Евгеника — запрещённая наука будущего. Евгеника – запрещенная наука Связь евгеники с другими науками внутрисистемные межсистемные

05.03.2024

Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас.

Евгеника и программы сокращения населения

Позитивная и негативная евгеника

Различают так называемую «позитивную евгенику» и «негативную евгенику» . Впрочем, грань между ними весьма условна.

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

Например, в Германии это были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты, подобные же методы применялись в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Эстонии.

История евгенистического движения в России

Рассвет, закат и возрождение евгеники

Свой рассвет евгеника переживала в начале 20 века, однако после Второй Мировой войны это учение начали ставить в один ряд с такими понятиями как: «фашизм» , «лагеря смерти» , «жестокие медицинские эксперименты» , «массовое уничтожение людей» , «преступление против Человечества» . Из-за чего данное учение попало под своеобразное общественное табу на несколько десятилетий.

В современном мире (население которого на данный момент по приблизительным подсчетам равно количеству людей, живших во все времена до 21 века ) учение о евгенике приобретает новую популярность, поскольку с ростом населения проблема наследственных заболеваний приобретает впечатляющий масштаб: процент генетически здоровых людей критически уменьшается.

Основные проблемы евгеники

Известно, что поначалу каждый человек представляет из себя оплодотворенную яйцеклетку, которая развивается в человеческое существо в соответствии с заложенным в нее жестким генетическим кодом. После рождения человек попадает в социальную среду, которая тоже оказывает на него серьезное формирующее воздействие. Вопрос о том, чем является человек: продуктом воспитания или продуктом случайного набора хромосом не имеет однозначного ответа . В связи с этим основные проблемы евгеники сводятся к трем вопросам:

  • Каковы цели евгеники?
  • Что именно в наследственности людей призвана изменить евгеника?
  • Какими способами можно изменить наследственность людей?

Еще одной серьезной проблемой евгеники является этическая проблема, ведь разрабатывая лекарства, продляющие жизнь людям, больным опасными болезнями и инвалидам, сохраняя жизнь недоношенным детям и детям с серьезными генетическими мутациями, которые благодаря достижениям современной медицины смогут дать потомство, Человечество собственноручно ослабляет свой генофонд. То есть, принципы гуманизма, защищающие право на жизнь любого человека в некоторой степени способствуют вырождению человеческого рода и исчезновения человека как вида. Больше всего разногласий в обществе возникает при обсуждении абортов, эвтаназии, экспериментов с оплодотворенными яйцеклетками, клонирования человека. При этом все упомянутые процессы можно отнести к мощным методам селекции, а следовательно евгеники.

Основные достижения евгеники

  1. Генетическое консультирование для будущих родителей – получает все большее распространение в цивилизованных странах. Оно состоит в анализе наследственности обоих будущих родителей и расчете степени риска получить больное потомство. На данном этапе развития генетики с большой долей вероятности можно оценивать риск развития таких наследственных болезней как гемофилия, анемия, порок сердца, некоторые виды рака и др. Пройдя генетическое обследование предполагаемые родители могут: принять решение вообще не заводить совместных детей; получить подтверждение о хорошем генетическом здоровье и высоких шансах иметь здоровое потомство; получить информацию о болезнях, с которыми может родиться их совместный ребенок, и возможно, предотвратить тяжелые последствия на раннем этапе развития болезни;
  2. Рекомендуемое врачами диагностическое исследование плода с помощью современных технологий (например, УЗИ), анализов и генетических тестов, позволяющее выявить тяжелые формы патологии (отсутствие конечностей, пороки развития внутренних органов, синдром Дауна и т.п.) и прервать беременность на ранних этапах;
  3. Развитие – разработка методов избавления от генетических заболеваний и улучшения генетического кода посредством внесения в него исправленных генов.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Следует отметить, что никакие юридические документы не смогут остановить научный прогресс (разве что замедлить), а знания, получаемые в результате беспристрастных научных экспериментов с наследственностью (даже при соблюдении всех морально-этических норм) вполне традиционно приведут как к созданию новых методов улучшения жизни человека, так и к способам эту жизнь ухудшить и уничтожить.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое. И кто знает, но возможно совсем скоро, настает эра позитивной евгеники.

В 1883 (от греч. Eugenés – «породистый») для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле. Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники – увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества, – такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физически или развитыми ниже среднего.

В последние десятилетия многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое влияние как общественная сила (хотя у него и остались отдельные приверженцы). В то же время благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты. Например, генетическое консультирование оказывает помощь будущим родителям, если есть причины опасаться, что их ребенок унаследует тяжелое заболевание типа гемофилии, серповидноклеточной анемии или хореи Гентингтона. Оценив степень риска, супруги могут взять приемного ребенка либо решиться на рождение собственного. Более того, диагностическое исследование плода с помощью амниоцентеза и других тестов позволяет выявлять целый ряд генетических дефектов еще до рождения ребенка. При обнаружении серьезных аномалий родители имеют возможность своевременно прервать беременность.

Данная статья затрагивает положения генетики лишь в связи с евгеникой в традиционном ее понимании. О современном развитии медицинской генетики.

Исторический аспект.

Социальное управление эволюцией человека – идея не новая. Многие народы практиковали детоубийство, чтобы избавить общество от страдающих уродством или ущербных индивидов и предотвратить увеличение их численности. Этим отличались древние спартанцы, которые для сохранения господства над илотами (крепостными) применяли многие из вполне современных евгенических мер. Так, для членов господствующего класса эмиграция была ограничена, браки и рождаемость поощрялись государством, а холостяки облагались специальным налогом. Поддерживалась суровая система физического воспитания, которую не выдерживали слабые и калеки. Периодически устраивались массовые избиения илотов для снижения численности этой, считавшейся неполноценной, части популяции.

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей. Хроническим инвалидам и жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а моральных выродков следует казнить. С другой стороны, для улучшения «породы» необходимо поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

Проблемы евгеники.

Приведенных примеров достаточно для выявления сути тех основных вопросов, которые возникают при попытке «социального управления эволюцией человека». Какова природа наследственности, которую евгеника стремится изменить? Насколько успешно и какими способами можно ее изменить? На какие цели должна ориентироваться евгеника?

Мы знаем, что вначале каждый индивид представляет собой оплодотворенную яйцеклетку, при развитии которой помимо индивидуальных особенностей формируются признаки, общие для всех членов данного вида, расы и семьи. Таким образом, оплодотворенное яйцо обладает потенциальной возможностью и способностью развиваться в определенном направлении, но в пределах ограничений, налагаемых окружающей средой. Значит, мы должны понять, во-первых, механизм наследственности (т.е. каким способом оплодотворенное яйцо реализует свои возможности) и, во-вторых, относительное влияние наследственности и среды на формирование признаков индивида.

Наследственность.

Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.

Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.

Наследственность и окружающая среда.

Гальтон был первым, кто попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование отдельных признаков индивида. Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов убедило его в том, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране». Последующие исследования подтвердили такое заключение. Особенно это касается монозиготных, т.н. идентичных, близнецов, развивающихся из одного оплодотворенного яйца и потому имеющих идентичную наследственность. Было показано, что даже когда близнецов разлучают в раннем детстве, они остаются поразительно похожими. Это сходство сильнее всего проявляется в физических признаках (цвет глаз и волос, группа крови, облысение и др.), которые фактически идентичны у близнецов этого типа.

Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Корреляция коэффициента интеллектуального развития (IQ) для однояйцовых близнецов, воспитанных совместно почти столь же высока (0,881), как и корреляция веса тела (0,917). С другой стороны, корреляция IQ между однояйцовыми близнецами, воспитанными порознь, не выше, чем у разнояйцовых близнецов одного пола, воспитанных совместно. Значит, одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7–12 единиц IQ и четыре пары – в пределах 15–24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.

Что касается наиболее распространенных психических заболеваний, то тут наблюдаются несколько бóльшие различия между однояйцовыми близнецами. Для шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и эпилепсии совпадения зарегистрированы у однояйцовых близнецов в 68% случаев, в то время как у разнояйцовых – примерно в 15%. Наследование необычной электрической активности мозга при эпилепсии определяется одним доминантным геном; но появление эпилептических припадков, хотя они и наблюдаются только у людей с таким типом электрической активности, может также зависеть от каких-то внешних воздействий. Это пример гена с пониженной «пенетрантностью» (вероятностью проявления). Низкая пенетрантность, как и рецессивность, относится к числу важнейших факторов, снижающих эффективность евгенических мер, поскольку у некоторых индивидов она будет скрывать присутствие гена.

Даже в отношении таких признаков, как особенности общественного поведения и характера, однояйцовые близнецы проявляют значительно большее сходство, чем однополые разнояйцовые близнецы. Пять исследований преступности среди близнецов дали сходные результаты. Из общей выборки, включающей 104 пары однояйцовых и 113 пар разнояйцовых близнецов, коэффициент совпадения у первых достигал 67%, а у вторых – 33%. Эти результаты, конечно, не означают, что преступность, психические заболевания, умственные способности и другие подобные признаки наследуются фиксированным и неизменным путем, а напротив, дают достаточные основания полагать, что жизненный опыт и внешние условия могут подавлять, уменьшать или изменять проявления такого рода признаков. В целом, проведенные на близнецах исследования показывают, что сходство наследственных задатков, как правило, ведет к сходным характеристикам, если только индивиды не подвергаются воздействию совершенно различных условий внешней среды. Лишь чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты могли бы установить, способно ли данное конкретное отличие внешних условий воздействовать на данный признак или нет; такие связи необходимо устанавливать для каждого признака отдельно. В формировании признаков индивида эффект среды сложным образом переплетается с воздействием генетических факторов.

Генетические изменения.

Евгенику интересует прежде всего частота определенных признаков в данной популяции и соответственно специфических генов, определяющих эти признаки или влияющих на их формирование. Исследование эволюционных процессов показало, что генные частоты изменяются под воздействием четырех основных факторов: 1) мутаций; 2) естественного или искусственного отбора; 3) случая; 4) изоляции или, наоборот, миграции.

Мутации.

В результате мутаций появляются новые варианты генов, без которых не может быть длительного процесса эволюционных изменений, ни евгенических, ни каких-либо иных. Мутация специфического гена обычно происходит очень редко. Для нескольких генов человека определены частоты мутаций; их средняя величина равна примерно 1:50 000 в поколение. Это означает, что, например, в популяции численностью 50 000 человек один человек будет иметь ген гемофилии, не унаследованный от родителей, а возникший в результате мутации гена, определяющего нормальную свертываемость крови. Поэтому, если не найти способа предотвращения данной мутации, никакие меры по удалению гена из популяции не будут успешными. В лучшем случае его частота может быть снижена до уровня частоты мутаций. Следовательно, полностью избавиться от гемофилии нельзя; ее нижний предел определен частотой мутации 1:50 000.

Отбор.

Носители неблагоприятных наследственных признаков реже, чем в норме, достигают зрелого возраста и имеют потомство; либо они, достигнув зрелости, имеют меньше потомков из-за безбрачия или стерильности. В любом из этих случаев частота соответствующих генов в следующем поколении уменьшается. Однако при этом утрачиваются и многие благоприятные гены, так как отбор выбраковывает индивидов, т.е. весь набор генов, а не только тот ген, который приносит наибольший вред.

Скорость уменьшения частоты гена под действием отбора зависит от процента людей в популяции, у которых данный ген проявился. Например, если полностью доминантный ген снижает жизнеспособность в два раза (и соответственно передается следующему поколению вдвое реже, чем нормальный), то через 20 поколений, или примерно через 500 лет, его частота будет в 1 млн. раз меньше первоначальной и в конечном итоге почти несомненно достигнет такого уровня, когда она будет поддерживаться только вновь возникающими мутациями. Как следствие любой вредный доминантный признак в результате естественного отбора будет очень редок, так что не имеет смысла бороться с ним евгеническими мерами. Однако пониженная пенетрантность может замедлить удаление доминантного гена из популяции; к такому же результату приводит и проявление гена в поздние периоды жизни. Например, хорея Гентингтона является результатом действия одного доминантного гена. Это, несомненно, тяжелое нервное заболевание, но так как в среднем оно начинается в 35 лет, то не оказывает существенного влияния на жизнеспособность и плодовитость. С другой стороны, для рецессивного признака, определяющего вдвое меньшую жизнеспособность, частота гена через 20 поколений снизится только на 40%. Более того, степень этого снижения частоты будет падать с каждым последующим поколением по мере того, как все большее число носителей гена будут гетерозиготами.

Факторы случайности и изоляции.

Случайные изменения генных частот и эффект изоляции не имеют в наше время существенного значения, так как заметны только в малых популяциях, где даже вредный ген может случайно распространиться, а благоприятный элиминироваться. В малых популяциях наблюдается также более близкая степень родства между вступающими в брак. Сам по себе такой инбридинг не меняет частоты генов, но увеличивает пропорцию гомозигот, вследствие чего рецессивные гены оказываются полем действия отбора. Инбридинг не приносит вреда, если линия не имеет вредных рецессивных генов. Начиная со средних веков происходит слияние малых популяций в большие; наряду с этим миграционные процессы, приобретшие в 20 в. невиданный размах, ведут к смешению разнообразных популяций. В результате значительная часть рецессивных генов перешла в гетерозиготное состояние и не испытывает давления отбора, а потому может значительно увеличивать свою частоту.

Создав общественную среду, человечество невольно сгладило жесткость естественного отбора. Цена, которую нам в конечном счете придется заплатить за успехи современной медицины, – это увеличение частоты ряда неблагоприятных генов, чье действие мы научились смягчать. Многие тысячи больных сахарным диабетом, ранее обреченных на смерть в детстве, теперь спасены инсулином, могут вести сравнительно нормальную жизнь и передать своим потомкам гены, ответственные за это заболевание. Близорукость тоже не является в наши дни существенным для жизни недостатком. Наверное, никто не хотел бы восстановить обратную картину, но медицина сама постоянно увеличивает бремя, которое ей приходится нести.

Этические соображения.

Несмотря на то что евгеника основывается на генетике, сама она не является наукой, так как руководствуется прежде всего социальными ценностями. Наверно, можно было бы достигнуть общего согласия в том, что отсутствие значительных физических и умственных дефектов и наличие крепкого здоровья, высоких умственных способностей, хорошей адаптации и душевного благородства – достойные цели, которые должна ставить перед собой евгеника (хотя вероятно все же, что разнообразие природы лучше, чем единообразие типа). Но насколько допустимо ограничение человеческой свободы, связанное с контролем за репродукцией? С точки зрения генетики, да и не только ее, «есть столько плохого в лучшем из нас и столько хорошего в худшем из нас», что очень трудно оценить проявившиеся наследственные характеристики человека; многочисленные же скрытые рецессивные гены или гены с низкой пенетрантностью делают общую оценку наследственности практически невозможной. Невозможно и определить, в какой мере характеристики индивида – результат воздействия среды, особенно если речь идет о качествах, представляющих основной интерес для евгеники: хорошее здоровье, высокий интеллект и т.п. Преступный мир порой дает ужасные примеры вырождения человека, но кем бы стали люди с извращенной психикой в благоприятной среде? Являются ли их пороки неизбежным следствием генов? Это весьма сомнительно. Ответ может дать только эксперимент, в котором бы с детства исключалось негативное влияние среды. Легче создавать для людей оптимальные условия существования, чем изменять генные частоты хитроумным отбором.

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

Отношения с Чарльзом Дарвином

Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

Евгеника как наука в действии

По материалам Wikipedia.org

Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

Наука Евгеника в XXI веке

После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

А. Аборты - наследие науки евгеники

По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

Евгеника как наука - заключение

Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

1

И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

Ссылки и примечания:

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

Ссылки и примечания:

  1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Реферат

Евгеника как наука

Работу выполнил Работу проверил

студент 5 курса з\о

Костарев И.В. Фещенко

__________________ _________________

Калининград 2012

Введение …………………………………………………………..

Глава 1. Исторический аспект ……………………………………

      Формирование евгенической концепции…………..

      Развитие евгеники……………………………………

      Евгеника в Германии……………………………….

      Евгеника в России…………………………………..

Глава 2. Структура евгеники………………………….

Глава 3. Ключевые проблемы евгеники………………

3.1. Доводы «против»……………………..

3.2. Доводы «за»………………………………..

Введение

«То, что природа делает слепо, медленно и безжалостно, человек может делать осмотрительно, быстро и гуманно... Работать в этом направлении - его долг»

Сэр Фрэнсис Гальтон. 1

Конец ХХ – начало ХХI века удивило человечество накоплением поразительного количества достижений науки и техники, которые пробудили столько надежд на воплощение того, что в прошлом казалось фантазией. Техника диагностики ребёнка до его рождения, полная расшифровка человеческого генома, суррогатное материнство с последующей манипуляцией эмбрионами, генетическая диагностика до зачатия и введения, генная терапия, клонирование и т.д. впервые дают в руки человека набор инструментов, который хорошо вписывается в концепцию «евгеники». Однако этот термин столь отягощён негативными историческими воспоминаниями, что только с ними и ассоциируют эти новые средства их противники, перенося на современность некоторые отрицательные последствия евгенических движений вековой давности. Все же интерес общества к этой теме неумолимо возрастает в последе время. Итак, давайте попробуем разобраться.

Глава 1. Исторический аспект.

      Формирование евгенической концепции.

Термин "евгеника" (от греческих слов “eu” – благо и “genos” – род) был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Френсисом Гальтоном. Вот какое определение евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". 2 И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники. Гальтон не был первым, кто поднял вопрос о возможности или долге действовать целенаправленно, чтобы повлиять на процесс человеческого размножения.

В IV веке до н.э. Платон в своём «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одарённых, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими. Если Платон был первым, кто ясно сформулировал евгенические идеи, то согласно классическим историкам, Ликург тремя веками раньше первым воплотил их в своей реформе спартанского общества. Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу.

Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и в Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своём семейном клане: в клан принимали особо одарённых людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Ответственность государства в плане контроля рождаемости предусматривали и такие утописты как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Последний, в частности, придерживался мнения о том, что размножение должно находиться в компетенции государства, а не отдельных лиц.

Накопление биологических знаний и развитие эволюционных теорий (сначала теории Ламарка о наследовании благоприобретённых признаков, потом теории естественного отбора Ч. Дарвина) невольно заставляли человечество задуматься о процессах, идущих в его собственной эволюции. Так, в 1857 году Гобино опубликовал свой очерк «Очерк о неравенстве человеческих рас», который положил начало доказательства превосходства арийской расы над прочими и угрозы постепенного исчезновения расово высших групп, вследствие смешения, что приведёт к упадку, а возможно и к гибели цивилизованного мира.

Выступая против того, чтобы государство играло роль благодетеля, Мальтус ещё в 1798 году в своём «Первом очерке о народонаселении» критиковал законы о социальной защите. Исходя из ложного аргумента, будто производство продуктов питания растёт в арифметической, а население в геометрической прогрессии, он считал, что эти законы способствуют росту населения, не обеспечивая их средствами существования, так что содержать бедных, непродуктивных членов общества придётся его динамичным и способным членам. Критика Мальтуса первоначально была направлена против христианской благотворительности.

      Развитие евгеники.

В 1900 году евгеника приобрела популярность. Имя "Евгений" внезапно стало модным, люди быстро были очарованы идеей искусственного отбора, встречи по евгенике начали происходить повсюду в Британии. Быстрое влияние авторитарной философии привело к тому, что в Германии даже больше, чем в Англии, биология смешалась с национализмом. Но в тот момент все это оставалось скорее идеологией, чем практикой. Однако центр споров скоро сместился с поощрения "евгенического" выведения лучших на запрет "антигенетического" выведения худших. "Худшие" скоро стали означать "умственно неполноценных", что включало алкоголиков, эпилептиков, преступников и психически больных. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д.

В 1907 году в Лондоне было основано Общество евгенического просвещения. Евгеника получила широкую поддержку у таких представителей британской интеллектуальной элиты, как Хавелок Эллис, С.П.Сноу, Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу. В частности, Шоу писал, что «разум уже не разрешает нам отрицать, что ничего, кроме евгенической религии, не может уберечь нашу цивилизацию от судьбы, постигшей все прежние цивилизации». 3

Когда разразилась Первая мировая война, евгеники помогали армии США разрабатывать тесты на умственное развитие и после войны широко вербовали приверженцев этого метода. В 20-х годах они сыграли важную роль в том, что число госпитализированных слабоумных возросло втрое. Несомненной их заслугой является огромный рост амбулаторного лечения. Что касается стерилизации, то, вопреки распространенному мнению, сторонников этой меры среди евгеников оказалось меньше половины.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Большая часть американского энтузиазма относительно евгеники выросла из чувства против эмигрантов. В период быстрой эмиграции из восточной и южной Европы было легко возбудить паранойю, согласно которой "лучшие" англосаксонские гены будут разбавлены худшими. Немаловажную роль сыграли и расистские настроения. Вцелом до Второй мировой войны Америка стерилизовала больше 100 000 человек. 4 Для сравнения: в Индии с 1958-го по 1980 год было стерилизовано двадцать миллионов человек, в Китае за годы 1979-1984 около тридцати миллионов женщин и десять миллионов мужчин. 5

Но, хотя Америка была первой, другие страны поддержали традицию. Швеция стерилизовала 60 000 человек. Канада, Норвегия, Финляндия, Эстония и Исландия ввели принудительную стерилизацию в свое законодательство и использовали ее.

      Евгеника в Германии.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины - “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак. К 1938 году просочились первые сообщения из Германии, из которых впервые стало понятно, что же насильственная стерилизация означает на практике. Евгеники в других странах недвусмысленно осудили гитлеровский расизм и антисемитизм. На Международной конференции евгеников в Эдинбурге в 1939 году британские и американские евгеники критиковали расистский характер евгеники в Германии. 6

Национал-социалистическое государство взяло под контроль научные учреждения страны и щедро финансировало кафедры «расовой чистоты» в германских университетах. Некоторые немецкие евгенисты не устояли перед соблазном перейти от туманных проектов общественных преобразований к конкретным действиям. Отто фон Вершуэр стал подлинным идеологом нацистских преступлений. Его «Расовая биология евреев» была опубликована в 1938 году в Гамбурге. Шесть увесистых томов пронизанных идеями антесемитизма вышли в свет под эгидой государства. Вершуэр не употребляет слово «евгеника», однако считает свои доводы по сути евгеническими. Человеконенавистнику выгодно утверждать, что его аргументы основаны на достижениях науки, а не продиктованы низменными чувствами.

Обвинения, предъявляемые национал-социалистической евгенике, сводятся к следующему: 1) она служила обоснованием для закона о принудительной стерилизации от июля 1933 года; 2) она освятила своим авторитетом нацистскую программу эвтаназии - сентябрь 1939 года; и 3) она подготовила преследование, а затем массовое уничтожение евреев и цыган. Однако, не стоит забывать, что официальное германское евгеническое сообщество осуждало столь радикальные меры, которые зачастую евгеническими даже не являлись.

После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы, по большей части, благодаря деятельности германской фашистской политической системы.

      Евгеника в России.

Одним из пионеров и популяризаторов евгеники в России был профессор Ю.А.Филипченко (1882-1930), выдающийся ученый, доктор биологических наук, автор первого отечественного курса по генетике, глава университетской кафедры и создатель лаборатории, реорганизованной в 1933 году в Институт генетики АН СССР. Профессор Филипченко был автором нескольких фундаментальных исследований по наследственности, её изменчивости, а также трудов по общей биологии, экспериментальной зоологии и соответствующих учебников.

В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов.

Например, Н.К. Кольцов попытался проследить наследование одаренности писателей М. Горького и Л.М. Леонова, певца Ф.И. Шаляпина, поэтов С. Есенина и В.С. Иванова, биолога Н.П. Кравкова и др. Широкие исследования такого рода были проведены и другими русскими евгениками. В итоге Н.К. Кольцов пришел к такому выводу: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами".

Сходные заключения были сделаны и другими отечественными специалистами. При этом Н.К. Кольцов и его коллеги, в противоположность некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов.

Так, Н.К. Кольцов писал: "Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания".

К тому же русские ученые с предостережением относились к радикальным евгеническим мерам. Общее настроение русских евгенистов точнее всего передают слова Т.И. Юдина: "Я считаю стерилизацию не безнравственной, а преждевременной мерой". 7 Как справедливо отметил Э.И. Колчинский, все-таки, «для основателей евгеники в России она была прежде всего областью генетики и биомедицинских исследований. Они скептически относились к идеям о наличии в человеческом обществе каких-то евгенически наиболее ценных групп, подлежащих клонированию в массовых масштабах». 8

К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д.

Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.

Определение евгеники.

Евгеника – это наука, основанная на теории выживания более приспособленных особей. Евгеника - это логическое продолжение теории Дарвина об эволюции видов, только для человека. Евгеника - это учение о человеческой селекции для улучшения наследственных признаков человека. Слово Евгеника произошло от греческого «еu» - хорошо + «genes» – рожденный.

Основоположник евгеники.

Основоположником этой науки стал кузен Дарвина Френсис Гальтон – ученый-любитель и изобретатель, он написал книгу по Евгенике «Наследственная гениальность».

(Фото Френсиса Гальтона)

Главная идея евгеники.

Человек наследует от своих предков уровень интеллекта, положительные или негативные качества характера и физические особенности, способности и таланты. И это не зависит от влияния его окружения, как считали другие ученые того времени. Например, богатые являются богатыми, не потому, что получили наследство или создали богатство своим трудом, но потому что по генам они стоят на более высокой ступени развития. Евгеника изучает, как совершенствовать человека интеллектуально и физически, путем селекции, как животных, чтобы улучшить «породу».

Виды применения Евгеники.

Позитивная евгеника - увеличение рождаемости более высокоразвитого потомства от «совершенных» родителей, которые были тщательно отобраны.

Негативная евгеника – сокращение рождаемости людей, имеющих физические или интеллектуальные недостатки, людей с увечьями и других «неприспособленных к выживанию», которые наносят непоправимый ущерб развитию человечества.

Последствия появления идей евгеники.

В 1920-х в большинстве американских штатов узаконили принудительную стерилизацию заключенных. Было насильственно стерилизовано 70 000 человек: преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом.
В Швеции 1935- 1976 гг тоже самое ожидало 60 000 граждан.

Геноцид в Германии 1933 г – стерилизация не только заключенных, но и всех немцев с «нежелательными признаками». 1938г – уничтожение Гитлером 11 мил. человек, которые не соответствовали требованиям для «чистоты» арийской расы.

(Фото оценки ребенка на соответствие рассе)

Последствия евгеники в наши дни.

Аборты - это умерщвление не рожденного человека с физическими недостатками, например, с волчьей пастью, искривлёнными ступнями или нехваткой конечности, а также с умственной отсталостью, например, с синдромом Дауна. По статистике, каждый год на земле совершается 50 мил. абортов. Из трех эмбрионов выживают только два. Это глобальное узаконенное убийство.

В Китае есть политика – не больше одного ребенка в семье, а это значит, что все неполноценные зародыши и даже рожденные младенцы в опасности, но не только это. Многие китайские семьи хотят мальчика, значит под угрозой даже здоровые девочки, многие аборты выпадают на них.

Эвтаназия – осознанное прерывание жизни неизлечимо больного, чтобы избавить его от страданий. Эта процедура основана на том, что человек имеет право лишать себя или других жизни, по «уважительным» причинам. Правомерна ли эвтаназия, это уже отдельная тема.

Разоблачение евгеники.

Евгеника, как наука отвергает существование души у человека, право на жизнь, имея недостатки, она отвергает уникальный дизайн каждого человека, всех приравнивая под одну планку. Люди не боги, чтобы решать кому жить, а кому умереть. Кроме того, евгеника основана на той идее, что человек со временем совершенствуется и может сам развить себя. Но это неправда, об этом утверждает Библия. Человечество после грехопадения постепенно деградирует душевно и физически, и люди не в силах преодолеть разрушение себя без Бога. Яркий пример этому – существование смерти. Но есть выход из этой ситуации. Для Бога жизнь и душа каждого человека бесценна, Он запрещает убийство любого человека, и поэтому Он решает Сам спасти человека от разрушения. Иисус Христос – единственный путь для восстановления человеческой души и надежда на вечную жизнь в новом теле, лишенном недостатков.

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал