Накачка шин азотом - плюсы и минусы. Что дает закачка шин азотом? Азот в шинах: плюсы и минусы Ближайшая закачка колес жидким азотом

19.08.2020

Главный и не лишённый смысла аргумент противников азота в шинах прост и очевиден: воздух уже на 78 процентов состоит из азота, так какого...?! Они скажут, что накачка шин азотом - это всего лишь маркетинговый ход, что не стоит вестись на такой "развод", а Вас искренне посчитают настоящим лохом, которого обманули. Но давайте по порядку выясним, правы ли они и стоит ли качать шины азотом!

Критики азота в колёсах не ошибаются - действительно, воздух в основном состоит из азота. Но не всё так очевидно и похоже на обман. И вместо того, чтобы представить себе, что Вам за гораздо меньшие деньги накачают аж 80% азота вместо этого числа, близкого к 100% и поверить, наконец-таки, эти критикам, взгляните на состав воздуха с другой стороны. Да воздух состоит преимущественно из азота, но он также состоит из кислорода и кучи других газов, в том числе загрязнений окружающей среды, а ещё из паров воды. То есть представьте, что целых 20% ненужных и вредных для шины примесей будут удалены - видите, это уже совсем другой взгляд на накачку шин азотом - более рациональный, и кажется, будто, действительно, закачивать шины азотом вполне себе стоит.

Но давайте проясним: общая идея закачки колёс машины азотом такова - гораздо меньше кислорода и воды останется внутри шины, а вместо них покрышка будет заполнена нейтральным и гораздо более полезным для шины азотом. Почему полезным, и чем вредны кислород и вода? Дело в том, что молекула кислорода значительно меньше, чем молекула азота, поэтому кислород может (и будет) просачиваться сквозь слои резины наружу, лишая шину нужного ей . Но ещё один недостаток воздуха состоит в том, что значительное количество воды может образовываться внутри шин из-за наличия того же кислорода, а также непосредственно паров воды в воздухе. Это, действительно, так. А так как вода может вызвать коррозию металла колеса, Вы определённо не захотите, чтобы она находилась там слишком долго. Азот является намного более "сухим", чем кислород. Пары воды этой при определённой температуре имеют свойство конденсировать и скапливаться за счёт силы тяжести в маленькие лужицы внутри шины, что вызывает дисбаланс при езде, который не "вылечивается" балансировкой.

Пары азота (слева) и воздуха (справа) - последние просачиваются сквозь шину

Таким образом, почему стоит качать шины азотом - это потому что:

  1. Вам не придётся подкачивать свои шины азотом так часто, как если бы Вы накачали их воздухом,
  2. у Вас не будет скоплений воды внутри колеса.

За счёт большей экономии топлива за счёт постоянного правильного давления в шинах, которое обеспечивает азот, могут быть сэкономлены средства, потраченные на закачку шин азотом и периодическую их подкачку.

Сравнительно недавно автосервисы стали предлагать российским автомобилистам такую услугу, как накачка шин азотом. Кто-то проделывает это постоянно, а кто-то, с осторожностью относясь ко всему новому, не спешит применять азот для своего автомобиля. Но, наверняка, у каждого водителя есть множество вопросов , ответы на которые мы постараемся дать сегодня. В том числе мы расскажем, зачем нужна накачка колес азотом, есть ли от нее польза либо это только придумка маркетологов и, конечно же, разберемся в том, что лучше воздух или азот в шинах, плюсы и минусы последнего. А также приведем существующие мифы и постараемся их подтвердить либо опровергнуть.

Использование азота для накачивания автошин популярно в США и Европе, где данный метод применяется на «коммерческих» транспортных средствах – грузовые и пассажирские перевозки. Отметим, что стандартов для обязательного использования азота не существует ни в одной из стран. Перевозчики самостоятельно принимают решение, чем накачивать автошины: азотом или обычным воздухом.

Накачка азотом колес гоночных авто

Но если заглянуть в историю, то можно узнать, что изначально азотом наполняли исключительно гоночные авто и шасси воздушных лайнеров. Активное использование азота для болидов «Формулы-1» наводит на мысль, что данная процедура полностью оправдана. Но все-таки, прежде чем наполнить шины своего авто воздушной смесью, нужно разобраться, а зачем накачивают шины азотом.

К слову, единого мнения о целесообразности использования азота для автошин среди водителей и специалистов нет . Поставщики специальной техники (азотный газогенератор) и сотрудники автосервисов, где предлагается данная услуга, разумеется, ярко описывают все достоинства данной технологии. При этом многими экспертами отмечается, что такая услуга является лишь одним из способов выкачивания денег из кошельков доверчивых автовладельцев. Давайте разберемся, какое из этих мнений верно.

Используемая технология

Из школьной программы мы знаем, что воздух состоит из кислорода, углерода, различных примесей и азота. Причем последнего в составе воздуха большая часть – практически 80% .


Накачка колес

Итак, качают колеса с использованием газогенератора. Специальный агрегат способствует получению состава, который на 95% состоит из азота. Перед закачиванием воздушной смеси в автошины, воздух нагнетается в устройство. Далее воздушная смесь подвергается фильтрации, которая осуществляется в несколько этапов, из поступившего в газогенератор воздух выгоняются имеющиеся примеси, а также излишняя влага. Очищенная воздушная смесь, поступает на специальные фильтры, где задерживается именно азот. В результате выходит очищенная, не содержащая примесей, смесь азота.

Кстати, цена данной услуги для одного колеса легкового автомобиля примерно 200 руб., что касается грузового автотранспорта то она увеличивается до пятисот рублей на одну шину.

Мнение продавцов и маркетологов

По заверению сторонников закачивания азота в автошины, данная манипуляция дает массу преимуществ. Но стоит подвергнуть эти заверения некоторым сомнениям , для этого надо вспомнить школьную программу и постараться понять существует ли разница в воздушной и азотистой смеси. Далее мы перечислим плюсы, получаемые автовладельцем при использовании азотистой смеси вместо обычного воздуха. Это такие аргументы слышат водители, посещая автосервис для подкачки колес.


Газогенератор
  1. Внутренние детали колес, выполненные из металла, находятся в изоляции от коррозийных процессов, которые возникают при использовании кислорода.
  2. В процессе движения автомобиль ведет себя более спокойно и сохраняет максимальную устойчивость на дороге.
  3. В работе колес, при увеличении нагрузок или температур, наблюдаются заметные улучшения.
  4. Водителю становится проще управлять своей машиной.
  5. При контакте покрышек с дорожным покрытием, водитель ощущает меньше вибраций и почти не слышит шумов.
  6. При входе в поворот либо езде по обочине автомобиль становится более устойчивым.
  7. При необходимости экстремального старта, отмечается наименьшая пробуксовка.
  8. Внутришинное давление не будет иметь зависимости от температурного режима, нагрузки или скорости.
  9. Даже, двигаясь по неровной дороге, в работе машины будет отмечаться стабильная плавность.
  10. Одинаковый и продолжительный износ покрышек.
  11. При наезде на бордюр, вы никогда не повредите колесные диски.
  12. Сокращается длина тормозного пути.
  13. Уменьшатся нагрузки на подвеску, что повлечет за собой значительное уменьшение перегрузок.
  14. Значительно улучшится амортизация колес.
  15. В случае перегрева либо повреждения снижается вероятность возгорания покрышек.
  16. Продолжительность эксплуатации покрышек возрастает.
  17. В разы увеличивается безопасность при управлении автомобилем.
  18. Регулярность подкачки колес намного увеличивается по времени.
  19. Маневренность транспортного средства улучшается.
  20. Давление в колесах сохраняется на стабильном уровне.

Что закачивать в колеса?

После подобных заверений возникает желание сразу заполнить колеса своего авто этой чудодейственной воздушной смесью. Однако, не следует торопиться. Сейчас мы попытаемся разобраться, так ли все получается в действительности.

Подкачка азотом: вымыслы и реальности

Повышенный комфорт при движении

Некоторые из приведенных выше доводов допустимо связать в одно утверждение: на машине, колеса которой наполнены азотной смесью, ездить гораздо комфортнее. Это не совсем правда. Для большей мягкости во время движения достаточно снизить объем закачиваемой смеси всего на 0,2 атмосфер .

Уменьшение нагрузок

Маркетологи и работники шиномонтажных пунктов говорят, что закачка азота в автошины снижает нагрузку на подвески автомобиля. Это миф! Опять-таки, обратившись к учебнику химии, можно узнать, что молекулярный вес азота всего на 7 % меньше молекулярной массы воздуха. А как по-вашему, насколько существенно отражается такая незначительная разница на общей массе машины ? Можно без колебаний заявить, что не существенно! Вес газа в покрышках составляет ничтожную часть в массе транспортного средства в целом.


Накачка азотом

Повышенная безопасность при движении

Азот в шинах способствует повышению безопасности при движении. Это снова не правда. В действительности, колеса в гоночных болидах накачивают азотом. Это делается для снижения возможных последствий при вероятном воспламенении авто . Азот является элементом, не подверженным горению. При дорожно-транспортном происшествии он способствует снижению силы пламени. «Профессионалы» заявляют, что покрышки, накачанные азотной смесью, никогда не взорвутся. Но представьте, если колесо разорвется, то нет абсолютно никакой разницы, что в него было закачано.

Уменьшение регулярности подкачки колес

«Продавцами воздуха» утверждается, что автоколеса, накаченные азотом, более продолжительное время не спускаются. И вновь, обращаясь к школьным знаниям, можно вспомнить, что молекула азота по размеру гораздо больше молекулы воздуха. Но знайте, какое угодно колесо спускается естественным образом! За год показатель давления в колесах, наполненных воздухом, падает приблизительно на 0,8 атмосфер. Скорее всего, азота будет «уходить» немного меньше. Хотя, если подумать здраво, то эта разница окажется не настолько существенной и заметной .


Регулярность подкачки колес

Уменьшение расхода топлива

Самый основной рекламный прием: накачка колес азотной смесью снижает расход горючего, поскольку инертный газ по массе несколько меньше, чем кислород. Про молекулярную массу мы говорили немного ранее. А потому, мы с уверенностью заявляем, что данный аргумент также является мифом!

Чтобы действительно экономить топливо, существуют другие, гораздо более эффективные способы.

Стабилизация внутришинного давления

У азота, по сравнению с воздухом, меньший показатель объемного расширения , чем воздух. А потому накачка автошин азотом помогает достигнуть стабильного давления в колесах: азот не расширяется под действием высоки температур и не сжимается при отрицательных температурных значениях на улице.

Согласно закону Гей-Люссака, данный показатель равный для любых газов. Алгоритм поведения азота и обычного воздуха при изменениях температур абсолютно не различается. Если говорить языком цифр, то разница в этом показателе составляет всего лишь 0,0001 (0,00025 атмосфер), и ни один прибор, измеряющий внутришинное давление, не зафиксирует этой разницы.


Оптимальное внутришинное давление

Отсутствие коррозийных процессов

Воздух содержит естественную влагу, которая способствует образованию коррозии, разрушающей кордовое покрытие автошин. А значит, использование азота исключает коррозию, а рабочий ресурс покрышек возрастает.

При тщательном рассмотрении данного вопроса, становится ясно, что коррозийные процессы не становятся главной причиной разрушения автошин . Естественное стирание, деформирование, растрескивание – все эти процессы больше случаются с наружной стороной покрышки. Как видно, автопокрышка раньше приходит в негодное состояние снаружи.

И даже идеальные внутри шины, у которых изношен протектор или на нем имеются трещины, использовать нельзя!

Лучшее сцепление колеса с дорогой

Азот не имеет свойства расширяться и сужаться под действием температуры окружающего воздуха, а потому часть контакта шины с дорожным полотном остается стабильной.

Данное утверждение является абсолютным абсурдом, с учетом отсутствия различия в коэффициентах расширения газа (см. выше). А благотворно влияет на качество сцепления колес с дорогой, прежде всего будет влиять рисунок протектора, конструкционные особенности автопокрышки, оптимальное распределение нагрузки на колеса авто и прочее.


Измерение внуришинного давления

Вывод

Закачивать азот в автошины, следует лишь, взвесив все положительные и отрицательные моменты данной процедуры. На практике же, применение азота- это весьма прибыльный бизнес, поскольку прибыль получается буквально из воздуха. Разумеется, можно лично протестировать эффект от подкачки, сравнив его с имеющимся опытом и не углубляясь в теоретические объяснения. Мы только хотим отметить, что вреда от данной процедуры не будет, но и значительных перемен ожидать не стоит.

В завершение надо уточнить, что закачка азотом автомобильных шин для легкового транспорта не имеет большого смысла. По факту, автовладелец не увидит абсолютно никакого различия. На коммерческом транспорте, особенно на спецмашинах – бензовозы и прочие ТС, смысл в применении азота гораздо больший. В этом варианте расходы за применение азотистой смеси перекладываются на компанию-перевозчика, а несущественный рост безопасности в некоторых условиях достигается. Хотя, разница и в этом случае будет малозначительной в реальных условиях.


Автомобильные колеса

Ну, и конечно же, принимать решение будет сам автомобилист!

Азот в шинах многих коммерческих автомобилей, а также автобусов в странах Европы и США обязательным требованием не является, однако применяется широко. В нашей стране данная услуга для большинства автовладельцев ещё в новинку. Накачка азотом пошла в массы с гоночных трасс Формулы-1, колёса болидов стали заполнять азотной смесью именно в этом классе. Техрегламент гонок не обязывает использовать какой-то определённый вид смеси, команды вольны накачивать шины обычным воздухом или азотом по своему усмотрению.

Чем лучше накачивать шины

На самом деле, даже среди профессиональных автомобилистов единого мнения не сформировалось. Одни относятся к этому положительно, с подачи производителей газогенераторов азота, а также автосервисов, предлагающих данную услугу, которые в красках расписывают множество преимуществ азота в шинах. Другие же уверены, что эта услуга является лишь очередным способом выкачивания денег из не очень осведомлённых автолюбителей. Так что же, на самом деле, собой представляет эта услуга, насколько она полезна?

Характеристики воздуха и азота

Из школьного курса многие из нас знают (помнят), что окружающий нас воздух состоит из смеси азота и кислорода, причём азота в этой смеси почти 80 процентов, 20 процентов кислород и разбавляют эту смесь некоторые другие газы, в том числе и углекислый. Азотный генератор может увеличить содержание азота до 95 процентов. Насколько эти дополнительные 15 процентов азота в улучшают эксплуатационные характеристики шин?

Стоит ли накачивать шины азотом

Плюсы азота против реальности

Главное преимущество насыщенной азотной смеси в шинах, это более высокий уровень безопасности. Обусловлено это разницей коэффициента расширения при температурных изменениях. Для азота этот показатель ниже в семь-восемь раз, в сравнении с кислородом. При движении, шины разогреваются, давление, соответственно, увеличивается. Иногда изменения могут превышать 0.6 атмосферы, это немало много, и может привести к повреждению шины. Особенно это актуально для летнего времени и для скоростных машин. Но! Если закачать чистый азот в колёса, то рассчитывать на семикратное уменьшение цифр не стоит. Это расчёты для идеального газа, кислород же с азотом начинают показывать значительные расхождения только при очень сильном давлении, до нескольких МПа.

Это значит, что при нормальных условиях эксплуатации серьёзной разницы давления в шинах не будет, тысячные доли даже немногие приборы покажут. Эффект от применения азота увеличивается пропорционально увеличению диаметра самого колеса, поэтому европейцы и американцы используют его в основном на крупном транспорте.

Плюсы и минусы накачки шин азотом

Вторым плюсом азота является меньшая утечка, поскольку размер молекулы азота крупнее такового у кислорода. Да, в действительности так и есть, однако на практике это означает, что при периодическом подкачивании воздухом, в шинах будет расти содержание азота, поскольку молекулы кислорода будут утекать быстрее. Третьим плюсом в копилке азота являются особенности химических свойств, которые способствуют снижению коррозийных процессов, замедляют старение материалов шины. Что это даёт водителю на практике? Практически ничего, поскольку в реальной жизни от воздействия на неё различных факторов снаружи, внутри ничего не успевает окислиться и т.д. Про уменьшение веса колеса даже не стоит говорить, ибо разница ничтожна.

И всё же…

Если взвесить все плюсы и контраргументы, можно говорить о том, что азот определённо имеет свои положительные стороны, но все эти преимущества гораздо скромнее, чем это преподносится сторонниками. И если учесть стоимость услуги, то возникают обоснованные сомнения в практической пользе для обычного автовладельца.

Навязыванием бесполезных услуг занимаются как простейшие шиномонтажки, так и элитные автосалоны. Как только у автовладельцев открываются глаза на очередное «нано-турбо-супер-экшн» изобретение, появляется новый продукт, который кажется чем-то инновационным и удивительным.

Накачивать азотом шины стало модно в Америке, когда водители начали отчаянно равняться на гонщиков Формулы 1, которые использовали этот состав вместо привычного воздуха. Идею молниеносно подхватили маркетологи и уже несколько лет успешно продают воздух за деньги в прямом и переносном смысле слова. Действительно ли азот обладает такими удивительными свойствами или это просто очередная уловка, разберемся в статье, попутно устраивая сравнительные эксперименты.

Влияет ли азот на давление

Любой продавец скажет, что тепловое расширение у азота намного ниже, чем у бесплатного воздуха. Соответственно, согласно «азотной» теории, при нагреве колес, машина будет идти мягче.

На деле это даже не один обман, а целых два. Во-первых, чаще всего в процессе накачки шин азотом, сотрудники автосалона не сильно стараются. В итоге давление получается чуть ниже (например, если в стандартной только что накачанной шине давление составляет 2,25 атм, то после наполнения азотом этот показатель может быть 1,75 атм). Поэтому не удивительно, что кажется будто авто движется более мягко.

Второй обман заключается в том, что согласно как минимум двум законам физики показатели давления азота прямо пропорциональны температуре (поэтому при нагреве давление не сможет остаться неизменным). Кроме этого, этот газ отличаются от кислорода на такие ничтожные проценты, что заметить разницу сможет только высокочувствительное оборудование. Если привести реальные цифры, то комичность обмана становится еще более очевидной. Коэффициент объемного расширения газов азота составляет 0.003372 (1/К), а воздуха – 0.003665 (1/К). Даже если в колесе будет сильный перегрев, то разница будет настолько мизерной, что ее не сможет зафиксировать ни один манометр.

Если и этого мало, то можно провести эксперимент:

  • Взять два автомобиля с одинаковыми покрышками.
  • Накачать шины одной машины азотом, а другой – воздухом (давление должно быть одинаковым, например, 1,75 атм).
  • Проехать по трассе со скоростью 120 км/ч, чтобы разогреть покрышки.

В шине накачанной воздухом уже через 10-15 минут давление увеличится до 1,85 атм. Но, самое смешное, что в ходе эксперимента и показатели азота также увеличатся до 1,85 атм.

Интересно! Ради эксперимента поставим на крышу двух одинаковых машин по стакану воды и проедем на них. Жидкости выльется одинаковое количество.

Если замерить температуру покрышек, то воздух разогреется на 8 градусов, а азот на 7. Опять же, изменения почти одинаковые. Только в первом случае накачка шин ничего не стоила, а при использовании азота, лишь за одну покрышку придется выложить порядка 200 рублей.

Правда ли отсутствует утечка газа

Первым делом вспомним школу и что воздух на ¾ состоит именно из азота (то есть на 78%). В свою очередь в автосервисах и на заправках предлагают смесь из 95% азота и 5% кислорода. Однако, проверить продавца на честность можно только если сдать газ из шины в лабораторию. Как правило, по результатам исследования оказывается, что в дорогостоящей смеси нет никаких 95% азота, а всего 84% этого газа и 16% кислорода. Разница между бесплатным воздухом и новомодным составом становится еще меньше (всего 6%). Может ли ее заметить человек или сама шина? Разумеется, нет.

Но, ведь в автосервисе утверждают, что молекулы азота намного больше чем у кислорода, поэтому они улетучиваются медленнее. Да, диаметр молекулы азота на самом деле больше на целых 6% (0,32 нм против 0,30 нм). Это значит, что если шина, в которую закачали азот в процессе эксплуатации авто будет терять 1 атм, то воздуха выйдет порядка 1,012 атм. Очередная разительная разница, которая конечно же будет сказываться и на управляемости, потреблении топлива и на том, как себя чувствует сам водитель.

Даже если допустить, что кислород полностью выйдет из камеры шины, то в нем останется чистый и самое главное бесплатный азот. Можно открывать свою шиномонтажную мастерскую и продавать его!

Правда ли азот продлевает жизнь покрышки

Рекламщики утверждают, что изнутри шину нужно защищать от опасного кислорода и справиться с этим может только азот. Звучит красиво, но как быть с воздухом, который находится снаружи? А что насчет реагентов и солнечных лучей? Если найти на свалке первую попавшуюся старую покрышку, то будет очевидно, что разрушение происходит не изнутри, а снаружи. Соответственно, азот никак ее не защищает.

Полезно! Пожалуй, единственное правдивое утверждение заключается в том, что коррозия внутри диска быстрее развивается под влиянием большего количества кислорода. Но, увы, если она образовалась снаружи, то это все равно приведет к разрушению резины.

Если еще остались сомнения, касательно того, стоит ли накачивать шины азотом, рассмотрим и остальные мифы, которые сочиняют продавцы про этот газ.

Что еще не является правдой

Недобросовестные продавцы идут на все, чтобы из ничего делать деньги, поэтому они придумывают самые нелепые качества для азота:

  • Масса колес становится меньше. Согласно легенде, это приводит к тому, что амортизаторы изнашиваются дольше, а расход топлива уменьшается. На деле все это является очередным «пшиком». Плотность воздуха составляет 1,29 кг/м3, а азота – 1,25 кг/м3. Если не вдаваться в расчеты, то заплатив 200 рублей за колесо, водитель получает покрышку, которая будет весить меньше аж на 2,4 г. С обувью в салон заносится и то больше песка.
  • Шины не придется подкачивать. В этом случае все зависит не от того, что внутри камеры, а от «свежести» покрышек. Если колеса старые, то будь там хоть дыхание пони, они все равно будут постепенно сдуваться. А если поставит новые шины, то они не будут требовать подкачки через одинаковое время с воздухом или азотом.
  • Понижается уровень шума. Проведем эксперимент. Разгоняемся до 100 км/ч, выключаем магнитолу, систему вентиляции и наглухо закрываем окна. Отключаем передачу и двигатель. Замеряем показатели: у азота – 65 дБ, у воздуха – 68 дБ. Как вы думаете, разницу в 3 дБ может заметить человеческое ухо? Соответственно и это является очередным враньем.
  • Колесо не взорвется. Оно способно разорваться только при высокой перегрузке, которой просто невозможно добиться, путешествуя на легковом автомобиле. И не важно воздух внутри покрышек или азот, вероятность взрыва будет равна почти нулю.

Интересно! После закачки азота в шиномонтажных мастерских на покрышку даже накручивают специальный зеленый колпачок. Это, по словам сотрудников, нужно для того, чтобы в другой СТО камеры случайно не наполнили кислородом. Таким образом создается имитация того, что азот – это что-то уникальное.

В заключении

А что насчет гонщиков Формулы 1? Эти ребята накачивают шины азотом, так как во время соревнований важна каждая для секунды. Поэтому даже если автомобиль будет легче на несколько грамм, то это может быть очень полезным. А обычному автовладельцу азот в шинах не приносит совершенно ничего, кроме денежных трат.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал