Экспертиза организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Экспертиза образовательных программ для доу. В течение года

10.01.2024

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Владение методом педагогической экспертизы как показательпрофессиональной компетентности менеджера дошкольного образования,
предпосылка успешной педагогической деятельности. Роль педагогической
экспертизы в развитии рефлексивной деятельности менеджера. Экспертные
оценки и перспективное планирование развития дошкольного

образовательного учреждения. Экспертные оценки и педагогический аспект как контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного образовательного учреждения.

ТЕМА: 3. Комплексная экспертиза деятельности ДОУ в процессе аттестации и аккредитации.

Сущность, значение и задачи лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений. Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Нормативно-правовые документы по проведению аттестации и аккредитации ДОУ в России. Государственный стандарт дошкольного образования как основной нормативный документ прямого действия, определяющий толкование статьи 43 Конституции и Закона РФ «Об образовании».

Федеральный и национально - региональные компоненты государственного стандарта дошкольного образования.

Использование экспертных методов при оценке различных программ образовательных учреждений.

ТЕМА: 4. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления.

Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

Процедура аккредитации. Уровни аккредитации дошкольных учреждений по трем категориям.

ТЕМА: 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Сущность понятия «диагностика педагогического процесса», значение диагностики в повышении качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Общая характеристика методов диагностики Ц1111 дошкольного образовательного учреждения и основные этапы диагностирования. Специальные методы диагностики для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, семье; определения уровня освоения основных видов детской деятельности; готовности к обучению в школе; исследования микроклимата в педагогическом коллективе и т.д. Вариативность методик диагностики. Способы фиксации результатов наблюдения. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений, графический способ представления результатов исследования. Необходимость комплексного использования методов диагностики.

Педагогическая диагностика экспертной оценки реализация образовательных программ.

Экспертная оценка результатов диагностики как основа принятия менеджером управленческого решения.

Практическое занятие №1

Тема: Экспертные оценки и научно-практическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Основные понятия:

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»?

2. Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике?

3. Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг?

4. Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы?

5. Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования?

Основная:

Дополнительная литература:

5. Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

7. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите,
какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий
изучаемого курса.

2.Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностической службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5.Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

Практическое занятие №2-3

ТЕМА. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Основные понятия: экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Вопросы для обсуждения:

1. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования

2. Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8.Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9.Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

· Провести социологическое исследование с помощью анкеты Л. М. Денякиной данной в учебном пособии (6). Анкету и ее анализ представить письменно.

· Выделите основные компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения.

· Перечислите и раскройте виды контроля (письменно).

· Опишите технологию осуществления контроля.

· Заполнить графы таблицы, предлагая наиболее эффективные методы диагностики и экспертных оценка основных объектов контроля при проведении в детском саду тематических проверок.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Государственная АККРЕДИТАЦИЯ ДОУ включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Содержание и методы деятельности экспертов в каждом случае определяются спецификой экспертизы ДОУ, особенностями конкретного образовательного учреждения, запросами со стороны заказчика, готовностью всех участников экспертной ситуации к продуктивному взаимодействию. Согласно нормативно - правовым актам в процессе экспертизы осуществляется исследование и оценка деятельности ДОУ на соответствие государственным образовательным стандартам, а сам процесс экспертизы включает два этапа два этапа: первый этап - самоанализ; второй - работа экспертной комиссии. Система критериев комплексного анализа и оценки деятельности ДОУ касается содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ; кадрового обеспечения педагогического процесса; организации деятельности; материально-технических и медико-социальных условия пребывания детей в ДОУ.

Специфика требований к деятельности ДОУ определяется целями дошкольного образования, закреплёнными в государственных образовательных стандартах как признание самоценности дошкольного возраста, его роли в развитии личности и влияет на содержание и выбор методов исследования. Отличительная особенность экспертизы ДОУ в том, что объектом исследования и оценивания является деятельность педагогических работников по созданию психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей. Уровень подготовленности ребёнка к школе, его знания, умения, навыки, уровень личностного развития не диагностируется. Знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Это и определяет особенности экспертизы деятельности ДОУ.

Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.

Сроки, форма (место и организационные условия) проведения экспертизы и её продолжительность, а также технологии и критерии определяются органом управления образованием, организующим проведение экспертизы.

С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия во время работы в дошкольном образовательном учреждении изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения:

Программы и педагогические технологии;

Взаимодействие участников педагогического процесса;

Максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.

К началу экспертизы руководитель ОУ готовит:

1) Оригиналы основных документов: уставные документы; документы, подтверждающие право пользования зданием и участком; лицензии; паспорт готовности к новому учебному году; акт замера сопротивления изоляции; акты СЭН, ГПН; документация по охране труда; учебные планы (в т.ч. на дополнительное образование);

2) Книгу учета и движения педкадров (личные дела педагогов).

Комиссия проводит экспертизу реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности ДОУ, необходимых для определения его вида и категории. Особое внимание при экспертизе уделяется вопросам, которые непосредственно могут влиять на качество образования в дошкольном учреждении:

Качеству устава, локальных актов, образовательной программы, их соответствию требованиям законодательства (в т. ч. в части соблюдения прав участников образовательного процесса), виду ДОУ, направленности заявленной образовательной программы;

Организации деятельности, обеспечению стабильного функционирования ДОУ, реализации планов текущего и стратегического характера-, учету направленности заявленной образовательной программы в планировании, в контрольно­аналитической деятельности;

Методическому обеспечению воспитательно­образовательного процесса, объему имеющихся учебно­методических комплексов;

Соответствию кадрового обеспечения, материально­техническим и медико­социальным условиям, уровню и направленности образовательной программы, показателям деятельности ДОУ;

Созданию условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности дошкольного образовательного учреждения, нормативной правовой документации; анализ программного, учебно­методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметно­развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.

Всеми членами комиссии выносится обобщенная оценка по нескольким оцениваемым направлениям: уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности, уровню организации предметно­развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы, характеру взаимодействия педагогов с детьми.

По результатам экспертизы члены комиссии оформляют экспертные заключения. На основании экспертных заключений и сведений о дошкольном учреждении по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы:

Об уровне и направленности реализуемой образовательной программы;

О соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.

При необходимости комиссия по государственной аккредитации дает дополнительные рекомендации по совершенствованию воспитательно­образовательного процесса в ДОУ.

Государственная оценка качества дошкольного образовательного учреждения сегодня происходит регулярно и в разнообразных формах – от проверки санитарного и противопожарного состояния до лицензирования и аттестации педагогических работников. Работая дошкольном образовательном учреждении я пришла к выводу, что к сожалению в ДОУ после большинства проверок не происходило глубоких преобразований и перехода на новые, еще неиспользованные ресурсы и возможности. Формальное проведение оценочных процедур часто приводило к тому, что усилия администрации и коллектива были направлены всего лишь на «внешнее» исполнение приказов и санкций проверяющих комиссий, тогда как «внутренние проблемы» детского сада остаются нерешенными.

Тогда как адекватная оценка качества образовательных услуг, основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения, позволяет формулировать цели преобразования, разрабатывать и реализовывать планы развития дошкольного учреждения, обеспечивающие его переход в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта.

Для этого в дошкольном образовательном учреждении требовалось обновить содержание, механизмы и процедуры оценки, создать независимую систему оценки качества образования. В связи с изменениями в нормативных требованиях к контрольно-оценочной деятельности мною были выбраны такие системы измерения, как педагогическая экспертиза и метод экспертных оценок, которые включает в себя диагностику и мониторинг, и представлены в виде педагогического анализа.

По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогический анализ в узком смысле слова, предмет который составляет планирование и контроль педагогического процесса, и педагогический анализ в широком смысле, охватывающий все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это поддерживает значимость педагогического анализа для экспертных оценок в образовании.

Суть педагогического анализа в ДОУ – изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Его основной задачей я опрелелила установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или не успешность образовательного процесса.

За основу я взяла определение предложенное Т. И. Шамовой «педагогический анализ понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения».

Итак, педагогический анализ для нашего образовательного учреждения – это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Согласно теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) я выделила три основных этапа анализа тех или иных явлений в образовательном процессе.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – используются преимущественного методы наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса и индивидуальности развития воспитанников.

Второй этап, – уточняющий диагноз – опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогического анализа.

Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сохранении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используются методы экспертных оценок.

Разработанная мною, на основе научно-методической литературы, методика проведения педагогического анализа образовательной деятельности представлена в схеме № 1.

Схема № 1. Методика проведения педагогического анализа в ДОУ № 276 (Приложение 1)

Шесть критериальных блоков оценки ДОУ – это фактически основные объекты педагогического анализа его деятельности. Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное единое представление о ДОУ, является идея, о том, что самое главное миссия ДОУ состоит в создание ситуации развития личности ребенка, и этому, в конечном счете, подчинены все аспекты его функционирования.

Данная система работы позволила наметить основные направления развития образовательного учреждения, учитывая внешние и внутренние ресурсы, запросы родителей, которые нашли свое отражение в Концепции развития дошкольного образовательного учреждения, где были отражены миссия, цели и задачи детского сада в целом и конкретно педагогического коллектива. В рамках данной Концепции педагогами ДОУ были разработаны документы регламентирующие разнообразные направления коррекционно-образовательной деятельности детского сада, в том числе и Образовательная программа ДОУ. Основываясь на результатах проведенного педагогического анализа, творческая группа под моим руководством создала и реализует Программу развития ДОУ.

Проведение педагогического анализа в образовательном учреждении носит коллективный характер, в нем принимают участие администрация, педагоги и родители. В свою очередь системный и коллегиальный характер организации и проведения педагогического анализа способствовало повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом, активизации воспитателей и педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию. А как следствие позволило качественно на новом уровне организовать реализацию образовательных программ и выстроить коррекционно-образовательный процесс. Системная, целенаправленная работа педагогического коллектива позволила добиться:

  • положительной динамики и стабильности по всем показателям образовательного уровня воспитанников;
  • обеспечить доступность и высокое качество образования дошкольников.

Данная работа позволила определить основные направления экспериментальной инновационной работы ДОУ: учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, формирование ключевых компетентностей воспитанников определяющих современное качество образования; развитие модели гуманистической системы воспитания; внедрение информационно-коммуникативных технологий.

Педагогический анализ в практике детского сада позволил эффективно проводить тематические проверки, адекватно оценить успешность профессиональной деятельности педагогов, выявлять удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помогает воспитателям и родителям понять причины, обуславливающие трудности в воспитании ребенка, определять успешность освоения образовательной программы.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дранникова Инна Игнатьевна. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2002 179 c. РГБ ОД, 61:02-13/1209-0

Введение

Глава 1. Экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений как проблема управления системой дошколь ного образования 15

1.1 . Анализ теории и практики экспертизы в образовании 15

1.2. Специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 31

1.3. Программно-целевой подход в исследовании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений 52

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 91

2..1. Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода 92

2.2. Результаты опытно - экспериментального исследования 122

Заключение 133

Библиографический список 137

Приложения 154

Введение к работе

Ответственность за качество образования в нашей стране всегда возлагалась на государственные органы управления образованием. Государство в одном лице выступало в роли заказчика и потребителя "продукции" системы образования и жёстко контролировало учебные заведения по большому числу показателей. Изменения в политической и социальной структуре общества и государства обусловили существенные изменения в системе образования. Расширилась самостоятельность образовательных учреждений, стали более разнообразными формы и методы обучения и воспитания, возникла сеть негосударственных образовательных учреждений.

Базовые процессы реформирования этой системы, а именно: технологи-
зация, регионализация и антропологизация [Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков,
и др.] оказываются основными рамками текущей и перспективной образо
вательной политики. В этих условиях объективно необходимым стал переход
к новой системе оценки деятельности образовательных учреждений, ориен
тированной на стимулирование их развития [Н.В.Акинфиева, В.А.Гуружапов,
Э.Д.Днепров, В.И.Зверева, А.О.Зоткин, Т.В.Сидорина, В.П.Симонов, И.Д.Фру-
мин, И.К.Шалаев и др.]. Всё это в полной мере относится к системе дошколь
ного образования, которая, выполняя свои специальные цели, отражает
общие тенденции в развитии системы образования [Е.С.Белая, М.М.Мусарский,
Р.Б.Стеркина, Е.Г.Юдина и др.]. Дошкольные образовательные учреждения
призваны обеспечить потребности семей, имеющих детей дошкольного
возраста, в образовательных услугах, что подчеркивается в Концепции
дошкольного воспитания, провозглашено в Законе РФ "Об образовании" и
типовом положении о дошкольном образовательном учреждении.
65%российских детей с трех до шести лет и 85 % - от шести до семи лет
посещают дошкольные образовательные учреждения [ДОУ], хотя дошкольное
образование в России необязательно. Пять дней в неделю по 10-12 часов в день
находится ребенок в детском саду. Эти временные характеристики
определяют условия его формирования в возрасте,

который предназначен для развития базисных свойств личности человека. Вот почему "идеологией образования все более начинает становиться идеология педагогики развития" [А.Г.Асмолов, Е.Г.Юдина и др].

Существующая нормативно-правовая база дошкольного образования создает условия для разнообразия форм и методов обеспечения свободного развития индивидуальных особенностей детей и предоставляет администрации и педагогам образовательных учреждений права на такой поиск. В связи с этим новая практика дошкольного образования несет в себе такие положительные тенденции: появление разных типов дошкольных образовательных учреждений, широкие возможности для педагогического творчества, предоставление родителям условий для выбора форм, методов образования для своего ребенка.

Отказавшись от "сверхцентрализованного" контроля за деятельностью образовательных учреждений, от практики их полной унификации, предоставив коллективам возможность самостоятельно развиваться в избранных ими направлениях, государство одновременно усилило внимание к соблюдению прав личности ребенка на получение полноценного образования [А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, С.В.Наумченко, Т.В.Сидорина, В.Фирсов и др.]. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях возникают и негативные процессы: проникновение "инноваций" некомпетентных специалистов; формальный характер реформы, когда разнообразие форм и назначений ДОУ объективно этому не соответствует и не обеспечивает выбора для детей и их родителей, что снижает качество дошкольного образования.

Управление качеством стало рассматриваться как главный вид управления в любом хозяйствовании, и эта идеология распространяется в том числе на образование. Поддерживая разнообразные подходы и проекты в этой области, государство использует разные механизмы управления качеством деятельности. Оперативное управление, направленное на поддержание соответствия деятельности ДОУ нормативным требованиям и инструкциям органов управления образованием, заменяется исследовательско - прогностическим с приоритетными функциямии анализа и прогнозирования.

Управление является эффективным, если обеспечивает реализацию целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением с наименьшими затратами ресурсов, сил, времени. Повышение эффективности управления в условиях многообразия образовательных практик [а значит программ, технологий и т.д.] невозможно без получения объективной исчерпывающей информации о состоянии, тенденциях и резервах развития целых групп и отдельных учреждений. Продуктивным механизмом управления процессами функционирования и развития образовательных учреждений являются аналитические виды деятельности, одна из них - экспертная проживает сейчас этап становления в сфере образования и находится в ситуации, которую можно назвать исследовательской, постепенно становясь привычным явлением в педагогическом лексиконе, а для некоторых и в реальной жизни.

Актуальность исследований в области экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений связана со становлением ее" как общественно - государственного института управления состоянием образовательной сферы. Подтверждение этому - активное обсуждение в последнее десятилетие разных аспектов экспертизы. Разнообразие определений понятия экспертизы, неоднозначность толкования её сущностных характеристик разными авторами [О.С.Анисимов, С.Г.Баронене, С.С.Татарченкова, В.С.Черепанов, А.Н.Тубельс-кий и др.], говорит о различном понимании её места, функций, содержания, видов. В работах Г.Г.Копылова, М.Т.Ойзермана, М.В.Раца и др. экспертиза рассматривается как вид аналитической деятельности в пространстве мыслительной работы. Определяя место экспертизы в деятельности, они выделяют ее объекты: качество предмета, качество исполнения; качество программы, как прикидки будущей деятельности.

В исследованиях, публичных обсуждениях отдельных аспектов экспертизы обращается внимание на целый ряд её функций. Так, экспертиза нужна для: оценки возможных инвестиций и получения объективных данных об эффективности их вложения [А.И.Адамский]; количественной оценки качества и получения коллективного суждения о педагогическом объекте [В.С.Черепанов];

6 поддержки педагогической инициативы, деятельности, проекта, [Н.Г.Алексеев, С.Г.Баронене, Р.Б.Стеркина, др.]; различения и соорганизации разных образовательных практик [О.С.Анисимов, М.В.Борисова, Л.В.Дмитриева, Г.Н.Про-зументова, и др.]; выявления подлинности инноваций [Д.В.Галкин, А.Н.Ту-бельский и др.]; управления развитием образования [Н.Г.Калашникова, В.Р.Лозинг, Т.В.Сидорина, и др.]; развития способности педагога к рефлексии своего опыта [А.Г.Асмолов, Р.Б.Стеркина и др.]; поддержки экспертируемого проекта; его совместного анализа экспертом и автором [А.И.Адамский, С.Г.Баронене, Л.В.Дмитриева, А.Н.Тубельский, Г.Н. Прозументова, и др.].

Многообразие представлений о функциях экспертизы связана как с её полипредметностью и полифункциональностью, так и с разворачиванием конкретных практических работ экспертного характера. В них с помощью рефлексии накапливается опыт экспертной деятельности, в настоящее время «незначительный по объёму, экспериментальный фактически и по сути» [Д.В.Галкин]. Уникальность каждого объекта требует от экспертов профессионального подхода, выработки соответствующей объекту методики [А.И.Адамский, О.С.Анисимов, Г.Г.Копылов и др.]. Однако, группы экспертов, нередко наспех создаваемые и формально инструктируемые, вряд ли способны осуществлять такую деятельность, нередко превращая экспертизу в инспектирование. Необходимость различения экспертизы и инспектирования связана с их разной функциональной направленностью [Г.Н.Прозументова, И.Д.Про-скуровская и др.], неразличение сущности этих механизмов управления влечёт за собой подмену их функций. Инспектирование направлено на удержание границ нормативного действия, пространство экспертизы - "это авторские, инициативные действия" [С.Г.Баронене].

Практически во всех работах, касающихся экспертизы, авторы затрагивают вопросы её кадрового обеспечения в рамках непрерывного образования, подчёркивая, что экспертной деятельностью должны заниматься специалисты высокой квалификации, профессионалы, а для исследования деятельности каждого образовательного учреждения, в силу его уникальности, формируется

7 соответствующая его особенностям экспертная группа [В.А.Гуружапов, А.Н.Тубельский и др.]. Отмечая, что экспертиза всякий раз осуществляется с учетом особенностей объекта; будь то программа развития [Н.Г.Алексеев]; образовательная программа [Р.Б.Стеркина]; деятельность [В.В.Андреева, А.В.Гаврилин, Е.Г.Юдина, и др.], исследователи подчеркивают особенности ее организации и осуществления [Л.Н.Галигузова, Л.В.Дмитриева, Г.В.Залевский, И.В.Пирогова, идр].

В работах, отражающих взаимосвязь теории и практики в образовании [В.Квинн, П.П.Костенков, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, И.К.Шалаев, Т.И.Шамова и др.], предъявляется широкий спектр методов исследования педагогической деятельности, характеристик профессиональной деятельности, которые возможно использовать в процессе экспертизы.

Управление качеством образования требует адекватной положению дел в этой сфере информации. Одним из условий обеспечения адекватности Х.Бартель, А.Г.Зырянов, И.К.Шалаев, И.Шратц и др. считают совокупность внешней и внутренней качественно - количественной оценки деятельности образовательного учреждения.

Определив, достаточно точно, сегодняшнее положение экспертизы в образовании как "пробивающей себе путь" деятельности, О.М.Краснорядцева обращает внимание на необходимость «адекватного психодиагностического обеспечения при экспертировании разнообразных образовательных практик».

Внедрение нового, его восприятие и принятие требует подготовки профессионального сознания, не случайно психологическим аспектам экспертизы дошкольных образовательных учреждений уделяется большое внимание в материалах органов управления образованием разных регионов. А.Г.Асмолов, Л.Г.Логинова, Е.Г.Юдина и др. подчёркивают необходимость специальной работы по обеспечению гуманистического характера экспертизы и психологической подготовки практических работников к ней.

8 выделить две модели экспертизы деятельности образовательных учреждений, в том числе дошкольных: развивающую и диагностическую, а по структуре и содержанию - два этапа: внутренняя экспертиза - самоанализ; внешняя экспертиза - исследование деятельности дошкольного образовательного учреждения экспертной группой [В.В.Андреева, Н.Ф.Привалова, Р.Б.Стеркина, Н.М.Сторо-женко, и др.].

Материалы по вопросам порядка и специфики экспертизы дошкольных образовательных учреждений публиковались и обсуждались в связи с проведением широкомасштабного федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации [А.С.Асмолов, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина и др.].

Каждое из перечисленных направлений разработок имеет определенную практическую значимость, но не решает многих проблем, возникающих в реальной ситуации. Анализ аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России, проведённой в соответствии с существующими рекомендациями [Приказ МО РФ № 448 от 28.08.1996 г.], выявил массу затруднений при проведении самоанализа и в деятельности экспертной группы: трудности с кадровым обеспечением экспертизы; планированием и управлением деятельностью коллектива ДОУ в период самоанализа; затруднения, связанные с учётом специфики исследования и оценивания деятельности ДОУ; обеспечением гуманистического, стимулирующего характера процесса экспертизы и рациональных временных затрат; обеспечением адекватности анализа и оценки деятельности ДОУ ее реальному состоянию и др.

Сказанное выше позволяет сформулировать реально существующее противоречие: с одной стороны, в практике управления дошкольным образованием востребована экспертиза, обуславливающая адекватную и рациональную оценку деятельности ДОУ, с другой - в этой сфере отсутствует системный подход к её осуществлению, учитывающий полноту и иерархию целевых ориентиров, содержание и порядок всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы [сотрудников ДОУ, родителей их воспитанников,

9
работников органов управления образованием, экспертов], ресурсное обеспе
чение, рациональные затраты времени, адекватные этому управленческие
решения, отражающие особенности этапа становления экспертизы как общест
венно-государственного института управления образованием.
Необходимость разрешения установленного противоречия обусловила
проблему, заключающуюся в разработке технологии экспертизы деятельности
дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающей преодоление
выявленных препятствий и повышающей в связи с этим её эффективность.

Как показывает опыт, общие рекомендации по проведению экспертизы еще не являются технологией ее осуществления. Так как концепция программно - целевого подхода [ПЦП] позволяет полно выразить совокупность целей осуществления экспертизы [дерево целей] и её ресурсное обеспечение [исполняющая и управляющая программы], то в разработке технологии экспертизы деятельности ДОУ мы избрали именно эту концепцию как один из путей моделирования и осуществления целостного процесса экспертизы. Это определило выбор темы настоящего исследования.

Тема исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода.

Объект исследования - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Предмет исследования - процесс экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно-целевого подхода.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений повысится, если ее технология будет базироваться на программно-целевом подходе:

построение дерева целей всей совокупности направлений деятельности субъектов экспертизы с учетом преодоления препятствующих факторов, вскрытых в процессе системного анализа;

разработка исполняющей программы, адекватной дереву целей;

реализация управляющей программы от системного анализа к переводу исполняющей программы в конкретный план, и далее осуществление системной организации, системного контроля, системного регулирования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

проанализировать состояние решения проблемы в теории и практике экспертизы в образовании;

построить дерево целей осуществления экспертизы деятельности ДОУ и разработать адекватную ему исполняющую программу;

разработать и апробировать в ходе эксперимента критерии оценки эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;

обосновать валидность измерений эффективности экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений;

Дополнительной задачей нашего исследования стала разработка методических рекомендаций по проведению самоанализа деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Методологическую основу исследования составляет сущность системно-структурного анализа [В.Г.Афанасьев, Е.П.Голубков, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин]; общая теория деятельности [Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев]; теория программно-целевого подхода [А.И.Китов, Ю.А.Конар-жевский, И.С.Ладенко, И.К.Шалаев]; теоретическое основание единства сознания и деятельности [А.Н. Леонтьев].

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого - педагогической литературы, исследований в области управления; анализ, сравнение и обобщение опыта

использования экспертизы в сфере образования, в том числе в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений в разных регионах РФ, анализ продуктов деятельности, анкетирование, моделирование, эксперимент, наблюдение, включённое наблюдение, методы статистической обработки полученных данных.

Этапы исследования На первом этапе На первом этапе осуществлялось изучение нормативно-правовых актов, материалов координационных совещаний и решений коллегий МО РФ о ходе эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ в России; нормативно-правовых и научно -методических материалов региональных органов управления образованием; анализ философской, психолого-педагогической литературы по вопросам управления, формировалась программа исследования в рамках федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края; проведена аттестация деятельности ДОУ г. Барнаула [№221, №223], Заринска [№12], Ярового [№28], Рубцовска [№4].

На втором этапе осуществлялась непосредственная
экспериментальная экспертиза ДОУ №50, №56, №105, №116, №167 г. Барнаула.
Апробирована технология проведения экспертизы деятельности ДОУ на

основе программно-целевого подхода.

На третьем этапе завершена исследовательская работа, обобщены, систематизированы и оформлены материалы исследования, подготовлены методические рекомендации по проведению самоанализа деятельности ДОУ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обосновано, что экспертизу деятельности ДОУ целесообразно осуществлять в рамках программно - целевого подхода;

разработана и экспериментально апробирована модель экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

дальнейшее развитие получила концепция программно - целевого подхода в аспекте экспертизы деятельности ДОУ;

разработаны критерии оценки эффективности экспертизы дошкольных образовательных учреждений;

технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода является предпосылкой к экстраполяции её в другие типы образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

технология экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно - целевого подхода используется в практике управления системой дошкольного образования Алтайского края;

на основе технологического алгоритма программно - целевого подхода планируется деятельность коллективов ДОУ в процессе экспертизы и работа экспертных групп;

подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по самоанализу деятельности дошкольных образовательных учреждений;

результаты исследования могут быть использованы при проведении экспертизы образовательных учреждений других типов.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается опорой на адекватную проблеме исследования методологию; выбором комплекса соответствующих методов исследования и целостной опытно - эспериментальной проверкой эффективности экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода, использованием правил педагогической квалиметрии и методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования - ДОУ №50, №56, №105, №116, №167, №221, №223 г. Барнаула, №12 г. Заринска, №28 г. Ярового, комплекс школа - детский сад №4 г. Рубцовска Алтайского края.

13 На защиту выносятся следующие положения:

1. Дерево целей осуществления экспертизы деятельности дошкольных
образовательных учреждений и адекватная ему исполняющая программа
отражают сущность становления экспертизы как важнейшего общественно-
государственного института управления образованием.

2. Эффективность экспертизы ДОУ определяется по критериям:

адекватность экспертного заключения фактическому состоянию деятельности дошкольного образовательного учреждения в структуре мониторинга;

рациональность затрат времени на экспертизу;

стимулирующий характер процесса экспертизы.

З.Валидность измерений эффективности деятельности ДОУ обеспечивается правилами педагогической квалиметрии и подтверждается методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты исследования были представлены в материалах к заседаниям
коллегии МО РФ ; рассмотрены на заседаниях коллегии Комитета
администрации Алтайского края по образованию ; заседании
Российского научно-методического совета по коррекционным учреждениям
МО РФ , на краевых совещаниях методистов и инспекторов системы
дошкольного образования районных и городских комитетов по образованию
Алтайского края ; на краевом совещании руководителей
коррекционных образовательных учреждений Алтайского края ; на
совместных научно-практических конференциях БГПУ, АГУ, АКИПКРО
, на краевом семинаре директоров учреждений

дополнительного образования , на краевой конференции работников дошкольного образования , на семинаре заведующих Октябрьского района г. Барнаула . Экспертиза деятельности ДОУ на основе программно - целевого подхода прошла апробацию и внедрение в ходе российского эксперимента по аттеста-

14 ции и государственной аккредитации ДОУ на территории Алтайского края.

Соискатель была непосредственным участником эксперимента и работала в краевой экспертной комиссии по аттестации ДОУ.

Структура и основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его проблема, тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методология и используемые методы; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Экспертиза деятельности дошкольных образовательных
учреждений как проблема управления системой дошкольного образования» со
держится анализ теории и практики экспертизы в образовании, раскрыта
специфика экспертизы деятельности дошкольных образовательных

учреждений, программно-целевой подход в исследовании и моделировании экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование технологии экспертизы деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода» содержится характеристика опытно-экспериментальной работы: её содержание и методика проведения, анализ процесса и результатов исследования.

В заключении представлены основные выводы исследования и возможные направления дальнейшей работы.

Анализ теории и практики экспертизы в образовании

Экспертиза - исследование экспертами каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний. Оно завершается представлением мотивированного заключения. Это энциклопедическое толкование понятия экспертиза.

Она существует в разных сферах жизнедеятельности человека: медицинской, юридической, технической и др. Технологически обеспеченная в других видах практики [хозяйственной, политической] экспертиза в образовании переживает этап становления. Закон Российской Федерации "Об образовании" в общем виде определяет механизм экспертизы, включающий в себя три этапа: лицензирование образовательных учреждений, их аттестацию и аккредитацию . В рамках программы технологизации управления образованием разработана система стандартов. Реализация её связана с формированием продуктивных механизмов управления, одним из которых является экспертиза.

Предпринимаемый автором аналитический обзор ограничивается кругом вопросов по экспертизе деятельности образовательных учреждений в период аттестации. По определению Р.Б.Стеркиной, которого мы придерживаемся, «аттестация дошкольных образовательных учреждений - комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения на соответсвие требованиям государственного образовательного стандарта" . В связи с этим в нашем исследовании понятие аттестация будет употребляться наряду с понятием «экспертиза».

Краткие исторические сведения об экспертизе, которые приводит Н.Г.Алексеев, помогают понять некоторые её существенные моменты . Работа эксперта появляется вместе с необходимостью оценить продукт, его качество по характеристикам, для которых не существует объективно выработанного эталона. Оценивая, эксперт опирается на свое мнение о качестве, при этом предполагается, что его ответ - гарантия правильной оценки. Классический пример такой экспертизы - дегустация вкуса. В этой логически первой форме экспертизы были сформулированы ее основания: цель - оценка качества; объект - некоторые вещественные [материальные] характеристики; средства -интуитивные, сложившиеся по опыту суждения вкуса; процедуры - отбор и организация действий опытных людей [экспертов]; продукт - согласованное мнение экспертов по характеристикам, выделяемым для экспертизы.

Следующей формой становления экспертизы, уже, как особой, профессионально - выделенной деятельности, является экспертиза уже завершенной деятельности [экспертиза исполнения], которая должна быть квалифицирована по некоторым ее характеристикам, [так оцениваются в баллах действия спортсменов в фигурном катании на льду]. Меняется объект экспертизы, им становится квалификация профессиональных моментов или аспектов действия. Так, в экспертизу была втянута практически вся человеческая деятельность, а не только то, что в ней используется или произведено. Изменение объекта повлекло изменение в остальных компонентах: целях, средствах, процедурах. "Подавляющее большинство современных экспертных процедур, включая и методы их статистической обработки, строятся либо по принципам квалификации некоторого качества, либо по принципам квалификации исполнения" . Экспертиза исполнения включила экспертизу качества продукта в себя как свою особую часть. Таким образом, в этих двух типах экспертизы исследуется то, что уже имеется. Новый по своим качественным характеристикам объект экспертизы - программа. Она строится и рассчитывается на будущее, на то, чего еще нет, и представляет собой прикидку и организацию будущей деятельности.

Качество продукта, качество исполнения и качество программы могут быть объектами экспертизы в любом виде человеческой практики: хозяйственной, политической, образовательной; и грамотный эксперт, исследуя их, должен вырабатывать и оценивать альтернативы, углублять и расширять понимание ситуации, давать рекомендации и прогнозы возможного ее изменения в случае принятия тех или иных решений.

В функции экспертизы не входит принятие управленческих решений: экспертиза лишь обеспечивает знаниями управленцев, и в целом, знания, производимые в экспертизе, отвечают на вопрос, что будет с объектом "Л", если применить к нему процедуру "Б", содержание же решений будет зависеть от ценностных установок людей их принимающих. Эксперт дает управленцу не личное мнение какого-то лица или группы лиц, а объективные знания.

Методика проведения эксперимента по экспертизе деятельности дошкольных образовательных учреждений на основе программно-целевого подхода

Выстраивая логику эксперимента мы понимали, что находимся на этапе внедрения экспертной практики в сферу управления образованием. Опираясь на принципиальные для нашего исследования, сформулированные И.С.Ладенко положения о необходимости системного подхода при внесении в практику новшеств, мы удерживали в сознании целостность этого процесса, учитывающую все три сферы практики: сферу преобразования природы - в нашем случае в практике управления образованием используется новый механизм - экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений; сферу преобразования общественных отношений - создание организационной структуры взаимодействия всех субъектов экспертизы [работников органов управления образованием, сотрудников ДОУ, экспертов] и создание новой оргструктуры - экспертной группы; сферу изменений самого человека, его знаний, умений, навыков, профподготовки и т.п. - психологическая подготовка людей, обучение их средствам осуществления экспертной деятельности и деятельности по самоанализу и самооценке [знания, умения, навыки]. Цели экспериментальной работы:

Исследовать проблемное поле экспертизы деятельности ДОУ на основе ПЦП модели;

Разработать программу экспериментальной работы;

Апробировать технологию экспертизы деятельности ДОУ на основе программно-целевого подхода и оценить её эффективность с помощью разработанных критериев.

В качестве ориентировочной основы действий по исследованию проблемного поля и разработке программы эксперимента мы используем теоретический вариант программно-целевой модели экспертизы дошкольных образовательных учреждений, содержащий описание системы целей, необходимых ресурсов и правил их использования; сроков исполнения, функций руководства и управления и правил распределения этих функций; функций исполнения и правил осуществления этих функций.

Для реализации измеряемых параметров необходимо: пАї продумать содержание и способы деятельности работников органов управления образованием, руководителей ДОУ, экспертов по реализации задач 1-4; пАг - [задачи 5 - 7] - разработать содержание и способы деятельности экспертов по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке, разработать норму - образец деятельности сотрудников ДОУ по самоанализу и самооценке - функции экспертов; цАз - технологическая подготовка экспертов к осуществлению экспертной деятельности - функция органов управления образованием, заключающаяся в организации деятельности по разработке программы подготовки экспертов и самой подготовки [задачи 8 -10]; цА4 - реали 94 зация данного параметра связана с разработкой требований к этике экспертной деятельности; [задачи 11 - 16]; цА5 - [задачи 17 - 25] изучить, проанализировать, выбрать или разработать методы исследования и оценки деятельности ДОУ, адекватные специфике её экспертизы, способы согласования экспертных суждений и оценок, способы конструирования структуры и содержания экспертного заключения, представления его сотрудникам ДОУ.

На подготовительном этапе эксперимента работниками отдела социально -реабилитационной службы и дошкольного воспитания Комитета администрации Алтайского края по образованию разработано "Положение по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений на территории Алтайского края", соответствующее государственным и краевым законодательным актам, которое являлось нормативно - правовой основой экспертизы деятельности ДОУ на территории края. Поскольку анализ результатов констатирующего эксперимента выявил острую необходимость специальной технологической подготовки привлекаемых к экспертизе специалистов, несмотря на их высокую компетентность в профессиональной области деятельности, руководители отделов образования (краевые, городские, районные), в ведении которых находились аттестуемые дошкольные учреждения, сделали заказ и обеспечили финансирование разработки программы и учебных планов подготовки экспертов, сформировали экспертные группы, организовали и профинансировали повышение квалификации будущих экспертов. Подготовка специалистов к экспертизе деятельности ДОУ осуществлялась в региональной школе экспертов на базе краевого экспертно -аналитического центра с участием членов экспертной группы.

Результаты опытно - экспериментального исследования

Содержание таблицы отражает процесс экспертизы, включающий «в себя все три сферы практики», которые только в единстве составляют систему и которые мы рассматриваем «на всех четырёх этапах управления системами» . На этапе проектирования технологии ПЦП мы использовали как средство структуризации. На этапе создания ПЦП мы использовали как средст-во организации элементов и частей; на этапе внедрения - для включения экспертизы как механизма в уже существующую систему управления дошкольным образованием, на этапе использования определили возможность применения экспертизы на основе ПЦП в границах управления всей системой образования. При этом мы понимаем, что на этапе использования экспертизы как механизма управления ПЦП может выступать как средство создания и внедрения новых элементов взамен выбывших.

При разработке дерева целей учтены общеметодологические требования к его построению, изложенные в работе Е.П.Голубкова : элементы нижнего ряда подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию. Так содержание технологической подготовки экспертов обеспечивается реализацией ряда задач: освоение аналитической деятельности, освоение концептуальных основ программно-целевого подхода, освоение специфики экспертизы деятельности ДОУ. На каждом уровне дерева целей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу. Например, стоящие в одном ряду цели: осуществление технологической подготовки экспертов; следование этическим нормам экспертно - оценочной деятельности; изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами - цели, сопоставимые по масштабу, соответствующие требованиям программно-целевого подхода к культуре внедрения новшества в практику, а именно: внедрение нового механизма управления дошкольным образованием - экспертизы деятельности ДОУ; создание оргструктуры - в нашем исследовании это организация взаимодействия всех субъектов экспертизы, обеспечивающего целостность процесса экспертизы и снимающего выявленные в процессе системного анализа препятствия; формирование экспертной группы; подготовка экспертов к аналитической деятельности, подготовка сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке. Дерево целей на каждом уровне включает все необходимые элементы. Так реализация цели «изучение, анализ и оценивание деятельности ДОУ экспертами» включает все процедурные шаги, обеспечивающие полноту исследования деятельности ДОУ: изучение концепции и программы развития ДОУ; изучение результатов самоанализа; исследование и оценивание практической деятельности сотрудников ДОУ с использованием адекватных методов; качественно- количественное оценивание деятельности ДОУ экспертами; согласование суждений и оценок экспертами. Из представленного видно, что отсутствуют разрывы в проектировании процедуры исследования и в силу полноты этого ряда дерева целей и его реализации эксперты должны быть готовы к осуществлению следующего технологического шага. Требование определённости в формулировке целей и других элементов «дерева» предполагает возможность оценки степени их достижения в количественной или порядковой форме. В нашем случае, например, реализацию целей по технологической подготовке сотрудников ДОУ к самоанализу и самооценке можно определить с помощью качественно - количественных характеристик оценки уровня деятельности экспертов по реализации этой цели; и в последующем использовать эту оценку при математической обработке результатов с помощью квалиметрического правила. Разработанное дерево целей поддаётся корректировке как при изменении самих целей, так и при изменении возможностей их реализации. В случае изменения типа экспертируемого образовательного учреждения могут быть дополнены цели по процедуре экспертизы, изменено содержание подготовки экспертов в связи со спецификой экспертизы другого типа образовательного учреждения. Содержательная сторона дерева целей связана с его структурными компонентами и соответствует сегодняшнему этапу становления экспертизы в образовании. Препятствующие в осуществлении экспертизы деятельности ДОУ факторы по природе своей совпадают с тезисом И.С. Ладенко, о том, что часто на всех этапах жизни системы: проектирование, создание, внедрение, использование при внедрении в практику новшеств учитываются не все три её сферы: сфера преобразования природы, создание оргструктуры, сфера изменений человека.

В нашем исследовании подтвердилось положение системного подхода о том, что в организации деятельности не только части, но и способы их организации предопределяют свойства целого. Например, способы организации деятельности экспертов в процессе экспертизы ДОУ отражаются на качестве экспертного заключения.

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диаг­ностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают пе­дагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопро­сам образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой, но по своим целям, задачам и сферам применения педагогическая диагностика самостоятельна.
По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогическую диагностику в узком смысле слова, предмет которой составляет планирование и контроль педагогического процесса и педагогическую диагностику в широком смысле, охватывающую все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это подтверждает значимость педагогической диагностики для экспертных оценок в образовании. Одной из основных отличительных особенностей педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса являются объектами педагогической диагностики, а именно: педагог, обучаемый, содержание, методы, средства и результаты педагогической деятельности, а также закономерности педагогического процесса.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет следующие цели:

В результате происходящих изменений в педагогической деятельности возникает необходимость в экспертизе, которая должна ответить на ряд вопросов.

Что предполагается сделать или что нового происходит в педагогической деятельности?

В чем сущность того нового, что делается в образовательной практике в сравнении с прежним?

Какую проблему можно снять, если работать по-новому?

Экспертиза предполагает определенную структуру, которую можно представить следующим образом:

*цель экспертизы – оценка какого-либо действия, процесса, случившегося либо текущего или который только предполагается совершить или создать; оценка качества продукта или проекта по определенным результатам;

*объект экспертизы – деятельность по разработке, реализации проекта или вещественные характеристики, результат проектной деятельности;

*предмет экспертизы – документы, описанные результаты, практическая деятельность, опыт;

*средства экспертизы – как интуитивные, так и сложившиеся или сформированные в результате опыта;

*процедура экспертизы – соорганизация опытных специалистов (экспертов);

*продукт экспертизы – заключение экспертов после согласования по параметрам (критериям), предложенным для экспертизы.

Рассматривая педагогическую диагностику как объект научного изучения, Н.К. Голубев и Б.П. Битинас определили следующие ее функции на практике

*Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.

*Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.

*Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об обучаемых, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений.

*Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера..

*Функции информирования участников педагогического процесса, т.е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно).

*Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Суть педагогической диагностики - изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Среди ее задач основной считается установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или неуспешность образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
- это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Правильная диагностика (по характерным признакам и объективным данным на основе экспертных оценок) создает условия для успешности педагогов и руководителя дошкольного образовательного учреждения в применении определенной совокупности содержания, способов и средств педагогических воздействий. Педагогическая диагностика, подчеркивает Е. С. Заир-Бек, имеет двусторонний характер
. С одной стороны, она направлена на развитие учащихся (воспитанников), улучшение условий образования, его эффективности, с другой - на развитие и совершенствование самого педагога. Использование воспитателем методов педагогической диагностики способствует развитию у него педагогической рефлексии.
Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
  2. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности:

Повышение качества методической работы;

Улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

Диагностическая работа с родителями;

Диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: (Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,Закона Российской Федерации «Об образовании»,приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации,Устава образовательного учреждения, Договора с родителями,решений педагогического совета ОУ, приказов руководителя ОУ)

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Виды диагностики.

В работе педагогом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная педагогическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика . Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Таким образом, мы выяснили, что диагностика определяется как особый вид педагогической деятельности, выступающий начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. При этом педагогическая диагностика, являясь самостоятельным компонентом педагогической деятельности, присутствует на всех ее уровнях: целеполагании, оценки, выбора технологий, конструировании содержания.

1.2.Основные этапы диагностирования
В теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова) выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений в образовательном процессе.
Первый этап - предварительный, предположительный диагноз - требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса, его направленности на социализацию и индивидуализацию развития воспитанников.
Не менее важны наблюдения за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.). Они дают возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения отдельных видов деятельности. Постановку предварительного диагноза в педагогической диагностике в практике детского сада может обеспечить и анализ детских работ (рисунки, поделки и другие продукты детской деятельности).
Второй этап- уточняющий диагноз - опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогической диагностики.
На данном этапе целесообразны беседы, опросы, анкетирование педагогов и родителей, хронометраж режима дня, изучение педагогической и медицинской документации. Широко используются специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, уровень речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, готовности обучению в школе и т.д. Педагогическая диагностика на данном этапе сочетается с психологической, что требует взаимодействия с психологом.

Третий этап - окончательный диагноз - заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используется метод экспертных оценок.
Педагогическая диагностика в практике детского сада позволяет эффективно провести тематическую проверку, оценить успешность профессиональной деятельности педагога, выявить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помочь воспитателям и родителям понять причины, обусловливающие трудности в воспитании ребенка, определить успешность освоения образовательной программы и т.д. Поэтому выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.Целесообразен выбор апробированных методик и тестовых заданий с высокой степенью надежности и достоверности. Педагогическая диагностика дошкольников своеобразна, что связано с их возрастными особенностями. В работе с детьми широко применяются разнообразные игровые тестовые задания

1.3.Методы экспертной деятельности

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы возросли в последние годы. Способность принять верное управленческое решение на основе научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важнейших профессиональных умений руководителя образовательного учреждения как специалиста

Теоретической базой для педагогической экспертизы являются методы экспертных оценок – количественные и/или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, которые основываются на суждениях специалистов.

Экспертиза разработок в сфере образования имеет следующие цели:

*Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.

*Оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта) .

На этапе подготовки к экспертной деятельности должны быть уже определены методы исследования. Метод – это совокупность способов и приемов развития научного знания. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

Методы современной науки столь же разнообразны, как и сама наука, и в каждой научной дисциплине они имеют свою специфику. Вместе с тем, существуют общие классификации методов, например, эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, количественные и качественные и т.д. Также отдельными авторами предлагается следующая классификация групп методов, используемых в исследовательской и экспертной деятельности: методы наблюдения; методы опроса; экспериментальные методы; специальные методы, обусловленные конкретными условиями экспертной деятельности.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают оценки типа интервью и аналитические экспертные оценки. Методы коллективной экспертной оценки включают метод комиссий, метод отнесенной оценки и др. Работа эксперта, как теоретического, так и практического характера, не ограничивается использованием одного метода, а предполагает применение целой системы методов. Для изучения инноваций в образовании используются разнообразные методы сбора данных: наблюдение, анализ документов, опрос (интервьюирование, анкетирование, социометрический опрос).

Итак, можно отметить,что методы экспертной деятельности разнообразны. Выбор методов диагностики зависит от цели диагностирования.
Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает длительного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика.

1.4.Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.
Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактический материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодействии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий:
*определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность инновационной технологии, успешность освоения конкретного раздела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);
*выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
*выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);
*выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видеокамера и т.д.);
*анализ полученной информации, ее экспертная оценка .
Наблюдение - самый доступный метод педагогической диагностики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсутствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоящее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей Их технологичность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной.

Таким образом,наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя оценки.

1.5.Карточка наблюдения поведения ребенка в процессе НОД
(разработана Л. М.Деникиной )

Критерии анализа

Уровень оценок

Высокий

Средний

Низкий

1. Особенности поведения

1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается

1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен,но отвлекается

2. Особенности процесса выполнения задания

2.1. Самостоятелен от начала до конца

2.2. Подражает соседу

2.3. Работает быстро или медленно

2.4. Увлечен заданием или нет

2.5. Выполняет его старательно или небрежно

2.6. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается

2.7. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной

3. Как оценивает полученный результат

3.1. Любуется своей работой, удовлетворен

3.2. Огорчается, смущается из-за ошибок И\недоделок

3.3. Проявляет равнодушие

Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспитатель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.
Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависимостей. При этом важен системный подход к анализу образовательного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятельность детей взаимосвязаны.
Общий алгоритм педагогического анализа:

*целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;

*оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;

*оценка гигиенических требований к организации наблюдае
мой деятельности;

*оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;

*оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен
ку

*оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя
тельности);

*оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;

*учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе
ний, замечаний;

*экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.

Экспертная оценка базируется на использовании оценки степени выраженности показателя: очень высокая, высокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 - недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл - критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла - допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла - оптимальный уровень (показатель ярко выражен).
Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный показатель, который определяется по формуле

N = N* ■ N

1У ™ " v max>

где N* - сумма баллов, полученная при оценке; N max - максимально возможное количество баллов .

Показатель 75 % и выше - оптимальное значение; 50 % и выше - допустимое значение; 40 % и ниже - критический уровень.


© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал