Трамваи Волчанска и Краснотурьинска - одни из самых маленьких трамвайных систем в России. Волчанск — самый маленький город России с трамвайным движением Координаты для GPS-навигатора

23.07.2023

Волчанский трамвай - трамвайная система, соединяющая южную и северную части города Волчанск (Свердловская область). Население города составляет всего около 9,5 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров.

Координаты для GPS-навигатора

59.90145673027746, 60.06023699999997

Город Волчанск на карте

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды (ул. Уральского Комсомола, пос. Кирпичного завода, Лесозавод) полностью разобраны. Трамвайный путь проходит не только через городские кварталы преимущественно низкоэтажной застройки (брежневской на Северном поселке и сталинской на Южном), но и через заросшие луга и тайгу.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Волчанска-1 (Сев. часть) и 23-24 минуты в сторону Волчанска-2 (Южн. часть). На линии работает один вагон.

Расписание движения с января 2016 года - от депо: 7:00 (только по рабочим дням), 8:00, 9:00, 10:00, 16:00, 17:00, 18:00, 19:00, 20:00, 21:00; от Волчанска-1 - через 30 минут.

Ранее, до 2011 года, рейсы выполнялись каждый час (от депо в 05 минут, с Волчанска-1 - в 35 минут каждого часа) с 6:05 до 23:05. До 2004 года до 14 часов в первую смену работало 2 вагона с интервалом 30 минут. Ранее на линии максимально использовалось 4 вагона с интервалом 15 минут.

Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2, в настоящее время отставлен от эксплуатации) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.

Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

В депо сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

В качестве склада используется кузов вагона МТВ-82.

По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.

Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, владеющий действующей трамвайной системой. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».

Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город - «самый маленький город России с трамвайным движением».





Самый депрессивный город в Североуральской агломерации. Выросший у буроугольного разреза, с упадком угледобычи пришёл в упадок и сам город; когда в тогда ещё посёлке Волчанка в 1951 г. открывали трамвайную линию, его население было почти вчетверо больше, чем сейчас. В те годы трамвай гораздо меньше смотрелся здесь как "метро в деревне".
В 1950-е годы на Северном Урале, в довольно изолированном промышленном районе, сложился целый трамвайный заповедник - ещё в 1946 г. был открыт трамвай в Карпинске, в 1953 г. Волчанск был связан с Карпинском 16-километровой трамвайной линией.

В 1954 г. трамвай появился и в более крупном .
однако, трамвайные сети Краснотурьинска и Карпинска не были соединены (хотя расстояние между ними вдвое меньше, чем между Волчанском и Карпинском). Североуральский трамвайный заповедник так и не стал единой сетью; в противном случае это был бы аналог польских интерурбанов Верхней Силезиии.
Здесь, как и в Краснотурьинске, трамвай строился и вплоть до 1994 г. эксплуатировался градообразующим предприятием - сначала трестом "Волчанскуголь", потом - трестом "Вахрушевуголь".
Как и все остальные североуральские трамвайные сети, волчанская сеть была и остаётся однопутной с разъездами.

3.

В 1956 г. Волчанка наконец стала городом Волчанском, в 1959 г. трамвай был пущен непосредственно на угольный разрез; но пик развития города был уже пройден.
Объём добычи угля рос до 1965 г., но население Волчанска уже начало уменьшаться.
В 1965 г. была закрыта междугородняя трамвайная линия Волчанск - Карпинск; впрочем, это лишь косвенно было связано непосредственно с упадком города. Трамвайные пути проходили через маршрут переброски шагающего экскаватора, и их временно демонтировали; после переброски эскаватора решили, что теперь для междугородних пассажирских перевозок тут хватит и автобусов.

4.

С одной стороны, дороги и автобусы стали несколько лучше, с другой стороны - народу в обоих городах жило всё меньше и, соответственно, спрос на междугородние перевозки также падал.
За последующие десятилетия население Волчанска уменьшилось почти вдвое; состояние волчанской трамвайной системы оставалось стабильным.

5.

А в 1994 г. закрылась линия на угольный разрез - украли контактный провод, но добыча угля падала, и восстанавливать движение не имело особого смысла.
Городская трамвайная сеть вновь стала состоять из одной семикилометровой линии.

6.

Эта линия соединяет две части Волчанска, примерно одинаковые по размеру и населению
Северная - Лесная Волчанка - в прошлом периферия рядом с железнодорожной станцией, сейчас - развивающаяся часть города с магазинами, автовокзалом и храмом.
Южная - Волчанка - в прошлом однозначный центр города, построенный в более-менее едином стиле 1950-х годов рядом с угольным разрезом, сейчас - скорее тихая периферия, где из организаций общегородского значения только администрация, трамвайное депо и ДК (сгоревший).
Собственно, основная функция городского трамвая - это связь Волчанки и Лесной Волчанки.
Другая функция: трамвай - это основная достопримечательность городка.

7.

Единственная 7-километровая линия начинается на севере практически в центре Лесной Волчанки, официальное название конечной - Волчанск-1.

8.

Рядом с автовокзалом и храмом; интересно, что в здании автовокзала есть и специальная трамвайная комната ожидания - нигде больше такого не видел.

9.

10.

Трамвайная остановка в Лесной Волчанке:

11.

Почти половина линии проходит по лесу между двумя Волчанками.

12.

Причём большая часть трассы - она даже не вдоль дороги, а просто через лес.
Пути и контактная сеть в плохом состоянии, вагон качается как на волнах, но идёт довольно быстро.

13.

Потом линия проходит через всю южную часть города, заканчиваясь у трамвайного депо, которое ещё миниатюрнее, чем в соседнем
Трамвайная остановка в Волчанке - пример государственно-частного партнёрства:) точнее, муниципально-частного партнёрства.

14.

Волчанский трамвай такой маленький и заповедный, что здесь вагоны оборачиваются прямо через трамвайное депо, и можно легко таким образом посетить его территорию.

15.

Официальное название южной конечной - Волчанск-2.
Несмотря на такое состояние инфраструктуры, городской трамвай востребован - с поправкой на маленький размер и депрессивность Волчанска. Кроме трамвая в городе нет городского общественного транспорта, при этом Волчанке и Лесной Волчанке без общественного транспорта не обойтись.
Раньше конкуренцию трамваю составляли междугородние автобусы, идущие с автовокзала в Лесной Волчанке на Карпинск и Краснотурьинск (да и то их расписание было согласовано с трамвайным графиком таким образом, чтобы они отправлялись в разное время).
Но с 2010 г. автобусы направлены из северной части города напрямую на объездную дорогу, и трамвай остался вне конкуренции; можно сказать, что в Волчанске существует осмысленная транспортная политика, что можно поставить в пример подавляющему большинству городов нашей страны.
Правда, между Волчанкой и Лесной Волчанкой курсируют маршрутки, но они это делают не очень регулярно (я за несколько часов пребывания в городе видел их только один раз), и они заканчивают работу раньше трамвая.
В общем, в отличие от того же Краснотурьинска, в Волчанске существование трамвая выглядит осмысленным.
Как ни странно, местному трамваю помогает и то, что Волчанск очень маленький: меньше присущего большому городу отстранённого отношения, местные (включая администрацию) справедливо относятся к трамваю как к главной местной фишке. Ремонт путей и контактной сети производится своими силами, чуть ли не вручную, заметного вандализма с 1990-х гг. (когда активно крали контактный провод) не было.
Трамвай в Волчанске имеет совершенно европейское преимущество: он ходит чётко по расписанию - 4 рейса утром, 5 рейсов вечером, перерыв с 10 до 16. На преодоление линии у вагонов уходит 30 минут.
Расписание вывешено на конечных (этому тоже поучиться бы той же Москве), и к моменту прихода трамвая всегда скапливается некоторое количество пассажиров.

16.

Вагоны конечно не заполненные, но и не пустые.

17.

Точных данных пассажиропотока я не нашёл, но, по моей оценке, он может достигать нескольких сотен человек в день, что не так уж мало для 9-тысячного города.
Всего в городе 5 вагонов (2 КТМ-5, 1 "Спектр", который не используется из-за проблем с эксплуатацией, 1 КТМ-8, 1 КТМ-19). На линии используется один вагон; таким образом, волчанскую трамвайную систему можно назвать одной из самых обеспеченных подвижным составом в стране.

18.

Не только транспортная диковинка, но всё же ещё и транспорт.
Стоит распространить волчанское отношение к трамваю во всероссийском масштабе, я считаю.

19.

Высота контактной сети Волчанский трамвай на Викискладе

Волчанский трамвай - трамвайная система, соединяющая южную и северную части города Волчанск (Свердловская область). Население города составляет всего около 9,5 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года . Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров.

История

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска , которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

Описание системы

Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды (ул. Уральского Комсомола, пос. Кирпичного завода, Лесозавод) полностью разобраны. Трамвайный путь проходит не только через городские кварталы преимущественно низкоэтажной застройки (брежневской на Северном поселке и сталинской на Южном), но и через заросшие луга и тайгу.

Состояние путей среднее. Состояние контактной сети - плохое.

Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, два тупика (один не используется) для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

Волчанский трамвай

Волчанская (Базарная)
Первомайская
6-й разрез
Западный борт
База ОРСа
"Администрация"
Пролетарская
Разрез "Восточный"
Трамвайное депо
Депо трам. парка Волчанск-2
Разрез № 5
В Карпинск

Маршрутная сеть

По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.

Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, владеющий действующей трамвайной системой. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».

Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России , где официально подтверждено, что этот город - «самый маленький город России с трамвайным движением».

Конкуренция

Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», а также легковые такси. С 2010 года маршрут автобуса 109 «Волчанск - Карпинск» направлен по объездной трассе, что исключает дублирование 70 % трамвайной трассы и удлиняет время поездки внутри города до 30-40 минут. Маршрутные такси типа «ГАЗЕЛЬ» в настоящее время работают нерегулярно.

Перспективы

Организационные изменения, вызвавшие финансовые трудности в 2010 году, поставили под сомнение будущее муниципального предприятия и, как следствие, трамвая в городе. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться.

Однако на 2011 год из областного бюджета были выделены небольшие средства на работу трамвая в Волчанске, но этот объём средств настолько мал, что едва удастся поддерживать трамвайное хозяйство в рабочем состоянии. Тем не менее по состоянию на октябрь 2015 года система продолжает стабильно работать.

Напишите отзыв о статье "Волчанский трамвай"

Примечания

Ссылки

  • на сайте
  • на сайте «Городской электротранспорт. Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт »
  • на YouTube

Волчанск - самый маленький город в России с действующим трамвайный движением. Население города составляет всего 10 тысяч человек! Трамвай здесь основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города.

Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров. Линия преимущественно однопутная, с разъездами

В прошлом в Волчанске было две линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез? 5. Линия на разрез была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, и была разобрана по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

В настоящий момент линия полностью одноколейная, ранее существовавшие разъезды разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23-24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Расписание движения с осени 2013 года - от депо: 7. 05, 8. 05, 9. 05, 16. 05, 17. 05, 18. 05, 19. 05, 20. 05, 22. 05. От Лесной Волчанки - через 25 минут. При этом по трамваю можно в прямом смысле слова сверять часы - рейсы выполняются всегда вовремя.
Интересно, что ещё пару лет назад продавались советские билеты на трамвай, но с надпечаткой

В настоящий момент в Волчанске пять трамваев и одна грузовая платформа. Из них на ходу - четыре вагона.
Депо тоже выглядит довольно необычно..

А теперь самое интересное. Подвижным составом Волчанск может похвастаться перед многими городами. Особенно его разнообразием. В городе всего два вагона одинаковой модели! Это вагоны КТМ-5 85 года выпуска

Из-за особенностей (крайней убитости) сети там до сих пор используют бугельные токоприёмники

А вот и второй КТМ-5

КТМ-8 2000 года выпуска

Этот вагон был принят в дар от губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя. Потому вагону сразу приклеилась кличка "Россель". Настолько, что стала встречаться даже в официальной документации

В 2005 году система обзавелась вагоном 71-402 ("Спектр") Уралтрансмашевского производства

И самое "смешное" - КТМ-19 2007 года! И тоже с бугелем!

Сугробы абсолютно не влияют на работу трамвая. Есть два метода борьбы. При малых заносах - весьма логичный и забавный метод. Не припомню, что бы где-то ещё додумались прицепить пассажирскому трамваю бульдозерный отвал

Ну а если "навалит по пояс", в бой идёт тяжёлая техника

Перед трамваем идёт бульдозер и чистит пути

Хотя снег всё равно остаётся, но такую глубину без проблем вспахивают уже и колёса трамвая

Линия пересекала несколько ж/д переездов (сейчас остался только один). Хотя интенсивность движения по этим ж/д путям ещё меньше чем трамвайная..

Есть места где железная дорога идёт рядом с трамвайной

Да и редкие пересечения с автомобильными дорогами оформлены "в стиле" железнодорожных переездов

Ближний путь - трамвайный, дальний - жеоезнодорожный

Царство кривых столбов и путей

Найди рельсы

Когда-то интенсивность трамвайного движения была гораздо выше чем сейчас. А состояние вагонов - гораздо хуже..

Зато как необычно смотрится современный трамвай в зимней тайге

Но вот состояние путей..

Хотя в городских местах всё довольно культурно. Есть даже площадочки для более удобной посадки

Пассажир бежит:)

В любое время года - красота! Сказка

В 2009 году было официально объявлено, что Волчанск - это самый маленький по населению (но не по размерам!) населённый пункт в России, жители которого могут приехать домой на трамвае

Ну и последнее - схема маршрута и закрытых линий. "Петляние" путей вызвано тем, что когда-то планировалось застроить тайгу и объединить две части городка в один. Вот теперь трамвай и поворачивает на так и не построенных перекрёстках..

Оригинал взят у griphon в Трамваи Волчанска и Краснотурьинска

На севере Свердловской области есть небольшой город Волчанск. Город совсем крошечный, практически деревня, так, что про него даже многие жители других районов Свердлощины никогда не слышали. Зато хорошо слышали про него транспортные фанаты. Ведь это самый маленький город России, в котором имеется свой трамвай! Рядом есть чуть более крупный Краснотурьинск, в котором также есть свой трамвай! Две маленькие, но такие душевные системы в глухой уральской глуши. Как они живут?


Попасть в этот медвежий угол Свердловской области не так то просто. От областного центра Екатеринбурга сюда ехать более 400 км. Напрямую можно доехать только на автобусах, и то, несколько раз в день. Однако можно добраться на поезде до Серова, который находится рядом.

Рядом-то рядом, да не тут то было. Если в Краснотурьинск отсюда ходят автобусы раз в полчаса, то в Волчанск отправляется всего один автобус в день. Оцените масштаб дырости.

Волчанский и краснотурьинские трамваи можно назвать "трамваем" в прямом смысле. Потому что в каждой из систем работает всего по одному вагону. Отправлясь в эти города второго мая, я реально боялся, что могу не застать движение - вдруг из-за праздников трамваи не ходят? Оба раза обстоятельства складывались так, что казалось, что уже всё, не будет трамвая..

Сперва я приехал в Краснотурьинск, т.к. до Волчанска автобус только днём, а автостопом рано утром ехать было лениво. Приехал в несусветную рань, где-то в 7.30 (поезд ЕКБ-Приобье приходит в Серов в 5.18, а там ещё надо ждать автобус). Рассудив логично, что когда трамваи точно ходят, так это с раннего утра, я сразу отправился обследовать линию. Однако трамваев на ней не было видно.

Подойдя к трамвайному депо, нашёл расписание, по которому в выходные и праздничные дни движение начинается с 9 утра. Ну ладно, пока погуляю по городу, благо он весьма интересный.

Застроен немецкими домиками, т.к. здесь жило множество пленных немцев.



Самая главная достопримечательность - градообразующее предприятие Богословский Алюминиевый завод.

С реки открывается на него живописный вид!

К нему же и трамвайная линия ведёт.

Пошёл в другой конец, к набережной. Как раз уже настало 9 часов, по идее вагон мог бы уже выехать.

Но что-то нет его и нет. Где он там катается?

Вот уже больше часа хожу в непосредственной близости от линии, но трамвая не видать..

Конечная "Набережная".

Поднялся на холмик откуда открылся изумительный вид на заснеженный Уральский хребет.

Погуляв ещё по городу, не встретив никаких признаков движения травайчика я в расстройстве собрался заглянуть напоследок в депо, и ехать в Волчанск в надежде на большую удачу там. И тут.. Навстречу едет он!

Оказывается, трамвай в выходные работает не с 9, а вообще с 11! Прикольно, какие совы работают в краснотурьинском трампарке. Тых-тых-тых-тых! Тых-тых-тых-тых!

В этом вагоне нет вай-фая. А в другом, по словам кондукторши, есть. Жалко, интересно было бы посмотреть.

Конечная "Фабрика-кухня" около алюминиевого завода.

Сделав полный круг вдоль всей линии, я пошёл смотреть депо.

Депо очень смешное: территория размером с районный дворик, огорожена вот таким заборчиком. Пройти на территорию можно спокойно.

Я тщетно пытался найти кого-нибудь, кто бы мне разрешил фотографировать, но на всей территории не было ни души. Поэтому пришлось фотографировать без разрешения. :)

Увы, очень всё грустно. Где-то 6-7 нерабочих вагонов - всё имущество трампарка.

Есть "Спектры". Они, похоже, тут на линию вообще никогда не выходили.

В таком виде хранятся запчасти

Второй действующий вагон, который с вай-фаем.

Один из вагонов стоит в цеху.

Длина всей линии 3,5 км. Её можно быстро пройти пешком. Линия полностью однопутная, однако есть разъезды.

Трамвай пользуется не очень большой популярностью с его то интервалами. Больше людей на нём просто так катается. Хотя, может, это просто выходной день такой был.

Кстати, раньше в Краснотурьинске было два маршрута. Второй шёл от депо на запад и заворачивал. Тянулась она и в другую сторону. Сейчас линия совершенно в нерабочем состоянии..

Вот бывшее кольцо "Улица Чкалова".

Ладно, едем дальше в Волчанск. Из Краснотурьинска всего 4 рейса в день туда. Более часто можно добраться из города Карпинска (где до середины 90-х, кстати, тоже был трамвай!).

Если Краснотурьинск производит впечатление пусть и маленького, но города, то Волчанск сразу воспринимается, как разросшаяся деревня.

Состоит город из двух частей, удалённых друг от друга на несколько километров. Автобус сначала заезжает в "центр", потом возвращается на объездную и заезжает в другую, известную, как "4-й разрез", там находится автостанция. Впрочем, автостанция вообще крошечная, состоит из небольшой комнатки 4 на 4 м и кассы.. Вон там вдали.

Трамвай как раз и соединяет эти две части (схема отсюда).

Раньше возил из южной части города рабочих на угольный разрез, находящейся в северной части. Но сейчас предприятия позакрывались, город депрессивный, работы нет..

Кольцо прямо у автостанции. Удобно, не надо думать в какую сторону идти.

Местные жители мне сказали, что трамвай ждать бессмысленно, им никто не пользуется, т.к. он ходит совершенно непредсказуемо, и что мне лучше ехать на автобусе. Ага, конечно. Ради автобуса я, что ли, сюда ехал?

Пока вагона не было, пошёл навстречу ему по линии.

Помнится, на лурке про Волчанск написали примерно так: "собрались строить в тайге город, сначала построили для него трамвай, а потом на город денег уже не хватило". Как-то так оно и выглядит, линия проложена немного по сельским районам, а по большей части - по природе!

Немного новых домов.

Очень скоро жилые районы закончились, и пошёл глухой лес!

Характерная черта волчанского трамвая! Идти по лесной чаще.

Кто-то даже на рельсах прямо костры жжёт. Удобно, наверное, можно же при желании поджечь дрова прямо от контактного провода:)

Длина всей линии - 8 км. Линия полностью однопутная, при этом на ней нет ни одного разъезда. Т.е. даже при желании невозможно будет пустить два вагона! Разве что только один за одним.

Большая часть линии (около 5 км) проходит по лесу!

Сразу обращаю внимание на состояние путей. Когда наступаешь на некоторые рельсы они хлюпают под тяжестью веса.. Страшно представить, как по таким путям вагоны ходят..

Иду и жду, когда навстречу трамвай проедет. Но его нет и нет! Я уже прошёл километров пять, шёл где-то полтора часа..

Неужто, всё же, не работает? Вот ведь расстройство. Также здорово бы было тут прокатиться на трамвайчике. Но если бы он ходил, то должен бы был уже проехать хоть раз за столько времени

Выйдя на прогалину, я решил сделать привал и сел на рельсы отдохнуть. Видимо придётся сюда ещё раз сюда приезжать, хоть и такая неудобная логистика. Может организовать аренду вагона, собрать любителей? Столько фотогеничных мест..

Вдруг... Вдали грохот! тых-тых-тых-тых-тых. тых-тых-тых-тых-тых. Не может быть! Второй раз уже я сегодня доведён до того, что этот звук вызывает у меня вселенскую радость и счастье.

И вот он показывается из-за поворота. Не составило труда трамвай застопить и уехать из леса.

Едем!

Пассажиров очень мало. В вагоне оказалось ещё двое фанатов из Ярославля. а так трамвай обычно ходит пустой..

Вернувшись в район Волчанка, где находится автовокзал, я сразу же на трамвае отправился назад, на южный конец линии. Опять лес.

Весь маршрут трамвай проезжает где-то минут за 40. В другом конце линии находится депо. В отличие от краснотурьинского тут даже нет забора и фиксированной территории. Просто разворотное кольцо, небольшое путевое развитие, пара цехов и простаивающие вагоны.

Пообщавшись со слесарями, я понял весь масштаб трагедии. Волчанский трамвай пребывает в предсмертной агонии. Запчастей нет, инструкций по трамваям тоже нет. Сами слесаря пришли в депо недавно: один с разреза, другой - с электровозов. Никто до этого с трамваями дела не имел, но вроде как у электровозов много общего с ними..

Поэтому даже элементарные проблемы, которые обычно в других городах решаются за 5 минут, тут могут привести к полной остановке движения единственного вагона. Просто никто не знает, как их устранять. А если знают, то может не быть нужных деталей или схем. Их нужно заказывать из Екатеринбурга или откуда-то ещё.

Директор депо не хочет особо тратиться на вызов квалифированных специалистов или хотя бы на инструкции к вагонам. Его подход "ездит и нормально".

Узнав, что я из Москвы и интересуюсь трамваями, слесаря стали пытаться у меня выяснить то, как какие резисторы подключать. Может я знаю. Но увы, мой уровень тут чисто дилетантский, я вообще не представляю, как трамвай внутри устроен, позор..

В депо есть несколько неработающих вагонов, в том числе недавно купленный новый КТМ-19. Стоит уже почти год из-за сгоревшей микросхемы. Больно смотреть.

Единственный действующий вагон КТМ-8 №1 называют "Росселем". По фамилии губернатора, который его подарил. Действующий он, конечно, условно. Слесаря проверяют его после каждого рейса, если тот оканчивается успешно.

А вообще ломается вагон практически постоянно, практически каждый рейс. Но если поломка незначительная, то обычно она устраняется водительницей с кувалдой. Тем не менее, каждый выезд вагона - как на войну. Неизвестно, вернётся ли?

Люди перестали вообще пользоваться трамваем. Ты ж видел сколько народу на нём ехало? Пустили автобус, и все стали ездить на нём. Раньше когда трамвай ходил стабильно, народ ездил. А сейчас кому охота по лесу по сугробам тащится несколько километров. Это сейчас ещё приятно прогуляться, когда хорошая погода. А представь себе каково это зимой, или в дождь?

Практически раз в 2-3 дня вагон где-нибудь ломается. Выезжаем на техничке, чиним на месте, или вытягиваем в депо. И хорошо, если вагон дотянет до жилых районов, а то если в лесу застрянет, приходится трактор вызывать. Вот так всё 1-е января провозились с ним. Раньше нам электровозы снились, а теперь трамваи снятся.

Пока я осматривал депо, трамвай уехал в очередной рейс. Я пошёл ему навстречу, думая как раз застать в лесу.

По дороге осмотрел южную часть Волчанска. Улица вдоль линии - практически весь город! Вдумайтесь в масштаб!

Тоже немецкие домики. Обратите внимание на малолюдность и маломашинность. Реально очень тихо и малонаселённо. И трамвай!

Но трамвай проехал маршрут быстрее, и я его встретил ещё до выхода из жилого квартала. На следующий круг трамвай не поехал, т.к. потребовался ремонт.

Я решил подождать, была надежда, что вагон починят - хотелось ещё раз прокатиться в северную часть. Ремонтировался трамвай около часа, и когда я уж собрался идти уезжать из Волчанска, он таки выехал!

По дороге была ещё аварийная остановка, когда водительнице пришлось полупить по контактам кувалдой. А я доехал до северной части, где ещё есть трамвайный ж.д. переезд!

Много ли вы знаете мест, где на железнодорожных переездах машины пропускают трамваи? Вообще, надо везде так сделать, чтобы неповадно было бензоглотам не уважать трамваи. :))

А вот ещё одно подтверждение того, что трамвай в Волчанске проложили по железнодорожной ветке!

Выйдя на той же прогалине, где и сел, я решил прогуляться по оставшейся части линии. И если по той части, что я шёл днём к линии параллельно идёт автодорога, то здесь реально глухой лес.

Когда-то в лесах были разъезды и на линии ходило несколько вагонов. А ещё раньше была вторая линия на 5-й разрез. А совсем в советские времена, в 50-е существовала междугородняя линия в Карпинск. Думаю, что тут могла бы вырасти крупная агломерация из трёх городов с единой трамвайной сетью. Было бы прикольно:) Но, вышло то, что вышло.

Слесаря из депо запугали меня активизировавшимися клещами, так что я шёл по этим путям с опаской.

Кстати, я тут упомянул вначале, что Волчанск - самый маленький ГОРОД с трамваем в России. Однако именно город! А не населённый пункт. Т.к. существуют ещё меньший, чем Волчанск посёлок Черёмушки

Да вообще, крошечные электротранспортные хозяйства всегда цепляют такой вот душевностью. Маленькое депо, порой вообще не охраняемые или не огороженные. Куда можно спокойно зайти, пообщаться с сотрудниками - водителями, слесарями. Они в таких местах часто приветливые - всё расскажут и покажут. Линии, проходящие по каким-то невероятно глухим совершенно нетипичным для такого вида транспорта местам. И впечатляешься, как оно тут вообще оказалось и работает?

Очень неоднозначное ощущение у меня оставил волчанский трамвай.. С одной стороны - такая уникальная система, ну как такую не сохранить хотя бы ради наследия?

С другой - определённо, если трамвай в Волчанске завтра исчезнет, транспортного коллапса в городе не случится. Просто Волчанск потеряет очень классную фишку. Но это уже будет прекращением издевательств на немногочисленными сотрудниками и водителями.

Реально жалко водительницу, для которой этот постоянно ломающийся вагон, похоже, вечная пытка.. И ладно бы, если б он людей ещё возил. Так ведь не пользуется трамваем никто. Сейчас выходит, что это реально "трамвай ради трамвая"..
Тем не менее, считаю, что Волчанску нужно сохранить этот вид электротранспорта, вложившись в модернизацию его инфраструктуры. Хотя бы ради наследия.

Вот так, спешите увидеть волчанский и краснотурьинский трамваи! Думаю, что приезжать лучше в будний день. И, конечно же, если едете, логично посетить оба города, объехать обе линии. Между городами где-то 20-25 км. При удачной логистике посещение обоих трамваев укладывается в один день. А вот если бы карпинский ещё существовал, то было бы сложнее.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал