Психологические типы учителей и учащихся. Типология педагогов Соотношение типов учащихся с уровнями социально-психологической адаптации

12.04.2024

Главной из основных профессиональных значимых качеств педагога является его личностная направленность. Предпочтение основных стратегий деятельности задает три типа тенденции:

1) подлинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

3) ложно педагогическую.

Только первый тип направленности благотворен для получения высоких результатов в работе педагога.

Основным мотивом поистине педагогической направленности является интерес к содержанию самой деятельности педагога.

Л. Фестингер классифицирует учителей с учетом их суждений о результативности учащихся. Он считает, что существуют два вида заключений о результативности:

1) заключение о достижениях на основе сопоставления результатов с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма);

2) заключение о достижениях при сравнении достигнутого результата человека с соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий).

В первом случае сравнение осуществляется в определенной временной перспективе развития человека; во втором - при сравнении результата по отношению к результатам других людей, при этом часто в определенном временном периоде.

Результаты эмпирических наблюдений подтверждают наличие различий в стратегиях и тактиках учителей, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность" школьников.

Учителя, которые стремятся к "развитию", довольно часто обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; учителя, стремящиеся к "результативности", больше уделяют внимание устойчивым факторам достижения в учебе. Исходя из этого учителя, которые ориентированы на "результативность", считают возможным производить длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Учителя, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность", по-разному подкрепляют успех ученика.

Учителя, направленные на "результативность", хвалят школьников, показатели которых превосходят средние, даже при условии снижения их успеваемости. Педагоги, которые стремятся к "развитию", в подобной ситуации порицают таких учеников. При этом только последние реагируют похвалой на чуть заметные успехи своих учеников. Также они позитивно подкрепляют и оказывают помощь ученикам в учебной деятельности. В противоположность этому учителя, которые направлены на "результативность", хвалят или ругают тогда, когда учебный результат уже получен.

Существование в каждой выборке учителей двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными исследований Д. Райиса. Он обозначил данные типы как тип Х и тип У.

Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.

Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.

Но, несмотря на тип учителя, хороший учитель - это тот, у которого "все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться".

ТИПОЛОГИЯ М. ТАЛЕНА

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – «Сократ» . Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации. Такой учитель зачастую забывает в процессе спора цели данной дискуссии, всецело увлекаясь самим процессом отстаивания той или иной позиции. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии» . Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер» . Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды.

Модель IV – «Генерал» . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер» . Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер» . Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид» . Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом исходя из собственных потребностей, а не из потребностей учащихся.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

Часть I. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку как таковому его

Из книги Проблемы души нашего времени автора Юнг Карл Густав

Психологическая типология Характер - это устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия, причем форма как физической, так и душевной природы. Поэтому общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. Необъяснимое

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Типология несущетвующих животных Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познакомиться. Наиболее примитивный

Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

4. Психологическая типология [Впервые опубликовано под названием «Psychologische Typologie»: S?ddeutsche Monatshefte, XXXIII, 5 (1936 февраль). S.264–272. Настоящий перевод сделан с английского издания /15- Vol.6. P. 542–555/. Перевод В. Зеленского.]Уже с самых ранних дней в истории науки была заметна попытка

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Что же такое типология DISC? Всех людей можно поделить на группы по определенным признакам, характерным для их поведения. Поведение – это лишь верхушка айсберга человеческой личности, оно напрямую связано с эмоциями, мотивами, мотиваторами и ценностями человека. Так под

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Типология стилей жизни Типология, предложенная А. Кроником и Р. Ахмеровым (Кроник, Ахмеров, 2003) в рамках разработанного ими метода каузометрии, или метода анализа жизненного пути человека, основана на рассмотрении индивидуального стиля жизни личности как реализации ее

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Типология Это упоминание «функции» затрагивает вопрос типологии в анализе, основанном на контрпереносе. Около половины юнгианских аналитиков не ориентируются в своей работе на типы, по крайней мере, не делают этого систематически (Plaut, 1972). Как видно из этой книги,

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 2 Типология личности Еще в давние времена ученые пытались навести какой-то порядок во всем многообразии психологических особенностей человека. С одной стороны, очевидны были индивидуальные различия между людьми: кто-то смел, а кто-то труслив, кто-то вспыльчив, а

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Типология Кречмера Э. Кречмер - известный немецкий психиатр. Ежедневно пропуская через себя огромное количество больных, Кречмер заметил, что болеющие шизофренией выглядят, ведут себя не совершенно так, как больные маниакально-депрессивным психозом. Вернее, не "не так",

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации: ориентация на людей; ориентация от людей; ориентация против

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Пограничная типология Психиатрическая больница - это место, где менее больные люди лечат более больных. Л. Н. Толстой В этой главе мы уже много говорили о том, что многие черты характера могут гипертрофироваться до такой степени, что они станут уже патологичными. Где же

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

10.4. Типология старости О. В. Краснова (2005) пишет: «Бытует мнение, что со старшим возрастом связаны только негативные изменения личности. Из статьи в статью кочуют “обобщенные портреты” пожилых людей и “типологии старости”, которые зачастую при ближайшем рассмотрении

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

§ 3. Типология личности преступника В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер

Из книги Лидерство: проклятье или панацея автора Поломошнов Борис

Typology (Типология) Kiersey, David and Bates, Marilyn. Please Understand Me: Character and Temperament Types. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Press, 1984.Sharp, Daryl. Personality Types: Jung’s Model of Typology. Toronto: Inner City Books, 1987.Inner Work (Внутренняя работа)Abrams, Jeremiah. Reclaiming the Inner Child. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1990.Carotenuto, Aldo. Eros and Pathos: Shades of Love and Suffering. Toronto: Inner City Books, 1989.Hall,

Из книги автора

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ Конфликт является объектом науки конфликтологии, поэтому возникает необходимость определения его содержания, основных характеристик и выведение классификации. Существует множество видов классификации конфликтов, различаются они выбором

Разделы: Школьная психологическая служба

Эмоциональная сфера детей не должна оставаться без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. От того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. Из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. Нам известно, что эмоции играют важную роль на протяжении всей жизни человека. Особую роль приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития.

Одной из первостепенных задач педагога-психолога является сопровождение учащихся первых классов. В данном направлении работы очень важно спрогнозировать уровень адаптации ребенка и выявить проблемные зоны, мешающие полной адаптированности к школе. Типология представленная в данной статье позволяет сделать такой прогноз на первом этапе работы учителя начальных классов и психолога.

Существуют различные подходы к изучению проблемы эмоций. Но точка зрения каждого ученого приводит к выводу о том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем.

Изучение влияния организации эмоциональной регуляции на социально – психологическую адаптацию детей к школе позволяет увидеть новые аспекты, которые не дают успешно войти ребенку в новую для него среду. Принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно выстроить эффективную работу в сфере образования.

В отечественной психологии следует отметить вклад В.В. Лебединского, который занимается проблемой эмоциональных нарушений, как одной из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

Суть теории В.В. Лебединского, состоит в том, что эмоциональная система является одной из основных регулятивных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности. Он предлагает рассматривать эмоциональную сферу в виде уровневой системы. Согласно этой теории, нарушение функционирования каждого отдельного уровня влечет за собой изменения не только в эмоциональной, но и в потребностной, поведенческой сферах. Попытки проследить закономерности углубления и активизации контакта со средой привели В.В. Лебединского и его сотрудников к выделению четырех основных уровней его организации, составляющих единую, сложно координированную структуру базальной аффективной организации. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Они не могут подменить друг друга, и ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. В то же время чрезмерное усиление механизмов одного из них, выпадение его из общей системы тоже могут стать причиной аффективной дефицитарности. Таким образом, В.В. Лебединский предлагает выделять четыре уровня базальной системы эмоциональной регуляции: уровень полевой активности, уровень стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контроля.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго указывают, что данную теорию можно применить и к детям, не имеющих отклонений.

Мне удалось показать, что теорию В.В. Лебединского можно применять не только к детям с отклонениями в развитии, но и к обычным детям.

В результате применения уровневой организации аффективной регуляции по отношению к детям, не имеющим отклонений в развитии, и соотнесение полученных результатов с уровнями социально-психологический адаптации, мне удалось разработать собственную типологию. Полученные данные были подвергнуты качественному анализу с помощью методов математической статистики и программы “SPSS-10”.

Методологическую базу типологии составляет учение об организации эмоциональной регуляции В.В. Лебединского, взгляды на проблему детского развития Л.С. Выготского.

Типология учащихся на основе эмоциональной регуляции

Тип 1. Ребенок не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может долго находиться среди незнакомых людей. Такой ребенок нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке и изменению дистанции во время общения. Обычно неадекватно оценивает свои возможности, недостаточно критичен, с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнять. Иногда такие дети могут привлекать к себе внимание любыми средствами, подчиняются требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания. Возможны проявления негативизма, а также провоцирование конфликтов между другими, испытывая при этом удовольствие. Могут проявлять несамостоятельность, конформность, а также проявлять кратковременную заинтересованность заданиями.

Тип 2. Такие дети испытывают беспокойство, когда происходит изменение дистанции во время общения, отказываются работать при быстрой смене видов деятельности. Они боязливы, нерешительны при смене обстоятельств, неуверенны в собственных силах, часто перестраховываются в оценке возможных сложностей и трудностей. Ребенок этого типа любит одиночество. Возможны случаи, когда ребенок будет с трудом привыкать к новому учителю, коллективу, к режиму в школе. Также возможен отказ от работы или проявление агрессии при переключении на новый вид деятельности. Часто это дети с низкой коммуникативностью, замкнутые, одинокие, с низкой самооценкой. Такие дети очень внушаемы, мнительны, недоверчивы к мнению окружающих, излишне зависимы от принятых норм поведения. Также они очень несамостоятельны, проявляют неуверенность в правильности своего поведения. Поэтому бывают случаи, когда ребенок неуверен в правильности своего поведения, постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен. Такие дети могут испытывать тревогу и страх, отказываться от деятельности в отсутствии эмоционального соучастия близких.

Тип 3. У детей этого типа присутствуют особенности второго типа. Также для этих детей характерно быстрое пресыщение занятиями, пассивность. Требуется постоянная стимуляция для продолжения деятельности в сложных ситуациях. Часто такие дети не могут принять решение, пассивны, имеют низкую коммуникативность. Это дети не уверенные в себе, трусливые.

Тип 4. У детей четвертого типа присутствуют особенности первого типа. Также им свойственна агрессивность по отношению к учителям, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Такие дети нетерпеливы, проявляют мнительную любознательность.

Тип 5. Дети этого типа легко вступают в контакт, при этом не требовательны к качеству общения. Легко может преодолевать трудности. Такой ребенок проявляет кратковременную заинтересованность заданиями, требованиям подчиняется только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности под угрозой наказания. В тоже время он боится новых впечатлений, часто возникают резкие перепады настроения. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их.

Тип 6. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении, но в любой момент может почувствовать дискомфорт от изменения этой дистанции. При быстрой смене деятельности может испытывать дискомфорт. Такой ребенок легко преодолевает трудности, испытывает потребность в симпатии со стороны других людей. Редко проявляет агрессию по отношению к близким или учителю, когда ему не позволяют осуществить задуманное. Возможны проявления мнительной любознательности. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Тип 7. Эти дети легко вступают в контакт, допускают близкую дистанцию в общении. Обычно стремится следовать установленным правилам, легко усваивает их. Спокойные, уравновешенные, способны выстраивать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, трудолюбивы, ответственны. Способны управлять своим поведением, усердны в достижении цели. Такие дети стремятся следовать заведенным правилам, легко усваивают их.

Соотношение типов учащихся с уровнями социально-психологической адаптации

Дезадаптированность
Низкий
Средний
Адаптированность

Описание работы с данной типологией: учитель получает данную типологию в начале учебного года и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типологией. Такую же работу делает психолог. Для формирования объективной оценки производится сравнительный анализ полученных результатов. Производится корректировка распределения по группам. Затем в соответствии с таблицей делается прогноз относительно каждой группы. С помощью диагностики выявляются основные факторы, препятствующие успешной адаптации.

Литература:

  1. Битянова М. Головокружение от эмоций // Школьный психолог. – 2003.- №10. – С. 8.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Акад. пед. наук СССР)
  3. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 137 – 143.
  4. Лурье С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии. – 2002. – №1. – С. 127–134.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога, 2е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  6. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского. – М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1990.-197 с.

О.В.Алешина, педагог-психолог

ГОУ ТО «Тульский областной центр образования»

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТИПОЛОГИИ

Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

В. А. Крутецкий

От статистического портрета учителя перейдем к его психолого-типологическому портрету. Раскрывая понятие «педагогические способности», В. А. Крутецкий отмечал, что личностные способности включают в себя такие элементы, как расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность владеть своим настроением. Дидактические способности включают способность объяснять, а также речевую и академическую способности. Организационно-коммуникативные способности включают, в частности, педагогическую наблюдательность, такт и воображение, суггестивную способность «эмоционально-волевого воздействия на учащихся», а также стремление к распределению внимания и дальнейшему формированию и развитию педагогических способностей.

Однако следует предположить, что подобными способностями должен обладать любой учитель, иначе может возникнуть вопрос о его профессиональной пригодности. Поэтому больший интерес представляют классификации, которые априори предполагают наличие всех перечисленных качеств у педагогов, в значительной мере по профессиональным признакам отличающихся друг от друга.

Существует немало вариантов таких классификаций, мы остановимся на некоторых из них.

Е. И. Рогов приводит примеры таких типов личности учителя, как «организатор», «предметник», «коммуникатор», «интеллигент». Для лидера «организатора» характерны требовательность, сильная воля, энергичность; для рационалиста «предметника» - наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Экстраверт «коммуникатор» характеризуется такими качествами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, эмоциональность, эмпатия; а «интеллигент» - высоким интеллектом, принципиальностью, общей культурой.

Автор также описывает промежуточные типы, например, «предметник-организатор», «предметник-коммуникатор» и т. д. Он отмечает, что «профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации».

Примечателен один из вариантов деформации, при которой типологические особенности профессиональной стороны личности начинают активно проявляться в структуре личности, напоминая изменения, происходящие при акцентуациях. В подобных ситуациях «организатор» начинает вмешиваться в личную жизнь окружающих, уча их «жить правильно»; «интеллигент» может «уйти» в чрезмерное мудрствование или морализаторство; «коммуникатор» превращается в занудного болтуна, сюсюкающего с младшими по статусу; «предметник» вносит наукообразность во все ситуации, оценивая людей через призму их знаний предмета.

Согласно типологии, предлагаемой Р. В. Овчаровой, можно выделить и описать четыре типа психологических портретов учителей (ценностный, гедонистический, реалистический, творческий).

Педагоги первого типа склонны руководить, для них характерно преобладание вербального интеллекта, эмоциональное отчуждение, педантичная холодность, большие социальные претензии, профессиональная усталость.

Гедонисты являются исполнителями, для них характерна развитость общего интеллекта, готовность принять ответственность на себя, эмоциональное отчуждение и агрессия, интеллектуальная инертность.

Реалисты характеризуются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, при этом часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт.

Педагоги четвертого типа готовы генерировать идеи. Они гармоничны, активны в профессиональной деятельности, требовательны к себе, имеют высокие интеллектуальные притязания, склонны к эмоциональному сотрудничеству.

Качества и свойства личности педагога не могут не влиять на развитие и формирование личности детей. Выявлены следующие факторы такого влияния:

- фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения через доминирование или гиперопеку ведет к снижению социальной активности (особенно характерно для негосударственных школ);

    фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей;

    фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищенному ребенку разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка;

- фактор неадекватного отношения к себе и ма лодифференцированного образа «Я» говорит о том, что педагоги слабо разбираются в себе и
своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состо
янии сделать это по отношению к проблемным
детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

По мнению Р. В. Овчаровой, на возникновение и развитие социально-педагической запущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сенситивности, открытости, стремления привлечь к себе внимание детей. Для снижения степени воздействия перечисленных факторов психологу рекомендуется сосредоточить свое внимание на коррекции таких личностных особенностей педагога, как:

    дисбаланс культурного и социального развития;

    малодифференцированный образ «Я»;

    неадекватная самооценка;

    личностная тревожность и сверхконтроль;

    эмоциональная холодность;

    формализм в отношении к ребенку (или эмоциональная неустойчивость, аффективное отношение к ребенку);

    недостаточная профессиональная компетентность в работе с детьми «группы риска».

И. В. Вачков предложил образную классификацию, которая может послужить основой для проведения тренингов или студий с педагогами. Эта классификация объединяет 8 типов.

«НАПОЛЕОН»

Характеризуется неприязненным отношением к детям в сочетании с откровенным использованием их в собственных целях. Хайой учитель напоминает полководца, для которого солдаты - «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко цениться руководством. Но дети его не любят. За его абстрактными построениями человека не видно. Этот тип часто встречается среди администрации школ и органов управления образованием.

«НАРЦИСС»

Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его не интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.

«САМОДУР»

Этот яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшихся в школе из-за неблагоприятного и случайного стечения обстоятельств, разрушителен и страшен для детей. Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жестокий контроль над ними, в стремление ограничить учеников твердыми рамками запретов.

«ШТАМПОВЩИК»

Вероятно, это самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Поэтому такой учитель осуществляет насилие по отношению к детям.

«НАБЛЮДАТЕЛЬ»

Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие

творчества делает такого учителя неспособным даже к манипуляциям. По-видимому, такие люди совершенно не расположены к педагогической профессии.

«КОТ ЛЕОПОЛЬД»

Этому типу свойственны слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже его поливать, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция может порой может привести к гибели деревца.

«ДОКТОР ФАУСТУС»

Учитель «лепит» ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он «формирует» личность. Многие, даже несомненно талантливые учителя поднаторели именно в этом, и для многих это - единственный видимый путь.

«САМОАКТУАЛИЗАТОР»

Как нам кажется, именно в этом пространственном углу лежит путь самоактуализирующейся личности учителя. Система отношений с детьми, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним, одухотворенная личностным творческим потенциалом, порождает и систему соответствующей педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка.

Развивая эту тему, Игорь Вачков отмечал, что для школьного психолога представляется важным не столько познакомиться с различными вариантами типологий, сколько с уровнями профессионального самосознания учителя. По его мнению, «поведенческие проявления каждого типа учителя связаны с особенностями профессионального самосознания, а точнее - с уровнями его развития. Низкие уровни коррелируют с нарушениями эмоционально-волевой сферы, гибкости поведения, саморегуляции. Динамика развития профессионального самосознания учителя отражается в прохождении следующих уровней: регулятивно-прагматического, эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субъектно-универсального».

Регулятивно-прагматический уровень характеризуется только прагматическими, ситуационными аспектами самосознания (ему соответствует тип «самодур»). Это педагог, уровень самосознания которого вряд ли молено назвать личностным, настолько он привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. На этом уровне профессиональное самосознание учителя находится еще в зачаточном состоянии в силу отсутствия самой интенции педагога к процессу самопознания.

По сути дела, здесь мы сталкиваемся только с регулятивной функцией профессионального самосознания учителя и осознанного эмоционального отношения к себе и ситуации, что дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение, опираясь при этом исключительно на буквально понимаемые прагматические смыслы. Поэтому для решения сиюминутных задач такому учителю наиболее очевидной и единственно доступной представляется система принуждения по отношению к учащимся.

В эгоцентрическом уровне исходным моментом ; являются личная выгода, удобство, престижность и т. п. На наш взгляд, этому уровню соответствуют типы «доктор Фауст», «Наполеон», «Нарцисс». Общей чертой таких учителей является самостоятельность, но творческое начало извращено, поскольку направлено исключительно себе на благо.

Учащиеся рассматриваются ими либо как факторы, способствующие самоактуализации, либо как препятствующие ей, либо как индифферентные. Достаточно часто учителя, находящиеся на этом уровне, упиваются властью, приобретаемой с получением статуса учителя, и возможностью манипулировать учащимися.

Особенностью стереотипно-зависимого уровня является то, что жизнедеятельность человека с этим уровнем развития самосознания определяется его близким окружением, группой, с которой он либо себя отождествляет, либо ставит выше себя. Если на предыдущем уровне другой человек выс тупает как вещь, как средство достижения эгоцентрических целей, то на этом другие люди делятся на «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», её лишенных. Следствием отождествления себя с группой для человека, по нашему мнению, становится утеря творческого начала и неизбеж ное возникновение зависимости от ценностных ори ентации группы. Для педагога, находящегося на этом уровне профессионального самосознания, воз никает как минимум две возможности выбора: группа коллег-учителей и класс детей, с которыми он непосредственно работает.

Этому уровню, по нашему мнению, соответству ют типы «штамповщик», «наблюдатель», «кот Леопольд». К типам «штамповщик» и «наблюда тель» относятся педагоги, отдающие предпочтения профессиональным корпоративным интересам. Содержание педагогического труда здесь полностью определяется установочными тенденциями и ценностными ориентациями, которых придерживается профессиональное окружение педагога.

Высшей ступенью профессионального самосоз нания является субъективно-универсальный уро вень. Его главные характеристики связаны с внут ренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже незнакомым, «чужим» людям, обществу, человечеству в целом. Этот уровень включает общечеловеческую, нрав ственную ступень и действительно становится основанием для достижения высшей степени самосознания, которая порождена свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого - стремление к творчеству, само выражению и самоактуализации. Это пролог к подлинно духовному, или эсхатологическому, пониманию себя и других людей. Для педагога данный уровень характеризуется гармоничным развитием профессионального самосознания. Благодаря глубокому осознанию прасоциальных, общечеловеческих смыслов своей деятельности он строит систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценности (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет себя как творческая личность (и осознает себя таковой), направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ребенка (и в своем труде развивает себя как личность и профессионала).

Предлагаемые материалы могут иметь различное методическое прочтение в зависимости от выполняемой функции: информационная (сменные бюллетени), рефлексивная (материалы для самодиагностики и осмысления своей профессиональной позиции), коррекционная (материалы для проведения тренинга) и др.

Необходимо отметить, что пользоваться этими материалами школьному психологу следует с известной осторожностью, учитывая возможный «эффект узнавания» с последствиями в виде сильных негативных эмоций и осложнения межличностных отношений в педагогическом коллективе. В то же время опыт свидетельствует, что грамотное применение предложенного материала может дать импульс личностному и профессиональному росту педагога.

Ставя перед собой задачу организации адресного и успешного взаимодействия с педагогами, психологу следует учитывать такие факторы, как уровень квалификации учителя, степень готовности к сотрудничеству, а также индивидуальные эмоционально-личностные особенности. В целом авторы достигали наибольшей заинтересованности и «отдачи» педагогов при использовании активных форм обучения, о которых речь пойдет в следующих частях.

Школьникам и их родителям приходится иметь дело с самыми разными учителями. Какие типы преподавателей есть в любой школе и чего от них ждать?

1. Друг

Этот учитель стремится быть другом для своих подопечных. Устраивает неформальные посиделки, идёт навстречу, если не сделаны уроки, подолгу объясняет то, что кто-то не понял. Всегда выслушает, поддержит, даст дружеский совет. У всех учеников есть его номер, и «друг» призывает звонить ему в любое время дня и ночи, если что-то случится. Такие учителя никогда не выгоняют из класса, не ругают за прогулы, выгораживают школьников перед завучем и директором. Ученики счастливы, если у них такой учитель. Есть только одно НО: успеваемость и дисциплина с такими преподавателями хромают основательно. И если ваше чадо не в состоянии самостоятельно взять себя в руки и выучить уроки, учитель-друг ему тут не поможет.

2. Тиран

Вам не хватало дисциплины с учителем-другом? Тиран исправит всё на раз-два. И если уж не линейкой по рукам и не подзатыльником, то устрашающими криками, выставлением за дверь и походами к директору. На уроке у тирана всегда стоит гробовая тишина, класс наполнен до отказа, а при словах «к доске пойдёт» все бледнеют, трясутся и сползают под столы. Надо сказать, даже некоторые родители на собраниях сползают под стол, когда в класс заходит учитель-тиран. А если тиран по совместительству директор, глаз дёргается у всех в школе. Хорошо ли учиться у тирана? Да, если у вас уверенный в себе ребёнок с устойчивой нервной системой, с лёгкостью осваивающий программу. Возможно, если ваше чадо привыкло добиваться поставленных целей, даже если ради этого нужно помучиться. И однозначно нет, если вы — родитель сомневающегося, беспокойного, застенчивого, близко принимающего всё к сердцу и пугливого школьника. Словосочетание «индивидуальный подход» тирану неведомо.

3. Мечта ученика

А вот кто знает всё об индивидуальном подходе, так это «мечта ученика». Этот интеллигентный и в меру строгий учитель, который и похвалит, и тактично пожурит, когда необходимо, и мягко укажет на ошибки. С таким преподавателем интересно и легко: он знает, как объяснить материал так, чтобы поняли все без исключения. Он в курсе новых методов обучения и с удовольствием внедряет их, дополняя застарелую программу прошлого века. И, что особенно хорошо, он всё же держит дистанцию с учениками, не стремясь к дружеским и неформальным отношениям. А значит, его авторитет непоколебим.

4. Бунтарь

Учитель-бунтарь не просто в курсе новых методик. Его цель — порушить всё, что было, и построить на этом месте новое. Он спорит с учениками, учебниками и администрацией. Он интересуется политикой и не упустит возможности поразмышлять о будущем страны на любом уроке, будь то химия, физика или труд. Некоторые бунтари пропагандируют отказ от школ и предлагают вести обучение в новом формате. Всех несогласных и неуспевающих бунтарь прилюдно опускает язвительными замечаниями, так что особо ранимым ученикам вступать с ним в споры не рекомендуется. Учиться у бунтаря интересно, но не слишком приятно. Благо, долго терпеть его не придётся: рано или поздно любой учитель-бунтарь либо высказывает в лицо администрации свои претензии, либо решает уйти из школы, которая ограничивает свободу личности.

5. Искатель приключений


Пока бунтарь теоретизирует и философствует, учитель-искатель приключений переходит к практике. Подобные личности чаще всего преподают естественные науки. Они не вступают в открытую конфронтацию с директором и не швыряют учебники в печь, а просто с улыбкой на лице собирают рюкзак и вместе со всем классом отправляются на экскурсии, в походы или просто на прогулку. Искатель приключений уверен: невозможно выучить что-то, не прочувствовав. А значит, читать стихи Пушкина лучше всего в музее-квартире на Мойке, а изучать особенности строения грибницы — под ёлкой в лесу. С таким педагогом ученикам точно будет весело и интересно, но вот строгости от него ждать не приходится. Поэтому некоторые ученики предпочитают прогуливать уроки искателя приключений и совершенно не знают предмет.

6. Бабушка

Вероятно, такие типажи скоро исчезнут из школ, но пока они существуют. Несмотря на новые и новые вливания молодых специалистов в школьные коллективы, пенсионеры старой закалки крепко держатся за свои кресла, обещая работать вплоть до своего последнего дня. Их главная цель — учить неразумную молодёжь по методикам и учебникам 50-летней давности, прививать советские ценности и любовь к коммунизму, а также не забывать подтягивать штаны и утирать носы. Стоит ли говорить, что ученики бабушек ни в грош не ставят, всячески издеваются и доводят до полуобморочного состояния? А слушают их на уроках только самые отъявленные отличницы и ботаники.

7. Нытик


Обычно учителя-нытики принадлежат к слабому полу, но и тут бывают исключения. Они ноют везде и всегда. Плохие отметки, невыученные уроки, шалости учеников, отставание от графика обучения — всё это вызывает у них возгласы вроде «О-о-о, опять меня из-за вас директор вызовет на ковёр!», «Ну что я скажу вашим родителям???», «Почему именно мне достался ваш ужасный класс?» Нытиков не любит никто: ни учащиеся, ни коллеги, ни родители, которые приходят на собрание в надежде услышать что-то о своём ребёнке, а в итоге получают получасовую исповедь о том, как тяжело жить без мужа, как мало можно купить на копеечную зарплату и сколько валерьянки приходится выпивать ежедневно, чтобы не сойти с ума. Нытиков мало кто выдерживает, поэтому даже отличники зачастую пропускают мимо ушей всё, что говорит такой учитель. И это не может не сказываться на успеваемости.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал