1 понятие и сущность менеджмента. Понятие и сущность менеджмента. Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты

31.01.2022

Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты

· Понятие и сущность менеджмента

· Эволюция управленческой мысли

· Зарубежный опыт менеджмента

· Специфика менеджмента в России

Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

В главе рассматриваются сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркивается значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Показаны объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрена сущность классических научных направлений менеджмента. Обсуждаются основные отличия современных научных подходов в менеджменте: количественного, процессного, системного и ситуационного. Особое внимание в главе уделяется социальной направленности менеджмента.

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент (от англ. management - управление, организация) -система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий:

· организация и управление (производством и коллективом);

· постановка и корректировка задач;

· разработка этапов работы;

· принятие решений;

· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

· регулирование процессов;

· сбор и обработка информации;

· анализ информации;

· подведение итогов работы.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании ≪Международного справочника по менеджменту≫: ≪Менеджмент - эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью ≫. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте , поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.



Цели менеджмента:

· получение (увеличение) прибыли;

· повышение эффективности хозяйствования;

· удовлетворение потребностей рынка;

· решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

· организация производства конкурентоспособных товаров;

· совершенствование производственного процесса;

· внедрение новейших наукоемких технологий;

· повышение качества продукции;

· снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента:

планирование – определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов;

организация – назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними;

лидерство (руководство) – использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации;

контроль – наблюдение за действием работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы :

высший уровень (top manager) - это генеральные директоры,

директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) - руководители управлений,

отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) - руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

за изменение организационных структур;

разработку систем производства и сбыта продукции;

организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

своевременное обеспечение высшего руководства необходимой

информацией;

координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала.

Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Менеджеры различаются также по служебным функциям . Наиболее распространенной позицией является sales manager - менеджер по продажам : если он отвечает за работу с регионами -это regional manager , если за распространение какой-то группы товаров - product manager ; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара - brand manager , если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, - это project manager .

Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.

Сущность и содержание менеджмента.
Общая характеристика организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Суть управленческой деятельности. 10 управленческих ролей по Г. Минцбергу.
Основные управленческие функции. История менеджмента.

Сущность и содержание менеджмента
Термин менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании).
Менеджмент - это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой), а делом.
В переводе со староанглийского языка слово означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни (манус - рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией в XVIII-XIX вв., а затем распространилось по всему миру.
Но менеджмент - это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами сверху, а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.
Противоположностью менеджмента является командное управление. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принимать решения.
Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих.
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:
Тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов).
Стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:
общего (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);
линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
функционального (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования и пр.).
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.
Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX в., а в начале ХХ в. сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.
Общие же связи и закономерности, возникающие в рамках управления, изучает наука кибернетика, которая сродни математике, формальной логике и другим абстрактным дисциплинам.
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами.
Менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, формулировать основополагающие принципы управления и творчески применять к конкретным ситуациям.
Как наука менеджмент имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, привлекая теоретические положения и практические рекомендации экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др.
Менеджментом также называется учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Дж. Вартон.
Основные разновидности менеджмента
Еще в 50-60 гг. ХХ в. в Европе и США было широко распространено представление о менеджменте как универсальной дисциплине, имеющий единый объект. Сегодня таких объектов несколько. Речь идет об организационной деятельности, производстве, материально-техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансовом учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавляется еще и обучение, а также распространение знаний.
Необходимость в менеджменте обусловлена:

Ростом товарного производства, образованием рынка наемной рабочей силы.
Возникновением особой формы кооперации совместного труда - мануфактурного производства, крупных предприятий.
Усовершенствованием технологий производства, его индустриализацией, механизацией и автоматизацией.
Изменением характера труда человека (труд становится более сложным, умственным, творческим)
Развитием новых производственных отношений, форм собственности, основанных на заинтересованности работника в результате труда.
Ростом масштабов хозяйственной деятельности и сложностью управления ею, потребностью в профессиональной управленческой деятельности наемных управляющих - менеджеров и науке менеджмент.

Менеджмент - это:
1.Способ общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
2.Искуство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
3.Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производственным персоналом с использованием науки управления.
4.Хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка.
5.Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей.
6.Система научных знаний в области управления.
7.Профессиональный состав управляющих - менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия.

Основные признаки менеджмента:
1.Исходым моментом организации управления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности.
2.В подходах, принципах и методах управления явный приоритет отдается экономическим средствам и методам.
3.Характеризуется необходимостью высокого уровня профессионализма управленческого персонала.
4.Гибкость организационной структуры управления, отзывчивость к нововведениям.
5.Предполагает высокие требования к личным качествам менеджера.

Структура системы менеджмента:
Целевая подсистема:
Повышение качества продукции;
ресурсосбережение;
расширение рынка сбыта товара;
прибыль и другие цели;
Обеспечивающая подсистема:
Методическое обеспечение;
ресурсное обеспечение;
правовое обеспечение;
информационное обеспечение;
Функциональная подсистема:
маркетинг;
планирование;
организация процессов;
учет и контроль;
мотивация;
регулирование (координирование);
Управляющая подсистема:
Социология и психология менеджмента;
управление персоналом;
методы менеджмента;
власть и стиль управления;
принятие управленческих решений.

Менеджер - это:
1. Профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия, учреждения.
2. Самостоятельная профессия, специалист в области управления.

Содержание деятельности менеджера:
1. Принятие управленческих решений
2.Распределение полномочий
3.Организационная деятельность (создание и развитие организации)
4.Экономическая (хозяйственная) деятельность
5.Социально - психологическая деятельность
6.Контрольно - аналитическая деятельность

4. Основные функции менеджмента
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности проявляется в функциях (в переводе с латыни - обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. Анри Файолем. В качестве таковых он выделил:
организация,
планирование,
координация,
контроль,
распорядительство.
Сегодня к ним добавляют еще мотивацию, информирование и развитие.
Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определения порядка их функционирования, обеспечение необходимой документацией.
Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленной цели, берет на себя распорядительная функция.
Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять.
В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координации:
превентивную, предотвращающую появление проблем;
устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;
регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;
стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.
Результаты деятельности организации и отдельных лиц требуют проверки, оценивания и корректировки. Все это составляет содержание контрольной функции.
Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда еще одна функция - мотивационная.
Она концентрируется на определении интересов работников и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них.
Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому она начинается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).
От функций менеджмента следует отличать функции должностей и подразделений, вытекающие из рационального разделения управленческого труда.
Общая классификация функций менеджмента
1. По содержанию управленческой деятельности:
- планирование - организация
- мотивация - контроль
- координация - регулирование
- исследование
2. По масштабам времени:
- стратегическое управление
- текущие (тактическое) управление
- оперативное управление.
3. По этапам процесса управления:
- целеполагание - управленческая ситуация
- определение проблемы - управленческое решение.
4. По факторам производственного процесса:
- управление продуктом
- управление персоналом
- управление информацией.
5. По этапам производственного процесса:
- управление подготовкой производства
- управление производством
- управление обеспечением производства
- управление сбытом продукции.
6. По сферам развития объекта управления:
- управление экономическими процессами
- управление социально - психологическими процессами
- управление организационными процессами
- управление технологическими процессами.

Контрольные вопросы к теме 1
1. В чем необходимость управления совместной деятельностью?
2. Назовите виды управления.
3. Представьте классификацию факторов управления.
4. Назовите объекты и субъекты управления, их соотношение и особенности.
5. Назовите аспекты управления.
6. Какая методологическая основа науки управления?
7. Назовите методы познания объектов управления.

Лекция, реферат. 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Без имени
2. НОРМАТИВНАЯ ПРОГРАММА КУРСА МЕНЕДЖМЕНТА
3. 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
4. 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
5. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
6. - Анализ как составная часть процесса принятия решения
7. - Методы анализа управленческих решений
8. - Процесс принятия управленческого решения
9. - Виды управленческих решений
10. МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
11. Неформальные методы принятия управленческих решений
12. Количественные методы прогнозирования управленческих решений
13. Качественные методы прогнозированияm управленческих решений
14. Управленческие решения кратко
15. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
16. Сущность, цель, принципы стратегического планирования. Процесс стратегического планирования
17. Миссия и цели организации. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое наблюдение внутренних слабых и сильных сторон организации

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Логическая структура раздела

2.1. Сущность менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).

Рис. 6. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);
- критериев принятия решений («Какой путь лучший?»);
- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.7).

Введение …………………………………………………………………...……..2

1. Понятие и виды менеджмента…………………………………………………4

2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента………….. 9

Заключение ………………………………………………………………….....20

Список литературы…………………………………………………….…….. .23

Введение

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. В то же время нельзя утверждать, что он появился в связи развитием капитализма. Менеджмент существовал и раньше. Доктор экономических наук, профессор Веснин В.Р. в книге «Менеджмент для всех» пишет: «Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединились в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным исполнителем». 1

Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать, как внутренние критические факторы организаций (внутренние переменные), так и воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

    Понятие и виды менеджмента

Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Основными составляющими любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.

Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента – США – менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Необходимо отметить, что употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения с людьми; властью и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица».

В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В учебном пособии «Менеджмент организаций» под редакцией доктора экономических наук, профессора З.П.Румянцевой, доктора экономических наук, профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям». 2

Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд значений.

«Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в «автономном плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно – административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.

Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует термин «руководство».

В-четвертых, менеджмент – учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы». 3

На мой взгляд – это наиболее полное определение понятия «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что “русское слово “управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

Вышеизложенные определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:

1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Понятие «менеджмент» возникло от английского слова «to manage» – управлять, которое связано с латинским «manus» - рука, т.е. в буквальном смысле «управлять руками» или «руководить».

Понятие «менеджмент» не тождественно термину «управление», употребляемому в русском языке. Управление предполагает возможность оказания действия на неодушевленные предметы (управление оборудование, управление автомобилем). Менеджмент, в свою очередь, всегда связан с управлением людьми.

В современной теоретической мысли и практической деятельности под «менеджментом» следует понимать, прежде всего, процесс руководства отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами. Также менеджмент – это особый тип профессиональной деятельности, осуществляемый одним лицом или группой лиц, обладающими необходимыми званиями, и направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Таким образом, можно вывести следующее понятие «менеджмента» – это процесс руководства одного лица или группы лиц (менеджеров) над отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами, направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и при принятии ответственности за результативность своей деятельности.

Понятие менеджмента. Менеджмента можно определить, исходя из нескольких точек зрения. Менеджмент это сложная система, которую можно рассматривать в нескольких плоскостях, таких как:

Явление (непосредственное воздействие субъекта управления на объект управления);

Процесс (динамика управленческой деятельности или действия, которые осуществляет руководитель для воздействия на работников);

Система (постоянная взаимосвязь отдельных элементов, благодаря которым возможно осуществлять управление);

Самостоятельная область научных знаний или «управленческая мысль» (междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, управленческие практики, инновационные подходы в менеджменте);

Профессиональную деятельность людей, чей труд направлен на реализацию целей организации;

Аппарат управления (специально созданный орган, деятельность которого направлена на организацию и координацию всех подразделений предприятия).

Сущность менеджмента можно определить со следующих точек зрения:

Организационной (создание аппарата управления, регулирования процесса и системы управления, определение порядка взаимодействия участников управления);

Технологической (делопроизводство, порядок хранения информации и др.).

По своей сути, сущность менеджмента сводится к управлению организацией. По мнению Г.Я. Гольдштейн кольцо управления схематично можно изобразить так:

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект)

-«Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

-«Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Безусловно, любой менеджер должен четко и ясно понимать свое место в управлении, а также обладать необходимым набором компетенций. В современном и динамично меняющемся мире менеджер должен обладать способностью принимать оперативные и стратегические решения, т.е. обладать знаниями о деятельности всей организации в целом, частные компетенции ключевых сотрудников и их взаимозависимости, рационально использовать имеющиеся ресурсные ограничения, понимать риски, связанные со своей деятельности и быть готовым нести ответственность за свои решения.

Сущность менеджмента заключается в определении основных целей и ограничений в деятельности предприятия. Они выполняют главные управленческие задачи:

Соотношение действительного положения с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

Создания стратегии действий («Что надо сделать?»);

Методики оценки принятия решения («Какой путь лучший?»);

Инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал