Последствия аварий на воздушном транспорте. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Причины происшествий и их виды

27.06.2023

СПБ ГУЗ «Детский санаторий –Реабилитационный центр «Детские Дюны»

Конспект урока основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе по теме « Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Подготовил и провел учитель

ОБЖ Парыгин В.И.

Тема «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Цель: Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности на воздушном транспорте, сформировать навыки поведения в случае возникновения аварийной ситуации на воздушно транспорте.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению на воздушном транспорте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по поведению на воздушно транспорте.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: вертолет, самолет, аэропорт, стюардесса (стюард), пилот, взлет, посадка, инструктаж, ремень безопасности, кислородная маска, разгерметизация.

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»; видео – фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих на воздушном транспорте; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»; рабочая тетрадь;

Формы работы на уроке: работа с доской, работа с книгой.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания, степени усвоения материала.

    Объяснение нового материала.

    Первичная проверка и закрепление знаний.

    Физкультминутка.

    Проверочный этап (игра)

    Подведение итогов урока.

На доске посередине – число, тема урока: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Ход урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка: показ слайдов и работа со словарем по теме «Транспорт, виды транспорта», «Водный транспорт» (1-4 слайд).

Вводное слово учителя:

Есть еще один вид транспорта, который мы с вами не изучали – воздушный транспорт. Какой вы знаете воздушный транспорт (Самолет , Вертолет) (Слайд 5, 6).

Сегодня тема нашего урока (пишу на доске) «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Запишите число, тему урока.

Место, где стоят самолеты, вертолеты называется аэродром , а место, куда приходят пассажиры, для того, чтоб сесть в самолет и улететь называется аэропорт .

В аэропорт вы приходите вместе со взрослыми, предъявляете билет (вопрос детям: что еще?) паспорт, сдаете тяжелые сумки в багаж и проходите через контроль в самолет. На борту вас встречает (кто) стюардесса (стюард), которая показывает вам ваше место, и вы ждете команды (кого) пилота для (чего) взлета. Когда самолет поднимается в небо - это называется взлет , а когда садится на землю-это посадка . Стюардесса проводит инструктаж. Во время взлета вам предлагают соки, воду, завтрак, обед. На борту самолета вы можете поесть, поспать, почитать, посмотреть фильм, воспользоваться туалетом. Запрещено курить, громко разговаривать, смеяться, вы будете мешать другим пассажирам. Аварии самолетов чаще всего случаются в момент взлета или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов находятся в зоне риска.

Любому пассажиру необходимо знать основные правила безопасности, как на земле, так и на борту авиалайнера. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Одна и опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона, то есть нарушение его непроницаемости для газов. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку (упражнения для глаз).

А сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда на борту самолета возник пожар (просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте откроем учебник на странице 73 и запишем в тетрадь правила поведения при пожаре в самолете.

Закрепление нового материала.

Давайте поиграем!

На столе лежат карточки с заданиями, каждый из вас выберет карточку и выполнит задание, которое там написано.

Задания:

1.Изобразите работу стюарда на борту авиалайнера (зачем нужен инструктаж);

2.Разгерметизация в салоне, покажите, как правильно надевать кислородную маску;

3.Аварийная посадка самолета, пристегните ремень безопасности (подложите подушку);

4.Подставить картинки к словам на доске;

5.Повтори правила поведения при пожаре в самолете.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

На уроке я узнал (а), что….

Урок мне понравился (не понравился), потому что….

Сообщение оценок и домашнего задания.

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать , есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия ( , резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • : захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: « . Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей. При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.


Содержание воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; аэропорт; аэропорт; аэропорт; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; список литературы. список литературы. список литературы. список литературы.


Аэропорт В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты. В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.


Аварии самолётов Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими. Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими.


Основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён. пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён.


Разгерметизация салона Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта. Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта.


Кислородная маска Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску. Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску.


Резкое торможение При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову. При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.


Вынужденная посадка выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров. можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.


Пожар в самолёте При пожаре в самолёте необходимо: защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; не брать с собой ручную кладь; не брать с собой ручную кладь; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве. после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве.


Вынужденная посадка

Самолета на сушу

И аварийная эвакуация

Подавляющее большинство аварий, происходящих на земле, относятся к таким, где возможно спасение, так как они обычно происходят при посадке или


взлете, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а скорость относи­тельно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются рез­ким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда само­лет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку, которая вполне вероятна в без­людной местности. При этом, если по­зволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастают, а если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери. В зави­симости от конкретно сложившихся ус­ловий для этой цели могут быть исполь­зованы все выходы и разломы в фюзе­ляже. На самолете, где крыло располо­жено в нижней части фюзеляжа, есть аварийные выходы на крыло (Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42). На са­молете с расположением крыла в верхней части фюзеляжа аварийные выходы рас­положены у крайних кресел пассажир­ского салона. На этих самолетах аварий­ными выходами для пассажиров являются и грузовые люки (Ан-24). На Як-40 и Як-42 аварийными выходами могут слу­жить выпускные трапы в хвостовой части фюзеляжа, если самолет приземлился с выпущенными шасси.

Как правило, аварийные выходы рас­положены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания выходов имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обна­ружение. Все надписи освещаются изнут­ри независимо от основной системы ос-


вещения и включаются вручную из ка­бины экипажа.

Все аварийные выходы, в том числе аварийные выходы экипажа, представляют собой двери или люки, расположенные в наружной стенке фюзеляжа и открываю­щиеся как изнутри, так и снаружи, за исключением аварийных выходов, выпол­ненных в виде форточек, и верхних люков в потолочных нишах кабины эки­пажа, открывающихся только изнутри ка­бины. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших уси­лий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках) изнутри и снаружи. Аварийная эвакуация из отечественных самолетов Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 должна про­изводиться как показано на рисунках 15-19.

В местах расположения аварийных вы­ходов на крыло проходы между креслами сделаны шире и не мешают открытию люков, их выбрасыванию наружу и вы­ходу пассажиров на крыло.

При подготовке к вынужденной посад­ке нужно немедленно освободить прохо­ды и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вер­тикальное положение. Кроме того, необ­ходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, авторучки, ножи, зажигалки, снять обувь на высоких каблуках, осла­бить галстук и расстегнуть воротник ру­башки, а также тесную одежду. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. За несколько секунд до посадки бортпровод-"ник обычно подает команду: "Внимание, посадка!" По этой команде следует на­клониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки само­лета (рис. 20).

Следует учесть, что команды бортпро­водника иной раз может и не последо­вать, поэтому следите за приближением земли через иллюминатор и самостоятель­но принимайте изготовочную позу.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации.


Рис. 15. Аварийная эвакуация из самолета Як-42.


Рис. 16. Аварийная эвакуация из самолета Ту-134.


Рис. 17. Аварийная эвакуация из самолета Ту-154.


Рис. 18. Аварийная эвакуация из самолета Ил-62.


Рис. 19. Аварийная эвакуация из самолета Ил-8б.






Схема спасения ре­бенка при аварии: по­перек груди родителя к диагональном на­правлении.

При покидании своего кресла не бе­рите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке могут иметь острые углы и края. Это может явиться причиной по­вреждения и сдувания надувного спаса­тельного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам и возможно даже гибели пассажиров, ожидающих своей очереди при эвакуации.

Другая причина, по которой не следует тащить за собой ручной багаж, это возможность задержки эвакуации через аварийные выходы. На больших самолетах пол салона может быть расположен вы-


соко над землей, поэтому многие люди испытывают неуверенность и страх перед тем, как спрыгнуть на спасательный трап, даже когда у них ничего нет в руках. Но когда руки выходящего к трапу человека еще чем-нибудь заняты, боль­шинство начинает в нерешительности мешкать еще больше, стараясь выбрать способ, наиболее подходящий им для спуска. Если вам когда-либо приходилось быстро спускаться по лестнице с чемо­даном или тяжелой сумкой в руке, то приходилось быть более осторожным, а значит, и двигаться медленнее по срав­нению с тем, когда вы спускаетесь с пустыми руками. Схожая ситуация и в этом случае. Эвакуация через аварийный выход на крыло проходит через доста­точно узкий проем иллюминатора, и даже когда ваши руки ничем не заняты, через такой выход выбраться непросто. Багаж в руках только замедляет вашу эваку­ацию. Если вам придется прыгать на спасательный трап или соскальзывать с поверхности крыла, которое расположено, как правило, на высоте более двух метров от земли, скорость вашего пере­движения будет относительно высока и все, что находится в ваших руках, може! представлять потенциальную опасность не только для вас, но и для всякого, кто окажется достаточно близко от вас.

Покидая самолет через выход с выпу­щенным и надутым трапом, нужно не останавливаясь прыгать на трап, а не садиться на его край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается уве­личение скорости эвакуации (рис. 21, 22).


Главное в этой ситуации - пересилить свой страх, вызванный аварийной обста­новкой, высотой дверей над уровнем земли и большим углом наклона трапа


Рис. 22. Покидание самолета с использованием брезентового трапа.

40-50°). Человек, который садится на порог, значительно медленнее покидает самолет по сравнению с тем, кто на аварийный трап прыгает. Прыгающий че­ловек тратит на переход с порога на трап 0,875 секунды, а сидячий - 1,208 секунды. Хотя может показаться, что разница в одну треть секунды несущест­венна, следует однако отметить, что 100 пассажиров, покидающих самолет из по­ложения сидя, затратят на выход из самолета на 33 секунды больше, чем прыгающие на трап. Эти 33 секунды в обстановке пожара могут оказаться роко­выми для тех пассажиров, которые на­ходятся в конце очереди.

Интересное наблюдение. На практике перед выходом"на трап многие пассажиры все же предпочитают садиться. Исследо­ватели считают, что пассажиры в экстре­мальной ситуации не всегда правильно воспринимают команды стюардесс. Кроме того, на наших линиях не взято за правило проведение подробного инструк­тажа пассажиров по действиям в случае аварии.

Одним из факторов, влияющих на поведение пассажира, является то, как ведет себя пассажир, находящийся впе­реди него. Люди стремятся подражать тем, кто впереди, или по крайней мере тем, кто добрался до дверей аварийного выхода. Чувство подражания проявляется совершенно четко. Характерна такая кар­тина: несколько человек подряд прыгают на трап, затем кто-то, обычно это бывает женщина, предпочитает присесть у поро­га. После этого люди, следующие за ней, в большей мере склонны присесть, чем


прыгать. После того, как несколько че­ловек присели, снова появляется пасса­жир, обычно это бывает мужчина, кото­рый предпочитает прыгнуть. И снова несколько пассажиров, следующих за ним, также прыгают. Таким образом, пассажиры стремятся подражать тем, кто находится впереди. Этот факт подражания был обнаружен лишь у носовой и хво­стовой дверей самолета. В средних две­рях это обстоятельство не обнаружено и причина этого не выяснена.

Другая причина, по которой некоторые пассажиры предпочитают не прыгать на аварийный трап, заключается, видимо, в боязни получить травму. А на самом деле вероятность травмы становится еще боль­ше при приседании. Во время испытаний в США произошел такой случай. При выходе одна женщина присела у порога двери, а сразу за ней находился высокий мужчина, который остановился в ожида­нии, пока женщина усаживалась у порога. Однако другие пассажиры, находившиеся позади него, продолжали продвигаться вперед, так как они не видели, что женщина присаживалась. В результате мужчину толкнули, и он перелетел через даму. Под напором людей сзади он не смог удержаться возле присевшей жен­щины и полетел вниз головой сбоку от трапа. Хорошо, что внизу были установ­лены страховочные сети и он не постра­дал. А если бы это случилось в реальной ситуации? В лучшем случае этот пасса­жир мог отделаться тяжелой травмой. Хотя в данном случае женщина не пострадала, она тоже могла бы получить травму, если бы мужчина свалился прямо на нее.

Случаи тяжелых травм, которые были получены при прыжке на исправный аварийный трап, не зафиксированы.

Рекомендации. Надо всегда знать рас­положение на самолете всех выходов - обычных и аварийных. Иной раз пасса­жир и не догадывается, что он находится рядом с аварийным выходом, а ведь в случае аварии он может оказаться именно тем человеком, который должен будет его открыть. Но может случиться и так, что этим выходом нельзя будет восполь­зоваться и придется искать иной путь эвакуации. Ближайший выход, которым вы собирались воспользоваться, снаружи мо-


жет быть объят огнем или оказаться под водой, а может просто не открыться из-за деформации фюзеляжа самолета. Учитывая эти ситуации, еще до взлета надо изучать расположение всех выходов. Есть несколько рекомендаций, соблю­дение которых позволит уменьшить или даже избежать возможного травматизма при авариях на взлете и посадке:

1) старайтесь надевать пальто или
куртку, сделанные из трудновозгораемых
и труднорасплавляемых материалов;

2) продумайте, какую обувь вам сле­
дует надеть. Избегайте носить туфли на
высоких каблуках, но если вы их надели
и придется воспользоваться при эвакуа­
ции надувным спасательным трапом, то
несите- их с собой, когда будете покидать
самолет. Как только вы окажетесь на
земле, наденьте их снова;

3) при каждом взлете и посадке
следите за тем, чтобы вага ремень без­
опасности был плотно натянут у ваших
бедер;

4) знайте, какую фиксированную позу
вам нужно занять при аварийной посадке.
Следите, что происходит за бортом са­
молета. Если происходящее за бортом
указывает на то, что авария неизбежна,
займите нужную позу. Хотя стюардесса
должна передавать нужные команды, надо
быть готовым к тому, что предупреж­
дающий сигнал может и не поступить;

5) знайте, где на самолете располо­
жены hi гходы и как они открываются.

Пожар в самолете

Защититесь от ожогов. Если позволяет время, при подготовке к аварийной по­садке примите меры по защите от огня открытых участков тела. Если с собой есть пальто и шапка, то их непременно нужно надеть. Женщины должны снять капроновые чулки или колготки, так как при расплавлении они могут вызвать тяжелые ожоги кожи.

Не глотайте дым. Как можно меньше дышите дымом, который может оказаться токсичным. Пригнитесь или даже ползите на четвереньках, чтобы голова была вне слоя дыма, который зачастую скапливает-


ся в верхней части салона. Держите голову на таком уровне, чтобы можно было двигаться с открытыми глазами.

Двигайтесь быстрее. Посмотрите еще раз на аварийные выходы и запомните их расположение, чтобы в случае запол­нения салона дымом вы смогли к ним пробраться. Не сидите после остановки самолета в кресле, быстро продвигайтесь к выходу, особенно если возникает хоть малейший признак пожара.

Идите к другому выходу. Если вы попали в очередь, в которой каждый толкается и все топчутся на месте, направляйтесь к другому выходу. Если проход между рядами кресел чем-нибудь завален, то пробирайтесь, перелезая через кресла. Кресла на всех самолетах сдела­ны так, что могут опрокидываться впе­ред - это облегчает передвижение. На­правляйтесь к тому выходу, из которого, как вам кажется, народ выходит.

Если вы из-за дыма не видите другого выхода, вы можете слышать команды, которые отдают пассажирам стюардессы, типа; "Прыгайте! Станьте по двое! Помо­гите внизу тем, кто спускается по трапу! Торопитесь!" и другие. Направляй­тесь к тому выходу, откуда слышны эти команды. Посмотрите, что делается за бортом, перед тем, как открывать выход. Приблизившись к выходу, который еще не открыт, не торопитесь сразу его открывать. Пожар вне борта самолета еще не означает, что надо эвакуироваться. Небольшой пожар, типа горящего колеса, которое перегрелось при посадке, может быть успешно потушен пожарной коман­дой аэропорта. В этом случае пассажи­рам не следует открывать самостоятель­ные выходы с целью эвакуации. Только увидев, что стюардессы приступили к открытию аварийных люков, вы можете последовать их примеру.

Но если за бортом сильный пожар и сильное задымление возникло на борту, тогда, не теряя времени, быстро направ­ляйтесь к ближайшему выходу и приго­товьтесь к его открытию. Перед этим нужно посмотреть через дверной иллю­минатор, нет ли огня непосредственно на внешней стороне выхода. Если там огонь или дым, двери не открывайте, так как через открытую дверь внутрь самолета могут быстро проникнуть смертельные


объемы токсичных газов. А закрытие аварийных дверей на некоторых типах самолетов может оказаться нелегким де­лом. Однако при очень критической си­туации внутри самолета на этот шаг можно решиться и открыть аварийный люк, даже если за ним огонь, так как быстрая эвакуация в этой ситуации явля­ется крайней необходимостью. Неплохо взять себе за правило перед взлетом просчитать число рядов кресел, находя­щихся перед вами и сзади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы даже на ощупь в непроглядном дыму сможете к нему "добраться.

Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует ду­мать, что стена огня тонка и с другой стороны все нормально.

Оказавшись за бортом самолета, ока­жите помощь другим по быстрой их эвакуации и не оставайтесь близко у самолета на случай его взрыва. Не курите, учитывая то, что все кругом может оказаться залито топливом.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкну-том пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия. ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.


Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал