Творительный падеж вопросы и окончания. Творительный падеж, его вопросы и формы. Употребление предлогов со словами в предложном падеже

03.03.2024

Т.п. без предлога

1. орудие действия : писать ручкой, резать ножом, махать рукой, толкнуть локтем;

2. в пассивных (страдательных) конструкциях : работа написана студентом, комната освещается солнцем; .

3.место передвижения : шли проспектом, парком, полем; ехали лесом, берегом реки, плыли морем;

4.способ передвижения (транспорт) : ехать поездом, автобусом, трамваем, электричкой, лететь самолётом, плыть пароходом. НО! Ехать на велосипеде, на мотоцикле, на машине, плыть на лодке, на корабле;

5. время : вернуться поздним вечером, работать вечерами, встречаться вечерами, целыми днями не видеться, ждать годами, месяцами;

6. способ действия : время летит птицей, говорить громким голосом, басом, развиваться быстрыми темпами, время летит птицей;

7. с прилагательными : довольный(доволен) работой, озеро богато рыбой, фрукты богаты витаминами;

8.с глаголами : быть, стать, являться, казаться, оказаться , называться : стать врачом, пароход казался точкой, точка на горизонте оказалась пароходом, Петербург являлся столицей России;

Т.п. с предлогами

Употребление предлога с

1.совместность: дружить с девочкой, гулять с собакой, разговаривал с коллегами;

2. определительное значение (какой?): дом с большими окнами, с балконом, старик с седой бородой, ваза с цветами;

3. образ действия (как?): слушать с интересом, ждать с нетерпением, смотреть с испугом;

4.=против : бороться с болезнью, с противником, сражаться с врагами, драться с мальчиками;

5.поздравлять с праздником, с Новым годом, с повышением по службе, с новосельем

Употребление предлога за

1.место: росли за домом, находился лесом, за углом, сидеть за столом, стоять за дверью, жить за городом, мальчик шёл за отцом;

2. время : разговаривать, беседовать за обедом, за ужином, за завтраком, за чаем, за работой;

3. цель движения : идти за хлебом, за покупками, за книгами, за детьми в детский сад, охотник гнался за зайцем;

4. в выражениях : следить за ребёнком, преступником, наблюдать за событиями, за детьми;

5. =из-за в выражениях: за отсутствием свободного времени я не выполнил поручения, за неимением материалов строительство задерживается;

Употребление предлога над

1.место : пролетел над лесом, над морем, нёс зонт над головой, лампа висит над столом;

2.работать (работа)над ошибками, над диссертацией, над проектом, над переводом;

3.смеяться над шуткой, над глупостью, над анекдотом, над клоуном;

4. думать, размышлять над вопросом, над смыслом жизни, над значением слова

Употребление предлога под

1.место : проплыть под водой, спрятаться от дождя под зонтом, под крышей, жил под Москвой, лежал под столом, спал под тёплым одеялом;

2. в сочетаниях: работал под руководством профессора, был под наблюдением врача;

Употребление предлога между

1.место : между домами был сад, между деревьями росла трава, шкаф стоял между окном и дверью;

2.время: перерыв между занятиями, между обедом и ужином, вернётся между пятью и шестью часами;

3.взаимность : отношения между мужем и женой, между родственниками, друзьями, дружба между народами, переговоры между странами;

4. в сочетаниях : разница (различие) между мужчиной и женщиной, сходство между сёстрами;

Употребление предлога перед

1. место : перед домом росли цветы, остановился перед дверью;

2. время : вернулся перед обедом, принял душ перед сном, родился перед войной, перед грозой небо потемнело;

3. в сочетаниях : выступать перед народом, перед студентами; обязанность перед обществом; ответственность перед людьми

Вопрос № 17.

Предложный падеж

Предложный падеж употребляется только с предлогами (о, в, на, по, при): думать о работе, лежит в сумке, лежит на столе, спросить при встрече, увидеться по приезде, по возвращении.

Употребление предлогов

Предлого употребляется для обозначения

предмета речи, мысли, заботы : рассказывать о войне, думать о детях, мечтать о любви, вспоминать о матери, просить об отпуске, знать о поездке, просить о помощи, помнить о долге, спрашивать о здоровье, заботиться о щенке, беспокоиться о ребёнке.

Предлог в употребляется

для обозначения

1)места (внутри): работал (где?) в саду, бельё лежало в шкафу, отдыхали в деревне, носил в кармане, участвовал в соревновании;

2) времени : родился (когда?) в июне, жил в середине ХХ века, приехал в 2007 году, вернулся в двенадцатом часу, болел в детстве;

3) душевного состояния : были (жили, находились) в восторге, в восхищении, в удивлении, в волнении, в горе, в печали, в гневе, в возмущении. Все были в восторге от картины. Он в волнении ходил по комнате. Она ушла в слезах;

4) в сочетании с существительными, называющими одежду : быть (прийти) в белом платье, в новом костюме, в тёплой шапке, в чёрной шляпе, в модных туфлях, в очках;

5) с глаголами (и однокоренными сущ.): нуждаться (нужда) в деньгах, сомневаться (сомнение) в правоте, помогать (помощь) в работе, обвинять (обвинение) во лжи, подозревать (подозрение) в преступлении, упрекать (упрёк) в равнодушии, ошибаться (ошибка) в оценке, отказывать (отказ) в помощи, убеждать (убеждение), уверять (уверение) в правоте, в необходимости, упражняться (упражнение) в произношении;

6) с прилагательным : уверенный (уверен) в победе, успехе, поддержке, друге

Предлог на употребляется

для обозначения

1)места действия (вопрос где?): на берегу, на собрании, на юге, на дереве;

2) средства передвижения : ехать (лететь, плыть) на поезде, на машине, на электричке, на велосипеде, на самолёте, на корабле, на пароходе, на лодке, на лошади;

3) времени: на днях, на этой неделе, на рассвете;

4) с глаголами : жениться на соседке, говорить, писать на русском языке, играть на скрипке, настаивать на своём мнении;

* Следует различать и запомнить употребление предлогов в и на для обозначения места.

а) в магазине, больнице, библиотеке, школе, классе, комнате, аудитории, театре, кино, цирке, городе, деревне, саду, парке, лесу, стране, тюрьме;

б) на заводе, почте, станции, вокзале, 1, 2, 3… курсе, спектакле, концерте, лекции, уроке, занятиях, собрании, площади, улице, севере, юге, западе, востоке, стадионе, рынке, родине, свободе, воле

Предлог при употребляется

Для обозначения

1)времени (когда?): при капитализме, при Петре 1, при встрече. Я узнал от друга новости при встрече. При жизни родителей она часто приезжала в родной город;

2)места (где?): При доме есть огород. При школе есть сад. При университете есть столовая и бассейн.

3) условия : при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при поддержке, при помощи, при содействии . При желании ты можешь многого добиться.

4) в значении «в присутствии »: Я это сказал при свидетелях. Они виделись только при родителях. При детях нельзя ссориться.

5)обстановки в сочетаниях: при луне, при свете лампы, при дневном свете . Она читала ночью при свечах.

Предлог по с предложным падежом употребляется для обозначения времени в значении ‘после’. По приезде в Москву мы отправились на Красную площадь. По возвращении на родину он женился.

Существительные в П.п. имеют окончания -е (1 и 2 склонения), -и (3 склонения): в песне, при встрече, в городе, на солнце, о счастье, в крепости, о радости.

Некоторые существительные мужского рода в П.п. имеют особое окончание –у(ю). Такие случае надо запомнить: в углу, в бою, в саду, в лесу, в боку, в (первом, последнем) ряду, в раю, в цвету, в бреду, в цеху, в шкафу, в снегу, на краю, на мосту, на посту, в строю, на берегу, на меху, на шкафу, на боку, на углу, на лугу и др.

Вопрос № 18.

Склонение существительных во множественном числе .

Существительные 1,2 и 3 склонения имеют во множественном числе одинаковые окончания в Д.п. (-ам, -ям), в Т.п. (-ами, -ями) и в П.п.(-ах, -ях). В Р.п. окончания существительных различаются в зависимости от склонения.

1 скл. И.п. земли, женщины, армии

Р.п. земель, женщин, армий (нулевое окончание)

2 скл. И.п. дома, герои, дела, поля, здания

Р.п. домов , героев , дел, полей , зданий

3 скл. И.п. ночь

Р.п. ночей

Р.п. мн.ч.

1 . Сущ.ж.р.1 склонения (страна, земля, армия) в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : стран, земель, армий.

2. Сущ. 2 склонения в Р.п.мн.ч. имеют разные окончания в зависимости от рода и от звука, на который заканчивается основа.

А . 1) Большинство сущ.м.р. (дом, герой, бой) имеют окончания -ов, -ев, -ёв : дома -домов, герой – героев, бой – боёв.

2)Если сущ. во мн.ч. оканчивается на –ья (братья, стулья, листья), они имеют окончание -ев: стульев, братьев, листьев. Исключение : друзья – друзей , сыновья – сыновей .

3)Сущ. с основой на ц имеют под ударением окончание –ов , без ударения – ев : бойцов, японцев.

4)Окончание -ёв, -ев имеют сущ. на й : бой – боёв (под ударением), герой – героев (без ударения).

5)Окончание –ей имеют сущ. на мягкий согласный и на шипящий : дождь – дождей , огонь – огней, врач – врачей , товарищ – товарищей (+ друзей , сыновей ).

6) Некоторые сущ. м.р. в Р.п.мн.ч. имеют нулевое окончание: солдаты – солдат , партизаны – партизан , шесть человек, несколько раз.

Б. 1) Сущ.ср.р. на –о, -е, -ё в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание : окон, писем, ружей, полотенец, училищ, собраний. Исключение : облако – облаков .

2)Сущ. на –о, которые в И.п.мн.ч. оканчиваются на –ья (перо – перья, крыло – крылья, дерево – деревья) в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ев: перьев , крыльев , деревьев .

3)Сущ. море, поле имеют окончание –ей : море – моря – морей , поле – поля – полей .

3 .Сущ.3 склонения в Р.п.мн.ч. имеют окончание –ей: дверь – двери - дверей, ночь – ночи – ночей, мышь – мыши – мышей.

Особое склонение существительных

Сущср.р. на –мя (имя, знамя, время и др.), м.р. путь, ж.р. мать, дочь склоняются по-особому.

Единственное числоМножественное число

И. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матери, дочери

Р. имени, пути, матери, дочери имён, путей, матерей, дочерей

Д. имени, пути, матери, дочери именам, путям, матерям, дочерям

В. имя, путь, мать, дочь имена, пути, матерей, дочерей

Т. именем, путём, матерью, дочерью именами, путями, матерями, дочерьми

П.об имени, о пути, о матери, о дочери об именах, о путях, о матерях, о дочерях

система частных значений падежных форм

Чиркина И. П. Современный русский язык

в таблицах и схемах. Ч. II. Система частей речи.

Имена. М., 1980. С. 47–52.

Именительный падеж

Значение: называние лица, предмета, явления; значение субъектное и определительное.

Функции:

    Главный член:

      1. подлежащее (основная функция): И песня и стих – это бомба и знамя (Маяковский) ;

        именная часть сказуемого.

    Второстепенный член:

      1. приложение: Художник- варвар кистью сонной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный над ней бессмысленно чертит (Пушкин) .

    Обособленный член:

      1. приложение: В избушке, распевая, дева прядет, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней (Пушкин) ;

        пояснение и присоединение: Мы, то есть седоки , обменялись взглядами, потом поклонами (Гончаров); На следующий день с раннего утра вид бульвара, вообще внешний вид Парижа, не занятого инсургентами, изменился, как по мановению волшебного жезла (Тургенев) .

    Формы вне связи с членами предложения:

      1. обращение: Унылая пора ! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (Пушкин) ;

        именительный темы высказывания: Ах, юность , юность удалая! Житьё в то время было нам, когда, погибель презирая, мы всё делили пополам (Пушкин) .

Родительный падеж

Родительный беспредложный.

    Родительный беспредложный приименной:

    1. Родительный определительный:

      1. принадлежности: стихи Лермонтова, комната брата ;

        отношения: гражданин СССР, член комитета ;

        целого: ветка берёзы, ствол пулемёта ;

        качественной оценки: человек дела, работа большой ценности ;

        возраста: мальчик трёх лет, женщина средних лет ;

        носителя признака: синева неба, аромат хвои ;

        субъекта действия и состояния: пение солиста, грызня волков .

    2. Родительный объекта при отглагольных существительных, образованных от переходных глаголов: выполнение плана, рубка леса .

      Родительный сравнения: чернее ночи, мрачнее тучи .

      Родительный количества, меры, даты: стакан воды, толпа народу, день Седьмого ноября.

    Родительный беспредложный приглагольный:

    1. Прямого объекта:

      1. при отрицании: не читали бестселлера, не любили осени ;

        при частичном распространении действия: налить чернил, выпить квасу .

    2. Косвенного объекта после глаголов желания, ожидания, требования, достижения, лишения, опасения: желать свободы, требовать ответа, достичь славы, лишиться уважения, пугаться темноты .

    Родительный предложный:

    Объекта лишения, достижения: оторваться от ветки, додуматься до решения .

    Материала: строить из камня, отливать из бронзы, сооружать из бетона, дом из кирпича, платье из шёлка .

    Образа действия: бежать без передышки, жить без забот .

    Меры: нравиться до безумия, смешной до слёз .

    Пространства: жить близ города, стоять у колодца, человек из толпы .

    Времени: уйти с утра, спать до рассвета, не болеть до старости .

    Причины: молчать из вежливости, коричневый от загара, шрам от удара, уйти с досады .

    Цели, назначения: остановиться для отдыха, работать для победы, учиться ради знаний, лекарство от гриппа, папка для бумаг .

    Возмещения: приехать вместо товарища, работать вместо секретаря .

    Сравнения: часы вроде кулона, брошь наподобие бабочки .

Дательный падеж

Дательный беспредложный.

    Дательный беспредложный приглагольный:

    1. Косвенного объекта (обозначает лицо или предмет, «адресат»): Служить Родине, помогать товарищу, подарить другу .

      Субъекта состояния (в безличных предложениях): И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему (Гоголь).

    Дательный беспредложный приименной:

    1. Косвенного объекта: памятник Гоголю, монумент героям, конец делу, слава героям, служба Родине, помощь товарищу.

    Дательный предложный.

    1. Косвенного объекта: охладеть к музыке, прислушаться к совету, готовый к бою, ненависть к врагу.

      Образа действия: работать по графику, осуществить по плану.

      Места: ходить по лесу, ехать по степи, спуск к реке.

      Причины: пропустить по болезни, отсутствие по уважительной причине.

      Цели: накрыть к обеду, готовиться к севу.

      Ограничения: небывалый по силе, оригинальный по цвету.

Винительный падеж

    Винительный беспредложный приглагольный:

    1. При переходных глаголах: винительный прямого объекта, на который непосредственно переходит действие: ловить рыбу, читать статью, вышивать блузку, рубить дрова.

      При непереходных глаголах:

      1. винительный со значением охвата пространства: проехали весь лес, прошли улицу, пробежали километр;

        меры времени: прожить год, прождать час, просидеть всю ночь;

        количества и меры: твердить тысячу раз, весить тонну, стоить рубль.

    Винительный предложный.

    1. Со значением предмета речи, мысли: написать про житьё-бытьё, забыть про неприятности.

      Структуры, в которую превращается предмет: раздробить на куски, превратиться в камень.

      Орудия действия: смотреть сквозь очки, видеть в бинокль – сближается со значением образа действия.

      Образа действия: сбиться в кучу, жить на стипендию.

      Места: погрузиться в воду, спуск под гору.

      Времени: гулять в дождь, отчёт за квартал.

      Меры: оценить в рубль, величиной с дом.

      Причины: сердиться за обман, красный от смущения, наградить за доблесть.

      Цели: сдать в монтаж, удобный для посева.

      Возмещения: работать за товарища, дежурить за вахтёра.

Творительный падеж

Творительный беспредложный.

    Творительный беспредложный приглагольный:

    1. Орудия действия: писать пером, ударить штыком, влиять своим авторитетом.

      Производителя действия в страдательных конструкциях: Никита въехал в отворённые Петрушкой ворота (Л. Толстой).

      Субъекта действия, состояния в безличных конструкциях: пахнет смолою, нанесло ветром.

      Образа и способа действия: петь басом, идти быстрым шагом.

      Места: плыть морем, идти лесом.

      Времени: заниматься вечерами, работать ночами.

      Предикативный – обозначает признак предмета, лица, стоящего в именительном падеже (характеризует подлежащее): смотрителем маяка был старый боцман.

    Творительный беспредложный приименной:

    1. Присубстантивный качественной характеристики: юбка колоколом, сапоги гармошкою.

      Приадъективный ограничения, внутреннего содержания: бледный лицом, горд успехами, известен трудами, сильный духом.

    Творительный предложный.

    1. Орудия действия: работать с лобзиком, читать с очками; сближается со значением образа действия.

      Образа действия: подниматься с трудом, идти с усилием, говорить с подъёмом.

      Места: плавать под водой, аллея между зарослями, прикрепить над столом.

      Времени: уехать с зарёй, объяснение перед разлукой, спор за ужином.

      Причины: забегаться с поручениями, неслышный за голосами.

      Цели: послать за материалами, поехать за покупками.

      Совместности: пировать с друзьями, учиться с братом, река с притоками.

Предложный падеж

    Приглагольный:

    1. Изъяснительный: сообщить о результатах, думать о матери, горевать о разлуке.

      Орудия действия (близко к значению образа действия): играть на гармошке, печатать на машинке, кататься на велосипеде.

      Образа действия: передать на словах, жить в достатке.

      Места: жить на юге, хранить в сбербанке, гостить в деревне.

      Времени: вставать на рассвете, встретиться в юности.

      Цели: наказать в воспитательных целях.

    Присубстантивный:

    1. Со значением признака, свойства, качества предмета по отношению к другому предмету: стол на трёх ножках, пальто на меху, дама в пенсне.

    В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

    На какие же вопросы отвечают падежи? . Покажем это на примере склонения слова друг.

    1. Именительный падеж (кто? что?) - друг
    2. Родительный падеж (нет кого? чего?) - друга
    3. Дательный падеж (подошел к кому? чему?) - к другу
    4. Винительный падеж (вижу кого? что?) - друга
    5. Творительный падеж (доволен кем? чем?) - другом
    6. Предложный падеж (говорили о ком? о чем?) - о друге
  • Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке в общей сложности существуют шесть падежей, каждый из которых отвечает на определнные вопросы. В частности, именительный падеж отвечает на вопросы Кто? и Что?, родительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Чего?, дательный падеж отвечает на вопросы Кому? и Чему?, винительный падеж отвечает на вопросы Кого? и Что?, творительный падеж отвечает на вопросы Кем? и Чем, а также предложный падеж отвечает на вопросы О ком? и О чм?.

    Вспомним 6 падежей русского языка: именительный п-ж, родительный п-ж, дательный п-ж, винительный п-ж, творительный п-ж, предложный п-ж.

    Каждый из перечисленных падежей отвечает на определенные вопросы. Просклоняем для примера существительные одушевленные и неодушевленные ребенок и стол.

    1. Именительный : кто ? ребенок что ? стол
    2. Родительный : кого ? ребенка чего ? стола
    3. Дательный : кому ? ребенку чему ? столу
    4. Винительный : кого ? ребенка что ? стол
    5. Творительный : кем ? ребенком чем ? столом
    6. Предложный : о ком ? о ребенке о чем ? о столе
  • В русском языке существует 6 падежей, каждый из которых отвечает на вопросы:

    1- Именительный падеж (существует кто?/что? )

    2- Родительный падеж(нет кого?/чего? )

    3- Дательный падеж (дать кому?/чему? )

    4- Винительный падеж (вижу кого?/что? )

    5- Творительный падеж (творю кем?/чем? )

    6- Предложный падеж (думаю о ком?/ о чем? )

    В русском языке падежи отвечают на такие вопросы:

    • именительный падеж - кто? что?
    • родительный падеж - кого? чего?
    • дательный падеж - кому? чему?
    • винительный падеж - кого? что?
    • творительный падеж - кем? чем?
    • предложный падеж - о ком? о чем?
  • В русском языке 6 падежей, каждый из которых отвечает на определенный вопрос:

    • Именительный - кто? что?
    • Родительный - кого? чего?
    • Дательный - кому? чему?
    • Винительный - кого? что?
    • Творительный - кем? чем?
    • Предложный - о ком? о чем?
  • Помните, когда мы в детстве запоминая цвета радуги учили поговорку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Аналогичным образом, для быстрого усвоения названий падежей в русском языке, достаточно вызубрить одну слегка смешную присказку: Иван родил девчонку, велел тащить пелнки .

    Так как первые буквы шести падежей мы уже запомнили, осталось выучить вопросы и разобраться с окончанием. В этом нам помогут удивительные вспомогательные слова.

    Итак, поехали!

    Именительный (есть у каждого из нас кто? что?) - мама;

    Родительный (у кого мы ищем совет в трудную минуту? чего?) - у мамы;

    Дательный (дать ЛЮБОВЬ кому? чему?) - маме;

    Винительный (винить (виним) особенно в детстве, за свои же ошибки кого? чего?) - маму;

    Творительный (я сотворен кем? чем?) - мамой;

    Предложный (думаю часто о ком? о чм?) - о маме.

    Добрый день, в русском языке можно найти шесть падежей, каждый из которых имеет по два вопроса. Внизу представлена фотография, на которой обозначены все шесть падежей, также показаны вопросы в зависимости от рода конкретного слова.

    Желательно знать название падежей и какие вопросы им задаются, поэтому советую их выучить наизусть.

    Падежей в русском языке всего шесть, их нужно выучить наизусть еще в начальной школе, поскольку без них на уроках русского не обойтись.

    Именительный: кто? что?

    Родительный: кого? чего?

    Дательный: кому? чему?

    Винительный: кого? что?

    Творительный: кем? чем?

    Предложный: о ком? о чем?

    Падежи в русском языке отвечают на падежные и на смысловые вопросы. По этим вопросам легче определить падеж, в форме которого находится в предложении или в словосочетании слово. Ниже привожу списки большинства этих вопросов с примерами.

    Падежные .

    • Именительный. Кто? - Человек. Что? - Морковь.
    • Родительный. Кого? - Оленя. Чего? - Тетради.
    • Дательный. Кому? - Котнку. Чему? - Весне.
    • Винительный. Кого? - Ттю. Что? - Зиму.
    • Творительный. Кем? - Генералом. Чем? - Шваброй.
    • Предложный. О ком? - О солдате. О чм? - О решительности.

    Смысловые .

    • Именительный. (не имеет таких вопросов)
    • Родительный. Где? - Возле речки. Куда? - До озера. Откуда? - Из степи.
    • Дательный. Где? - По лугам. Куда? - К воде.
    • Винительный. Куда? - За дом.
    • Творительный. Где? - За усадьбой.
    • Предложный. Где? - В снегу.
  • В современном русском языке сохранилось только шесть падежей . Рассмотрим их на примере слов красота (неодушевленное существительное) и соловей (одушевленное существительное) с ударными окончаниями:

    именительный падеж кто? соловей_, что? красот-а

    родительный падеж нет кого? соловь-я , чего? красот-ы

    дательный падеж бегу к кому? соловью , к чему? к красот-е

    винительный падеж вижу кого? соловь-я , что? красот-у

    творительный падеж восхищаюсь кем? соловь-м, чем? красот-ой

    предложный падеж думаю о ком? о соловь-е , о чм? о красот-е .

    У одушевленных существительных совпадают формы родительного и винительного падежей множественного числа, а у неодушевленных - формы именительного и винительного падежа множественного числа:

    нет кого?, вижу кого? - соловьев;

    что? столы, вижу что? столы.

    В великом русском языке существует шесть падежей , для определения которых, у каждого существуют свои грамматические вопросы:

    У именительного падежа - вопросы: кто?,что?

    У родительного падежа - вопросы: кого?, чего?

    У дательного падежа - вопросы: кому?, чему?

    У винительного падежа - вопросы: кого?, что?

    У творительного падежа - вопросы: кем?, чем?

    У предложного падежа - вопросы: о ком?, о чем?

    Падежи, в русском языке, призваны заполнить собой, все возможные вариации склонения слов в разном контексте. То есть их ровно столько, сколько нужно для того, что бы каждый человек, мог так строить свою речь, что бы за счет нее можно было полноценно доносить информацию до окружающих.

Название: Творительный падеж .

Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.

Основное значение творительного падежа – это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.

В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.

Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.

Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.

Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.

Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).

Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.

Категория падежа - это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам. Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система немецкого языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, в том числе, с падежной системой русского языка. Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие. Это своеобразие проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами -- четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

В современном русском языке шесть падежей, из которых именительный называется прямым, а все остальные косвенными: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

По мнению Виноградова В. В. из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение, по крайней мере, двух падежей в каждом из них.

В современном родительном падеже выделяется качественно-определительный (или собственно - родительный) и количественно-отделительный (или отложительно-достигательный).

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского, но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта). Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Количественно-отделительный представлен значениями количества (преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно-целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.

Современный предложный падеж также некоторыми учеными делится на два: изъяснительный -- о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу, на полу, на корню. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание - у под ударением.

Самое название «предложный» введено М. В. Ломоносовым, вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами, вместо принятого в XVII в. названия «сказательный». Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как все другие косвенные падежи: НовЪгород"Ь означало «в Новгороде».

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Несколько подробнее можно остановиться на значениях творительного падежа.

Творительный приглагольный, т. е. зависящий от глагола, является в предложении дополнением или обстоятельством, реже сказуемым, и может обозначать:

  • 1) орудие или средство: пишу пером; сюда же приближается значение творительного падежа в безличных оборотах: ветром оторвало лодку;
  • 2) действующее лицо при глаголах страдательного залога: нашими учеными разрабатываются важные проблемы;
  • 3) объект или область распространения действия (творительный содержания): заниматься русским языком, интересоваться искусством, любоваться природой;
  • 4) время, место и способ действия (творительный с обстоятельственным значением): а) он работает целыми днями, б) ехать лесом, в) говорить шепотом.

Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое, например: он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным, такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем -- он избран председателем, его считают руководителем -- он считается руководителем и т. п.

Кроме творительного приглагольного, существует творительный приименный, т. е. зависящий от имен существительных (правда, близких по основам к глаголам: удар кулаком, ср. ударить кулаком, езда шагом, ср. ехать шагом) или от имен прилагательных: известный своими трудами, сильный духом, слабый глазами.

Основное значение винительного и дательного падежей -- это обозначение объекта; винительный падеж чаще всего употребляется после переходных глаголов и обозначает прямой объект, иначе говоря -- является прямым дополнением (студент составляет доклад); дательный падеж обозначает косвенный объект -- лицо или предмет, в пользу которого совершается или к которому направляется действие (студенту предоставили путевку в дом отдыха; помощь брату -- по образцу глагольного сочетания -- учитель помогал брату). Есть и другие значения этих двух падежей: например, винительный падеж может обозначать время и пространство (работал целую неделю, пробежал километр), а дательный -- лицо, испытывающее какое-либо состояние (ему было радостно).

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов. Родительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха). Дательный падеж -- с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам). Винительный падеж -- с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час). Творительный падеж -- с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями). Предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал