Биологические движущие силы антропогенеза. Шпаргалка: Движущие силы антропогенеза. Какие виды борьбы за существование вы знаете

19.03.2024

Подробное решение параграф § 71 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 10 класс можно найти

1. Какие факторы биологической эволюции вам известны?

Ответ. Факторы эволюции:

1. Наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре клеточного ядра, а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.

2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная – влиянием внешней среды. Факторы эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.

3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.

4. Естественный отбор. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.

5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.

6. Популяционные волны. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.

7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.

8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.

9. Дрейф генов. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.

2. Что является элементарной эволюционной единицей?

Ответ. В настоящее время популяция рассматривается как элементарная единица эволюционного процесса. Популяция - это совокупность особей одного вида, населяющих определенный ареал (территорию) и способных к скрещиванию друг с другом. Это качественно новый уровень жизни.

В популяции существует широкое разнообразие генотипов и фенотипов особей одного вида, на которые оказывает давление естественный отбор в определенных условиях окружающей среды. Скрещивания между популяциями одного вида, разделенными между собой в природе, затруднены, но не исключены. Между популяциями разных видов скрещивания либо исключены, либо не дают способного к размножению половозрелого потомства. Среди особей одной популяции в природе происходит отбор, направленный на самые приспособленные организмы, способные к размножению в меняющихся условиях жизни.

3. Какие виды борьбы за существование вы знаете?

Вопросы после § 71

1. Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?

Ответ. На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека стало прямохождение. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. В связи с этим шел отбор особей, более способных изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов. Отбор способствовал закреплению таких особенностей организации предков человека, как прямохождение, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

2. Какие социальные факторы антропогенеза вам известны?

Ответ. Для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее усиление влияния на эволюцию социальных факторов – трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.

Групповое сотрудничество обеспечивало предкам человека большую безопасность в условиях открытых ландшафтов, возможность охоты на крупных животных, освобождение времени для изготовления более совершенных орудий, воспитания детей, заботы о стариках и т. п.

Совершенствование орудий труда было возможным лишь при условии передачи приемов их изготовления новому поколению. Это способствовало повышению роли людей старшего поколения, имевших опыт охоты, изготовления орудий, знавших съедобные и лекарственные растения, умевших ориентироваться на местности и т. д. В борьбе за существование побеждали те группы древних людей, в которых старики передавали свой опыт молодым. Популяции людей, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их исчезновению.

Коллективная охота, трудовая деятельность, необходимость передачи информации своим соплеменникам требовали использования сложной системы взаимной сигнализации, что способствовало развитию речи.

Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышлению.

3. Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменяется?

Ответ. Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.

Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.

В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.

4. Чем объясняется быстрый рост населения нашей планеты?

Ответ. На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом) . Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост – 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т. е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.

В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.) ; в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.) .

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие качество населения. Это комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, доход, калорийность питания) , социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Ответ. В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.

Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.

Таким образом, эволюция человека продолжается.

Правильный ответ: труд

2. Что в переводе с латинского означает "австралопитек":

а) австралийская обезьяна

б) древнейший человек

Г) древнейшая обезьяна

в) южная обезьяна

Правильный о твет : "южная обезьяна" (комбинация от лат.Australis - южный, и греч.Pithekos - обезьяна)

а) родстве

б) одинаковом уровне организации

В) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

Правильный ответ: (родстве)

4. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор

б) рассудочная деятельность

в) четырехкамерное сердце

г) абстрактное мышление

Правильный ответ: абстрактное мышление.

5. Череп человека отличается от черепа приматов

а) наличием только одной подвижной кости

б) наличием швов между костями мозговой части

В) более развитой мозговой частью

Г) строением костной ткани

Правильный ответ: более развитой мозговой частью.

6 . Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают:

а) прогрессивное развитие мозга

б) заботу о потомстве

в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

Правильный ответ: прогрессивное развитие головного мозга.

7. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков

Б) рамапитеков

В) австралопитеков

Г) неандертальцев

Правильный ответ: у австралопитеков.

8. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции:

Правильный ответ: кисть.

9. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов

в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

Правильный ответ: предохранение от ультрафиолетовых лучей.

10. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста

Б) расчлененность тела на отделы

В) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

Правильный ответ: наличие хвоста

11. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ:

а) питекантроп

б) синантроп

в) неандерталец

г) кроманьонец

Правильный ответ: кроманьонец

12.В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы:

А) сформировался свод

Б) когти превратились в ногти

в) срослись фаланги пальцев

Г) большой палец противопоставлен всем остальным

Правильный ответ: сформировался свод стопы.

13. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

Правильный ответ: третье веко у человека.

14. К движущим силам антропогенеза не относят:

а) борьбу за существование

Б) общественный образ жизни

В) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

Правильный ответ: модификационную (ненаследственную) изменчивость.

15. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек

б) обезьяночеловек

в) человек умелый

г) человек прямоходящий

Правильный ответ: обезьяночеловек.

16. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы

б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди

Г) современные люди

Правильный ответ: кроманьонцы и современные люди

17. Каково значение светлой кожи у европеоидов

а) отталкивание ультрафиолетовых лучей

б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им, организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд - важнейший фактор эволюции человека

Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создатьих. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека.

Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д.

Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда.

Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.

джвижущие силы антропогенеза и получил лучший ответ

Ответ от Елена Закамская[гуру]
Движущие силы антропогенеза
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч. Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью) .
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство) .
Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.
Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.
Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.
Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: джвижущие силы антропогенеза

Ответ от Александр Глухов [новичек]
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. Антропогенез - происхождение человека и становление ее как виду в процессе формирования общества. У человека есть ряд специфических признаков, которые отличают ее от животного мира.1. Человек - существо социально и живет не только за биологическими законами, но и за общественными.2. Человек владеет членораздельным языком и передает за ее помощью свой жизненный опыт.3. Человек мыслит абстрактно, понятийное. У нее развитая вторая сигнальная система.Биологическими факторами происхождения человека были такие же, как и у животных: мутации, наследственная изменчивость, борьба, за существование, естественный отбор. Однако решающую роль в становлении вида Человек умный играют социальные факторы: труд, язык, общественный образ жизни, изменение характера еды, возникновения социальных закономерностей.Прямоходинння формировалось длительное время за законами биологической эволюции. Оно дало возможность освободить руки, применить их в трудовой деятельности. Изготовление орудий труда повлияло на формирование руки, а затем и на появление языка.Биологические законы развития изменились на социальные, темпы антропогенеза резко ускорились. Стадность заменяется общественным образом жизни, формируется членораздельный язык, появляется вторая сигнальная система. Происходит усиленное развитие мозга и процессов мышления. Изменяется характер еды. Человек становится всеядным, учится обрабатывать еду. Возникают социальные отношения, которые способствуют формированию сознания и мышления, которые, в свою очередь, стимулируют развитие мозга.

1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

    биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов

    только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов

2 . К биологическим факторам происхождения человека относится:

а) групповое сотрудничество в) изготовление орудий труда б) борьба за существование

г) мышление

3. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)

    прямохождение 3) хождение по земле

    трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи

4 . Развитие в теле людей большого количества сосков называют:

а) ароморфозом б) регенерацией в) атавизмом г) идиоадаптацией

5 . К движущим силам антропогенеза не относится:а) борьба за существование

в) общественный образ жизниб) наследственная изменчивость г) модификационная изменчивость.

6 . Социальная природа человека проявляется в:а) создании письменности в) формировании пятипалых конечностей б) наличии коры больших полушарий г) образовании условных рефлексов

7 . О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:а) приспособленность к жизни в разных климатических условияхб) одинаковый набор хромосом, сходство их строенияв) их расселение по земному шару г) их способность преобразовывать окружающую среду

8 . Большинство считают прародиной человека:а) Европу б) Азию в) Африку

г) Австралию

9 . Из перечисленных факторов антропогенеза выберите относящиеся к социальным:

а) прямохождение в) использование огня б) естественный отбор г) трудовая деятельность

10 . Развитию речи способствовали:

а) охота б) пользование огнем в) прямохождение г) развитая кисть

11 . Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

а) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

б) человек потомок современных человекообразных обезьян

в) человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

г) обезьяны произошли от древних людей

12 . Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду Человек разумный, является:

а) сходство в) наличие одних и тех же групп крови

б) скрещиваемость и плодовитое потомство г)сходство в строении верхних и нижних конечностей

13 . Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей в) усиления обмена веществ

б) приспособление к морскому климату г) улучшении дыхательной функции кожи

14 . Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

а) генотипом и фенотипом в) местом рождения

б) культурными традициями г) всем вышеперечисленным

15 . Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

а) переход от древесного к наземному существованию в) формирование образного позвоночника

б) облегчение челюстного аппарата г) коллективное (стадное) существование

Выберите все верные ответы.

16 . Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками: а) расширение грудной клетки д) освобождение передних конечностей

б) объем мозга 450 см³ е) вскармливание детёнышей молоком

в) хорошее зрение и слух ж) развитые двигательные отделы головного мозга

г) стадные образ жизни з) позвоночник в форме дуги

17. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens ?

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал