Профессиональная деятельность учителя - логопеда. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Логопед организует работу в следующих направлениях

18.03.2024

Вопросами коррекции дизартрии занимались мно­гие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Си­зова, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская, О.Ю. Федосова и др.

Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико - педагогической реабилитации, реко­мендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Этот комплексный подход при устранении ди­зартрии включает в себя три блока.

Первый блок - медицинский, который определя­ет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначаются ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физио­терапия и др.

Второй блок - психолого-педагогический. Основ­ным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливаем базу для формирования фонематического слуха. Разви­вая зрительное восприятие, дифференцировки и зри­тельный гнозис, тем самым предупреждаем графиче­ские ошибки на письме. Реализуя это направление, развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространст­венных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот ас­пект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен (Л.А. Данилова, Н.В. Симонова, И.Ю. Лев­ченко и другие).

Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном пла­не.

Учитывая структуру дефекта при дизартрии, ло­гопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

6. Первый этап логопедической работы , «подготовительный».

Содержит следующие на­правления:

6.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

6.2. Нормализация моторики артикуляционного ап­парата.

6.4. Нормализация речевого дыхания.

6.5. Нормализация просодики.

6.6. Нормализация мелкой моторики рук.

1.1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью лого­пед проводит дифференцированный логопедический массаж.

1.2. Развитие моторики артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим лого­педом, направлены на вызывание кинестезии. Актив­ная артикуляционная гимнастика постепенно услож­няется и добавляются функциональные нагрузки. Та­кого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. (в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функ­циональной нагрузкой).


1.3. Развитие голоса. С этой целью проводят­ся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции го­лоса по высоте и силе. Интересные упражнения мож­но заимствовать из работ И.И. Ермаковой, Л.В. Лопатиной и др.

1.4. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляци­онные, голосовые и дыхательные упражнения воеди­но. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.

1.5. Формирование просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания про­содической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бед­ные интонации, плохая разборчивость речи, отсутст­вие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ю. Румянцевой опре­делена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

1.6.Развитие мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференциро­ванных движений в пальцах обеих рук. Из работ Н.А. Бернштейна, М.А. Кольцовой известна взаимо­связь ручной и артикуляционной моторики. Целе­направленная и последовательная стимуляция мел­кой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготов­ку руки ребенка к овладению графомоторными навы­ками.

Все упражнения первого этапа постепенно услож­няются.

7. Второй этап логопедической работы при ди­зартрии.

Выработка произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа лого­педической работы проводятся на фоне продолжаю­щихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.

Направлениями второго этапа яв­ляются:

7.1. Определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения.

7.2. Уточнение или развитие фонематического слуха.

7.3. Выработка основных артикуляционных укладов.

7.4. Непосредственно вызывание конкрет­ного звука.

7.5. Закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация.

7.6. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

2.1. Следующим направлением второго этапа явля­ется определение последовательности работы по кор­рекции звукопроизношения. При дизартрии у детей,

в зависимости от наличия патологической симптома­тики в артикуляционной области, от степени ее вы­раженности индивидуально определяют последова­тельность работы над звуками. В ряде случаев можно не придерживаться традиционного порядка, рекомен­дующего постановку с нарушенных свистящих зву­ков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «соз­рел» прежде всего. И это могут быть даже более труд­ные звуки, например, альвеолярной позиции - [р], [р"], а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

2.2. Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом подра­зумевается способность ребенка выделять и разли­чать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с шестиме­сячного возраста и до одного года и 7 месяцев. Ра­бота проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов.

2.3. Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёб­ного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонор­ных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе перехо­дят к серии последовательных движений, выполняе­мых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических наруше­ний, имеющих место при некоторых вариантах ди­зартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуля­ционная база для уточнения или вызывания нарушен­ных звуков.

2.4. Следующим направлением логопедической ра­боты является непосредственно вызывание конкрет­ного звука. Эта работа при дизартрии проводится точно так же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед ис­пользует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным спосо­бами).

2.5. Самым сложным направлением работы на вто­ром этапе является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произно­сят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произно­сятся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно ре­комендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

в слогах разной структуры (10 мо­дулей), где все звуки произносятся утрированно,

в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине),

затем его автомати­зируют в предложении, насыщенном контрольным звуком.

В лексическом материале должны быть иск­лючены звуки, которые у ребенка еще не закрепле­ны. Кроме того весь лексический материал, предла­гаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку.

Автоматизация зву­ка проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

2.6. Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Опти­мальный набор дифференцируемых фонем предло­жен Г.В. Чиркиной.

8. Третий этап логопедической работы

8.1. Выработка коммуникативных умений и навыков.

8.2. Формирование у ребенка навыков са­моконтроля.

8.3. Введение звука в речь в учебной ситуации.

8.4. Включение в лексический материал просодических средств

3.1. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направле­нии логопедической работы логопед должен высту­пить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка само­контроля.

3.2. Одним из наиболее сложных направлений ра­боты является формирование у ребенка навыков са­моконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситу­ацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению

3.3. Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

3.4. Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голо­са, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

4. Четвертый этап логопедической работы

Предуп­реждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных на­рушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную рабо­ту. (?)

В настоящее время определены диагностиче­ские критерии данного дефекта в раннем возрасте (даже в младенческом - Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.). Выработаны техноло­гии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако ре­ализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патоло­гию, в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (легкой степени), имею­щих в анамнезе в первый год жизни диагноз невро­патолога «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), ли­шены возможности получать адекватную коррекци­онную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого го­да жизни диагноз «ПЭП» невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических рас­стройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лек­сики, грамматики).

Следствием недостаточной профилактики вторич­ных нарушений является большое число детей с ди­зартрией, осложненной либо ОНР, либо ФФН.

По статистике в логопедических группах ДОУ очень большой процент детей с дизартрией. В группах ОНР - 50-80%, в группах ФФН - 30-40%.

Устра­нение ОНР, ФФН осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами - Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФН. Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивиду­альных занятиях.

5. Пятый этап логопедической работы .

Подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедической работы являются:

1. формирование графомоторных навыков,

2. психологи­ческой готовности к обучению,

3. профилактика дисграфических ошибок.

Дети школьного возраста с дисграфией, выражающейся в пропуске и замене гласных, недописывании окончаний слов, пропуске согласных при стечении, при тестировании на стертую дизартрию показали минимальные дизартрические расстройства (МДР). У большинства детей школьного возраста изолированное произнесение звуков было верным. И только с увеличением рече­вой нагрузки и потерей самоконтроля появлялись смазанная речь, утомление мышц артикуляционного аппарата, снижались разборчивость и просодическая окраска.

Виды профессиональной деятельности учителя - логопеда

Виды деятельности Типовые задачи
Учебно - воспитательная деятельность

Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой.

Планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом.

Использование совеременный научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

Применение современных средств оценки результатов обучения.

Формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

Применение современных педагогических технологий.

Организация и проведение внеклассных мероприятий.

Диагностико - аналитическая деятельность

Проведение дифференциальной диагностики для определения типа речевого нарушения.

Проведение психолого - педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно - развивающая деятельность

Коррекционное обучение учащихся начальных классов с нарушениями речи.

Реализация личностно - ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию учащихся с нарушениями речи.

Осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально - педагогическая деятельность

Планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания.

Установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в дальнейшей автоматизации приобретенных коммуникативных умений.

Оказание помощи в социализации учащихся.

Научно - методическая деятельность

Выполнение научно - методической работы, участие в работе научно - методических объединениях.

Анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность

Консультирование учащихся с ограниченными возможностями здоровья ((далее ОВЗ)) (тяжелые нарушениями речи) ((далее ТНР)), их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения.

Проведение профилактической работы, направленной на создание балгоприятного психологического климата в образовательном учреждении (далее ОУ), семье.

Культурно - просвятительская деятельность Формирование общей культуры учащихся.
Организационно - управленческая деятельность

Рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья младших школьников.

Введение школьной и классной документации, речевых карт.

Организация контроля за результатами обучения и воспитания.

Управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ.

Организация внеурочной деятельности.

Выполнение правил и норм охраны т руда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

по взаимодействию с субъектами

коррекционно – педагогического процесса

на 2017 – 2018 учебный год

Взаимодействие субъектов коррекционно – педагогического процесса

Форма работы

Тематика

Сентябрь

Консультация для учителей

«Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений коррекционной работы специального образовательного учреждения»

Мастер – класс для воспитателей

«Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем»

Выступления на МО и ПМПК

«Медико – психологический анализ документов (протоколы ПМПК, медицинские карты). Результаты логопедического обследования обучающихся 1-ых классов»

Октябрь

«Особенности речевого развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

«Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению»

Выступления на МО и ПМПК

«Результаты логопедического обследования обучающихся 2- 4 классов. Направления коррекционной работы на 1 триместр.»

Ноябрь

Практикум для педагогов

«Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекции недостатков чтения у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Семинар для воспитателей

Развитие графомоторных навыков у школьников с недоразвитием речи и интеллекта»

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.»

Декабрь

Семинар для учителей начальных классов

«Коррекционная работа, направленная на исправление недостатков дикции у детей с Дизартрией»

Консультация для воспитателей

«Причины неуспеваемости учеников начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи»

Январь

Индивидуальная беседа с педагогом – психологом

«Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Индивидуальная

«Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.»

Февраль

Круглый стол для педагогов

«Инновации в работе по развитию речи: знакомство с компьютерными логопедическими играми»

«Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями»

Март

«Использование логоритмики на уроках музыки: Веселая логоритмика»

Беседа с воспитателями

«Необходимость контроля за правильным звукопроизношением учеников на занятиях, во время режимных моментов и в спонтанной речи»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.»

Апрель

Семинар – практикум для учителей начальных классов и воспитателей

«Особенности работы со специализированными систематизированными карточками для проведения анализа звукового, слогового состава слова и анализа предложений»

Беседа с учителями начальных классов

«Усвоение слоговой структуры слова: прием Кошки - собаки»»

Май

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе в условиях работы специального образовательного учреждения»

Круглый стол для учителей начальных классов и воспитателей

«Итоги коррекционно – развивающей и воспитательной работы: успехи и трудности»

Анкетирование педагогов

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Организация логопедической работы в начальных классах. Уровень речевого развития обучающихся на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за… учебный год.»

Предварительный просмотр:

Перспективный план учителя – логопеда

по просвещению педагогической культуры родителей младших школьников на 2017 – 2018 учебный год

Форма работы

Тематика

Сентябрь

«Результаты логопедической диагностики на начало учебного года»

Анкетирование родителей

«Речевой анамнез»

«Речь и мелкая моторика», «Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук – биоэнергопластика»

Оснащение «Речевого уголка»

«Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики»

«Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы»

Октябрь

«Речевая готовность к школе», «Советы родителям по формированию правильной речи»

Изготовление информационных папок - передвижек

«О правильном дыхании», «Дыхательная гимнастика»

Ноябрь

Изготовление информационных папок - передвижек

«Чтобы лучше говорить, нужно с пальцами дружить», «Чтобы красиво нам писать, учимся волчок пускать»

Декабрь

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

«Особенности развития речи у мальчиков и девочек», «Речевое дыхание – основа жизни!»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Автоматизация звуков с помощью игровых приемов», «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным?»

Оснащение «Речевого уголка»

«Игры на развитие фонематического слуховосприятия»

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

«Логопедический самомассаж мышц лица и губ»

Январь

Тематическое родительское собрание

«Мониторинг речевого развития на середину учебного года»

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда на середину учебного года»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Дидактические игры и упражнения по развития слухового восприятия», «Речевые игры с детьми (развитие фонематического слуха)»

Февраль

Изготовление информационных папок - передвижек

«Формирование слоговой структуры слова», «Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией»

Март

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

«Факторы, которые влияют на развитие речи детей», «Слово – основная значимая единица языка»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Обогащение словаря младших школьников», «Практическое овладение логико – грамматическими отношениями младшими школьниками с отклонениями в развитии»

Оснащение «Речевого уголка»

«Упражнения с карандашом на развитие мелкой моторики»

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Упражнения для расслабления органов артикуляции, самомассаж языка»

Апрель

Изготовление информационных папок - передвижек

«Речь и ее виды», «Развитие речевой деятельности младшего школьника»

Май

Тематическое родительское собрание

«Результаты логопедической диагностики на конец учебного года»

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год»

Изготовление информационных папок - передвижек

«Особенности работы учителя – логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся начальных классов», «Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся начальных классов»

Предварительный просмотр:

Возможный план воспитательных и спортивных мероприятий, проводимых учителем – логопедом

Сентябрь

Торжественная линейка «Путешествие в страну знаний»

Октябрь

Праздник «Правильная речь»

Ноябрь

Утренник «Всемирный день логопеда»

Декабрь - Январь

Фотоконкурс «Как я провел зимние каникулы»

Февраль

Праздник ко дню Защитника Отечества «Все профессии нужны, все профессии важны»

Март

Конкурс чтецов «Любимый уголок родной земли»

Апрель

День здоровья «Апрельские соревнования»

Май

Сказка – театрализация «Сказка ложь, да в ней намек»

Предварительный просмотр:

План взаимодействия учителя – логопеда

с субъектами коррекционно – педагогического процесса

на 2018 – 2019 учебный год

Сентябрь

Консультация для педагогов

«Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.»

Изготовление памятки

«Письмо без ошибок.»

Беседа с воспитателем

«Организация и проведение логочаса в начальных классах для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем.»

Октябрь

Индивидуальная беседа с педагогом – психологом

«Психологическая и интеллектуальная готовность учеников к школьному обучению.»

Выступление на МО

«Результаты логопедического обследования обучающихся 3 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр.»

Ноябрь

Семинар - практикум для учителей начальных классов

«Особенности обучения младших школьников, имеющих специфические нарушения письма и чтения различной этиологии и симптоматики.»

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр.»

Декабрь

Семинар для педагогов

«Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи.»

Январь

Беседа с педагогом – психологом

«Динамика развития психических процессов у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Беседа с инструктором по физической культуре

«Динамика развития общей моторики у учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр.»

Февраль

Круглый стол для педагогов

«Способность к овладению навыками чтения. Коррекция дисграфии.»

Беседа с инструктором по физической культуре

«Проведение комплекса ЛФК для учащихся начальных классов с речевыми нарушениями.»

Март

Консультация для музыкального руководителя

«Использование логоритмики на уроках музыки: логопедические распевки.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы.»

Апрель

Семинар – практикум для педагогов

«Коррекция нарушений чтения у младших школьников (таблицы М.Л.Лукашенко)»

Май

Анкетирование педагогов

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год.»

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 3 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2018 – 2019 учебный год.»

Предварительный просмотр:

Перспективный план учителя – логопеда по просвещению педагогической культуры родителей, чьи дети посещают 3 класс на 2018 – 2019 учебный год

Формы работы с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Коллективная

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Индивидуальная

Анкетирование

Индивидуальные беседы - практикумы и консультации

Проводятся по желанию родителей и по усмотрению учителя – логопеда

Тетрадь домашних заданий

В течение всего учебного года

Наглядная

Изготовление информационных папок – передвижек

Оснащение «Речевого уголка»

Введение «Экрана звукопроизношения»

В течение всего учебного года

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Тематические родительские собрания

Тема: Результаты логопедической диагностики на начало учебного года.

Цель: Характеристика речи учеников на начало учебного года по результатам диагностики; ознакомление родителей с планом коррекционно – развивающей логопедической работы на год.

Тема: Мониторинг речевого развития на середину учебного года.

Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за первое полугодие; анализ трудностей.

Тема: Результаты логопедической диагностики на конец учебного года.

Цель:

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Тема: Мама – логопед: правила проведения занятий.

Цель: Повысить эффективность проведения домашних логопедических занятий.

Цель: Уточнить направления организации коррекционной работы дома.

Тема: Совместная творческая деятельность родителей и детей с системными нарушениями речи.

Цель: Обогатить педагогические знания и умения родителей через совместную творческую деятельность.

Анкетирование родителей

  1. «Определение рейтинга учителя – логопеда среди родителей».
  1. «Развитие мелкой моторики».
  2. «Развитие фонематического слуха в системе работы по коррекции нарушений письма у младших школьников».
  3. «Упражнения по развитию голоса».
  4. «Развитие словообразования у младших школьников с ОНР».
  5. «Виды речевой деятельности».
  6. «Развитие техники чтения у школьников с ТНР».
  7. «Использование зрительно – моторных координаций учащихся с ОВЗ».

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

  1. «Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание, запинки?».
  2. «Физиологические итерации. Сходство и различия запинок несудорожного и судорожного характера».
  3. «Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть заикание?».

Предварительный просмотр:

№ п/п

Форма работы

Тематика

Сентябрь

Консультация для педагогов

«Почему учащиеся правила знают, а пишут с ошибками».

Изготовление памятки

«Как научить ребенка грамотно писать?»

Беседа с воспитателем

«Организация и проведение логочаса в 4 классе для детей с ОВЗ (ТНР). Правила заполнения тетради взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателем».

Октябрь

Консультация для педагогов

«Формирование орфографического навыка у учащихся с дизорфографией».

Выступление на МО

«Результаты логопедического обследования обучающихся 4 класса. Направления коррекционной работы на 1 триместр».

Ноябрь

Беседа с педагогами школы

«О начальном этапе формирования орфографической зоркости у младших школьников с ОНР».

Выступления на МО и ПМПК

«Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 2 триместр».

Декабрь

Семинар - практикум

«Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи».

Январь

Открытое логопедическое занятие для учащихся 4 класса

«Прописная буква в именах собственных и названиях».

Консультация для педагогов

«Формирование операций контроля при коррекции дисграфии».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 1 полугодия. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 1 полугодия и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы. Направления коррекционной работы на 3 триместр».

Февраль

Круглый стол для педагогов

«О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников».

Беседа с инструктором по физической культуре

«Проведение комплекса ЛФК для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ТНР)».

Март

Консультация для музыкального руководителя

«Использование элементов логопедической ритмики на индивидуальных логопедических занятиях».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги 3 четверти. Организация логопедической работы в начальной школе. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец 3 четверти и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы».

Апрель

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение младших школьников с дисграфией написанию возрастных глаголов».

Май

Анкетирование педагогов

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год».

Выступления на МО и ПМПК

«Итоги учебного года. Уровень речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года и результаты коррекционно – развивающей логопедической работы за 2019 – 2020 учебный год».

Май

Тема: Результаты логопедической диагностики речевого развития обучающихся 4 класса на конец учебного года.

Цель: Подведение итогов коррекционно – развивающей логопедической работы за прошедший учебный год; рекомендации на летний период.

Практические родительские собрания в рамках «Школы для родителей»

Октябрь

Тема: Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения.

Цель: Определить ведущий канал восприятия получаемой младшим школьником информации.

Декабрь

Тема: Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР.

Цель: Определить наиболее оптимальный и эффективный путь коррекционного обучения обучающихся с ОНР.

Март

Тема: Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях.

Цель: Знакомство родителей с наиболее эффективными методами развития внимания, которые использовались в коррекционной работе с детьми с нарушениями письма.

Анкетирование родителей

«Эффективность и результативность работы учителя – логопеда за прошедший учебный год».

Информационные папки – передвижки

Сентябрь

«Игры для детей с ТНР».

Октябрь

«Упражнения для максимального развития незадействованных или мало используемых каналов восприятия».

Декабрь

«Развитие зрительной памяти на логопедических занятиях дома и в школе».

«Упражнения и игры на развитие речевого дыхания».

Март

«Речевые игры на развитие внимания».

Май

«Игры, развивающие речь и мышление».

Оснащение «Речевого уголка»

Ноябрь

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей».

Январь

«Леворукий ребенок».

Февраль

«Развитие зрительного восприятия и узнавания у леворукого ребенка».

Апрель

«Использование вектора на логопедических занятиях с леворукими детьми».

Издательство школьного коррекционно – логопедического журнала «Советы логопеда»

Сентябрь

«Нарушение онтогенеза плавности речи».

Декабрь

«Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся».

Март

«Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимся школьником».

Предварительный просмотр:

Доклад

«Ранее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников»

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания прочитанного материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом.

При разработке программы были использованы методики А.Н.Корнева, Т.А.Фотековой, И.Ф.Марковской.

Программа обследования включает несколько этапов:

1 этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии;

2 этап – выявление особенностей речевого развития;

3 этап – исследование высших психических функций.

Результаты исследования устной речи и психических процессов позволят сделать заключение о наличии или отсутствии предрасположенности у ребенка к возникновению дислексии, о структуре речевого дефекта, особенностях ВПФ.

I этап – выявление детей, предрасположенных к дислексии

Обследование не требует специального оборудования и не занимает много времени, примерно 5 – 8 минут.

  1. «Рядоговорение»

Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели».

Примечание: при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.

  1. «Ритмы»

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

Примечание: если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

  1. Тест «Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Примечание: экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку. При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

  1. Субтест «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!».

Примечание: При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходит к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

  1. Пространственная ориентировка

Инструкция: «Подними левую руку – покажи правый глаз, левую ногу».

Примечание: если задание выполнено правильно, переходят к следующему, если нет – прекращают.

  1. Составление рассказа по серии картинок

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках изображен маленький рассказик. Расскажи про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Примечание: возможно использование наводящих вопросов.

II этап – выявление особенностей речевого развития детей

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В.Мальцевой (1991г.). методика включает четыре серии заданий.

Серия I. – Исследование сенсомоторного уровня речи включает четыре группы заданий:

  • Проверка фонематического восприятия.
  • Исследования состояния артикуляционной моторики.
  • Исследование звукопроизношения.
  • Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.
  • Сформированность навыков языкового анализа.

Серия II. – Исследование грамматического строя речи.

Серия III. – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия IV. – Исследование связной речи.

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей с задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи.

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второму уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходима комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

III этап – исследование высших психических функций

Нарушения чтения обычно сопровождаются отставанием ряда психических функций. С большим постоянством у детей с дислексией выявляются симптомокомплексы, включающие три дефицитарные функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения.

Обнаружение этих симптомокоплексов перед началом обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у детей. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в симптомокомплексы, могут быть использованы как основа для создания скринирующей методики.

Для исследования психических процессов были взяты следующие задания:

  1. Тест «Найди квадрат»

Цель: выявление уровня восприятия.

Ребенку показывается таблица с изображением 10 четырехугольников, среди них 5 одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от них. Ребенку предлагается отыскать на таблице все квадраты.

  1. Корректурная проба «Найди букву»

Цель: выявление объема, концентрации и устойчивости внимания.

Ребенку дается бланк с каким – либо текстом, где отмечены 2 какие – либо буквы (одна зачеркнутая, другая обведена кружочком). Ребенку предлагается также вычеркивать и обводить в кружок заданные буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

  1. Тест «Запомни и назови»

Цель: проверка уровня развития слуховой памяти.

Ребенку предлагается послушать слова, а затем повторить те, которые он запомнил.

  1. «Сложи узор»

Цель: оценка сформированности операций зрительно – пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно – образного мышления.

Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью. Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Проведенное обследование по методике раннего выявления предрасположенности к возникновению дислексии, позволило выявить в начальных классах 46,6% первоклассников, испытывающих различные трудности при выполнении предложенных им заданий.

Таким образом, на основании проведенного обследования по предложенной нами программе, учитель – логопед имеет возможность спрогнозировать возникновение дислексии у ребенка и разработать адекватную программу коррекционно – развивающего обучения для профилактики нарушений чтения.

Коррекционно – профилактическая работа должна включать следующие направления:

  1. Развитие неречевых функций:
  • Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
  • Развитие зрительного мнезиса.
  • Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  • Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв.
  1. Развитие устной речи:
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Формирование фонематических представлений.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Расширение, уточнение и систематизация словаря.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, с учетом индивидуального, дифференцированного подхода. Особенно актуальной является совместная деятельность логопеда и учителя начальных классов, которые должны обмениваться опытом, знаниями, объединять все усилия для поиска и реализации наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения. Большую роль в этой работе играет деятельность психолога, который должен проводить направленную работу по развитию ВПФ у детей, а также активное участие родителей в судьбе ребенка.

Статья Киселевой Натальи Юрьевны, к. пед. н. ([email protected])
Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ)


ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Киселева Наталья Юрьевна, к. пед. н. ([email protected])

Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ)

Выходные данные:

Киселева Н.Ю. Диагностическое направление работы учителя-логопеда на уровне основного общего образования. / Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями МатериалыVIII международного теоретико-методологического семинара 14 марта 2016 г., Москва, Том 2. – М.: Парадигма, 2016. – С.203 - 209.

В нашей стране идет модернизация системы образования. Увеличивается количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые приходят на обучение в общеобразовательные организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), ФГОС ООО дают нормативную базу для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. Отметим, что среди учащихся с ОВЗ, осваивающих программу основного общего образования, особую группу составляют дети с нарушениями речи. При обучении в условиях интеграции и инклюзии эти учащиеся испытывают определенные сложности в освоении программы и достижении результатов, определенных ФГОС, что связано с трудностями в овладении письменно-речевой деятельностью (Т.А. Алтухова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Н. Российская, М.Н. Русецкая, Г.В. Чиркина и др.). В соответствии с этим вопросы организации и проведения диагностической работы учителя-логопеда на уровне основного общего образования, становятся актуальными.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда на уровне основного общего образования включает изучение и анализ медицинской и педагогической документации, обследование речи учащихся 5-9 классов, наблюдение за учащимися в учебной и внеучебной деятельности, обсуждение и анализ деятельности и психологических особенностей детей с педагогами общеобразовательной организации и родителями.

Обследование речи учащихся проводится в начале учебного года (1-15 сентября) и в конце учебного года (15-31 мая). Данные о результатах обследования заносятся в «Речевую карту», которая должна содержать следующие разделы: общие данные; изучение устной и письменной речи; заключение о состоянии устной и письменной речи.

Общие данные.

1. Анкетные данные.

2. Общий анамнез.

3. Данные о раннем речевом развитии.

4. Данные о результатах логопедической работы в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изучение устной и письменной речи.

5. Сформированность функциональных предпосылок письменно-речевой деятельности.

6. Устная речь.

8. Чтение.

9. Письменная речь.

Заключение о состоянии устной и письменной речи.

10. Логопедическое заключение.

11. Основные направления индивидуальной педагогической стратегии.

Более подробно остановимся на разделе «Изучение устной и письменной речи». Сформированность функциональных предпосылок письменно-речевой деятельности. Параметры диагностики: мотивация к письменно-речевой деятельности; зрительное и слуховое внимание; зрительная и слуховая память; слухо-моторная координация; словесно-логическое мышление; программирование, регуляция и контроль деятельности; операции языкового анализа и синтеза; грамматические операции. При подготовке заданий можно использовать пособия Ануфриев А.Ф. и Костромина С.Н. (1997), Гальперина П.Я. и Кабыльницкая С.Л. (1974), Семаго М.М. (2005), Тигранова Л.И. (2005).

Устная речь. Обследование включает диагностическую беседу (диалогическая речь), пересказ или рассказ (монологическая речь), выполнение лексико-грамматических заданий, изучение состояния звукопроизношения. Во время обследования учитель-логопед отмечает общую характеристику звучания речи: темп и ритм, внятность, силу звучания, выразительность. Обследование устной речи должно дополняться наблюдениями за спонтанной речью учащихся в учебной и внеучебной деятельности. Учитель-логопед может присутствовать и проводить наблюдение на отдельных уроках, проводимых учителями-предметниками или специалистами-дефектологами, что позволит более полно изучить речевые и коммуникативные особенности учащихся.

Обследование письма. Для изучения письма учащихся учитель-логопед анализирует материал рабочих и контрольных тетрадей по русскому языку; проводит с учащимися диктант и списывание. Затем выполняется количественный и качественный анализ орфографических и специфических ошибок, графо-моторных сложностей учащихся.

Данное обследование может быть дополнено анализом материала рабочих тетрадей и контурных карт по учебным дисциплинам, изучаемым учащимися, с целью выявления зрительно-пространственных нарушений и успешности использования знаково-символических средств на письме.

Обследование чтения. Материал обследования составляют тексты разных стилей (художественный, публицистический, научный, официально-деловой стиль) и комплекс заданий к ним. Диагностические тексты для чтения должны отвечать определенным требованиям: объем текста не более двух страниц; шрифт Times New Roman или Bookman Old Style, размер кегля 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный.

Учащимся предлагают прочитать два текста вслух и два текста «про себя». Процедура обследования предполагает прочтение всего текста до конца, что дает возможность в дальнейшем выполнить задания к тексту и изучить смысловые характеристики чтения.

Приведем параметры диагностики чтения: техническая сторона чтения (способ чтения вслух, ступень чтения про себя, правильность чтения вслух, скорость чтения вслух, скорость чтения «про себя»); выразительность; смысловая сторона чтения (ответы на вопросы разных типов, структурно-семантический анализ текста, пересказ).

Как известно, способ чтения вслух определяется в соответствии со ступенями овладения этим навыком: побуквенное, слоговое, слоговое с элементами синтетического, синтетическое чтение (Т.Г. Егоров). У учащихся, осваивающих программу основного общего образования, способ чтения должен быть синтетический. Слоговой или слоговой с элементами синтетического способы чтения – свидетельствует о нарушении этого компонента.

Правильность чтения оценивается по количеству допущенных учащимся ошибок при прочтении 100 слов. При оценивании правильности чтения анализируются количество и характер допущенных ошибок. Учитываются следующие виды ошибок: ошибки угадывающего чтения; искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски букв, слогов, персеверации, антиципации, реверсии букв); смешения букв по акустико-артикуляционному и оптическому сходству; ошибки в постановке ударения; аграмматизм; ошибки интонационного обозначения границ предложения; нарушение норм орфоэпии при чтении; пропуски и повторы слов; пропуски и повторы строк. По данным нашего исследования, основной ошибкой у учащихся 5-9 классов является чтение по догадке – ошибки в окончаниях слов, замены слов на основе оптического или смыслового сходства (Киселева Н.Ю., 2013). По всей видимости, в описываемой возрастной группе в ответ на довольно высокие требования к скорости чтения, которые предъявляет школа, возрастает роль смысловой догадки при чтении. Однако, недостаточный уровень языковой компетенции у детей с речевыми нарушениями не всегда позволяет угадывать контекст безошибочно.

Скорость чтения текста определяется по количеству слов, прочитанных за одну минуту. Для учащихся 5-9 классов количественные показатели скорости чтения в программе не указаны. По данным нашего исследования, показатели скорости чтения вслух для учащихся 5 класса ниже 83 слов в минуту, для учащихся 6 класса ниже 105 слов в минуту, учащихся 7 класса ниже 111 слов в минуту оцениваются как нарушение этого компонента чтения . Следует отметить, что к оценке данного компонента чтения у учащихся с ОВЗ с речевыми нарушениями следует подходить индивидуально, принимая во внимание личностные особенности ребенка.

Ступени чтения «про себя»: «жужжащее чтение», тихое шепотное чтение, чтение с беззвучной артикуляцией, молчаливое чтение, автоматизированное чтение «про себя» были определены Ю.А. Гузий. «Чтение «про себя» на начальном этапе обучения для учащегося является более сложной деятельностью, надстраивающейся над уже сформированными к этому моменту структурными компонентами чтения вслух, которые, достигнув высокого уровня автоматизации, начинают сворачиваться» . При диагностике следует обратить внимание на разницу между показателями скорости чтения вслух и «про себя». По данным нашего исследования, эта разница составляет 14-20 слов у учащихся 5-7 классов с дислексией и 31-37 слов у учащихся с нормально сформированным чтением (Киселева Н.Ю., 2013). Отметим, что после чтения текста «про себя» также необходимо проверить понимание прочитанного.

Выразительность чтения является показателем, который интегрирует уровни овладения технической и смысловой сторонами чтения (Егоров Т.Г., Русецкая М.Н., Эльконин Д.Б. и др.). При оценке выразительности обращают внимание на громкость, внятность, правильное использование пауз, логического и психологического ударения, использование верной интонации в соответствии с конечными знаками препинания и синтаксическим строем текста.

Смысловая сторона чтения вслух и «про себя» реализует основное предназначение процесса чтения – понимание текста, умение извлечь из него определенную информацию, определение авторского замысла. Выявление сформированности сознательного, смыслового чтения, как универсального учебного действия, помогает прогнозировать готовность учащегося к работе с информацией, успешность освоения личностных, метапредметных и предметных требований программы, определенных ФГОС ООО. Специфика нарушения читательской деятельности учащихся с речевыми нарушениями на уровне основного общего образования состоит в том, что доминирующим в структуре нарушения чтения является нарушение его смысловой стороны .

Обследование письменной речи. Л.С. Выготский впервые разделил понятия «письмо» как технику фиксирования устной речи при помощи графических знаков и «письменная речь» как процесс «письменного выражения своих мыслей» .

Для изучения самостоятельной письменной речи учитель-логопед анализирует творческие диктанты, изложения и сочинения учащихся, написанные на уроке русского языка или литературы; а также дает диагностическое задание – написать изложение и сочинение. Эта самостоятельная письменная работа выполняется учащимися без помощи со стороны учителя-логопеда и без предваряющего устного составление рассказа.

Приведем параметры диагностики самостоятельных письменных текстов: соответствие содержания заданной теме; композиционная структура; цельность (объем, достоверность, последовательность изложения); стилистическое соответствие (стиль, использование языковых средств); соответствие нормам грамотной речи (орфографические ошибки, специфические ошибки) .

Отметим, что в отличии от диагностической работы, проводимой учителем-логопедом на уровне начального общего образования, обследование речи учащихся 5-9 классов имеет определенную специфику, что обусловлено структурно-функциональными особенностями письменно-речевой деятельности и возрастом учащихся. При изучении речи учитель-логопед, в первую очередь, проводит обследование чтения, письменной речи и звукопроизношения. Если при изучении данных комплексных категорий не выявлено нарушений, то обследование сформированности остальных компонентов устной речи, а также функциональных предпосылок письменноречевой деятельности и письма можно не проводить.

После проведения обследования учитель-логопед сообщает информацию о речевых особенностях детей с ОВЗ и дает рекомендации учителям-предметникам, специалистам общеобразовательной организации и родителям. Таким образом, реализуя диагностическое направление работы, учитель-логопед осуществляет взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

По результатам обследования учащегося учитель-логопед может направить его в специализированный центр или на психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения дополнительной диагностики и уточнения заключения.

Реализация диагностического направления работы учителем-логопедом на уровне основного общего образования позволяет:

Выделить группу учащихся, которым необходима коррекционно-педагогическая помощь;

Выявить индивидуальные сложности каждого ребенка;

Определить содержание коррекционно-развивающего, консультативного и информационно-просветительского направлений работы;

Осуществлять мониторинг успешности коррекционной работы в течение учебного года.

Литература

1.Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи / Л.С. Выготский // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 39-58.

2.Гузий Ю.А. Нарушение формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Гузий. – М.: 2007. – 26с.

3.Киселева Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Киселева. – М.: 2013. – 225 с.

4.Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.

5.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин // Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.

Цель индивидуальных занятий -
формирование первичных навыков правильной артикуляции,
коррекция голоса, устранение дефектных звуков, их сочетаний,
недостатков воспроизведения слова.

На индивидуальных занятиях логопед решает ряд задач:
1. Развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия.
Эта задача может оказаться первоочередной в том случае,
если дефекты звукопроизношения обусловлены
несформированностью операций различения фонем по их
акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено
различение входящих в состав слова фонем.
Задания на выработку умений слышать, узнавать звук,
выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим
и артикуляционным признакам звуки, упражнения на
формирование навыков элементарного звукового анализа и
синтеза - неотъемлемая часть коррекционной работы по
устранению дефектов звукопроизношения. С самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук поизносить еще не может.

2. Уточнение правильного произношения звуков,
имеющихся в экспрессивной речи детей. Формулировка и
реализация этой задачи обусловлена тем, что постановка
достаточно большого количества звуков речи возможна на
основе сохранных звуков. Таким образом, готовится необходимая
база для постановки отсутствующих звуков. Примером может
служить постановка звука Р от звука Ж, звука Ш от звука С. 3. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков (развитие артикуляционной моторики). 4. Постановка отсутствующих звуков.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах. 6. Дифференциация смешиваемых звуков.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен
или смешения звуков, необходимо проводить работу по
дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в
любом звукосочетании. Последовательность и постепенное
усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем
в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех
случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение
звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
7. Закрепление навыков правильного, чёткого
воспроизведения слов различной слоговой структуры.
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и
речедвигательных навыков, проводится поэтапно и включает:
- Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция
дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка- логопата).
Методы и приемы работы разнообразны и зависят от
индивидуальных особенностей ребенка.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Логопед должен включать в свои
занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой - будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой
работой.

Следующие 2 задачи касаются работы с детьми с ОНР.

9. Совершенствование лексико-грамматических конструкций. У детей с ОНР нарушение произношения в «чистом виде»
не встречается. Поэтому содержание индивидуальных
логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно
быть намного шире.
На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию
грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
10. Развитие неречевых психических процессов.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие
внимания и памяти - необходимые условия для успешного и
разностороннего обучения дошкольников. А в силу
специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения -обязательная составляющая индивидуального логопедического
занятия.

При подготовке и проведении индивидуального занятия
логопед должен:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и
последовательность;
- постепенно усложнять лексический и грамматический
материал, предъявляемый детям;
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- кратко, четко, доступно формулировать инструкции,
даваемые детям;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Необходимо отметить, что индивидуальные занятия
проводится 2-3 раза в неделю по 15-20 минут с каждым
ребенком.

Номинация « Методическая копилка педагога начальной школы»

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие тяжелые и множественные нарушения в развитии. Ежегодно увеличивается количество поступающих в учреждение детей с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей.

В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся интеллектуальными нарушениями.

Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям :

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативная работа;
  • информационно-просветительская работа.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка, поступившего в учреждении: изучение документации, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии. Обследование проводится в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Учитель-логопед представляет результаты логопедического обследования на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме, который рассматривает вопрос о зачислении учащегося на занятия.

Учитывая индивидуальные особенности и разнообразие речевых нарушений обучающихся, подобран диагностический материал, позволяющий оценить уровень сформированности речевого развития как говорящих, так и безречевых детей. Для этого используются элементы диагностических методик следующих авторов Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, Е.В. Кирилловой. По результатам обследования комплектуются группы учащихся со схожей структурой дефекта, либо назначаются индивидуальные логопедические занятия. В период с 15 по 31 мая проводится мониторинг речевого развития обучающихся. По данным мониторинга ПМПк выносит решение о необходимости продолжения коррекционных занятий или их прекращения.

Особенностями диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью является соблюдение основных принципов: комплексного подхода, системного структурно-динамического изучения психического развития, качественного анализа структуры дефекта и целостного анализа психического состояния развития ребёнка. Процесс диагностирования организуется так, чтобы каждый ребёнок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Очень важным при обследовании речи, особенно детей с РАС, является момент визуализации предъявляемых заданий.

Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) и индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из психофизических особенностей обучающихся. В учреждении разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени.

Программа по коррекции системного недоразвития лёгкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:

  • коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • коррекция лексической стороны речи;
  • коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием речи средней и тяжёлой степени имеет с целью развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнка-логопата. Данный курс представлен для обучающихся начальной школы с умеренной или тяжёлой степенью умственной отсталости с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых не сформировано звукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью. Они не подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён.

Данная рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:

  • развитие понимания обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков;
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Одно из принципиальных требований программ, используемых логопедом, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

Учитывая, что современные информационные технологии становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы и всё чаще применяются в специальном образовании, на логопедических занятиях учителем-логопедом используются компьютерный программно-методический комплект «Мерсибо Плюс», «Компьютерный практикум для проведения логопедический занятий в начальной школе», авторские игры-тренажёры, позволяющий проводить занятия интересно, насыщенно, результативно.

Коррекционные занятия с использованием информационных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

Практическая направленность, игровой и творческий характер обучения, интерактивность, разнообразные формы коммуникации, диалоги, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, реализуемые в процессе применения активных методов обучения на логопедических занятиях, повышают эффективность логопедической коррекции.

Особенностью работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра является замена вербальных абстрактных образов зрительными, что значительно облегчает обучение аутичного ребёнка. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с данной категорией. С этой целью на логопедических занятиях применяются пиктограммы, визуальные опоры. Использование элементов оперантного подхода в коррекции речевых нарушений способствует развитию самостоятельности у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Полный курс логопедических занятий коррекционно-развивающего обучения учащихся продолжается с 16 сентября по 15 мая. Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий 15-25 минут. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда посещают учащиеся 1-7 классов.

Консультативная работа , проводимая учителем-логопедом, обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития речи и социализации обучающихся.

Во время всего периода сопровождения ребёнка учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически информируя их о динамике устранения недостатков речи, занимается их просвещением по вопросам коррекции речи, работает в постоянном сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения.

Логопед принимает активное участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов.

В ходе анализа были выделены проблемные зоны: не все родители идут на контакт с учителем-логопедом, недостаточно осознают важность своевременной медикаментозной помощи ребёнку, иногда игнорируя рекомендации специалистов. Многие родители не владеют достаточным уровнем педагогических знаний и поэтому не всегда могут оказать своему ребёнку необходимую помощь.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает в себя: проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей, оформление информационных стендов, консультирование педагогов в ходе педсоветов, семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций и т.д. Публикация методических и консультативных материалов в средствах массовой информации, печатных изданиях, сайте учреждения также способствует повышению уровня педагогической активности всех участников образовательных отношений.

Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал