Пасхальное яйцо - древнейший символ жизни. Что символизирует яйцо? Яйцо символ жизни на земле

13.04.2022

У каждого народа существуют свои религиозные праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

Да и в миру этот праздник всегда отмечался с особенным воодушевлением. Не забылись пасхальные традиции даже за годы советского отрицания религии.

Ну а главным атрибутом светлого праздника были и остаются пасхальные крашеные яйца. Самое интересное, что яйцо стало одним из важнейших культовых символов задолго до возникновения христианства.

Яйцо - практически первый религиозный символ, ведь в его зародыше, как считалось в древности, заключено всё, что когда-либо будет создано. Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона; египтяне и кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо).

Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь; символ его - круглая арена в древних храмах.

Символ первоначального творения, плодородия и вечности, яйцо было непременным атрибутом празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошёл от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка, - позже, по пришествии христианства, её заменила кровь агнца.

Отсюда и ведёт своё происхождение современное пасхальное яйцо, напоминающее о возрождении небесного быка, то есть Весеннего Солнца, сам же . А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет, символизирует весну Жизни.

Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое яйцо. Зародыш всех явлений, Вселенной, заключён в пещере; скорлупа яйца - пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в индийских Ведах) - символ неиссякаемого динамизма в природе.

В древнеегипетской Книге мёртвых мы встречаем Сияющее яйцо, снесённое небесной гусыней и высиженное ею на Востоке, символизирующее равноправное единство микрокосма с макрокосмом в непрерывно меняющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев об Инь и Ян, чьё постоянное движение порождает Дао, - в индуизме - Сансара…

Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и тогда на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную, человекоподобную, жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как называет его Каббала (у индусов, например, из Золотого яйца выходит Брахма).

По своему символическому содержанию яйцо отмечено многими свойствами. Оно чаще всего белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь. Происхождение мира из праяйца известно из мифов полинезийцев, японцев, инков, индийцев, китайцев, финикийцев, финнов и славян. Многие эпические герои должны были не просто рождаться, но выходить из яйца, подобно працарю из Южной Кореи или сыновьям Зевса - Кастору и Полидевку. Покоящийся в яйце зародыш ассоциировался с жизненной силой, поскольку он играл определённую роль в мистических культах плодородия и оздоровления, а также находил применение в виде укрепляющей еды при погребении для путешествия в потусторонний мир. Солнце и Луна также неоднократно ассоциировались с золотым и соответственно с серебряным яйцами. Вообще яйцо представлялось как символ первоначального зародыша жизни, из которого впоследствии появился мир. Как одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из «неживого» яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения.

В христианстве восставший из гроба Христос сравнивается с цыплёнком, который вылупился из яйца. Белый цвет символизирует чистоту и совершенство. В мировоззрении алхимиков понятие «философского яйца» позднее трансформировалось в камень мудрости и считалось первоначальной материей, постоянно носящей в себе готовность к развитию, причём желток указывал на ожидаемое появление золота. Многие обычаи, имеющие символическое значение, используют значение яйца, к примеру весенний символ Пасхи как признак пробуждения природы и плодородия земли, так и в связи с упомянутым воскресением Христа. В народной магии при определённых ритуалах яйца закапывают, причём их хрупкость играет определённую роль (защищает от враждебных сил, действует на них разрушительным образом, учит сдержанности). В австрийских народных обычаях положенные в зелёный четверг, а затем освящённые и закопанные яйца предотвращают несчастье. Их можно также перебросить через крышу дома, а потом закопать в месте падения, чтобы защитить дом от удара молнии.

Считается, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию . Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. По рукописи «Номоканон Фотия», XIII века, игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I Плантагенет (1239-1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем преподносились членам королевского двора.

Пасхальные яйца были обязательным подарком для детей (в некоторых странах их преподносят крёстные родители). В народной поэзии Германии, Австрии, Франции и Великобритании есть очень много стишков и песенок, в которых дети требуют отдать подарок (эта традиция существует и по сей день). Начинаются такие песенки пожеланием здоровья, благополучия и т.п., а заканчиваются требованием подарить яйцо, потому что если человек не согласится, на него обрушатся какие-нибудь беды (например, перемрут цыплята).

Вообще европейской традиции известно много детских пасхальных игр, в которых фигурируют яйца (крашеные или простые).

Одна из самых, пожалуй, известных - катание яиц (в Великобритании egg-pacing) с проверкой на прочность их скорлупы. Выигрывает тот, у кого концу игры яйцо останется целым.

В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдёт больше. А в некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовое Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.

Взрослые на Пасху также обмениваются яйцами, причём традиции, сопровождающие дарение, в разных странах свои. Так, в Ирландии их количество «регулировалось» старой поговоркой: «Одно яйцо - настоящему землевладельцу, два яйца - землевладельцу, три яйца - бедняку, четыре яйца - бродяге» («One egg for the true gentleman; two eggs for the gentleman; three eggs for the churl; four eggs for the lowest churl»).

В Европе кролик (или заяц) - это такой же неотъемлемый атрибут пасхальных праздников, как и крашеное яйцо. Подобно яйцу, этот зверёк символизировал плодородие во многих древних культурах. Не совсем ясно, по какой причине кролик стал ассоциироваться с Пасхой. Одна из версий гласит, что он означал процветание, которое ждёт последователей учения Христа.

Дети верили, что, если они будут хорошо себя вести, накануне праздника придёт Пасхальный Кролик и положит в заранее приготовленную в укромном месте корзинку цветные яйца. «Корзинкой» обычно служили детские шапочки. Вестника Пасхи ждали почти с таким же нетерпением, как и Санта-Клауса.

Теперь накануне Пасхи этого зверька можно встретить повсюду и в любых разновидностях. Кроликов делают из шоколада и прочих съедобных материалов, их шьют из меха и плюша, лепят из глины. Изображения кроликов украшают многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду, открытки.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. Сопровождалось оно обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освящёнными Светом Христовым. Это освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точёные, каждому по три, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах - птицы и звери и люди», - писал Н. Костомаров.

Пасхальные игры

«Праздник Величко с красным яичком», - так говорили в народе. Для празднования Пасхи собирались вместе все родственники и приносили с собой крашеные яйца.

За курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой, наблюдали заранее, и яйца от них собирали специально на Пасху для игры. Одна из любимых пасхальных игр - яичные бои. При этом даже разговор перед началом игры имел некоторую игровую форму:

«- Ну что, будем биться?

- Будем, но раньше дай попробовать.

- Ой, очень же твоё сильно, пойду далее.

- Так может поменяемся?

- Не, давай тогда лучше своими.

- А у тебя не смолянка (залито смолою)?

- А у тебя не от цесарки яйцо (порода маленьких кур)?

- Не, ну так держи, буду бить.

- Не, ты первый держи, а потом я...»

Сначала идёт своеобразный торг, который может быть довольно длинным. И вот развязка - один бьёт первым. И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю. Конечно, случались и подделки из воска и олова, но, когда это раскрывалось, обманщика ждала очень суровая кара.

Ещё одной традиционной пасхальной игрой было катание яиц. Для этого специально делали картонный или деревянный «каток» - горку с бортиками или жёлоб, по которому и катали по очереди яйца. Существовало два варианта игры. В первом побеждал тот, чьё яйцо укатится дальше всех. А для второго перед «катком» специально раскладывались различные игрушки, конфеты, пряники, орехи; яйцо, скатившись вниз, задевало эти подарочки, и они считались выигранными тем, кто это яйцо «запускал».

Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы, приходившегося на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

Как и в Европе, в России для детей устраивалась «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.

Изготовлением декоративных яиц занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем всё чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня… Эти миниатюрные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек. В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы - несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и другое.

В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц стало самостоятельным видом искусства, а затем и отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, фабриках, в шлифовальных мастерских.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения “чудесного Воскресения” распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”. Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные пасхальные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска пасхальных яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное пасхальное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной - “не спасительной и не спасающей нас”. Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так свидетельствует библейская легенда.

Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия - семя бытия и его тайну. Яйцо - общечеловеческий символ сотворения мира и созидания - упоминается и в индийских “Ведах” (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются “дважды рожденными”, так как вылупливание из яйца означает второе рождение.

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.


С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить пасхальные яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные пасхальные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века - считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, “смазывает” желудок.

Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы - Петуха, будившего утро.

Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XV век) над Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на время. Если положить на могилу крашеное пасхальное яйцо - первое из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.


Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им пасхальные яйца со словами: “Христос Воскресе!”. По рукописи “Номоканон Фотия” (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение пасхальных яиц… На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали пасхальное яйцо и берегли эти семена для посева.

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим… Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.


Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, “и млад и стар”, готовятся с радостию встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах”. В Новгороде, после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: “Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова”, сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа по яйцу.

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени Государь шел в Архангельский собор “христосоваться с родителями”, т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался “в уста” со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися “для бережения” царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: “Христос воскрес и для вас” и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: “лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному”. Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию.


От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим беглый взгляд на празднование “велика дня” на Матушке-Руси. При пении тропаря просветимся торжеством, и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами “Христос Воскресе” и ответным “Воистину Воскресе”, причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные - “писанками”, крашеные - “крашенками”. Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок - сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами”), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски пасхальных яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе пасхальное яйцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех пасхальных яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в “красном углу” - перед иконами и лампадами.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч пасхальных яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.


По нашим данным неожиданно выяснилось, что яйцо тоже относится к Символике Тёмных. Подробно мы рассмотрим причины этого при разборе смысла символики Румпеля и Регины.

Яйцо - один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.

Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи. Рождает четыре основные стихии (земля, вода, воздух, огонь), достраивая их до пятой - эфира. Яйцо покрыто оболочками, которые становятся семью низшими мирами и семью верхними.

В Вавилоне из первояйца вышла богиня Иштар, когда оно упало в Евфрат. У древних египтян яйцо посвящалось Исиде, поэтому жрецы никогда не употребляли их в пишу. Нун, олицетворение хаоса в Древнем Египте, своим ртом снес яйцо, из которого уже родился Бог, сотворивший звезды. Египетское яйцо стоит вертикально, поддерживаемое священным Тау. Яйцо, парящее над мумией, символизирует надежду и обещание. Наверное, из комбинации этих двух символов и появился тип креста, который называется анх. Издавна идет спор: «что первичнее - яйцо или курица». Отсюда, видимо, и выражение «яйца курицу не учат». По одной из версий греческого мифа Зевс в образе Лебедя соединился с Ледой, после чего она родила яйцо, из которого появилась Елена. Скорлупу от этого яйца показывали в одном из Храмов Спарты. В греческом мире бог Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца и прячет их под землю. Из них рождается Тифон - гений зла.

Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком.

Похоже, что древнеиндийские мотивы имеют ту же тематику, когда яйцо возникает из семени Демиурга. Яйцо, если не относится к еде, является стереотипным знаком оболочки, за покровом которой скрывается чуждое и инородное. Яйцо упоминается в мифах о Тесее. Орфей открыл элементы овомантии (гадание по яйцу).

Яйца - один из главных символов пасхального праздника. В православной традиции окрашиваются в различные цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть. Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ помещенной в яйцо смерти Кощея).

Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового (космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.

У орфиков мировое яйцо, породившее на свет все существующее, соотносилось с хаосом как творческим первоначалом, В японском мифе, повествующем о сотворении мира, существовавший первобытный хаос сравнивается с яйцом, в котором содержатся семена творения.

В индуистской традиции сотворение мира имело в своей основе (по одному из вариантов) раскалывание небесного яйца. В других источниках сама вселенная уподобляется яйцу. В индуистской традиции яйцо соотносится с годом, как временным образом макрокосма.

В буддизме яйцо — это образ сансары; разбивание яичной скорлупы символизирует нирвану, выход за пределы бесконечного цикла перерождений. Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо.

Иногда солнце описывается как произошедшее из яйца; золотое яйцо является солярным символом. Яйцо выступает в качестве образа целостности, которая вмещает в себя все возможности развития универсума; оно сравнивается с утробой, в которой содержатся семена созидания, из которой появились все существа. Яйцо — это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь. В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».

Основные значения:
Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте,
потенциальная жизнь,
начало сознательной жизни, становление
плодородие и вечность
первозданный Хаос, некий зародыш Вселенной, саму Вселенную, Солнце; Землю (эллипс с представляемым внутри крестом); жизненную силу, плодовитость; воскресение из мертвых, возрождение, бессмертие; Троицу (желток, белок, скорлупа), Солнце в эфире под сводами неба; спасение; возвращение весны, Рождество…
соединяет в себе символику безопасности, начинания, дома, гнезда, раковины, с воображаемым птенцом, которому еще предстоит стучать клювиком в скорлупу изнутри, чтобы выйти наружу, в Жизнь.
начало.
воскресение из мертвых.
символизирует жизненное начало; недифференцированную целостность, потенциальность; зародыш всех творений; первоначальный материнский мир хаоса; Великий Круг, содержащий вселенную; скрытый исток и тайну существования; космическое время и пространство; начало; материнскую утробу; прародителей; совершенное состояние единства противоположностей; органическую материю в ее инертном состоянии; воскресение; надежду.

Алхимия

В образном мире алхимиков «философское яйцо» — это становящееся философским камнем правещество, несущее в себе все предпосылки чудесной производительной энергии, в особенности вожделенного золота, на что указывает желток.
Алхимики перенесли идею о космическом яйце на форму своих реторт, символизирующих преображение обычных веществ в золото и серебро (желток и белок).

В алхими из яйца вырастает белый цветок (серебро), красный цветок (золото), и синий цветок (цветок мудрецов). Яйцо является также запечатанным герметическим сосудом, где совершается «Великий Опыт». Философское яйцо символизирует творение.

Яйцо в философии алхимиков, в которой главное место занимает изменение металлов, их трансформация, называется «Армянским камнем», а также «мозговым», «эфирным», «египетским» образом Света, символом первичной материи, в которой соединены материя и мысль.

Подобно Космическому Яйцу, Философское Яйцо — это первичная материя, заключенная в печи алхимика, из которой вылупляется философский камень (его называли цыпленком), что символизирует акт творения и плодородие.

Яйцо символ Жизни. April 20th, 2011



С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие.

Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый

день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

С самых древних времен человек рассматривал яйцо как символ первоосновы, начала начал, происхождения бытия.
Это подтверждает и крылатое римское изречение — «Ab ovo» («от яйца»), т.е. с самого начала.



Пасхальные яйца на дереве в Тюрингине (Германия)

Цветущий кустарник украшенный пластиковыми яйцами, земля Баден-Вюртемберг, Германия.

София.Болгария.

Прага.

В мифологии многих древних народов, от Египта до Океании, яйцо символизирует тайну
сотворения мира из первозданного хаоса и совершенный микрокосм. Именно яйцо,
возникшее либо само по себе, либо отложенное в океан огромной фантастической птицей
или змеей, разделившись, становится источником жизни на Земле.

В Германии,Швейцарии,Австрии к Пасхе украшают колодцы и фонтаны.

Одним из красивейших пасхальных обычаев, является обычай украшения колодцев
еловыми ветвями, цветами и раскрашенными красивыми узорами - яйцами.


Этот традиция уходит своими корнями еще в дохристианское время. Проживающие на данных
территориях племена германов считали, что вода является символом жизни и плодородия,
а уж вода, которую доставали из ручьев и озер в это время года и вовсе обладала
целебными свойствами.


Со временем было забыто языческое происхождение данного обычая и сейчас,
представить себе праздник Пасхи без соблюдения этой церемонии,
ну практически невозможно.

По народным поверьям, колодезная вода, которую доставали в ночь с субботы на пасхальное
воскресенье, обладает свойством продлевать молодость и разглаживать кожу лица.
Кроме этого, пасхальная вода приносит удачу в дом, отгоняет несчастья и болезни.
По поверью, ребенок крещеный в пасхальной воде, будете особенно умен и удачлив.


Как правило, воду из колодца должна достать женщина и молча, дабы не нарушить
целебные свойства воды, отнести её домой.

В мифах и преданиях волшебные золотые и серебряные яйца наделяются символическим
значением самого надежного оберега, способного защитить человека от ярости дракона.
Как символ возрождения яйцо является атрибутом богов весеннего возрождения природы
(Осириса, Диониса и др.), а также знаком бессмертия чудесной птицы Феникс, погибающей в огне
и возрождающейся из собственного яйца.


В христианской религии та же символика возрождения и бессмертия сопутствует пасхальному яйцу.
Религиозная традиция красить яйца на Пасху имеет немало различных толкований, основанных на
старинных христианских легендах.


Витрина магазина "в Зальцбурге Австрия.
Яйца - один из главных символов пасхального праздника. В христианской традиции окрашиваются в различные
цвета. В русском фольклоре в яйце спрятана Кощеева смерть.
Символика яйца связывается с плодородием (это «аналог» зерна в животном мире) и бессмертием. В пасхальной
обрядности у славян яйцо является главным символом, воплощающим идею бессмертия (ср. в фольклоре образ п
омещенной в яйцо смерти Кощея). Кроме того, яйцо предстает как космогонический символ: образ мирового
(космического) яйца можно обнаружить в большинстве мифологических традиций.

Музей "Писанки" Украина."

Вышитые писанки. Работа народной мастерицы Луганщины Инны Форостюк. Материалы: гусиное яйцо, акрил.


Пасхальные яйца.Россия.

Пасхальные яйца на площади в Загребе Хорватия.


В Загребе.

Хорватия.

Яйцо — это начало жизни, однако, помимо этого, оно символизирует потомство, повторное рождение и новую жизнь.
В Египте иероглиф, обозначающий яйцо, является знаком-детерминативом со значением «потенциальная возможность», «семя».

источники;
из Энциклопедии Символов и Знаков.http://sigils.ru/

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные , или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия . В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci - VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой - красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо - символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти - это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура - ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» - «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца - символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci - VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца , возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим , найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов , символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля - эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец -хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из , отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец - «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери - птица и рыбы .

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из над головой священной козы-кормилицы - антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны . Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца - символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 - 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите - олень. Имя известно и в славянской мифологии - Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа - эллины (олень или лань) и название страны - Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру .

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

П о преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу сражался с помощью Ваджры - божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами,

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал