это лишь оптическая иллюзия, но она помогает изменить восприятие пассажирской зоны.
- Предоставление дополнительного обзора и улучшение видимости подвесных светофоров. Передвигаясь по городу, вы получаете возможность, не вылезая из автомобиля, осматривать высокие объекты, читать вывески или просто смотреть в небо, проступающее сквозь каменные «джунгли» построек. В основном это касается пассажиров, хотя водитель тоже имеет возможность в полной мере пользоваться дополнительными обзорными функциями.
- Тонированное остекление крыши придает автомобилю стильный внешний вид, сдобренный модельной индивидуальностью. Машина смотрится намного ярче. Она выделяется из общего потока транспортных средств, оснащенных стандартной металлической крышей.
- Есть и практическая польза установки панорамной крыши. Она выражается в улучшенных свойствах шумоизоляции салона. Если водителю приходится передвигаться в дождь, он не услышит звука монотонного стука падающих капель. Стекло полностью поглотит его. Металл такими качествами похвастаться не может, что создает в длительных поездках определенные неудобства.
Минусы панорамной крыши
Не стоит думать, что панорамные крыши являются идеальным решением. Своих негативных сторон у них тоже хватает.
- Основной недостаток остекленного потолка заключается в недостаточно продуктивной работе салонного отопителя и системы кондиционирования. Стекло имеет гораздо более мощную степень теплопроводности, нежели железо. Летом весь объем палящих солнечных лучей передается в салон. Аналогичная ситуация и зимой. Интерьер получает и накапливает гораздо больше холодного воздуха, чем он мог бы получать от металлической крыши. В обоих случаях подобные явления приходится компенсировать. Этим занимаются кондиционер и «печка», что заставляет работать двигатель в режиме повышенных силовых нагрузок и влечет увеличенную трату горючего.
- Для зимнего периода характерен и еще один «минус». На внутренней поверхности стеклянной крыши скапливается конденсат, который во время езды привносит в салон ненужное увлажнение, а в периоды постановки автомобиля на продолжительную стоянку способствует образованию слоя льда.
- Конструктивное устройство автомашин со стеклянной крышей подразумевает некоторое ограничение высоты, которое, без сомнения, заметят высокие члены экипажа. Уровень потолка опускается минимум на пару сантиметров. Это объясняется необходимостью беспрепятственного передвижения панелей и необходимостью монтажа направляющих элементов.
- Дополнительные механизмы являются достаточно хрупкими, что может привести к их выходу из строя. Ремонт элементов, особенно электронных, может обойтись достаточно дорого.
Можно ли установить стеклянную крышу в автомобиле самостоятельно?
Если это не предусматривается производителем, однозначно, нет. Препятствием станет закон, запрещающий конструктивное изменение машины. Дело в том, что перед установкой подобных решений инженеры автоконцернов тщательно просчитывают все нагрузки, возникающие в критических ситуациях. Конструкторам важно создать настолько прочную крышу, которая по своим качествам не будет уступать стандартным металлическим элементам. Проводится множество тестов, главное внимание среди которых уделяется поведению стеклянного потолка в ситуациях, связанных с опрокидыванием автомобиля.
С другой стороны, обратившись к официальным дилерам производителя, установить крышу теоретически возможно. Главное условие этого – наличие технической возможности для осуществления задуманного. Например, для вашей модели допускается опциональная установка стеклянной верхней панели. Приобретая авто, вы решили не проводить её монтаж, но спустя какое-то время изменили свое мнение. В такой ситуации никаких проблем с установкой у вас не возникнет. Главное, чтобы в кошельке было достаточное количество средств.
Подведем итог
В конце статьи скажем, что основным преимуществом наличия стеклянной крыши является имиджевая составляющая. Однозначной необходимости панорамного остекления, конечно же, нет, а «минусы», которыми располагают подобные решения, являются более значимыми с точки зрения практической эксплуатации автомобиля.
В последние годы панорамные люки и крыши становятся все более популярными. На сегодняшний день автомобиль с панорамной крышей уже не является экзотикой. Ведь панорамная крыша – своего рода логическое развитие люка, наличие которого еще не так давно вызывало однозначную зависть у водителей, у которых данной «фишки» не было.
Сегодня я предлагаю Вам более детально разобраться в плюсах и минусах люков и панорамных крыш в современных автомобилях.
Люк
Впервые люк на крыше автомобиля был предложен немецким производителем Webasto, в 1930 году. Изначально люки открывались вручную и выполняли функцию отверстия для подачи свежего воздуха в салон машины. В 1960 году компания провела модернизацию и люки стали открываться с помощью электроники.
В те годы подобное решение было более чем актуальными, поскольку о кондиционерах, а тем более о системах климат-контроля можно было лишь мечтать.
На сегодняшний день автомобильные люки бывают разных форм, размеров и стилей со своими положительными и негативными качествами.
Подъёмный люк. Самый популярный тип для установки в «домашний условиях». У таких люков задняя сторона стекла поднимается при помощи рычага, поворотной ручки или кнопки. На новых авто подъемные люки довольно редкое явление. Однако в 80-х годах прошлого века они пользовались огромной популярностью у разных производителей. Даже экспортные варианты ВАЗов частенько ими оснащались.
Плюсы
- низкая себестоимость и возможность самостоятельной установки.
Минусы
- не имеет солнцезащитной шторки, выполняет роль вытяжки и часто протекает.
Интегрированный сдвижной люк. Сдвигается в пространство между крышей и обивкой потолка. Управляется либо поворотной ручкой, либо с помощью электроники. Подобный тип люков до сих пор активно применяется в автомобилестроении.
Плюсы
- как правило, имеет солнцезащитную шторку и открывается в двух направлениях.
Минусы
- «съедает» пространство над головами задних пассажиров, ухудшает аэродинамику (из-за врывающегося потока воздуха в открытом положении) и часто протекает.
Cдвижной люк. Данный тип люка представляет собой стеклянную (как правило) крышку, задняя кромка которой поднимается, а стекло полностью сдвигается назад, размещаясь над крышей машины. Привод может быть механическим (поворотная ручка) или электрическим. Сегодня такие люки являются редкостью. Пик популярности такого типа люков был в середине 2000-х, когда данные люки использовались в топовых комплектациях Audi A3 и BMW 3-й серии.
Плюсы
- не «съедает» пространство над головой и в меньшей степени влияет на аэродинамику (в сравнении с предыдущим типом).
Минусы
- очень часто засоряются дренажные каналы.
Двойной сдвижной люк. Состоит из двух последовательно расположенных стекол, передняя часть которых сдвижная, а задняя – глухая (также не редко встречается и сдвижная). Ранее данный тип люков широко применялся в Mercedes E-class (W211) и Subaru Outback.
Плюсы
- хорошая альтернатива панорамному люку, которая меньше влияет на жесткость кузова.
Минусы
- часто можно встретить отсутствие солнцезащитной шторки; требует дополнительного ухода (в варианте с двумя открывающимися лючками).
Складной люк-каркас. Обычно данный тип люков обтянут водонепроницаемым материалом, который при открытии сдвигается назад и складывается гармошкой в конце проема. Такие люки давно вымерли, но нечто подобное используется сегодня на суперкарах Bugatti или Lamborghini.
Плюсы
- простота и необычность.
Минусы
- очень высокая вероятность протекания; необходим щепетильный уход; не пригоден для всесезонной эксплуатации машины.
Cкладная крыша. Аналог складному люку, но только тут открывается все пространство над головой. Складная крыша применяется на имиджевых Fiat 500 и Citroen DS3. Плюс лишь один – ощущение пребывания в кабриолете. Минусы аналогичны складному люку.
Панорамный люк. На сегодняшний день данный тип практически вытеснил свой «обычный» аналог, благодаря большей площади обзора. Он может быть прозрачным или тонированным и состоять из одной или двух панелей. Во втором варианте одна панель автоматически наезжает на другую, а затем обе складываются на задней части крыши. Чаще всего панорамные люки устанавливаются на кроссоверы, премиум седаны и минивэны.
Плюсы
- хорошая альтернатива панорамной крыше; возможность встать и выглянуть в люк.
Минусы
- ухудшает жесткость кузова; высокая стоимость; уменьшение площади салона авто сзади и ежедневный уход.
Панорамная крыша
В наши дни все большую популярности набирают автомобили с панорамной крышей. Из соображений безопасности панорамная крыша выполнена из нескольких прозрачных слоев стекла (как правило, ламинированных или закаленных), обладающих высокой прочностью и долговечностью. Сегодня «прозрачную» крышу в качестве опции предлагают большинство известных автопроизводителей.
Одним из первопроходцев в классе доступных авто с панорамной крышей стала компания Peugeot, которая предложила данную опцию для целого ряда новинок своего модельного ряда.
Кстати, сейчас широко распространилась тенденция добавлять в конструкцию стекла панорамной крыши фотоэлементы (проще говоря – солнечные батареи), которые выступают дополнительным источником энергии.
Однако при покупке автомобиля с панорамной крышей необходимо учитывать все ее характеристики и особенности. Даже несмотря на заявления производителей о том, что крыши проходят все возможные испытания и тесты, у них есть как положительные, так и отрицательные качества.
Плюсы
- ощущения пребывания в кабриолете, повышенная обзорность;
- не уменьшает пространство в салоне;
- позволяет видеть сигнал верхних светофоров, если подъехали слишком близко.
Минусы
- довольно дорогая опция;
- требует дополнительного ухода;
- в сильную жару салон нагревается сильнее;
- резкие перепады температуры провоцируют замерзания влаги на шторках крыши;
- риск получить дополнительные повреждения при ДТП (из-за попадания осколков в салон);
- зимой автомобиль необходимо дольше прогревать;
- летом кондиционер работает на повышенной мощности;
- плохие дороги, попадание в ямы и постоянные тряски на неровностях негативно сказываются на долговечности.
Еще одной разновидностью «дыр» в крыше авто является панорамное лобовое стекло. Очень часто панорамные лобовые стекла можно увидеть на Opel Meriva, Opel Astra J, Citroen C3 и Citroen C4 Picasso, а также электрокаре Tesla Model X. Среди плюсов можно отметить большую обзорность (в сравнении с обычным стеклом) и ощущение большего пространства в салоне автомобиля. Минусы более значимы: довольно высокая стоимость при замене (в случае ДТП или образовании трещин по причине попадания камушков) и дефицит.
В итоге выбор остается за Вами. Приобретая автомобиль с «дырой» в крыше, стоит помнить несколько основных правилах:
- не пользоваться люком в условиях бездорожья (могут появиться посторонние шумы или и вовсе выйдет из строя механизм люка);
- тщательно следить за чистотой механизма, во избежание заеданий или протечек;
- все уплотнители и сам механизм необходимо смазывать 3-4 раза в месяц.
- , 19 мая 2017