Шпоры по семейной педагогике - файл n1.doc. Зарождение пренатальной педагогики, задачи ее исследования 4 основные положения пренатальной педагогики и психологии

26.02.2024

В настоящее время произошло осознание факта ведущей роли перинатальных факторов в этиологии и патогенезе очень многих, если не большинства, хронических болезней человека (Шабалов Н. П., 2006), в том числе и нервно-психических. Многие патологические процессы, происходящие в перинатальном периоде, оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни, являясь основой для формирования патологии как у детей, так и у взрослых. В связи с этим несомненно, что активная профилактика нервно-психических расстройств прежде всего должна быть обращена к перинатальному периоду. Выделение в перинатологии области перинатальной педагогики было обусловлено, с одной стороны, развитием науки и получением многочисленных фактов, свидетельствующих о том, что у плода рано развиваются психические функции, о возможности установить с ним обратную связь. С другой стороны, возникло понимание, что профилактика осложнений течения различных этапов репродуктивного процесса во многом может быть основана на предоставлении женщине и мужчине тщательно отобранной информации об этом, снижающей тревогу перед неизвестным, на усвоении ими целого ряда навыков, на выработке поведенческих стереотипов.

Процесс обучения и воспитания в основном происходит за счет:

Предоставления информации, ознакомления с ней и усвоения ее;

Общения с окружающими и подражания им;

Приобретения собственного опыта.

Н. Д. Подобед считает, что уже плод может получать информацию «на клеточном уровне». «Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается так интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию» (Подобед Н. Д., 2001, с. 27). С ее точки зрения, воспитание и обучение в пренатальном периоде происходит в основном за счет «впитывания информации». В возможностях плода к имитации и к приобретению опыта она сомневается.

Элементы дородового воспитания можно найти в обычаях и традициях разных народов. Например, еще в древности на Руси было принято так называемое внутриутробное пестование.

В XX в. был проведен ряд исследований, доказавших реальность обучения пренейтов. Это возможно как при непосредственном воздействии на их тактильный и слуховой анализаторы, так и опосредованно через организм матери. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей (Бертин А. М., 1992; Комова М. Е., 1997; Чичерина Н. А., 2001, 2007). Т. Верни (Th. Verny) утверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» (Верни Т., 2005, с. 5).

Ф. Дольто (F. Dolto), ученица Ж. Лакана (J. Lacan), и Ф. Вельдман (F. Veldman) разработали метод аффективного, т. е. наполненного эмоциональным смыслом, психотактильного контакта. Метод получил название «гаптономия» (греч. hapsis – трогать). В настоящее время этот метод продолжает развивать и внедрять в практику дочь Ф. Дольто – К. Дольто-Толич (C. Dolto-Tolich). Она подчеркивает, что гаптономия – не телесно-ориентированная психотерапия. Суть гаптономии в том, чтобы прикасания были взаимными, отражали не тактильное ощущение, а присутствие другого человека, были наполнены эмоциональным содержанием. Гаптономия может использоваться на любом этапе онтогенеза человека, но наиболее распространена именно перинатальная гаптономия, проводимая во время работы с беременными женщинами, позволяющая устанавливать контакт с плодом. К. Дольто-Толич считает перинатальную гаптономию самым эффективным способом профилактики осложнений в течение беременности и родов (Дольто-Толич К., 2003).

Воздействия на тактильный анализатор могут сочетаться с воздействием на слух, разработаны и продолжают разрабатываться соответствующие методики. Петербургский профессор консерватории А. Г. Юсфин имеет опыт «музыкального воспитания в перинатальном периоде» (Юсфин А. Г., 1997, 2005). Он пишет, что музыка – один из тех агентов, воздействие которого несомненно, который проникает сквозь любые преграды и роль которого в формировании (и шире – в существовании) соматической, психической и духовной структуры человека общеизвестна и не нуждается в обосновании (Юсфин А. Г., 2005, с. 176). С 1983 г. в нашей стране применяется программа «кардиосенсорной регуляции развития плода», разработанная М. Л. Лазаревым (Лазарев М. Л., 2007).

Обучение потенциальных родителей (до зачатия и в период беременности), родителей, имеющих маленького ребенка, возможно и путем получения новой информации, и благодаря приобретению новых навыков, опыта.

Однако перинатальная педагогика, включая пренатальную, не ограничивается ею. Наиболее удачное определение педагогики пренатального периода, по нашему мнению, принадлежит К. Н. Белогай: «Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка» (Белогай К. Н., 2008, с. 40).

В настоящее время в нашей стране важность и эффективность перинатальной педагогики признана и является обязательным разделом работы медицинских работников лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10.02.2003 г. № 50). В лечебно-профилактических учреждениях организуются «Школы материнства», «Школы молодой матери». Сведения об организации таких школ в качестве профилактической медицинской услуги вносятся в документы официальной медицинской статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений (ф. 30, раздел 10, код 4809). Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации» они включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (раздел 04 – «Медицинские услуги по профилактике»).

С точки зрения Н. А. Гительсон (2001), само понятие «материнская школа» подразумевает комплексный подход, включающий освещение вопросов медицины, психологии, педагогики, культуры, искусства, философии, социальные вопросы. «Новая школа материнства» должна основываться на осознании глубинного исторического опыта нашей страны, на достижениях отечественной дошкольной педагогики, на изучении европейского опыта. К занятиям в таких школах, по ее мнению (которое мы полностью разделяем), должны привлекаться и бабушки (Гительсон Н. А., 2001).

Целый ряд авторов специализируются на разработке обучающих программ, посвященных работе психолога с родителями детей младшего возраста (Ларечина Е. В., 2011; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000; Чиркова Т. И., 1998, 2003 и др.).

Широкое распространение обучения родителей, будучи безусловно положительным явлением, имеет и свою оборотную сторону. Если обучение проводится недостаточно компетентными специалистами, возможно появление большого количества негативных последствий, вплоть до формирования у слушателей родительских школ нездоровых амбиций, выражающихся в стремлении к несвоевременно раннему развитию детей. Завышенные притязания и требования к пренейтам и к детям раннего возраста, неправильные воспитательные установки приводят к перенапряжению, к развитию у детей нервно-психических нарушений (прежде всего невротического регистра), которые следует расценивать как дидактогении. В связи с этим становится актуальной проблема организации качественных методических разработок для родительских школ, подготовки квалифицированных преподавателей, налаживания системы государственного лицензирования предлагаемых ими программ.

Разработки, посвященные вопросам перинатальной педагогики, можно сгруппировать так, как это показано на рис. 3.

Важно, чтобы специалист в области перинатальной педагогики имел представления обо всех перечисленных методиках, даже если его конкретная работа ограничена рамками только одной их них.

В презентации Международной организации ассоциаций перинатального образования (ОМАЕР) говорится, что широкое внедрение пренатального образования может иметь целый ряд благотворных последствий. Для ребенка оно является фундаментальной профилактикой генетически не обусловленных соматических и психических расстройств, способствует формированию здорового, уравновешенного, творческого и открытого человека. Пренатальное образование облегчает последующее обучение ребенка, а затем подростка благодаря рано сформированным связям его с родителями.

Пренатальное образование родительской пары способствует личностному росту женщины и мужчины, укрепляет их взаимоотношения, обеспечивает легкое родоразрешение как следствие нормально протекающей, прожитой в полноценном общении с пренейтом беременности.


Рис. 3


Пренатальное образование, укрепляя семьи, делая их более гармоничными и стабильными, способствуя нормальному течению беременности и рождению здоровых, желанных детей, воспитываемых в уважении, любви и доверии, а следовательно, творческих, открытых, неагрессивных, имеет большое значение и для развития общества в целом.

Все это относится не только к перинатальной педагогике, но и, пожалуй, еще в большей степени к перинатальной психологии.

Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика . Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного . В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной .

В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.

·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики . Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.

1. Первый и самый важный методфизический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Каждая русская семья, каждая пара может поставить себе цель создания и совершенствования новой, высококачественной ветви своего Рода, когда их дети станут необычайно здоровыми , сильными, мобильными и всесторонне развитыми людьми. Но таких оригинальных детей в семье должно быть не менее трёх. Это позволит им осуществлять взаимную поддержку в нашем загнивающем обществе. А если поднялся один, другой, третий Род, то в конечном итоге воспрянет и Народ. Для этого не требуется капитальных вложений – нужны знания, цель и ответственность за будущее своего Рода, за будущее своего Народа. Это и есть настоящая, действенная политика, которая определит перспективы нашей страны, и семья станет плацдармом этой политики, а крутизну этой деятельности станет определять русская молодёжь.

Сегодня стало очевидным, что все болезни человека возникают от всеобщего невежества людей в отношении собственного образа жизни и воспитания детей, начиная с пренатального периода. Их этому никто не учит.

В Древней Руси существовала повивальная культура, которая учила молодых наших прапрабабушек общению с будущим своим ребёнком, находящимся в утробе, а также учились они рожать в домашних и полевых условиях. Но в дальнейшем повивальная культура была подавлена, как проявление язычества и несоответствующая духу научной медицины. Ну, вот и имеем непрерывно ухудшающуюся породу Русского народа, Белой расы. Необходимо направить народ в нужное русло реабилитации и совершенства своей породы, но для этого требуется понимание данной проблемы со стороны общества и государства. На самом деле повивальная культура в своём развитии не имеет предела, это уникальное творчество молодых в животворящей архитектуре.

В результате многолетней просветительской деятельности в области здоровья в системе общественных организаций, государственных, муниципальных и образовательных учреждений я получил следующие результаты по коэффициенту полезного действия (КПД) своей просветительской деятельности:

1. Ветераны труда – в пределах 7%
2. Средний возраст – в пределах 25%
3. Старшеклассники и молодежь – в пределах 40%
4. Результаты преднатальной и пренатальной педагогики - 99% детей рождаются здоровыми. При том, что в России полностью здоровых детей рождается около 4%.

Высокий КПД просветительской деятельности с будущими родителями объясняется их беспрекословным выполнением всех рекомендаций, объясняемый степенью их любви к своему ещё нерождённому или даже незачатому ребёнку. В результате преднатальной и пренатальной педагогики можно рожать не только физиологически совершенных детей, но даже с определённо заданными физическими, эмоциональными и интеллектуальными данными.



Но чтобы нам возродить следующее поколение, необходимо создать при ЗАГСах службу преднатальной педагогики и ввести должность наставника, который бы проводил семинар с молодыми парами. Этот наставник должен ставить свою подпись на брачном свидетельстве вместе со свидетелями и размер его премии должен определяться прочностью семейных отношений, регистрируемых пар, но главное - качеством рождённых этими парами детей. При каждом муниципалитете должен быть создан Дом Семьи, где будущих родителей необходимо просвещать в области воспитания и совершенствования их детей в чреве матери, равно как уходу и воспитанию ребёнка после рождения, то есть пройти курс постнатальной педагогики.

Для успешного развития данного направления оздоровительной деятельности необходимо создать общероссийскую некоммерческую, негосударственную организацию (независимую от Минздрава), в задачу которой должен входить сбор и обработка статистических данных в требуемом направлении и научные исследования в области совершенствования породы Человека. Эта организация будет обучать наставников, специалистов Дома Семьи. Государство должно осуществлять финансирование деятельности этой организации. Финансирование на эту деятельность необходимо изыскать за счёт реконструкции определённых подразделений Минздрава.



Пренатальная педагогика

Вот как излагает суть пренатальной педагогики Наталья Кулакова в статье «Воспитание до рождения» (Журнал «Аистенок», 2003, №11): «Более ста лет назад учёные обратили внимание, что в мозгу новорождённых имеется значительное число атрофированных нейронов. Возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребёнка, в связи с их невостребованностью. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребёнка. В связи с этим, в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов ХХ века, сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребёнка ещё в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии – педагогика дородового воспитания , пренатальная педагогика (pre- перед и natalis-относящийся к рождению) и пренатальная психология, которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде, влияют на формирование психики взрослого человека.

Воспитание эмоциями

Существует связь между эмоциональным содержанием ожидания ребёнка и его последующим развитием и обучением: желанный, любимый ребёнок намного успешнее беспокойного и «вечно капризного» нежеланного. Как ни странно, ещё не родившемуся малышу необходимо, чтобы о нём думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги «Тайная жизнь неродившегося ребёнка» Томас Верни , «…его дух, а часто и тело начинают слабеть». А негативное отношение мамы может приводить к тяжёлым расстройствам в уже вполне зрелом возрасте.

Современные исследования подтверждают, что такие эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности – угнетают. Особенно это касается длительных переживаний, депрессии, но короткие стрессы компенсируются.



А вот главная эмоция, которая совершенно необходима будущему ребёнку для его успешного развития – это Любовь мамы к нему. Научно доказано, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ребёнке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей, чаще страдали различными нарушениями желудочно-кишечного тракта, страдали нервными расстройствами, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни. Более того, у взрослых людей в подсознании информация из их пренатальной жизни (которые были восстановлены на гипнотических сеансах и после расспросов их родителей), и если она негативна, это может стать причиной серьезных заболеваний. Так уже в утробе матери человечек проходит свою первую школу принятия и любви или ненависти и отвержения. На изменение эмоционального состояния матери ребёнок реагирует изменением характера движений. Профессор Хуго Юнг считает, что его движения можно расценивать как язык знаков, подаваемых «с целью досознательного выражения самочувствия и развития». Можно беседовать с ребёнком, спрашивать, как его зовут, говорить ласковые слова, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ, такую методику развития тактильных ощущений ребёнка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (от греческого – hapto –касаться). Радуйтесь, наслаждайтесь жизнью, а ребёнок будет радоваться вместе с вами, а, поглаживая, похлопывая свой животик, танцуя вместе с ним, вы, наверняка, добьётесь и ответной реакции. Ощущения радости, любви, передаваясь ребёнку, зафиксируются в клетках его мозга и во многом определят его отношение к миру после рождения. Существует мнение, что, если зримо представлять себе те качества, которые хочется видеть у своего будущего ребёнка, сознательно визуализировать их, они войдут в новое существо и станут его личностными особенностями.



Развитие сенсорики (органов чувств)

Уже к 3-му месяцу беременности у развивающегося малыша появляется вкусовое восприятие, вскоре развиваются обоняние и слух, чувство равновесия, кожа ребёнка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что ребёнок рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения, но всё-таки ребёнок различает свет, который падает на живот матери, поэтому для развития зрения растущего крохи очень полезно принимать солнечные ванны. Ребёнок уже в материнском чреве демонстрирует определенные вкусовые пристрастия, ведь нос и рот его постоянно омываются амниотической жидкостью, которая имеет вкус и запах. Ребёнок может глотать или выплевывать её уже начиная с 10-й недели. Если добавить в амниотическую жидкость сахар, малыш проглотит двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Можно сказать, что ребёнок питается вместе с мамой: состав околоплодной жидкости зависит от того, что она ест, пьёт, чем дышит и т. д. Так что ещё до рождения вы можете познакомить ребёнка с разными вкусами, приучить к определенной пище. Уже шестимесячный плод прекрасно слышит, внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые он запоминает, ведь звуки извне могут доходить до ребёнка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их как бы всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (кстати, некоторые учёные считают, что мужской, и вообще низкие звуки, ребёнок слышит более отчётливо). Известны случаи, когда ребёнок шевелился в такт музыки. В своём интервью американский дирижёр Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения». Знакомясь с определённым произведением впервые, он уже знал партию скрипки ещё до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты. Замечено, что младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у ещё не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно, почти наверняка, ребёнок своими движениями даст понять, что ему нравится. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым. Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, и у него хорошо будет развит слух. У матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом. Но самое значительное воздействие имеет голос самой матери, он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них. Потому так популярно пение у многих народов во время беременности и родов. Пойте и разговаривайте со своим ребёнком как можно больше. Считается, что ребёнок запоминает музыкальные отрывки, стихи и колыбельные, которые слышал ещё в животике у мамы.



Развитие речи

Рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что ребёнок фиксирует даже язык, на котором говорят вокруг его мамы, да и сама мать, впоследствии он начинает раньше говорить, а если его усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его настоящая мать. Описан эксперимент, проведённый любящим отцом над своим ещё не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух отрывок из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребёнку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз ещё до рождения. Знакомый отрывок ребёнок выучил вдвое быстрее незнакомого. Точно установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Понимают интонацию, настроение собеседников, – если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздражённо, у них учащается сердцебиение, а частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится спокойным. Вы можете начать развивать у ребёнка способность к слуховому восприятию звуков речи, учить его прислушиваться и слышать, развивать чувство ритма. Как можно больше разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стихи, не забывайте при этом похлопывать по животу, подчеркивая ритм. Объясняйте свои действия, особенно, если произошло что-то неприятное, успокойте его.

Чем бы вы ни занимались со своим будущим малышом, главное - чтобы эти занятия приносили радость вам обоим. Фантазируйте, придумывайте, прислушиваясь к себе и уважая развивающиеся способности своего ребёнка, вы непременно добьетесь успеха».

Начиная с 1996 года в России началось широкое распространение пренатальной педагогики по методике «Сонатал», автором которой является Михаил Лазарев (д.м.н.). Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребёнком ещё до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку её к родам и воспитанию здорового ребёнка. Вот как Лазарев излагает существо своего метода: «Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально - ориентированного образования, при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребёнка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития».



В семидесятые годы ХХ века в Европе и США вокруг центров пренатальной педагогики возникло народное движение по совершенствованию физического и физиологического развития утробных детей.

В период беременности женщина проявляет высокую физическую активность, на уровне женской возможности, умеренно питается здоровой пищей, а не fast food (быстрая еда), но главное - будущая мама один день в неделю пропускает еду, переходя на внутренние резервы (питание жиром). В этот период ребёнку приходится зарабатывать себе питание повышенной физической активностью. Дитя стучит в стенки матки ручками, ножками, головкой, добиваясь, таким образом, поступления дополнительной порции пищи. Некоторые женщины так увлекались физическим развитием своего дитя, голодая по 3 и более дней, что были неспособны родить своего могучего богатыря обычным способом. Этим увлечённым женщинам приходилось делать «кесарево сечение». А это уже угроза будущему здоровью новорождённого, поскольку он не прошёл родовой прессинг, равно как и нарушает физиологическое состояние матери и её отношения с ребёнком. Здесь надо отметить, что в течение правильного пренатального периода ребёнок совершает глубокую чистку организма матери. Такая мама, грамотно вынашивая своего ребёнка, может избавиться от многих «неизлечимых» болезней, таких как ревматоидный полиартрит, зачастую возникающий после календарных прививок в детстве.

Русские женщины в прошлые века имели по 20, 30 и даже более 50 детей.

Замечали ли вы, что у беременной женщины особое выражение лица, взгляд, движения, мысли. Она как будто знает великую тайну и самый важный жизненный секрет. Это не зависит от социального положения и места жительства, всех женщин – будущих мам объединяет одно – великое таинство рождения новой жизни. Они становятся другими, теперь каждая мысль и поступок посвящены ему – ребенку в своей утробе.

Беременная женщина испокон веков вызывала почтение и поклонение. Самые гениальные творения скульпторов и художников – женщина в ожидании ребенка или женщина с младенцем. Это великое таинство удивительно меняет женщину, с ней происходят чудесные метаморфозы. Ее больше привлекает искусство, живопись, природа, и все, к чему можно добавить эпитет – прекрасное. Ученых всегда интересовала эта удивительная взаимосвязь женщины и ребенка, которая впоследствии вылилась в раздел науки – «Внутриутробная педагогика».

Современная женщина в стремительном ритме жизни зачастую пренебрегает опытом предков, которые обожествляли женщину, носящую под дитя, и создавали ей особые условия на период . Достаточно часто современных мамочек интересуют совсем другие вопросы — об анализах на беременность и тому подобных мероприятиях, кремы от и как от них избавиться (растяжек), отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться, как использовать свободное время в декрете, с мужем «за и против», выбор роддома и многое другое. Часто за внешним теряется внутреннее, ведь сам факт беременности должен в итоге подарить миру умное, доброе, гармонично развитое дитя.

Внутриутробная педагогика – наука, суть которой заключается в гармоничном развитии маленького человека еще до его рождения и основывается на закономерностях развития ребенка во время беременности. Первый беременности, когда у малыша формируется головной мозг и вегетативная нервная система, оказывает огромное значение на его развитие и способности в будущем. На развитие такого важного органа малыша, как головной мозг, оказывают влияние не только гены, но и огромный поток информации, которую получает женщина во время беременности. Конечно, знать об анализах на беременность и тому подобное тоже необходимо, но это не настолько важно для развития малыша. Отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться – бесспорно, важно, но нельзя заменять одно другим. Все это должно быть гармонично и взаимосвязано, так как малыш получает информацию из внешней среды посредством органов чувств матери. Именно поэтому на этом этапе особенно важно, чтобы женщину окружала красота в виде природы или искусства, свежий воздух и позитив, а не смог города, гудки клаксонов, громкая музыка и прокуренный бар.

Пятый месяц внутриутробного развития малыша знаменуется первыми ощутимыми шевелениями. Именно эти толчки являются реакцией малыша на состояние, которое напрямую зависит от мамы. Если женщина расстроена, подавлена, возбуждена или обеспокоена, ее состояние передается малышу, который чувствует дискомфорт и возбужденно «топает» ножками. Именно в этот период у малыша появляются эмоции, и он удовлетворенно сосет пальчик, спокойно засыпая под ровный стук маминого сердца. Поэтому в ответ на чересчур эмоциональные споры по вопросу – роды с мужем «за и против», вы рискуете провести беспокойную ночь, убаюкивая встревоженного малыша.

Внутриутробная педагогика особенно эффективна именно в этот период, так как ваш малыш активно познает мир и внимательно прислушивается к звукам. Пойте, пойте свои любимые, мамины колыбельные, даже если у вас нет слуха. Не хотите петь, читайте стихи, сказки, легкую литературу. Различные F.A.Q. по беременности, всякие советы психологов и педагогов рекомендуют массу полезной для ребенка, на этом этапе развития, литературы. В интернете всегда можно найти информацию и скачать не только классическую и детскую музыку, но и шум дождя, пение птиц, всплеск волн. И у вас не будет вопросов, как использовать свободное время в декрете.

Для подрастающего малыша крайне необходимо общение. Самое важное, что у малыша с мамой удивительным образом выстраивается диалог. Он вас хорошо понимает, слышит, чувствует, он является частью вас, но уже индивидуальностью и личностью. У вас целых девять месяцев, чтобы рассказать ему об удивительном мире, которые его ждет и о тех заботливых и добрых людях, которые вас окружают. Ваш оптимистический настрой и позитивное отношение к окружающему миру передадутся и вашему ребенку. Оградите его от негатива, шума, и агрессивной окружающей среды. Творите, используйте свободное время в декрете с пользой, возможно, вы откроете в себе новые таланты. Займитесь плаванием и йогой, или просто гуляйте. Общайтесь с малышом, и записывайте свои ощущения, разговаривайте и прислушивайтесь. Возможно, подросшему ребенку вы прочитаете ваши беседы.

” №12/2010 28.04.12

Оказывается ребенок с молоком матери впитывает ее таланты. У одаренной мамы рождаются одаренные дети. Так что начинайте уже сейчас работать над собой.

В древности считали, что беременные женщины и молодые мамы связаны незримой энергетической нитью с Космосом. Во время беременности женщина становится более чувствительна и восприимчива ко всему тому, что видит и слышит вокруг. А то, что чувствует мама, чувствует и ее ребенок. Этим и занимается пренатальная педагогика .

В Древней Индии для беременных женщин устраивали храмовые обряды, во время которых женщины наслаждались прекрасными танцами, слушали мелодичную музыку.

В Древнем Китае существовали специальные заведения для беременных, где они могли отдохнуть и полюбоваться произведениями искусств, погулять в ухоженных садах и парках.

В Древней Греции беременные поклонялись богине Артемиде, защитнице рожениц, любовались античными статуями других богов и считали, что получают от них поддержку.

Внутриутробная педагогика

Во всех странах будущих и молодых мам оберегали и относились к ним с особым вниманием. Уже в древности было известно, что во время беременности закладывается не только физическое, но и эмоциональное развитие будущего ребенка, а значит и будущей нации.

Все это целиком и полностью совпадает с мнением современных врачей. Внутриутробная педагогика выделена в специальный раздел медицины.

Развитие плода

Ощущения

До трех месяцев

Формирование вегетативной и нервной системы, головного мозга.

Информация к плоду поступает через органы чувств матери.

Будущей маме окружать себя красивыми вещами, ходить в картинные галереи, театры

С четырех до шести месяцев

Плод начинает шевелиться, выражать свои эмоции.

Увеличивается чувствительность плода к психо-эмоциональному состоянию матери

Будущей маме заниматься йогой, медитировать, общаться с малышом ровным и ласковым голосом.

С семи до девяти месяцев

Малыш становиться восприимчив не только к маминому голосу, но и звукам внешнего мира.

Это самое эффективное время для внутриутробной педагогики, потому что малыш ощущает окраску (негативную или позитивную) звуков.

Читайте малышу сказки, пойте песни. Общение с приятными людьми и, как следствие, положительные эмоции мамы, формируют устойчивую психику крохи.

Первые месяцы жизни

Физически мама и малыш уже отделены друг от друга, но эмоционально они еще одно целое.

Как и в последние месяцы беременности, малыш чувствует тоже, что и мама. Но к этому добавляются еще и его собственные ощущения.

Маме необходимо поддерживать хорошее настроение, больше отдыхать и повышать самооценку. Как это не удивительно, от этого зависит и самооценка ребенка, а также восприятие им окружающего мира.

Простые психологические техники помогут и маме и малышу поддерживать бодрость духа, развивать таланты и просто жить радостно и счастливо.

Творчество во время беременности

Известно, что творчество, снимает усталость и приносит радость, гармонизирует энергетику организма. К тому же именно во время беременности у большинства женщин раскрываются таланты, о которых они даже не подозревали.

Чем одарены вы? Не спешите говорить, что у вас нет особых талантов. Подумайте и наверняка найдете любимое дело. Возможно, на него раньше не хватало времени. Вышивание, разведение цветов, рисование, коллекционирование… Как можно больше времени уделяйте своему любимому занятию и помните, что вы творите и для себя, и для своего ребенка. Он сейчас соучастник процесса, можно сказать, сотворец.

Музыка во время беременности

Пение улучшает самочувствие и укрепляет нервную систему, а также тренирует дыхательную систему. В процессе пения задействовано диафрагмальное дыхание. Как следствие, происходит насыщение организма кислородом, что очень полезно для мамы и крохи.

Стесняетесь петь? Включите магнитофон, выберите кассету с детскими песенками. У них простой мотив, они жизнерадостны и поднимут вам настроение. Да и малышу наверняка такой выбор придется по душе. Осталось еще немного подождать и вы будете петь уже дуэтом.

Релаксация во время беременности

Мамочки – очень беспокойные создания. Любое неосторожное слово или косой взгляд может их вывести из себя. Чтобы так остро не реагировать на ситуацию, учитесь искусству саморегуляции.

Представьте свою негативную эмоцию в виде какого-то человека, посмотрите ему прямо в глаза. Одновременно почувствуйте что происходит с вашим телом (возможно плечи ссутулились, сжались кулаки, затряслись коленки или встал ком в горле). Расслабьтесь, встряхните руки-ноги. Ваша задача избавиться от физического ощущения. Затем мысленно уменьшите в размерах человека-эмоцию, уменьшайте до тех пор, пока он совсем не исчезнет.

Это упражнение требует тренировки, не отступайте, приучайте себя расслабляться и мысленно удалять негативные эмоции. Доказано, что у сильных духом мам рождаются более психологически устойчивые дети.

Развитие памяти во время беременности

Это упражнение подходит для прогулок. Гулять с коляской по одним и тем же дорожкам бывает утомительно и скучно. Превратите это время в своеобразный урок тренировки памяти.

Более пристально посмотрите на знакомую скамейку или качели, как бы мысленно сфотографируйте их. На минуту закройте глаза, воспроизведите картинку. Затем откройте глаза и сличите «фото» с оригиналом. Постепенно расширяйте границы фотографии, запоминайте двор, строения, пейзаж. Если будете тренироваться регулярно, очень скоро память станет просто феноменальной. Через некоторое время тоже самое упражнение сможете делать с малышом, развивать его память и внимательность.

Развитие мышления во время беременности

Очень полезно развивать образное мышление. Еще Аристотель говорил, что душа не может думать без мысленного образа. Когда ум мыслит оригинально, мир начинает играть новыми красками, да и нестандартный подход, порой, помогает быстрее найти решение проблемы.

Посмотрите на любой предмет и назовите как минимум десять вариантов назначения этой вещи. К примеру, табурет. Для чего он? Естественно для того, чтобы на нем сидеть. Но он еще может стать маленьким столиком. Еще его можно продать, а на вырученные деньги купить мороженое. Придумывайте как можно больше разнообразных вариантов. Развивайте креативное мышление. Малыш, повзрослев, будет копировать вас, а значит и у него с младых ногтей будет развиваться образное оригинальное мышление.

Раскройте гениальность во время беременности

Возможно в скором времени вам предстоит выйти на работу. Многие мамы беспокоятся, что упустили что-то важное и им будет сложно вернуться в привычный рабочий график.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал