Н x бунге. Значение бунге николай христианович в краткой биографической энциклопедии. Национализация железных дорог

29.08.2022

О Николае Христиановиче Бунге (1823-1895) написано очень мало: до последнего времени не было ни одного сколько-нибудь основательного труда (только недавно вышла наконец книга В.Л.Степанова "Н.Х.Бунге: судьба реформатора". М., 1998). А между тем этот человек сыграл важнейшую роль в истории России - как государственный деятель, ученый-экономист, педагог.
Он родился 11 (24) ноября 1823 года в Киеве. После окончания юридического факультета Киевского университета преподавал сначала в Нежинском лицее (Черниговская область), затем в Киевском университете, где с 1852 по 1880 год, до назначения министром финансов, занимал должность профессора, декана и ректора. Приглашался преподавать политэкономию и теорию финансов сыновьям императоров Александра II и Александра III.
Н.Х.Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке. Им написано свыше 60 работ, объем и разнообразие которых позволяют считать его самым творчески плодовитым экономистом России второй половины ХХ века.
Финансовая система России до начала 80-х годов была в кризисе. Многие тогдашние бюджетные беды напоминали нынешние. Из общей суммы прямых налогов около 16/17 приходилось на бедное сельское население и лишь 1/17 - на все остальные классы1. Косвенное обложение преимущественно состояло из налога на крепкие напитки и также касалось главным образом крестьян. На их долю приходился паспортный сбор, выкупные платежи и оброки для не выкупивших свои наделы. Если к этим видам государственных налогов добавить земские и мирские сборы, то картина выйдет удручающей. Недоимки порождали дефициты, дефициты порождали займы, займы влекли за собой падение курса рубля, уменьшение ценности денег затрудняло выплаты по государственному долгу. Для обеспечения последних повышались налоги, в результате опять же росли недоимки, дефициты, займы, падал рубль - короче, замкнутый круг. Немедленно следовало начинать финансовые преобразования. Требовался человек идеи и убеждения. Выбор пал на Николая Христиановича Бунге.
Назначением на пост министра финансов России (1881) Бунге был обязан, разумеется, не только своей репутации "ученейшего экономиста"2 с мировым именем, но и солидному практическому опыту, накопленному за время многолетнего непосредственного участия в работе промышленных и банковских структур регионального и общероссийского масштаба. С 1859 по 1863 год он неоднократно приглашался в Петербург в качестве члена Комиссии по крестьянскому делу и эксперта (единственный представитель вузов России) Редакционных комиссий, готовивших документы в связи с отменой крепостного права. В 1862-1866 годах Н.Х.Бунге, кроме преподавательской работы, возглавлял третью по значению в стране Киевскую контору Государственного банка, а также руководил местным Обществом взаимного кредита. Избирался гласным, то есть депутатом Киевской думы и являлся председателем ее финансовых комиссий.
Итак, Бунге был готов к последовавшему в июне 1880 года назначению его, по личному указанию императора Александра II, товарищем (заместителем) министра финансов (назначение профессора на столь ответственный административный пост было беспрецедентным). После недолгого сотрудничества с министрами С.А.Грейгом и А.А.Абазой Николаю Христиановичу в мае 1881 года было предложено стать управляющим министерством финансов, а с 1 января следующего года - министром финансов.
Современников поражали в новом министре простота поведения, скромность, полное отсутствие бюрократического камуфляжа, независимость, бескорыстие, честность и редкое трудолюбие. Назначение Н.Х.Бунге внесло живую струю в деятельность министерства. Бунге "являлся убежденным сторонником социальной политики". Он понимал: имея бедное, голодное и задавленное налогами сельское население, нельзя построить экономического благосостояния государства, центр тяжести окладного обложения необходимо перенести на имущие классы.
Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого убеждения в том, что "финансизм" - исключительная забота о государственных финансах в узком смысле слова - должен смениться "экономизмом" - экономической политикой, направленной на развитие народного труда и производительных сил общества. Говоря современным языком, Бунге был "антимонетаристом".
Не боясь недостатка средств, он приступает к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: "Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны".
Таким образом, Н.Х.Бунге не уходил от проблемы бюджетных дефицитов, разрешение которой прежде всего возлагается на каждого нового министра финансов и считается пробным камнем его деятельности. Но он мыслил гораздо глубже своих предшественников. Цель ставилась та же, средства же предполагались иные: уничтожить неравенство обложения, привлечь новые ресурсы, сократить непроизводительные расходы - и тогда дефициты сами отойдут в область преданий.
Бунге проводил реформирование налоговой системы, стремясь действительно уничтожить различие между податными и неподатными сословиями. При нем была отменена подушная подать, более 150 лет тяготевшая над русским народом (в европейской части России - с 1886 года, в Сибири - с 1899 года). Эти меры облегчили налоговое бремя крестьян на 53 млн.рублей. Возмещение бюджетных потерь осуществлялось привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до этих пор освобожденных от прямых налогов или недостаточно обложенных. Вводится налог с наследств и дарений, дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5-процентный налог на денежные капиталы. Повышается земельный налог и налог на городское недвижимое имущество.
Но главная заслуга Бунге заключается в указании пути, по которому в дальнейшем пойдет финансовая система дореволюционной России: установление подоходного налога как самого справедливого и целесообразного способа обложения (Великобритания ввела его в 1842, США - в 1861, Япония - в 1887, Германия - в 1891, Франция - в 1916 году).
Глубокий знаток денежно-кредитной системы и "убежденный сторонник необходимости восстановить металлическое обращение, основанное на золоте"3, Бунге стремится к упорядочению денежного обращения в стране (эту задачу решит в середине 1890-х годов С.Ю.Витте). При нем были созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский банк.
До Бунге рабочий день на фабриках и заводах, труд женщин и детей не регулировались. Эти вопросы также им ставились, и хотя Государственный совет принял не все его предложения, основные идеи Бунге вошли в закон; впервые была создана фабричная инспекция в целях урегулирования отношений между предпринимателями и наемными рабочими.
Как и в любой крупномасштабной деятельности, в деятельности Бунге были и слабые стороны: излишний протекционизм во внешней торговле России, двукратное увеличение налога на водку (1885), падавшее большей частью на крестьян, неудачные займы, вызванные обстоятельствами времени, особенно 6-процентный золотой заем 1883 года. А поскольку министр финансов был одновременно министром промышленности и народного хозяйства, то на него взваливали ответственность и за все другие невзгоды: падение цен на хлеб, крахи банков, колебание курса рубля и так далее. Удобный повод к нападкам и упрекам давали ежегодно повторявшиеся дефициты бюджета. Но Бунге проявлял редкое хладнокровие и не жаловался на газетную брань, понимая, что все достойное будет в свое время правильно оценено.
Почти шестилетний напряженный труд на посту министра финансов, болезнь и не прекращавшаяся критика в печати заставили Бунге просить об отставке. Александр III ценил его как крупного государственного деятеля и, освободив Бунге с поста министра финансов, не только не отправил его в отставку, но назначил 1 января 1887 года Председателем Комитета министров с оставлением его членом Государственного совета4. Занимая эти высокие (но более спокойные) посты, Бунге участвовал в решении всех важнейших вопросов государственного управления до своей кончины 3(16) июня 1895 года.
Предчувствуя близкую смерть, Бунге оставил для молодого царя Николая II неофициальную записку с любопытным названием "Загробные заметки", в которой указал на социализм как на главную угрозу для будущего России (в те времена марксистские теории даже популяризировались в пику народничеству). Чтобы избежать социального переворота, Бунге предлагал в своей записке "привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Госсовете, создание "ответственного министерства", расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры"5.
В императорском рескрипте по случаю награждения Бунге орденом святого Владимира I степени (1895) отмечалось: "В трудном деле усиления материальных средств правительства и одновременного облегчения податных тягостей народа неусыпными стараниями вашими достигнуты были значительные успехи". Поэтому не случайна и такая оценка сделанного Н.Х.Бунге: его реформы "представляют самую замечательную эпоху в истории русских финансов"6.

1Кованько П.Л. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х.Бунге в финансовой системе России. Опыт критической оценки деятельности Н.Х.Бунге как министра финансов (1881-1887). Киев, 1901.
2Картавцов Е.Э. Николай Христианович Бунге. Биографический очерк // Вестник Европы, № 5. 1897.
3Витте С.Ю. Избранные воспоминания. В 2-х томах. М.: Терра, 1997. Т.1.
4Министерство финансов. 1802-1902. В 2-х частях. СПб., 1902. Ч.2.
5Приложение к журналу "Родина". 1993. № О. С.28-40.
6Судейкин В.Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (очерк экономической и финансовой политики Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского). СПб., 1895.

Бунге родился в Киеве в семье врача, специалиста по детским болезням Христиана-Георга Бунге, доктора медицины.

Бунге учился в Первой киевской гимназии и окончил ее с золотой медалью. В 1845 году он окончил Киевский университет (юридический факультет). В 1847 году Бунге стал магистром государственного права, написав диссертацию на тему «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого», в 1850 году – доктором политических наук (диссертация на тему «Теория кредита»).

С 1845 года и до конца жизни Бунге занимался экономикой, занимая должности:

  • преподавателя (с 1845) и затем профессора Нежинского лицея князя Безбородко (с 1847);
  • адъюнкта (с 1850), экстраординарного (с 1852) и ординарного профессора (с 1854) Киевского университета (кафедра политической экономии и статистики);
  • члена-корреспондента Академии наук (с 1859);
  • ректора Императорского университета Св. Владимира в Киеве (1859-1862, 1871-1875 и в 1878-1880);
  • управляющего Киевской конторой Государственного банка (с 1862);
  • личного преподавателя Николая Александровича (сына Александра II, будущего Императора Николая II) по политической экономии, теории финансов, статистике (с 1863);
  • ординарного профессора кафедры полицейского права Киевского университета (с 1869, читал экономическую политику);
  • ординарного академика историко-политических и историко-филологических наук (с 1890).

Как государственный деятель Бунге занимал посты:

  • товарища министра финансов (1880-1881);
  • управляющего министерством финансов (с 1881);
  • министра финансов (1882-1886);
  • председателя Комитета министров и члена Государственного совета (1887-1895);
  • вице-председателя Комитета Сибирской железной дороги (с 1892).

Вклад в развитие экономики

Замечание 2

Бунге критиковал социалистические и коммунистические учения, хорошо разбирался в западных экономических концепциях, был сторонником Адама Смита и умеренного либерализма, увлекался немецкой экономической школой.

Бунге был сторонником умеренного либерализма, выступал за частную собственность и свободу предпринимательства. При этом он признавал ограниченное государственное вмешательство в экономику. Бунге был вынужден вводить протекционистские меры в условиях кризиса после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., вызванного резким ростом военных расходов в тот период.

Будучи министром финансов Бунге понизил выкупные платежи в целях улучшения благосостояния крестьян, отменил подушную подать (предлагал также отменить круговую поруку в деревне, однако Государственный совет выступил против), отменил соляной акциз, повысил ряд налогов (на спирт, табак, сахар), повысил гербовый сбор, увеличил ввозные таможенные пошлины.

Бунге был сторонником подоходного налогообложения. В 1885 году были введены налоги на доход от денежных капиталов и на прибыль, а также пошлина на безвозмездно переходящее имущество.

С 1884 года Бунге начал подготовку к денежной реформе : в Государственном банке начали накапливать золото из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

При Бунге были созданы Крестьянский поземельный банк для долгосрочного кредитования крестьян на покупку земель и Дворянский земельный банк для выдачи ссуд дворянам.

Бунге занимался разработкой фабричного (трудового) законодательства:

  • в 1882 году учредил фабричную инспекцию;
  • в 1884 году запретил использовать труд малолетних на фабриках и ограничил продолжительность труда подростков восемью часами;
  • в 1885 году запретил ночные работы на текстильных фабриках для подростков и женщин;
  • в 1886 году издал «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», ограничивающие произвол работодателей в отношении работников и усиливающие репрессивные меры за подготовку и участие в стачках, угрозы в адрес работодателя и отказ от работы.

В 1885 году по инициативе Бунге в Санкт-Петербурге начали выпускать журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли» (до 1917 года).

Бунге написал множество работ по экономике:

  • «Теорию кредита» (1852),
  • «Курс статистики» (1876),
  • «Основания политической экономии» (1870),
  • «О восстановлении металлического обращения в России» (1877),
  • «Очерки политико-экономической литературы» (1895)
  • и прочие работы.

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

г) преобразовать систему налогов;

д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

Краткие биографические сведения о Н.Х. Бунге. Николай Хрис- тианович Бунге (1823-1895) был одним из выдающихся российских реформаторов в сфере экономики, финансов и социальной политики. Он закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Нежинском лицее. После защиты в 1847 г. магистерской диссертации на тему «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого» в 1850 г. он перешел на работу в Киевский университет, где в 1852 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория кредита». Круг его научных интересов был весьма разнообразен: он читал курсы лекций по политэкономии, статистике, полицейскому праву и другим наукам. С 1859 по 1880 г. был ректором Киевского университета. В эти годы он привлекался к подготовке крестьянской реформы 1861 г., к разработке нового университетского устава. Как один из видных уче- ных-экономистов был приглашен для преподавания политэкономии наследнику престола цесаревичу Николаю.

Немалый опыт практической работы Бунге приобрел, работая с 1865 г. управляющим Киевским отделением Госбанка. В 1880 г. он был приглашен на работу в Петербург товарищем министра финансов, а с 1881 по 1886 г. занимал пост министра. После отставки, с января 1887 г. и до самой смерти в 1895 г., Н.Х. Бунге был председателем Кабинета министров. Черты Бунге-реформатора :

  • Для него был характерен не «узкий финансизм», а широкий, комплексный подход к экономическим и финансовым проблемам, которые он тесно увязывал с социальной политикой государства.
  • Целью финансовой и экономической политики он считал не столько наполнение госбюджета, сколько повышение благосостояния низших сословий, ибо от этого в решающей степени зависело процветание государства. С этой целью осуществил ряд кардинальных мер по облегчению налогового бремени крестьянства.
  • Всегда соразмерял свои реформаторские планы с реальной обстановкой, общественным мнением, умел выждать, отступить, пойти на компромисс. Задуманные реформы готовил тщательно, без спешки.

Программа экономической и финансовой политики. Свою преобразовательную деятельность Н.Х. Бунге начинал в неблагоприятных условиях. Прежде всего сказывались тяжелые финансовые последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - огромный дефицит бюджета, обесценение рубля. Государственный долг на 1 января 1881 г. составил 6 млрд руб. - сумма для того времени астрономическая. С 1881 по 1883 г. Россия пережила экономический кризис, с 1883 по 1887 г. - депрессию. 1880-е гг. также характеризовались локальными неурожаями; положение в деревне усугублялось сокращением земельных наделов из-за быстрого роста сельского населения, увеличением числа безземельных хозяйств, тяжелым налоговым бременем.

По поручению Александра II, который относился к Бунге с большим уважением, последний в 1880 г., будучи товарищем министра финансов, подготовил программную записку о задачах экономической и финансовой политики на ближайшие годы. Она включала следующие основные положения:

  • 1. Сокращение расходов на госаппарат.
  • 2. Прекращение выпуска бумажных денег, постепенное сокращение их количества до довоенного уровня.
  • 3. Организованное переселение малоземельных и безземельных крестьян на неосвоенные казенные земли.
  • 4. Упорядочение налогов: отмена подушной подати, соляного налога и паспортного сбора; снижение выкупных платежей. Для компенсации потерь предусматривалось увеличение государственного поземельного налога, взимаемого с неподатных сословий, увеличение налога на городскую недвижимость, установление налогов на лиц свободных профессий (адвокатов, врачей, архитекторов, художников и т.п.), на торговые и промышленные предприятия и денежные капиталы. Эти изменения Бунге рассматривал как мероприятия, подготавливающие введение подоходного налога.
  • 5. Издание законов для содействия промышленности и торговле.
  • 6. Упорядочение финансовой стороны дела в железнодорожном строительстве, чтобы прекратить расточительство государственных средств.

Эта программа была принята. И когда в 1881 г. министр финансов А.А. Абаза вместе с другими либеральными министрами подал в отставку, на его место с одобрения Александра 111 был назначен Н.Х. Бунге.

Налоговые реформы. Податной политике Бунге уделял приоритетное внимание. Наибольшее беспокойство министра финансов вызывали выкупные платежи. Их непомерная тяжесть для крестьян выявилась сразу после начала реформы. Уже за первые пять лет - 1862-1866 гг. - недоимки составили 7,9 млн руб. 1 Тогдашний министр финансов М.Х. Рейтерн организовал выяснение причин недоимок, и оказалось, что выкупные платежи значительно превышают доходность крестьянских хозяйств. В 1880 г. недоимки составили 20,5 млн руб., в 1881 - 23,4 млн .

В апреле 1881 г. Госсовет принимает решение о переводе всех бывших помещичьих крестьян на «обязательный выкуп», о сложении недоимок по выкупным платежам на 14 млн руб. и о понижении выкупных платежей на 9 млн руб. в год (позднее сумма ежегодного понижения составила 12 млн руб.). В связи с коронацией Александра 111 в 1883 г. было списано еше 13,8 млн руб. недоимок по указанным платежам, в 1884 г. - 2,3 млн руб.

Еще одной «головной болью» министра финансов была подушная подать. В марте 1882 г. Бунге представил в Государственный совет записку «О замене подушной подати другими налогами», в которой обосновал невозможность дальнейшего затягивания отмены подати. По подушной подати постоянно накапливались недоимки, которые время от времени списывались. Так, в 1880 г. списали 7 млн руб.; в 1881 г. недоимки составили 10,7 млн руб. Госсовет утвердил предложенную Бунге поэтапную отмену подушной подати. С 1883 г. прекращалось взимание подати с категорий населения, наиболее обремененных налогами. С 1 января 1887 г. взимание подушной подати было прекращено со всех остальных плательщиков .

За 1882-1887 гг. поступление подушной подати уменьшилось с 54,8 млн руб. до 1,3 млн 1 .

Для компенсации потерь Бунге ввел ряд новых налогов и увеличил прежние. В частности, увеличен на 52,5% поземельный налог, введенный в 1875 г.; повышен на 46% налог на недвижимое имущество в городах; преобразована система промыслового обложения, даны некоторые льготы мелким торговцам и ремесленникам; в 1885 г. введен 3%-й налог с чистой прибыли акционерных компаний; в этом же году установлен 5%-й налог на доходы с денежных капиталов; в 1887 г. введен 5%-й налог на гарантированные правительством доходы с акций частных железных дорог; введена пошлина на имущество, переходящее по наследству, что вызвало острое недовольство дворянства.

В 1885 г. в связи с изменениями в налоговой системе и ее усложнением Бунге учредил особый институт податных инспекторов при губернских казенных палатах. Они призваны были выявлять подлежащие обложению доходы с недвижимости и других объектов.

Податные реформы Бунге получили высокую оценку либеральной общественности. Например, известный либеральный публицист С.Н. Южаков считал, что действия Бунге облегчили положение народа и спасли его от окончательного разорения. Современный историк В.Л. Степанов указывает, что налоговые реформы Бунге «положили начало модернизации российской системы налогообложения и тем самым способствовали процессу индустриализации страны» .

Преобразования в банковском деле. Бунге продолжал развивать систему государственного кредитования народного хозяйства, так как казенные кредиты издавна пользовались в России большим доверием, нежели частные. Расширялось кредитование через Государственный банк, который стабильно удерживал учетную ставку на уровне 6% и лишь в 1886 г. снизил ее до 5%. В 1881 - 1884 гг., несмотря на промышленный кризис, выдача кредитов возросла со 180 млн руб. до 204 млн.

Под руководством Бунге в первой половине 1880-х гг. в России сложилась система государственного ипотечного кредита. В эти годы помещики продолжали закладывать малодоходные имения в акционерных земельных банках, но своевременно их не выкупали, что приводило к продаже заложенных земель. Например, с 1873 по

1882 г. было продано 23,4 млн десятин. У Бунге возникла идея организовать дешевый кредит для крестьян, чтобы они стали основными покупателями помещичьей земли. Министерство финансов подготовило проект образования Крестьянского банка , который был утвержден императором 18 мая 1882 г. Основными положениями закона о Крестьянском банке были следующие: 1) ссуды выделяются всем желающим крестьянам независимо от их имущественного положения под 6% годовых; 2) размер ссуды составляет 75% от стоимости приобретаемой земли; 3) сроки выплаты ссуды устанавливаются от 24 до 34 лет; 4) банк является самостоятельным кредитным учреждением и находится в ведении Министерства финансов.

В течение 1883-1885 гг. в России было открыто 25 отделений Крестьянского банка; сумма ссуд за это время возросла с 864 тыс. до 14 млн руб., количество купленной земли - с 18,2 тыс. до 318 тыс. десятин 1 . С 1886 г. продажа земли сокращается в связи с созданием Дворянского банка. Всего за первые 13 лет существования Крестьянского банка крестьяне купили при его содействии

  • 2411,7 тыс. десятин земли .
  • 3 июня 1885 г. Александр 111 подписал указ о сознании Дворянского поземельного банка; тем самым завершилось формирование системы ипотечного кредита. Этот банк также действовал под эгидой Министерства финансов и выдавал ссуды под залог земельной собственности в размере 60% стоимости имений на срок от 36 до 48 лет при ежегодной уплате 5%. Таким образом, условия Дворянского банка были чрезвычайно льготными. Однако, как показала последующая практика, они не смогли приостановить процесс сокращения помещичьего землевладения.

Сразу же возник большой спрос на кредиты. В 1886 г. в 25 отделениях Дворянского банка помещики получили 68,8 млн руб., в 1887 г. - 71,1 млн руб. Однако заемщики не всегда использовали кредиты по назначению, нередко они «проедались» или запускались в биржевые спекуляции, стали расти недоимки по процентам. Тем не менее в 1889 г. ссудный процент был понижен до 4,5. Помещики, которые не могли или не хотели организовать прибыльное хозяйство, продавали свои земли через Дворянский банк. Покупателями становились дворяне (до 50%), крестьяне (до 20%), купечество и мещане (до 10%) и представители других сословий.

Наряду с развитием государственного кредита Бунге уделял внимание и частному. Он считал, что накопление финансовых средств в банках и сберегательных кассах позволит уменьшить зависимость страны от иностранного капитала. В 1883 г. были сняты запреты с учредительства коммерческих банков. Хотя это не привело к росту количества банков, но вклады в них значительно выросли. Например, до конца 1892 г. возникло лишь 6 новых банков, но вклады за это время увеличились с 214 до 301 млн руб. 1 Госбанк постоянно поддерживал коммерческие банки своими финансовыми средствами.

Бунге активно содействовал развитию в России сети сберегательных касс. В мае 1881 г. был повышен процент по вкладам с 3 до 4, что способствовало притоку в кассы новых вкладов. В 1884 г. Минфин предоставил право создавать сберкассы при губернских и уездных казначействах, а отделения их - во всех городах и крупных поселках. Если в 1880 г. в стране было всего 76 сберкасс, то в 1886 г. - 554 кассы, 306 тыс. вкладчиков и 44 млн руб. вкладов .

Таким образом, была поднята на новый уровень кредитная система России, которая находилась под контролем государства и строго регламентировалась соответствующим законодательством. Это создавало определенные гарантии коммерческим банкам, в том числе и вкладам граждан.

Другие преобразования Бунге в финансовой сфере. Продолжая курс М.Х. Рейтерна, Бунге последовательно проводил политику покровительственных тарифов. В 1882 г. были повышены ввозные таможенные пошлины на сырье и фабрикаты и в незначительной степени на готовые изделия. В 1884 г. увеличены пошлины на чугун, уголь, торф; в 1885 г. - на рыбу, вина, чай, растительное масло, шелк, сельхозмашины, железо и сталь; проведено общее повышение тарифов от 10 до 15%. Если в 1881 г. пошлина по всем границам России составляла 16,5% стоимости ввезенных товаров, то в 1886 г.-27,8%.

При Бунге стал форсироваться вывоз хлеба, который продавался в Германию, Англию, Голландию, Францию, Италию, Бельгию. В 1881-1885 гг. экспорт хлеба возрос с 208 млн до 344 млн пудов.

Для укрепления курса рубля Бунге с 1881 г. прекратил денежную эмиссию и приступил к изъятию из обращения необеспеченных денег. Была вновь разрешена чеканка серебряной монеты, хотя Бунге понимал, что России необходимо переходить на золотой монометаллизм ; однако для этого требовалась большая подготовительная работа и увеличение золотого запаса.

Рабочее законодательство. Н.Х. Бунге был одним из немногих государственных деятелей России, кто понимал необходимость разработки законов по рабочему вопросу. Он считал, что правовое регулирование взаимоотношений между предпринимателями и рабочими должно способствовать: 1) устранению причин конфликтов на предприятиях, спаду стачечного движения; 2) уменьшению предпосылок для социалистической пропаганды среди рабочих; 3) улучшению условий труда на промышленных предприятиях и повышению производительности труда рабочих. К разработке соответствующего законодательства побуждал также рост рабочего движения в 1870-х - начале 1880-х гг.

Первым был разработан закон об ограничении рабочего дня для детей и подростков и создании фабричной инспекции для контроля за выполнением закона. Предусматривалось запрещение труда детей до 12 лет, ночной работы для детей 12-14 лет, ограничение рабочего дня подростков 10 ч, обязательное посещение детьми школы. Под давлением предпринимателей введение в действие закона было отсрочено на год (до 1 мая 1884 г.). В 1885 г. издан закон о запрещении ночного труда для женщин и подростков до 17 лет на предприятиях текстильной промышленности.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал