Духовная беседа с прихожанами. Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием таинства крещения. Понятие о посте. Назначение поста

09.12.2023

По благословению Преосвященного Иннокентия, епископа Нижнетагильского и Серовского, Скорбященский женский монастырь 8 ноября 2015 года открыл новый духовно-просветительский проект «Пастырские беседы c прихожанами по вопросам веры. 12 бесед со священниками».

Цель проекта: побудить слушателей к подлинной общинной жизни в полноте истины Христовой, расширить христианское мировоззрение, дать ответы христианам на волнующие их вопросы о Православии.

Беседы рассчитаны на широкий круг слушателей. Место проведения: библиотека Скорбященского монастыря.

В связи с тем, что тему «Религиозно-нравственное состояние современного общества и пути спасения в нем» Владыка Иннокентий оставляет за собой (пока дата беседы не известна) и с возможными изменениями дат проведения последующих бесед, мы сообщаем только о ближайших встречах со священниками.

Следите за анонсами и объявлениями в храмах города.

Иерархия христианских ценностей. Есть ли место для Христа в нашем сердце? Значение формирования христианского мировоззрения

Священное Писание и Священное Предание в нашей жизни

Христианская община: от святых Апостолов до наших дней

Что есть воцерковлённый человек? Проблемы и ошибки при воцерковлении

декабрь

О Таинствах Исповеди и Причастия в свете документа « Об участии верных в Евхаристии»

январь

Подготовка к Таинству Крещения. Необходимость огласительных бесед. Крещение младенцев

февраль

Послушание, свобода и личность

февраль

Тайна смирения

март

Семья. Церковный брак . Как воспитывать детей в современных условиях?

март

Ребенок в Церкви. Стоит ли принуждать к воцерковлению детей? Как рассказать ребенку о Причастии?

апрель

Нужно ли пытаться привести к Богу ближних? Как говорить о вере с нецерковными родственниками и прочими людьми? Почему не все люди становятся верующими?

17 сентября 2017 года ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Сегодня, в день отпевания и похорон раба Божия Феодора, сайт Православие.Ru публикует интервью психотерапевта, данное нашему порталу 3 года назад.

О том, нужны ли знания психотерапии священнослужителям и об опыте преподавания психотерапии студентам - беседа с Федором Ефимовичем Василюком, психотерапевтом, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.

- Федор Ефимович, насколько я знаю, ваши занятия в университетах, где вы преподаете, посещают и священнослужители. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я - священник. У меня очень много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты - и психологи в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять со знанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.

- А зачем другим нужна была психотерапия?

Могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.

- Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия - это не одно и то же.

Не анализировать и давать советы, а соучаствовать в переживании человеком какой-то его беды, проблемы.

Это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе, который вы читали семинаристам.

Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года - подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством. Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что человеку остается? Ему остается - пережить эту ситуацию. Пережить - значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином «сопереживание». Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание - это всё то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, - это метод понимания. Со студентами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная - понимание. Вот чему был посвящен курс - такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.

- И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?

Ну, я думаю, эту азбуку студенты усвоили. Может быть, вы помните - а я помню - ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь - слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, студенты не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.

- Насколько успешно они этого достигли, не имея психологического образования?

Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно - уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: они достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому я доволен результатом.

Федор Ефимович, чем в вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?

Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии вначале - такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни эмоциональной, но она как будто бы как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.

- А что на вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?

Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как быстро они прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.

Во время перерывов и после занятий, я знаю, студенты задавали вам вопросы, подходили к вам. Что они спрашивали?

Вопросы были самые разные. Один из студентов - как раз это случай, когда такая дисциплина не достигает каких-то нечеловеческих пределов, и они остаются просто людьми, просто мальчишками молодыми, и слава Богу! - так вот, один из студентов на лекции задал вопрос, а потом, пока мы обсуждали другие вопросы, заснул. И когда я подошел к ответу на его вопрос, я попросил семинаристов, сидевших рядом, чтобы они его разбудили. Они его разбудили. Он, бедный, очнулся, и я сказал: «Я теперь отвечаю на ваш вопрос, на минутку подержите себя в бодрственном состоянии». Ответил и говорю: «Ну, а теперь можете дальше продолжать спать». Человек устал, видимо. Но тут он подошел с вопросом очень личным. У него есть какой-то дефект, своя особенность речевая, которую он хочет исправить как будущий священник, потому что он понимает, что ему надо проповедовать. И он попросил, чтобы я ему посоветовал коллегу, психолога, который бы помог ему с этими речевыми особенностями побороться, справиться. То есть это были такого рода очень личные иногда вопросы, направленные на помощь. Были и такие: откуда пошла и зачем она нужна? не претендует ли она на то, чтобы заместить Церковь? и подобные. Такие острые, важные, живые вопросы. Так что спасибо большое за возможность провести этот курс.

Духовные беседы с прихожанами Священномученика протоиерея Сергия (Мечева) (1922-1929)
О Церкви

Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно прежде всего осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим друг к другу, к святым - одним слоном, что же такое Церковь, в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения, что без нее мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она дает входящим в нее верующим?

Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских, и далее у всех отцов Церкви. Особенно четко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского. Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения.

Мы знаем, что митрополит Филарет в катехизисе определил Церковь как общество верующих, связанных одними таинствами, обрядами, иерархией и т.д. Но спрашивается: каково же это общество в своем существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чем его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По ее учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Свое на земле. Мы, входя в Церковь, входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела.

Выражение и раскрытие приведенного определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к Колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол.1:24; см. также: 1:18). А в Первом Послании к Коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор.12:12-14, 27). Ту же мысль мы видим у него в Послании к Ефесянам: ...мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф.5:30).

Итак, все мы, живущие в Церкви, составляем вместе единое Тело, Глава коего Христос, а каждый в отдельности является маленькою частью целого. Приводя слова апостола хлеб, егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? (1 Кор.10:16), Иоанн Златоуст объясняет, что апостол не сказал слово «причастие», так как «хотел выразить нечто большее, показать великое единение. Приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом (Богом), так и мы через этот хлеб соединяемся с Ним. ...сказав: общение Тела, [апостол] хочет выразить еще теснейшую близость и продолжает: Яко един хлеб, едино Тело есмы мнози (1 Кор.10:17). Этот Хлеб есть Тело Христово, и причащающиеся делаются Телом Христовым - не многими телесами, а одним Телом. «Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым», ведь наличие в нем зерен неприметно по причине их соединения, рассуждает далее Иоанн Златоуст, так и мы, соединяясь друг с другом и со Христом, «питаемся не один одним, другой другим, но все одним и тем же Телом. Потому апостол и присовокупляет: вси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор.10:17)».

Возьмем аналогию. Часть моего тела живет не самостоятельно, но я живу в ней. Разве палец мой или рука живут, а не я живу в пальце или руке? Органы моего тела как бы не имеют личной жизни, но входят в мою жизнь. И когда, скажем, пальцу причинили какое-нибудь повреждение, ведь страдаю я, а не палец. То же самое происходит в Церкви. Когда мы входим в Тело Христово, то отказываемся от своего отдельного существования, чтобы было по слову апостола Павла: не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Как в теле живет не каждый отдельный член его, а тот, кому они принадлежат, так и в теле Христовом живем уже не мы - члены этого Тела, а живет в нас Христос.

Итак, что же такое Церковь, и как мы в ней живем? Прежде всего, это не есть некоторая организация, как, например, приход. Приход нужен нам для наших действий, но не составляет сущность Церкви.

Катехизация: понятие, цели, задачи

Ни для кого не секрет, что нынешнее состояние Церкви можно охарактеризовать сложным процессом общечеловеческого развития с модифицировавшимися, видоизмененными отношениями в религиозной и социально-общественной картине мира. Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда вековая традиция гармоничного существования государства и Церкви ушла в прошлое, и Церковь вынуждена использовать совсем новые приемы для самоопределения в современном «нехристианском» мире. В силу различных общественных и политических процессов православные традиции в нашей стране в большинстве своем были утрачены.

Сегодня приходится констатировать тот факт, что принадлежность к Православной Церкви, о которой заявляют большинство участников социологических опросов в России, никак не сказывается на их жизни. Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян относят себя к Православной Церкви, Православие остается в сознании большинства людей как нечто «национально-традиционное». Крестившись или окрестив своих детей, человек словно отдаёт дань многовековой традиции, смутно осознавая, зачем ему это, собственно говоря, нужно. Другим поводом ко Крещению может стать желание получить «небесную защиту». Как будто, крестившись, человек подписывает односторонний договор, по которому отныне он может претендовать на «высокое покровительство», даже не задаваясь вопросом, а что эти отношения будут требовать от него? Но этот договор – завет, заключён кровью Христа. И мы крестимся в образ Его смерти ().

У большого числа верующих наблюдается низкий уровень знаний о христианской вере и Церкви, который зачастую подменяется обрядовой стороной при отсутствии ориентации на нравственную и духовную жизнь. А также насущной стала проблема распространения потребительского взгляда на Церковь, превращение отношения приходящих в храм людей в финансовые, товарно-рыночные: принятие Таинств или исполнение церковных треб мыслится в рамках «покупатель-продавец». Из 72% людей в России, называющих себя православными, лишь 55% верят в Бога (!), 62% не причащаются, регулярно в Богослужении участвует менее 10%: более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество Христово и Пасху. Менее 1/3 православных говорят с детьми на религиозные темы.

Именно поэтому наша задача сегодня — помочь уверовавшим в Бога осмысленно войти в жизнь Церкви. «Сегодня завершается первоначальный этап церковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ. Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви).

Важно понять, что же сегодня могут предложить православные христиане современному обществу и человеку, имея за плечами двадцатилетний опыт возрождения церковной жизни в нашей стране и соседних государствах и 2000-летний опыт церковной традиции. Особо важно определить общие принципы воцерковления, осмыслить этот процесс методологически, определить желаемые цели, задачи и место церковного воспитания в жизни современной Церкви. Необходимо также объективно оценить тот потенциал, которым мы располагаем. Мы выделяем именно катехизаторское служение как деятельность, направленную на воцерковление как введение человека через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни. Катехизаторская деятельность заключается преимущественно в том, чтобы преподавать предметное содержание церковного вероучения, приобщать человека к опыту молитвы – как церковной, так и домашней, а также помочь ему привести свою жизнь в норму христианской нравственности и этики.

Итак, говоря о назначении катехизаторской деятельности, определим само понятие , а так же цели и задачи катехизации.

Катехизация (от греч. слова – κατήχησις – поучение, наставление) – совместная деятельность начинающего христианина и представителя Церкви, направленная на полноценное вхождение новоначального в церковную жизнь.

Целью катехизации является воцерковление – то есть приобщение людей к полноценной церковной и христианской жизни. Под воцерковлением подразумевается не набор знаний и различных внешних церковных действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу Личности Иисуса Христа. Воцерковить — значит ввести человека в организм, в тело Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными членами церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, характеру, образу жизни, отношениям, и через это — стать живым членом богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Полноценная катехизация может проводиться в основном по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет.

Исходя из целей, определим основные задачи катехизации:

1. Обеспечение принятия оглашаемым Евангелия в качестве жизненного ориентира.

2. Обеспечение принятия оглашаемым Священного Предания Православной Церкви:

2.1. Таинственной и сакраментальной жизни Церкви.

2.2. Догматического учения Церкви.

2.3. Нравственного учения Церкви.

2.4. Обретение личного молитвенно-аскетического опыта, согласного с молитвенно-аскетическим опытом Церкви.

2.5. Принятие иерархического и административного устройства Церкви.

2.6. Знакомство с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни.

2.7. Обретение своей роли и служения в Церкви, осознание степени личной ответственности за Церковь.

Результатом катехизации должен стать приход человека в храм для осознанного принятия Таинства Крещения. Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях, опыте молитвы и исправлении своей жизни в соответствии с нравственными императивами Православия. Жизнь человека в Церкви, согласно заповедям Христа, всегда охватывает все его существование и не может быть фрагментарной, то есть не может быть каким-то частным делом, на исполнение которого отводятся определенные часы или дни. Человеку важно дать понять, что христианин не может отделить свою семейную жизнь, общественную или профессиональную деятельность от духовного и нравственного аспекта евангельской веры. Но вера человека и его жизнь в Церкви могут быть нарушены из-за столкновения с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами, которые так интенсивно навязываются современным обществом сегодня. Поэтому имеет смысл говорить о формировании православного мировоззрения при вхождении человека в Церковь, способного поддержать и помочь ему в следовании избранным непреходящим ценностям и целям.

Конечно, воздействие на человека с целью его воспитания и духовного возрастания есть понятие педагогики, а точнее определяется понятиями педагогики веры, на которых и основывается катехизация. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики. Любой педагогический метод полезен при катехизации настолько, насколько он помогает передаче веры и искусству воспитания в ней.

В катехизации необходимо учитывать индивидуальность каждого человека, уникальность и обстоятельства его жизни. Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми в форме диалога. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

Необходимо также учитывать основные принципы катехизации:

1. Личностность . Этот принцип предполагает, что все, что человек узнает во время катехизации, относится лично к его жизни, либо к жизни человека, который находится рядом, т. е. входит в огласительную группу. В противном случае все может вылиться в пустое теоретизирование: можно прекрасно поговорить за чашечкой чая, но это ни к чему не будет обязывать.

2. Из этого проистекает принцип последовательности . Необходимо предоставлять человеку информацию о вере в правильной последовательности: от простого к сложному. Тогда усвоение материала идет легко и естественно. В случае нарушения этого принципа слишком сложные понятия не усваиваются, поэтому приходится возвращаться к более простому материалу, что сбивает логику процесса, лишает его систематичности и приводит к неэффективному использованию времени.

3. Посильность . Этот принцип взят из педагогики. Если излагаемый материал слишком сложен, то обучаемый быстро это понимает и перестает даже пытаться его усвоить. Если же материал, наоборот, слишком легкий, то обучаемый теряет к нему интерес. Материал должен быть таким, чтобы для его усвоения человеку требовались определенные усилия, но в то же время это усвоение должно быть возможным. В этом случае человек заинтересован, он развивается, и оглашение приносит результаты.

4. Церковность . Катехизация – это не просто обучение. Это помощь человеку войти в церковную жизнь. Поэтому необходимо соблюдать баланс трех составляющих:

4.1. Познание веры.

4.2. Молитва – церковная и домашняя.

4.3. Исправление жизни в соответствии с нравственными императивами Православия.

Одним из основных направлений катехизации является оглашение предкрещальное. Поскольку Крещение есть вступление человека в Церковь, то оно должно быть осознанным выбором человека. Для этого необходима определенная предварительная подготовка. Но достижение поставленных выше целей возможно в курсе достаточно длительной катехизации, рассчитанной на год или полтора. Однако далеко не все приходы епархии в данный момент готовы ввести такой огласительный курс.

Именно поэтому в Хабаровской епархии утверждена программа оглашения, включающая в себя цикл, состоящий из четырех бесед. На основании имеющегося опыта мы определили, что огласительные беседы целесообразно проводить каждую неделю по одной беседе с назначением домашнего задания, чтобы оглашаемые имели возможность получить опыт домашней и церковной молитвы, а так же иметь возможность укрепиться (или нет) в решении о принятии крещения. Таким образом, весь цикл занятий занимает один месяц.

Настоящее учебно-методическое пособие является по своему содержанию попыткой структурировать и систематизировать опыт, накопленный за время работы Отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии. Естественно, что представленное пособие не способно, да и не ставит перед собой целью охватить все грани обозначенной темы и многообразие накопленного опыта.Пособие посвящено конкретной теме:огласительным беседам — его основаниям, целям, принципам, методам и формам организации, проблемам при ее осуществлении, а также содержит материал практического характера, который может применяться при проведении бесед.

Данное пособие реализует в основном практические цели :

1) формирование у катехизатора навыка отбора и систематизации богословского материала, который необходим для успешного проведения огласительных бесед, а также навыков свободного владения данным знаниями и способа их изложения;

2) предоставление катехизатору положительных образцов огласительных бесед, опираясь на которые, он сможет избежать ошибок и сделать свои беседы эффективными и максимально полезными.

Исходя из сказанного, определим задачи , стоящие перед катехизатором:

  1. Определение обязательных богословских понятий, которые должны быть включены в огласительную беседу (то есть само содержание огласительной беседы).
  2. Передача данного материала понятным языком, доступным современному нецерковному человеку.
  3. Обзорное ознакомление оглашаемых с Православием, имеющим свои особенные черты духовной жизни.
  4. Ориентирование оглашаемого на дальнейшее воцерковление, без которого невозможно реализовать себя и жить полноценной жизнью.

Для эффективной катехизации сегодня необходимо помнить, что современный человек отличается от человека, жившего несколько сот лет назад. Поэтому используя в огласительных беседах святоотеческую, житийную, аскетическую или иную духовно-нравственную литературу, необходимо адаптировать понятия и язык данных книг на язык, доступный, понятный и интересный для современного человека.

Следует понимать, что катехизация не может строиться на желании абстрагироваться от тех проблем, с которыми сталкивается современный человек в своей жизни, напротив, она должна отталкиваться от этих понятий. Желание отрешиться от реальных насущных проблем, показать идеализированную картину человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни превращает христианство в утопию, лишает христиан трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни. Поэтому в живом общении нужно руководствоваться не только определенной инструкцией, которой, несомненно, необходимо придерживаться, но исходить из ситуации, помня, что перед нами живые люди.

Метод беседы

Не случайно способом или формой оглашения избраны беседы. Метод беседы - это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между катехизатором и оглашаемым.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В нашем случае целесообразно говорить об управляемой беседе, в ходе которой катехизатор активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт с оглашаемыми.

В этом случае от катехизатора требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между катехизатором и оглашаемым. Важнейшим навыком катехизатора в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать контакт, чтобы избежать конфликтных вербальных и невербальных влияний на оглашаемых, которые могут способствовать активному изменению их реакции. К разрушению контакта с оглашаемыми могут привести неосторожные высказывания со стороны катехизатора, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного оглашаемым.

Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Но любая беседа предполагает наличие плана, стратегии и программы, определяемые итоговой целью.

Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Структура беседы

Несмотря на очевидное многообразие типов, любая беседа имеет ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает ей полную целостность.

  1. Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь, то есть «настроить» его на совместную работу. Катехизатор должен пробудить у оглашаемых желание участвовать в диалоге, сделать понятной значимость их личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Участникам также сообщается о примерной продолжительности беседы, о ее целях и дальнейшем развитии событий.
  2. Постановка проблемы. Для того, чтобы беседа была интересной для всех, нужно, чтобы люди поняли: им не будут сейчас читать нотации. Человек, который стоит перед ними, представитель Церкви, готов поговорить с ними о проблемах современной жизни и о путях их решения. Путях, которые порой для человека неочевидны. И по этим вопросам Церковь имеет свое мнение, базирующееся на двухтысячелетнем опыте и на Откровении Самого Бога. Поэтому можно здесь начать с какой-то проблемы, которая волнует всех: например, с проблемы безнравственности современного общества, и потом уже раскрывать ее духовную причину.
  3. Постановка вопроса. После формулирования проблемы ставится вопрос о путях ее решения. Важно здесь получить как можно больше свободных высказываний собеседников, изложение ими своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет катехизатору накопить определенную информацию, с помощью которой он сможет выстроить основную часть беседы, а также понять степень подготовленности пришедших людей и определить их настрой. Безусловно, ответы на поставленный вопрос должны быть спрогнозированы, так как на их основании предполагается дальнейшее ведение беседы.
  4. Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы. (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем. Это – кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от катехизатора, от его умения излагать материал, слушать ответы, наблюдать за поведением оглашаемых. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.
  5. После изложения основной части беседы очень важно формулирование выводов. Причем весьма желательно, чтобы сформулированы они были не самим катехизатором, а совместно с оглашаемыми.
  6. Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество и участие. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к нарушению процесса общения.

Тематическое планирование огласительных бесед

Отделом катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии установлены следующие темы и порядок проведения бесед:

  1. Один катехизатор проводит все три занятия (замены нежелательны) в одной группе.
  2. Занятие не должно длиться более 1 часа 20 минут.
  3. Примерное распределение времени беседы:
Разделы занятия время
1 Приветствие 3 мин.
2 Проверка домашнего задания 5 мин.
3 Постановка проблемы 5-10 мин.
4 Основная часть беседы 50-60 мин.
5 Подведение итогов 5 мин.
6 Домашнее задание 5 мин.
7 Ответы на вопросы 10-15 мин.

Итак, Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия благодать. Как и другие таинства, Крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам. С этим связаны некоторые права и обязанности, которые приобретает новый член Церкви. Права: участвовать в церковной жизни, молиться за себя и свою семью, принимать обряды. Обязанности: то, что вытекает и заповедей, плюс участие в содержании храма, исправлении недостатков церковной жизни.

Рассмотрим более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Совершению Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарекается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце…».
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:
Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни? Крещаемый отвечает: «Отрекаюсь». Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:
Священник говорит: «И дунь, и плюнь на него». Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных Таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.
Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным: оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает: «Сочетаешься ли ты со Христом?». Крещаемый отвечает:
«Сочетаюсь». После этого священник спрашивает: «Сочетался ли ты со Христом?». Крещаемый отвечает: «Сочетался». Священник спрашивает:
«И веруешь ли Ему?» Крещаемый отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу», — и затем читает Символ Веры.

После этого начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».
Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло — символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

Затем, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

После Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл. В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.
Святое Миро это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой. Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.

Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь… Крещение есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд: и духовный и физический.

Домашнее задание:

  1. Продолжать молиться утром и вечером.
  2. Продолжать посещать богослужение в воскресенье до окончания литургии оглашенных.
  3. Пройти исповедь у священника. На исповеди будут затронуты вопросы, которые обсуждались на беседах, поэтому необходимо еще раз честно испытать свою совесть в отношении заповедей.
© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал