Узоры на полотенце нашего края. Орнаменты и украшения-обереги в древней руси. Различие узоров в разных регионах

26.02.2022

Из приданого невесты. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Гарь.
Начало XX века.


Из всех предметов северусского ткачества на самом почетном месте - полотенца. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной.

Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного - на один только шаг...


За кроснами.
Фрагмент миниатюры XVIII века.


Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек - полотенцем накрывали его гроб.

Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты - дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие.


Полотенце. Фрагмент. Архангельская область, Пинежский район, деревня Кеврола. 1978.


Тоже и в будни были они всегда рядом. Одни - «рукотеры» со скромным узором - висели у рукомойника. Вымоешь лицо - подадут тебе «утиральник». Самыми же нарядными украшали избу. Вешали в «красный» угол на образа, позже - на рамы с семейными фотографиями. На зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.

Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:

Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве - выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.

Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали... Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы - бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать?


Конец полотенца - «краски».
Вологодская губерния, Устюженский уезд, деревня Кузьминское. Конец XIX века.


Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча.

Во весь вольный свет, на все четыре сторонушки светит ясное,- говорили в народе.- Велика святорусская земля, а везде солнышко.

О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщают летописи: «Дивно бысть знамение в солнци, огради бо ся круги, а посреди кругов крест». Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе «кругом», легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением.

Случайное совпадение? Пойдем дальше. Вот мы в очередной раз употребили слово «узор» - а не подскажет ли и оно что-нибудь интересное? Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами «заря», «зарево», «зарница». Оказывается, само понятие вышитого и тканого орнамента, или, как говорили прежде, «узорочья», тоже как-то связано с небесным огнем. Из того же круга и старое название, теперь уже полузабытое, самодельного ткацкого стана - «кросна», находящееся в кровном родстве с древнерусским словом «крес» - пламя, огонь. «Кресинами» именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь - «кресником». По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.

Но самое поразительное, что все пространство стана, где создавался тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается на всех основных частях кросен. Горизонтальная же основа, на которой они крепятся, прямо названа «поднебником»! И значит, само узорочье полотенец рождается как бы под солнечным небом.

Выткать такие узоры не просто: нужны хорошая память и сообразительность, напряженное внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку - ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро: по словам самих мастериц, за день работы не выткать и одного нарядного конца к полотенцу.


Конец полотенца - «краски».
Вологодская губерния, Устюженский уезд, деревня Кузьминское. Конец XIX - начало XX века.


В каждой местности полотенца имели свои отличительные черты. На реке Пинеге концы у них длинные, с тремя или более широкими, постепенно сужающимися кверху «прошивами». Орнамент ясный и гармоничный.

По Онеге-реке и само полотенце поуже, и украшенный затейливым «кружевным» рисунком конец поменьше.

Орнамент кокшеньгских и велико- устюгских полотенец еще вычурнее, с косой белой сеткой, восьмиконечными звездами и легкими гребенчатыми ромбами.

В немудреных на первый взгляд произведениях, созданных руками деревенских ткачих, не только судьба их творцов. Здесь воплотились мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус жителей русского Севера, за которыми многовековые традиции целого народа. Для нас это бесценные памятники материальной и духовной культуры. Как много может рассказать ученым один конец домотканого полотенца! Ведь орнамент, украшающий его,- это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме.

В ткачестве Севера с особой яркостью раскрылось все многообразие геометрических мотивов. Значительно меньше здесь узоров изобразительных. По содержанию своему все они находятся в тесной связи с орнаментом местной вышивки. По сравнению с ней тканый узор долгое время оставался более архаичным. Но пришли новые мотивы и сюда. Например, в великоустюгских тканях это «панки» - мужские и женские фигуры в крестьянском костюме XIX века.

Все узоры тканых полотенец подчинены закону симметрии: она с древнейших времен символизировала гармонию мироздания. Ну а горизонтальное течение орнамента, мотивы которого выстроились бесконечной чередой, говорит о вечном круговороте жизни в природе.


Конец полотенца. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Погост.
Конец XIX века.


Да, удивительная эта область - народное искусство. О многом может оно рассказать. Все мы, плохо ли, хорошо ли, наслышаны об античной мифологии. Она прекрасна, спору нет. Но что мы знаем о поэтических воззрениях на природу собственных предков? Как будто не было у них своих прекрасных легенд.

По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой земли» и «Воздуха-Господина».

Вода родственна земле, является ее составной частью. Потому и «сырая». А почему «мать»? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.

Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды.

Ну а огонь и Солнце, конечно, в родстве: оба они сыны неба. «Что на свете красивее всего?» -спрашивает загадка. « Огонь ». «А каков огонь ярче всех горит? » - «Солнце». Вспомним снова деревенский стан - кросна. Теперь нам понятно, что название его от того же небесного огня, образ которого воплощался в узорах ткачества. По одной поэтичной легенде, солнце рассыпает по небу свои золотые кудри и прядет из них нити-лучи. Так и женщина- крестьянка прежде всего привяжет к вырезанному на прялке солнышку льняную кудель да напрядет из нее, словно из солнечных лучиков, ниток. Из них и будет потом ткать. Любители русских народных сказок, конечно, помнят, как брошенное на землю полотенце превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие похожи на нее - столь щедро украшены жарко-красными узорами.


Полотенце. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Гарь.
Конец XIX века.


Давайте еще раз внимательно рассмотрим их. Фон на тканях мастерицы называли «землей». Вы, наверно, догадались почему: в насквозь символическом древнем искусстве льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая - наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? И вот на бликующей серебром «земле» рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой. . И создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорнрго ткачества.

Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для того было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Да, в узорочье русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц - все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло... Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.


Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания

Рассмотрим ритуальное полотенце - рушник древних славян с орнаментом , который показан на рисунке 1. Далее мы будем совмещать изображение макета рушника с матрицей Мироздания.

Рис. 1. Фрагмент вышивки северорусского полотенца - рушник, как считается, изображает богинь плодородия и магический орнамент, символизирующий плодородие. Такие полотенца использовались в ритуальных целях. «Рушни́к - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные - символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные - дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические - ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение» .

В словаре Даля о ряде назначений полотенца - «рушника, ширинки » в славянских обычаях сказано следующее:

«Рушник - полотенце - Рукомытие - размывание рук , обряд между родильницей и бабкой (повитухой). На 9-ый день после рождения ребенка обе моют вместе руки, и вторая (повитуха) получает ширинку (полотенце) от роженицы.

Ширинка - низанная жемчугом . Фата, плат (платок полотенце) , т.е. не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и производишь все чудеса! »».

Славяне знали что тот, кто принимал роды ребенка, должен быть «развязан» с «судьбой» этого ребенка. И это не суеверие - это сакральные знания древних. Более того, плацента, в которой рос ребенок в матке матери должна быть «похоронена» и ни в коем случае не должна быть употреблена для изготовления «лекарств».

Например, собаки при рождении щенят поедают это место, а место откусанной пуповины на теле щенка зализывают. Они делают это инстинктивно, но это «знание» дает возможность потомству быть здоровым. Современное безбожное общество с помощью невежд модельеров раздело молодых девушек и женщин, выставив «напоказ» демоническим силам все детородные «области» последних. О каком здоровом потомстве нации может идти после этого речь. Эти невежды, мнящие из себя неизвестно что, просто убийцы нации и не только у нас в стране. Славянские женщины даже в простом варианте поверх рубах носили фартуки с «защитным» орнаментом. Наши предки были умнее современных «мудрецов моды», можете не сомневаться в этом. И я не ханжа.

На рисунке 2 показан результат совмещения макета рушника с северорусской вышивкой на его концах с матрицей Мироздания.

Рис. 2. На рисунке показана модель ритуального полотенца, совмещенная с матрицей Мироздания . Ключом для совмещения макета ритуального полотенца с матрицей было горизонтальное «основание орнамента» и характерный узор орнамента как показано на рисунке. Изменив характер рисунка на боковых частях орнамента на модели полотенца, я сохранил количество ветвей орнамента в его центре.

Модель идентична оригиналу, который показан на рисунке 2.

1. Уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы, с которым совмещен орнамент на полотенце.

2. - соответственно 15-ый уровень двух миров матрицы.

3. - 9-ый уровень матрицы. Руки больших «Богинь» расположились на 17-ом уровне, а их головы касаются 18-го уровня матрицы. Руки малой «богини» расположились на 16 уровне матрицы, а основание на 15-ом уровне.

А - место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, где показаны два священных Тетрактиса и «звезда Давида». Характерный орнамент покрывает 7 уровней (вертикальная дуговая скобка) Верхнего и Нижнего мира матрицы.

Из рисунка видно, что Характерный «крючочный» орнамент, большие и малые «богини» и основание орнамента с чередующимися малыми вертикальными «метками» точно совместились с матрицей, и последняя была шаблоном или каноном для построения орнамента славянской вышивки. Обычно рушники имели размер в поперечнике равный 30-и сантиметрам и длину до 3-х метров и более - «Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной.».

Поперечный размер орнамента, как видно из рисунка равен 9-и уровням. Тогда соответственно 9 уровням матрицы, например, соответствуют 30 см, а трем метрам в сантиметрах - (300см/30см) = будут соответствовать 100 уровням матрицы Мироздания. С учетом размера Нижнего мира матрицы Мироздания в 36 уровней (Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания) в Духовном мире матрицы Мироздания верхний край орнамента ритуального полотенца достигнет - 100 уровней - 36 уровней = 64 уровня Духовного мира матрицы. До обители Верховного Господа остается - 108 уровней- 64 уровня = 44 уровня матрицы Мироздания. Тогда длина рушника должна быть увеличена на - (30см/9уровней)=3.34 х 44 уровня = 147 см. И ритуальное полотенце при ширине 30 см и длиной 447 см будет «простираться» от Божьего «дна Мироздания» в Материальном мире матрицы до «обители» Верховного Господа на 108-ом уровне Духовного мира матрицы. При этом оно «покроет» 144 уровня матрицы Мироздания!

И это не пустые вычисления. Они нас приводят к пониманию сакрального смысла ритуального полотенца славян. Очевидно «вытираться» после мытья полотенцем длиной в 4,5 метра, по меньшей мере, не удобно.

На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.

Рушник составной .

Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.

Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков . Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов . Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда . Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":

"Первая мать - Пресвятая Богородица,
Вторая мать - сыра Земля,
Третья мать - кая скорбь приняла.
(Гол. Кн.220)" .

Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери , средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.

Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.

В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.

На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца. Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.

Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля . Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.

На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле, колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь. Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.
Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.

Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .

Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов.

Следующий рушник , на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!

Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного "иного" мира, "того света". Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!

Верхняя часть, "белый свет" , имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом.

В середине стройное геометрическое изображение "столба" с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом - древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева.

Фигура увенчана дубовым листком - символом Перуна . Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням.

Например:

А святой Илья
По межам ходил,
По межам ходил,
Житушко родил
.

Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое - неживое, природное - рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса. Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что "идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи" . Однако не иллюстрирует свое сообщение. Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.

Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание:

"В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами ".

В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия.

Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.

Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. "Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство" .

Дополнение

Волнистая линия - знак Воды . Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды - горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

Символ солнца можно встретить чаще всего на наличниках домов. А вот он в вышивке:

Часто встречаются в вышивке различные животные , например, лоси.
Ну и роженица , конечно же, как символ плодородия:

Оригинал записи и комментарии на

Полотенца (праздничные, свадебные, похоронные, глухие) в традиционной крестьянской культуре играли более важную роль в обрядах по сравнению с другими предметами бытовой утвари, поэтому к их орнаментированию относились с пристрастием и передавали полотенца из поколения в поколение.

В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец. Полотенца изготавливали в технике бранного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити (вышивка по продернутому в виде сетки холсту).

У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязанное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного края до другого получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.

В конце XIX — начале XX века распространились натуралистические вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались в старинных изделиях.

Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и черными нитками.

Полотенце — наквашенник. Талицкий район Свердловской области.


Конец полотенца. Из фондов Нижнесалдинского краеведческого музея, г. Нижняя Салда Свердловской области


Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Город Пермь (из церковного прихода). Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург


Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Свердловская область. Из фондов Центра внешкольной работы Чкаловского района г. Екатеринбурга


Полотенца. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Деревня Прядеино Харловского с/с Ирбитского района Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Полотенца. Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ

Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. В собрании тканей Государственного Русского музея хранится более пяти тысяч произведений. Большая часть их принесена из экспедиций на Север, в центральные и южные области Европейской России в 1930 - 1970-е гг. Коллекция с достаточной полнотой отражает художественное своеобразие тканей разных центров XIX - ХХ вв. и в то же время показывает особенности русского узорного ткачества в целом.

Способы украшения тканей узорами были сложны и трудоемки. Ткацкий стан - это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана - рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.

Техника ткачества обусловливает геометрический характер орнамента, в котором сочетаются полосы и треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры. Среди них главенствуют ромбы - линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таил в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами.

Полотенце. Конец XIX века.

Полотенце. 1887.
Холмогорский уезд Архангельской губ.

Но все же древние элементы сохранялись, главным образом, в обрядовых предметах - свадебных рубахах, полотенцах с длинными узорными концами. В собрании музея есть свадебные полотенца, редкие по красоте орнамента и разнообразию декоративного решения. Из них выделяются два, иснаполненных приемами браного ткачества красным утком по белому фону. Эта техника получила на Севере самое широкое распространение. Два утка - белый и цветной - одновременно создают фон и узор. На оборотной стороне ткани получается негативный рисунок.

Концы полотенца из Холмогорского уезда Архангельской губернии украшены восемью полосами, как бы перетекающими друг в друга. В каждой полосе узор отличается масштабом, ритмом чередования элементов. Густой узор складывается из мелких штрихов и крупных деталей с рыхлой фактурой, образующих выпуклые участки, благодаря чему поверхность ткани приобретает фактурное богатство.


Полотенце. XIX век.
Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Крупный ромбический узор полотенца из Каргопольского уезда Олонецкой губернии привлекает классической строгостью линейного рисунка, завершенностью и уравновешенностью композиции.


Деталь полотенца. Начало XX века.
Кологривский уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

Браные ткани демонстрируют множество местных вариантов орнаментов. Особенность тканей Кологривского уезда Костромской губернии - вертикальное построение узоров. Ромбы, лапчатые розетки соединяются в продольные ряды, сцепляясь вершинами. Фон и узор как бы поменялись местами: красная поверхность ткани словно процарапана белыми штрихами, образующими ромбы и миниатюрные крючковатые кресты. Такие кресты в древности символизировали огонь, жизнь. В геометрическом орнаменте в своеобразной форме раскрываются представления людей о природе, об устройстве мира.


Конец полотенца. XIX в.
Великоустюгский уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

В орнаментах тканей изображения человека встречаются крайне редко. Уникальными экспонатами в собрании музея являются концы полотенец, косынки, подолы рубах с геометризованными человеческими фигурами из Великоустюгского уезда Вологодской губернии.


Женская нижняя юбка. Конец XIX в.
Кадниковский уезд Вологодской губ. Мастер Е.Н.Коновалова
Государственный Русский музей

В работах вологодских мастериц узорное ткачество нередко сочетается с другими видами украшения тканей. В Кадниковском уезде Вологодской губернии в конце XIX в. сложился интересный центр кружевоплетения и ткачества. Чередование белых кружевных полос и тканых проставок из ярких гарусных нитей можно видеть на женских нижних юбках, подолах рубах. Мелкий густой рисунок, пушистая фактура тканей контрастируют с ажурными кружевами.


Подол женской рубахи. Конец XIX века.
Грязовецкий уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

Среди тканей из Грязовецкого уезда Вологодской губернии в собрании музея преобладают подолы рубах, но они более строгие: темно-синяя кубовая набойка и цветные тканые проставки красного, розового, зеленого цветов составляют несколько сумрачные сочетания. Только в грязовецких тканях узоры выполняются на черном фоне, проступающем четким суховатым рисунком.


Юбка. Начало XX века.
Пошехонский уезд Ярославской губ.
Государственный Русский музей

Насыщенные орнаментом браные ткани часто соединены в одном предмете с клетчатой или полосатой тканью-пестрядью. Простота ее рисунка и фактуры восполняется широким выбором цветовых сочетаний. Клетчатая красно-белая юбка из Пошехонского уезда Ярославской губернии украшена понизу темно-красной браной каймой, в которой звездочками вспыхивают сине-голубые розетки.


Деталь подзора. Середина XIX в.
Сольвычегодский уезд Вологодской губ.
Государственный Русский музей

Народный костюм представлен в музее отдельными предметами из разных центров, и лишь собрание рязанских костюмов показывает целые комплекты одежды этой местности.


Женский костюм. Начало XX века.
Государственный Русский музей

Костюм крестьянки Касимовского уезда Рязанской губернии (район реки Курши) словно вобрал в себя богатство красок Мещерского края. Из ярко-красной полосатой, клетчатой ткани сшиты рубаха, короткий «навершник» и передник, украшенные пёстрыми вставками шелковых лент, ситцевх полосок, кружев, яркой вышивкой, подражающей узорному ткачеству. Широкая одежда, в которой преобладают поперечные членения узоров, придавала фигуре статность.


Деталь поневы. Вторая половина XIX века.
Касимовский уезд Рязанской губ.
Государственный Русский музей

Касимовские поневы - тяжелые плотные юбки - не имеют аналогий в русском ткачестве. В собрании музея выделяются две поневы из Парахинской волости с одинаковым орнаментом и узором, уникальные по сложности и гармоничности рисунка. На шерстяную ткань в крупную багрово-красную и темно-синюю клетку словно наброшена серебристая узорная решетка, составленная меандром. Крупные розетки лежат в центре цветных клеток. Такие поневы были редкостью уже в начале XX века.

М.А.Сорокина

Литература:
. М.А.Сорокина. Узорное ткачество. - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. Русское народное ткачество и керамика. Каталог выставки. Авторы вст. статьи и составители каталога Н. С. Григорьева и Э.А. Корсун. Л., 1976.
. Г. С. Маслова, народная одежда русских, украинцев и белорусов ХХ в. - Восточнославянский этнографический сборник.
. Н. И.Сысоева. Касимовское узорное ткачество в XIX - начале XX в. М., 1963.




Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).








Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.


Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.






Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.






Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.


Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.




© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал