Кто придумал дорожные знаки? Когда и где появились дорожные знаки История появления дорожных знаков

19.08.2023

Курсовая работа: Обучение школьников правилам дорожного движения

Введение

Глава I. Теоретический анализ методической литературы по правилам дорожного движения

1.1.История дорожных знаков

1.2. Методика обучения школьников правилам дорожного движения

Глава II. Разработка методического пособия по информационным знакам и знакам сервиса

2.1. Развернутые сценарии уроков

2.2. Планы уроков по технологии

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации правила дорожного движения – это основополагающий закон, который регулирует взаимоотношение всех участников дорожного движения. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в ПДД.

Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.

Наличие дорожных знаков вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения. Исходя из этого, выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом курсовой работы является изучение правил дорожного движения и техники его регулирования.

Предметом курсовой работы является проектирование наглядного пособия по информационным знакам и знакам сервиса.

Целью курсовой работы является разработка и изготовление методического пособия по правилам дорожного движения.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:

2. Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические пособия.

3. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

Задачами курсовой работы являются:

1. Обзор теоретической и методической литературы по информационным знакам и знакам сервиса.



2. Разработать методическое пособие по правилам дорожного движения.

Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:

1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по данной работе.

2. Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Появились первые дорожные указатели практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи .

Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху. Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.

Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер .

Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа.

Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.

Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».

Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Данной конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

После ратификации Конвенции на улицах российских городов появились первые дорожные знаки. Однако автомобилисты не обращали на них внимания .

В 1921 году при Лиге Наций была создана специальная Комиссия по автомобильному движению, по инициативе которой в 1926 г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», для предупреждающих знаков ввели треугольную форму. Четыре года спустя в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В 1927 году в Советском Союзе были стандартизированы и введены в действие шесть дорожных знаков. В 1933-м к ним добавилось еще 16 и общее число составило 22. Любопытно, что дорожные знаки того времени подразделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной – в неё входило 12 знаков. В их числе был знак, предупреждающий о приближении к опасности, не предусмотренной предупреждающими знаками. Он представлял собой треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота символизировала прочие опасности. Фантазия водителя могла нарисовать на белом поле все, что угодно .

В дополнение к предупреждающему знаку «Железнодорожный переезд» с изображением рельс вводится знак «Неохраняемый железнодорожный переезд» с изображением паровоза с большой дымовой трубой, из которой идет дым. Символ паровоза изображен с опорными буферами спереди и сзади, на четырех колесах и без тендера.

Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника.

В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне.

В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые типовые Правила и перечень типовых знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака. Предупреждающие знаки имели форму равностороннего треугольника жёлтого цвета с чёрной, позже красной, каймой и символами синего цвета. Запрещающие знаки имели форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета и символами чёрного цвета. Указательные знаки имели форму круга жёлтого цвета с чёрной каймой и символами чёрного цвета.

В пустом поле знака «Прочие опасности» появляется восклицательный знак "!". Знак получает название «Опасность». Треугольник устанавливается в местах производства дорожных работ, крутых подъёмов, спусков и прочих опасностей, где необходима особая осторожность при движении транспорта. В населенных пунктах знак ставится непосредственно у места опасности, на загородных дорогах - на расстоянии 150 250 метров.

Пять знаков в Правилах имели название «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево - направо только при красном сигнале светофора. Еще три - при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом. Эти знаки использовались вплоть до появления светофоров с дополнительными секциями в 1961 году.

Нельзя не остановиться на любопытной подробности: из перечня предупреждающих знаков пропал знак «Неровная дорога». Представляется затруднительным объяснить изъятие этого знака из обращения: то ли все дороги стали ровными и в таком знаке отпала необходимость, то ли все дороги были настолько ухабистые, что установка знака была просто бессмысленной. Знак «Неровная дорога» вновь появляется в перечне знаков только в 1961 году .

После окончания Второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 г. в Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый «Протокол о дорожных знаках и сигналах», базировавшийся на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента.

В Протоколе были даны рекомендации по размещению знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков предусматривался белый или жёлтый фон, для предписывающих синий. Протоколом предусматривалось 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 2 предписывающих и 9 указательных знаков.

К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной.

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел.

Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы.

Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог.

Знак "Место поворота для движения в обратном направлении" приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных .

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение».

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

В 1965 году впервые появляется знак "Регулируемый перекресток (участок дороги)". Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Действующие с 1973 года знаки стали привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности – с первым поворотом направо и с первым поворотом налево.

В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак «Крутой подъем». Величина уклона в процентах указывается на знаках.

Знак "Пересечение дорог" стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой.

В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка .

Значительные изменения претерпела и группа запрещающих знаков. Был введён новый знак «Остановка запрещена», применяемый до сих пор, прежний знак «Остановка запрещена» стал запрещать стоянку. Знак «Проезд без остановки запрещён» получил форму правильного восьмиугольника красного цвета с белой надписью «STOP» на английском языке. Этот знак был введён в Конвенцию 1968 г. и Правила дорожного движения из американской практики. Знак «Конец зоны всех ограничений» получил белый фон с серой каймой и несколькими наклонными полосами серого цвета. В новых правилах появились его разновидности, отменяющие запрет обгона и ограничение максимальной скорости.

Знаки, выполненные на белом или жёлтом фоне, информировали о движении через населённый пункт, в котором действуют требования правил, устанавливающих порядок движения в населённых пунктах. Знаки с синим фоном информировали, что на данной дороге не действуют правила, устанавливающие порядок движения в населённом пункте. Такие знаки устанавливались на дороге, проходящей через небольшие населённые пункты сельского типа, застройка которых располагалась далеко от дороги, а пешеходное движение носило эпизодический характер .

Знаки дополнительной информации получили белый фон с изображениями чёрного цвета. Табличка, указывающая направление поворота, получила красный фон.

В 1980 г. был введён новый стандарт «Дорожные знаки». С некоторыми изменениями он действовал до 1 января 2006 г.

В группу предупреждающих знаков из группы средств дополнительной информации были переведены знаки «Приближение к железнодорожному переезду», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога» и «Направление поворота». Последний получил третью разновидность, устанавливаемую на Т-образных перекрёстках или разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.

Две разновидности знака «Животные на дороге» стали самостоятельными знаками «Перегон скота» и «Дикие животные».

Появились новые предупреждающие знаки: «Пересечение с круговым движением», «Низколетящие самолёты», «Туннель», «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Появилась новая группа дорожных знаков – знаки приоритета, устанавливающие очерёдность проезда перекрёстков и суженных участков дорог. Знаки этого раздела раньше находились в других группах.

Большие изменения произошли в группе запрещающих знаков. Знак «Автомобильное движение запрещено» стал называться «Движение механических транспортных средств запрещено», появились знаки, ограничивающие длину транспортных средств и дистанцию между ними .

Наиболее значительным новшеством стало появление знака «Таможня», запрещающего проезд без остановки у таможни (контрольного пункта). Слово «таможня» на знаке написано на языках приграничных стран.

Знак «Стоянка» запрещена, получил две разновидности, запрещающие стоянку по нечётным и чётным числам. Их появление позволило облегчить задачу организации уборки снега в зимнее время.

Самой многочисленной группой знаков стала информационно-указательная. Знаки, информирующие о расположении различных объектов сервиса, были выделены в самостоятельную группу знаков сервиса.

В информационно-указательной группе появилось немало новых знаков. Прежний знак «Скоростная дорога» стал обозначать дорогу, предназначенную для движения исключительно автомобилей, автобусов и мотоциклов. Для обозначения скоростных дорог был введён новый знак «Автомагистраль».

Появились знаки, обозначающие направление движения по полосам, начало и конец дополнительных полос на подъёме.

Новый дорожный знак «Рекомендуемая скорость» стал обозначать рекомендуемую скорость движения на городских улицах, оборудованных автоматизированными системами регулирования дорожного движения и на опасных участках дорог, обозначенных предупреждающими знаками.

Новая группа знаков применялась на дорогах с полосами, выделенными для встречного движения маршрутных транспортных средств, обозначала:

· место их остановки,

· подземные и надземные пешеходные переходы,

· направление объезда закрытого для движения участка дороги.

Новый знак «Схема движения» стал применяться для обозначения маршрута движения при запрещении на перекрёстке отдельных манёвров или указания разрешённых направлений движения на сложных перекрёстках.

В группу информационно-указательных знаков переведена табличка «Стоп-линия».

Очередные изменения произошли в 1987 г. Группа запрещающих знаков дополнена знаком «Опасность», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией и другой опасностью.

Знак «Проход закрыт» стал называться «Движение пешеходов запрещено».

В группе информационно-указательных знаков появились знаки, а также знаки, информирующие об организации движения при ремонте дороги с разделительной полосой, а также знаки, обозначающие дорогу с реверсивным движением.

В группе знаков дополнительной информации (табличек) появилась табличка «Влажное покрытие», обозначающая, что знак действует только в тот период времени, когда покрытие проезжей части влажное, а также таблички, распространяющие или отменяющие действие знаков на автомобили инвалидов.

Следующее обновление дорожных знаков произошло в 1994 г. Оно связано с введением в правила дорожного движения нового раздела, регламентирующего движение в жилых зонах и на дворовых территориях, а также знаков, регламентирующих движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В 2001 г. в группа знаков сервиса была дополнена двумя новыми знаками: «Пост дорожно-патрульной службы» и «Пост контроля международных автомобильных перевозок».

В конце 90-х гг. началась разработка нового стандарта «Знаки дорожные», содержащего значительные изменения в действующей системе знаков. Он вступил в силу с 1 января 2006 г. Основная цель этих изменений – привести отечественный стандарт, определяющий номенклатуру дорожных знаков, в более точное соответствие с Международной конвенцией 1968 г.

Группа предупреждающих знаков дополнилась тремя новыми знаками: знак «Искусственная неровность», обозначающий искусственную неровность для принудительного снижения скорости, более известную как «лежачий полицейский», знак «Опасная обочина», предупреждающий, что съезд на обочину представляет опасность и знаком «Затор», предупреждающим водителей о заторах в дорожном движении.

Последний знак должен применяться, в частности, при проведении дорожных работ и устанавливаться перед перекрёстком, на котором возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор .

Группа знаков приоритета дополнилась разновидностями знака «Пересечение со второстепенной дорогой», показывающими пересечение под острым или прямым углом. Необходимо отметить, что эти разновидности знака существовали в Правилах дорожного движения до 1980 г. Группа запрещающих знаков дополнилась знаком «Контроль», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств без остановки перед постом контроля – посту милиции, приграничном переходе, въезде на закрытую территорию, пункте оплаты проезда на платных магистралях.

Изменилось изображение на знаке 3.7 «Движение с прицепом запрещено», но значение знака осталось прежним. Знаки «Обгон запрещён» и «Обгон грузовым автомобилям запрещён» стали запрещать обгон всех транспортных средств, в том числе одиночных, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.

Группа предписывающих знаков освободилась от знака «Движение легковых автомобилей». По своему значению он был аналогичен знаку «Движение грузовых автомобилей запрещено», но, в отличие от последнего, запрещал движение немеханических транспортных средств (велосипедов, мопедов, гужевого транспорта). Изменилась конфигурация стрелок на знаках «Движение направо» и «Движение налево» .

Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.

В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения: «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Дорога с односторонним движением», «Реверсивное движение» и другие.

Появились варианты знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта» с белым фоном, на которых к названию населённого пункта добавлено символическое изображение силуэта средневекового города. Такой знак должен устанавливаться перед застроенной территорией, не входящей в состав населённого пункта, например, перед дачными посёлками .

В этой же группе появилось несколько новых знаков. В частности, появился знак, обозначающий искусственную неровность, устанавливающий скоростной режим на отдельных полосах многополосной проезжей части.

В группе знаков особых предписаний появились зональные знаки, обозначающие пешеходную зону, зону разрешения или запрета стоянки и ограничения максимальной скорости. Зона действия ограничивалась «отбойными» знаками, ограничивающими конец указанной зоны. В группу информационных знаков включены прежние информационно - указательные знаки, обозначающие место и зону для разворота, место стоянки, пешеходные переходы, предварительные указатели направлений, указатели объезда закрытого для движения участка дороги. В этой группе также появились новые знаки: знак, обозначающий полосу для аварийной остановки, например, на горных дорогах, а также знак, информирующий водителей, въезжающих на территорию России об общих ограничениях скорости. В группе знаков сервиса теперь не 12, а 18 знаков. Новые знаки: «Милиция», «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении» и «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Бассейн или пляж» и «Туалет».

В группе знаков «Дополнительной информации» появились таблички, которые в сочетании со знаком «Место стоянки» обозначают перехватывающие стоянки, совмещённые со станциями метро или остановками наземного городского транспорта а также табличка «Тип тележки транспортного средства», применяемая со знаком, ограничивающим нагрузку на ось, для указания числа сближенных осей транспортного средства, для каждой из которых приведённая на знаке величина является наиболее допустимой.

Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки.

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы.

Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».

После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.

Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.

Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.

Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.

Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа.

Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.

Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».

Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Данной конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

После ратификации Конвенции на улицах российских городов появились первые дорожные знаки. Однако автомобилисты не обращали на них внимания.

В 1921 году при Лиге Наций была создана специальная Комиссия по автомобильному движению, по инициативе которой в 1926 г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», для предупреждающих знаков ввели треугольную форму. Четыре года спустя в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.

В 1927 году в Советском Союзе были стандартизированы и введены в действие шесть дорожных знаков. В 1933-м к ним добавилось еще 16 и общее число составило 22. Любопытно, что дорожные знаки того времени подразделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной – в неё входило 12 знаков. В их числе был знак, предупреждающий о приближении к опасности, не предусмотренной предупреждающими знаками. Он представлял собой треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота символизировала прочие опасности. Фантазия водителя могла нарисовать на белом поле все, что угодно.

В дополнение к предупреждающему знаку «Железнодорожный переезд» с изображением рельс вводится знак «Неохраняемый железнодорожный переезд» с изображением паровоза с большой дымовой трубой, из которой идет дым. Символ паровоза изображен с опорными буферами спереди и сзади, на четырех колесах и без тендера.

Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника.

В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне.

В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые типовые Правила и перечень типовых знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака. Предупреждающие знаки имели форму равностороннего треугольника жёлтого цвета с чёрной, позже красной, каймой и символами синего цвета. Запрещающие знаки имели форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета и символами чёрного цвета. Указательные знаки имели форму круга жёлтого цвета с чёрной каймой и символами чёрного цвета.

В пустом поле знака «Прочие опасности» появляется восклицательный знак "!". Знак получает название «Опасность». Треугольник устанавливается в местах производства дорожных работ, крутых подъёмов, спусков и прочих опасностей, где необходима особая осторожность при движении транспорта. В населенных пунктах знак ставится непосредственно у места опасности, на загородных дорогах - на расстоянии 150 – 250 метров.

Пять знаков в Правилах имели название «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево-направо только при красном сигнале светофора. Еще три - при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом. Эти знаки использовались вплоть до появления светофоров с дополнительными секциями в 1961г.

Нельзя не остановиться на любопытной подробности: из перечня предупреждающих знаков пропал знак «Неровная дорога». Представляется затруднительным объяснить изъятие этого знака из обращения: то ли все дороги стали ровными и в таком знаке отпала необходимость, то ли все дороги были настолько ухабистые, что установка знака была просто бессмысленной. Знак «Неровная дорога» вновь появляется в перечне знаков только в 1961 году.

После окончания Второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 г. в Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый «Протокол о дорожных знаках и сигналах», базировавшийся на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента.

В Протоколе были даны рекомендации по размещению знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков предусматривался белый или жёлтый фон, для предписывающих – синий. Протоколом предусматривалось 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 2 предписывающих и 9 указательных знаков.

К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной.

Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел.

Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы.

Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог.

Знак "Место поворота для движения в обратном направлении" приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных.

Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту.

Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств.

Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение».

Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета.

В 1965 году впервые появляется знак "Регулируемый перекресток (участок дороги)". Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком.

В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки».

Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности – с первым поворотом направо и с первым поворотом налево.

В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак "Крутой подъем". Величина уклона в процентах указывается на знаках.

Знак "Пересечение дорог" стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой.

В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка.

Знак «Сужение дороги» получил три разновидности, обозначающие сужение с обеих сторон, справа или слева.

В группу предупреждающих добавились знаки, предупреждающие о пересечении с трамвайной линией, выезде на набережную, движении по участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колёс, падению камней на горных дорогах, участкам с боковым ветром.

Значительные изменения претерпела и группа запрещающих знаков. Был введён новый знак «Остановка запрещена», применяемый до сих пор, прежний знак «Остановка запрещена» стал запрещать стоянку.

Знак «Проезд без остановки запрещён» получил форму правильного восьмиугольника красного цвета с белой надписью «STOP» на английском языке. Этот знак был введён в Конвенцию 1968 г. и Правила дорожного движения из американской практики.

Знак «Конец зоны всех ограничений» получил белый фон с серой каймой и несколькими наклонными полосами серого цвета. В новых правилах появились его разновидности, отменяющие запрет обгона и ограничение максимальной скорости.

Проезд узких участков дорог стал определяться знаками «Преимущество в движении встречных транспортных средств» и «Преимущество в движении перед встречными транспортными средствами».

Первый знак был включён в группу запрещающих, второй – указательных.

В группу предписывающих добавился знак, обозначающий дорожку для пешеходов, а также знаки, ограничивающие минимальную скорость.

Наибольшие изменения претерпела группа указательных знаков. Прежде всего, появились знаки, обозначающие скоростную дорогу и дорогу с односторонним движением. Важнейшим новшеством стало появление знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта».

Знаки, выполненные на белом или жёлтом фоне, информировали о движении через населённый пункт, в котором действуют требования правил, устанавливающих порядок движения в населённых пунктах. Знаки с синим фоном информировали, что на данной дороге не действуют правила, устанавливающие порядок движения в населённом пункте. Такие знаки устанавливались на дороге, проходящей через небольшие населённые пункты сельского типа, застройка которых располагалась далеко от дороги, а пешеходное движение носило эпизодический характер.

Знаки дополнительной информации получили белый фон с изображениями чёрного цвета. Табличка, указывающая направление поворота, получила красный фон.

В 1980 г. был введён новый стандарт «Дорожные знаки». С некоторыми изменениями он действовал до 1 января 2006 г.

В группу предупреждающих знаков из группы средств дополнительной информации были переведены знаки «Приближение к железнодорожному переезду», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога» и «Направление поворота». Последний получил третью разновидность, устанавливаемую на Т-образных перекрёстках или разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.

Две разновидности знака «Животные на дороге» стали самостоятельными знаками «Перегон скота» и «Дикие животные».

Появились новые предупреждающие знаки: «Пересечение с круговым движением», «Низколетящие самолёты», «Туннель», «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Появилась новая группа дорожных знаков – знаки приоритета, устанавливающие очерёдность проезда перекрёстков и суженных участков дорог. Знаки этого раздела раньше находились в других группах.

Большие изменения произошли в группе запрещающих знаков. Знак «Автомобильное движение запрещено» стал называться «Движение механических транспортных средств запрещено», появились знаки, ограничивающие длину транспортных средств и дистанцию между ними.

Наиболее значительным новшеством стало появление знака «Таможня», запрещающего проезд без остановки у таможни (контрольного пункта). Слово «таможня» на знаке написано на языках приграничных стран.

Знак «Стоянка» запрещена получил две разновидности, запрещающие стоянку по нечётным и чётным числам. Их появление позволило облегчить задачу организации уборки снега в зимнее время.

Самой многочисленной группой знаков стала информационно-указательная. Знаки, информирующие о расположении различных объектов сервиса, были выделены в самостоятельную группу – знаков сервиса.

В информационно-указательной группе появилось немало новых знаков. Прежний знак «Скоростная дорога» стал обозначать дорогу, предназначенную для движения исключительно автомобилей, автобусов и мотоциклов. Для обозначения скоростных дорог был введён новый знак «Автомагистраль».

Появились знаки, обозначающие направление движения по полосам, начало и конец дополнительных полос на подъёме.

Новый дорожный знак «Рекомендуемая скорость» стал обозначать рекомендуемую скорость движения на городских улицах, оборудованных автоматизированными системами регулирования дорожного движения и на опасных участках дорог, обозначенных предупреждающими знаками.

Новая группа знаков применялась на дорогах с полосами, выделенными для встречного движения маршрутных транспортных средств, обозначала:

Новый знак «Схема движения» стал применяться для обозначения маршрута движения при запрещении на перекрёстке отдельных манёвров или указания разрешённых направлений движения на сложных перекрёстках.

В группу информационно-указательных знаков переведена табличка «Стоп-линия».

Очередные изменения произошли в 1987 г. Группа запрещающих знаков дополнена знаком «Опасность», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией и другой опасностью.

Знак «Проход закрыт» стал называться «Движение пешеходов запрещено».

В группе информационно-указательных знаков появились знаки, а также знаки, информирующие об организации движения при ремонте дороги с разделительной полосой, а также знаки, обозначающие дорогу с реверсивным движением.

В группе знаков дополнительной информации (табличек) появилась табличка «Влажное покрытие», обозначающая, что знак действует только в тот период времени, когда покрытие проезжей части влажное, а также таблички, распространяющие или отменяющие действие знаков на автомобили инвалидов.

Следующее обновление дорожных знаков произошло в 1994 г. Оно связано с введением в правила дорожного движения нового раздела, регламентирующего движение в жилых зонах и на дворовых территориях, а также знаков, регламентирующих движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В 2001 г. в группа знаков сервиса была дополнена двумя новыми знаками: «Пост дорожно-патрульной службы» и «Пост контроля международных автомобильных перевозок».

В конце 90-х гг. началась разработка нового стандарта «Знаки дорожные», содержащего значительные изменения в действующей системе знаков. Он вступил в силу с 1 января 2006 г.

Основная цель этих изменений – привести отечественный стандарт, определяющий номенклатуру дорожных знаков, в более точное соответствие с Международной конвенцией 1968 г.

Группа предупреждающих знаков дополнилась тремя новыми знаками: знак «Искусственная неровность», обозначающий искусственную неровность для принудительного снижения скорости, более известную как «лежачий полицейский», знак «Опасная обочина», предупреждающий, что съезд на обочину представляет опасность и знаком «Затор», предупреждающим водителей о заторах в дорожном движении.

Последний знак должен применяться, в частности, при проведении дорожных работ и устанавливаться перед перекрёстком, на котором возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор.

Группа знаков приоритета дополнилась разновидностями знака «Пересечение со второстепенной дорогой», показывающими пересечение под острым или прямым углом. Необходимо отметить, что эти разновидности знака существовали в Правилах дорожного движения до 1980 г.

Группа запрещающих знаков дополнилась знаком «Контроль», запрещающим дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств без остановки перед постом контроля – посту милиции, приграничном переходе, въезде на закрытую территорию, пункте оплаты проезда на платных магистралях.

Изменилось изображение на знаке 3.7 «Движение с прицепом запрещено», но значение знака осталось прежним.

Знаки «Обгон запрещён» и «Обгон грузовым автомобилям запрещён» стали запрещать обгон всех транспортных средств, в том числе одиночных, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.

Группа предписывающих знаков освободилась от знака «Движение легковых автомобилей». По своему значению он был аналогичен знаку «Движение грузовых автомобилей запрещено», но, в отличие от последнего, запрещал движение немеханических транспортных средств (велосипедов, мопедов, гужевого транспорта).

Изменилась конфигурация стрелок на знаках «Движение направо» и «Движение налево».

Согласно новому стандарту, группа информационно-указательных знаков разделена на две самостоятельные группы: знаки особых предписаний и информационные.

В группу знаков особых предписаний включены, в частности, прежние информационно-указательные знаки, устанавливающие или отменяющие особый режим движения: «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Дорога с односторонним движением», «Реверсивное движение» и другие.

Появились варианты знаков «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта» с белым фоном, на которых к названию населённого пункта добавлено символическое изображение силуэта средневекового города. Такой знак должен устанавливаться перед застроенной территорией, не входящей в состав населённого пункта, например, перед дачными посёлками.

В этой же группе появилось несколько новых знаков. В частности, появился знак, обозначающий искусственную неровность,

Устанавливающий скоростной режим на отдельных полосах многополосной проезжей части.

В группе знаков особых предписаний появились зональные знаки, обозначающие пешеходную зону, зону разрешения или запрета стоянки и ограничения максимальной скорости. Зона действия ограничивалась «отбойными» знаками, ограничивающими конец указанной зоны.

В группу информационных знаков включены прежние информационно - указательные знаки, обозначающие место и зону для разворота, место стоянки, пешеходные переходы, предварительные указатели направлений, указатели объезда закрытого для движения участка дороги.

В этой группе также появились новые знаки: знак, обозначающий полосу для аварийной остановки, например, на горных дорогах, а также знак, информирующий водителей, въезжающих на территорию России об общих ограничениях скорости.

В группе знаков сервиса теперь не 12, а 18 знаков. Новые знаки: «Милиция», «Зона приёма радиостанции, передающей информацию о дорожном движении» и «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Бассейн или пляж» и «Туалет».

В группе знаков «Дополнительной информации» появились таблички, которые в сочетании со знаком «Место стоянки» обозначают перехватывающие стоянки, совмещённые со станциями метро или остановками наземного городского транспорта

а также табличка «Тип тележки транспортного средства», применяемая со знаком, ограничивающим нагрузку на ось, для указания числа сближенных осей транспортного средства, для каждой из которых приведённая на знаке величина является наиболее допустимой.

Дорожные знаки относятся к одной из наиболее динамичных групп технических средств организации дорожного движения. Развитие транспорта, специфика дорожного движения выдвигают новые требования, для успешного удовлетворения которых вводятся новые дорожные знаки.

Если в 1903 г. на дорогах нашей Родины применялось всего 4 дорожных знака, предупреждавших водителей самоходных транспортных средств о возможной опасности, то в настоящее время на улицах и дорогах России применяется более двух с половиной сотен дорожных знаков восьми групп, подробно регламентирующих практически все стороны дорожного движения.

История возникновения дорожных знаков

В настоящее время на дорогах России насчитывается 1,4 млн. дорожных знаков, причем, на 1 км дорог в городе приходится 4 дорожных знака, а на федеральных дорогах – 7 дорожных знаков.

Как только человек «придумал» дороги, ему понадобились дорожные знаки, например для того, чтобы обозначать маршруты. Для этих целей древние люди использовали все подручные средства: обломанные ветки, зарубки на коре деревьев, камни определенной формы, установленные вдоль дорог. Не самый информативный вариант, да и отломанную ветку не всегда сразу увидишь, поэтому люди задумались о том, как отделить знак от пейзажа. Так вдоль дорог начали ставить статуи. Потом, с пятого века до нашей эры, на статуях начали появляться головы и других персонажей: Вакха, Пана, фавнов, государственных деятелей, философов и других. Когда появилась письменность, на камнях начали делать надписи, чаще всего названия населенных пунктах. Как описал это событие Плутарх, люди Гракха измерили все дороги Римской империи и поставили каменные столбы для показания расстояний. На дорогах через каждые 10 стадий (1800 м) устанавливали указатели, на которых указывалось расстояние до Рима и ближайшего населенного пункта. Помимо этого на столбах фиксировались имя правителя, который построил дорогу и год, в котором это произошло. Указатели расстояний представляли собой каменные столбы диаметром от 40 см. до одного метра, высотой 1,25 – 3 метров. Счет расстояний велся от бронзового столба, называемым «золотым». Золотой столб был установлен у старого Римского Форума.

При французском министре Зулли (1559-1641) и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку.

В России указ Александра I от 1817 года гласил: «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей как селение называется, и какое имеет число душ».

Дорожный знак с изображением символа – «Впереди крутой спуск» впервые появился в середине XIX столетия на горных дорогах Швейцарии и Австрии. Знак изображали на придорожных скалах и изображали на нем колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Знаки стали распространяться вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Первые дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1903 году: на черном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были изображены символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». Быстрое развитие автомобильного транспорта остро поставило вопрос безопасности проезда. В 1909 году в Париже собрались представители ряда европейских стран, которые приняли первую конвенцию по международным автомобильным перевозкам. По конвенции вводились четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Перекресток», которые было принято устанавливать за 250 метров до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

В России дорожные знаки стали появляться в 1911 году. Журнал Автомобилист № 1, 1911 года писал на своих страницах: "Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. В 1949 году в Женеве была принята еще одна попытка создания единой мировой системы дорожных знаков, «Протокол о дорожных знаках и сигналах». За основу взяли европейскую систему, и совершенно не удивительно, что страны американского континента подписать документ отказались. Если в конвенции 31 года было прописано 26 дорожных знаков, то новый протокол предусматривал уже 51 знак: 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 9 указательных и 2 предписывающих. В остальном, если какие-то ситуации этими знаками не предусматривались, страны опять были вольны придумать что-то свое.

На сегодняшний день только в России применяется больше 250 дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.


Дорожные знаки являются неотъемлемой частью дорог и порядка на них. Сложно представить жизнь без них. И недавно я задумалась, откуда они взялись, кто и как их придумал.

Но обо всем по порядку.

Первые знаки

Существует много гипотез о самых первых указателях. Считается, что первобытные люди прокладывали маршруты через леса и на открытой местности, оставляя маленькие каменные кучки, делая зарубки на деревьях или надламывая ветки.

Не самый лучший вариант. Метки, ветки и камни не всегда можно разглядеть.

Следующий шаг

Далее люди решили ставить столбы со скульптурными головами богов, государственных деятелей и философов, чтобы они контрастировали с природными пейзажами. Со временем на указатели добавили надписи населенных пунктов.

Официально первая система дорожных знаков зародилась в Древнем Риме. На дорогах устанавливали цилиндрические мильные столбы. На них была информация о расстоянии от Римского форума, где находился золотой мильный столб. Поэтому «все дороги ведут в Рим».

Оттуда система мильных столбов распространилась повсюду. Хотя у нас указатели появились довольно поздно: только во времена Петра I.

Новый толчок

Первые правила дорожного движения в современном понимании появились в Португалии в 1686 году. На узких улочках Лиссабона устанавливали знаки приоритета, регулирующие транспортные потоки.

В широком масштабе дорожные знаки начали устанавливать для быстрых и тихих велосипедистов в 1870-х годах. Указатели не содержали информацию о расстоянии, а предупреждали, например, о крутых холмах.

С развитием автомобильной промышленности систему дорожных знаков решили пересмотреть. В 1895 году Итальянский Туристический Клуб закончил разработку первой. В 1903 году в Париже установили первые знаки.

Стандартизация не удалась

И тут началось. Кто во что горазд. В каждой стране были свои дорожные знаки. Однако автомобильное движение в другие государства стало привычным делом. Появилась острая необходимость введения знаков международного значения.

Так, в Париже в 1909 году «Международной конвенцией относительно передвижения автомобилей» приняты следующие дорожные знаки: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток», «Пересечение с железной дорогой».

Начиная с 1926 года интенсивно разрабатывались международные дорожные знаки, их изменяли и дополняли. Но как ни крути, знаки в разных странах отличаются. На некоторых китайских или японских вообще ничего не понять без знания языка.

Кто же их придумал

Дорожные знаки не изобрели одномоментно. Они развивались и модифицировались на протяжении многих лет.

Понятные всем разные виды указателей разрабатывал не один человек. В этой работе задействовали автомобильных пользователей и правительственные комитеты, чтобы создать легко воспринимаемые знаки. В любом деле нужна фокус-группа, и ПДД не исключение.

Чуток юмора напоследок


Сегодня очень популярно наклеивать разных человечков, животных и другое на знаки, придавая им веселый и неординарный вид. Точно знаю, что таких много в Италии.

А в зависимости от местности знаки могут предостерегать о представителях дикой природы, которые выбегают на дорогу: о лосях, медведях, киви, крокодилах, пингвинах и других животных. Плюс есть смешные, типа «нельзя ходить в туалет по-большому в лесу», «репродуктивная зона, не мешайте кенгуру» или «нельзя охотится на касаток» в пустыне.

Такие дела. А вы замечали необычные знаки в других странах?

Классный час: Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

Участники занятия: обучающиеся 2класса

Классный руководитель: Леонова Т.М.

Цель занятия: Рассказать учащимся о группах дорожных знаков.

Новые слова: Группы дорожных знаков.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Одним из основных носителей информации о дороге являются дорожные знаки.

О дорогах заботились наши предки еще с тех пор, когда ездили на лошадях или ходили пешком. В степи укладывали камни и ставили столбы, а в лесу делали затесы на деревьях и вешки из сучьев. На перекрестках устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни. Верстовые столбы стали полосатыми при Петре I, повелевшем окрашивать их в цвет русского национального флага, потому что "полосатость" хорошо просматривалась на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрестках, стали делать надписи о том, куда ведет «путь-дорога». Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 км/ч, об особых дорожных знаках не помышляли.

Между тем, прототипы современных дорожных знаков стали появляться еще в конце XIX века, одновременно с появлением первых автомобилей.

В 1903 г. во Франции приняли Акт по моторным машинам об установке знаков перед перекрестками, опасными поворотами и прочими «ужастями». Через несколько лет стало ясно, что и без запретов не обойтись.

Почти за сто лет с того времени количество знаков увеличилось, они меняли свой вид. Изменения шли параллельно с усовершенствованием самих средств передвижения. Поскольку опасность возрастает пропорционально скорости, внимание к дорожным знакам и к их установке возрастает.

В 1909 году в Париже состоялась первая Международная конференция по автомобильному движению. На этой конференции обсуждались и вопросы о дорожной сигнализации. Конференция утвердила четыре предупреждающих знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Пересечение дорог», которые должны были устанавливаться за 250 метров до опасного участка.

В 1926 году в Париже созывается Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожной сигнализации была дополнена еще двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна».

В 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах», в соответствии с которой количество дорожных знаков было увеличено до 26 и они были разбиты на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные. Эта система знаков действовала в нашей стране до 1961 года.

В 1949 году в Женеве на очередной Международной конференции по дорожному движению был принят «Протокол о дорожных знаках и сигналах». В Протоколе были даны рекомендации о размещении знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков должен применяться светлый фон - белый или желтый, для предписывающих знаков - синий. Протоколом предусматривалось существование 51 дорожного знака: 22 - предупреждающих, 18 - запрещающих, 2 - предписывающих и 9 - указательных. В нашей стране система знаков, предусмотренная Протоколом 1949 года, была введена позже и просуществовала до 1973 года. Действующая в нашей стране система дорожных знаков основана на международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года. В настоящее время на территории нашей страны действуют 172 дорожных знака, не считая их различных модификаций.

Дорожные знаки рассказывают, где можно двигаться машинам или пешеходам и с какой скоростью, где можно перейти дорогу, предупреждают об опасностях. Поэтому дорожные знаки называют дорожной азбукой.

В настоящее время все дорожные знаки разделены на восемь групп:

- предупреждающие знаки;

Знаки приоритета;

Запрещающие знаки;

Предписывающие знаки;

Знаки особых предписаний;

Информационные знаки;

Знаки сервиса;

Знаки дополнительной информации (таблички).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что знаки бывают круглые, прямоугольные, треугольные. Они могут различаться по цвету. В зависимости от формы и цвета дорожного знака меняется и его назначение.

Учитель объясняет учащимся, что назначение дорожных знаков легко запомнить. Если знак имеет треугольную форму с красной каймой - он относится к группе предупреждающих знаков. Эти знаки информируют водителей о том, что впереди опасный участок дороги, надо быть внимательным и снизить скорость.

Круглые знаки с красной каймой с белым, а некоторые - с голубым фоном относятся к группе запрещающих знаков. Запрещающие знаки всегда с красной каймой (ассоциация с огнем или красным сигналом светофора, красный - значит опасный).

Если знак имеет круглую форму с голубым фоном - это предписывающий знак, указывающий направление движения, минимальную скорость и т.д.

Прямоугольные - знаки особых предписаний и информационные знаки. Они имеют различный фон: синий, зеленый, белый и желтый.

Знаки дополнительной информации (таблички) имеют прямоугольную форму и, как правило, белый фон.

В начале занятия учитель просит вспомнить детей, какие дорожные знаки они знают. Он показывает детям таблички с изображением знаков и просит детей назвать их:

Предупреждающие: «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Искусственная неровность», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

Запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

Предписывающие: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

Знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона», «Искусственная неровность»;

Информационные знаки: «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»;

Знаки сервиса: «Место отдыха», «Пункт питания», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Больница».

Учитель напоминает детям, какие знаки и для чего предназначены. Например, знак «Дети» треугольной формы устанавливают возле школ, детских садов, детских учреждений. Он предупреждает водителя о том, что в этом месте на дорогу могут выбегать дети. Некоторые школьники ошибочно думают, что этот знак обозначает место перехода улицы детьми. Но это не так. Учитель дает установку на запоминание, что данный знак для водителей. Для пешеходов знак «Пешеходный переход» - прямоугольный, на синем фоне белый треугольник, а в нем шагающий человечек.

Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено». На знаке рисунок велосипеда в красном кольце. Если велосипед нарисован на голубом фоне без окаймления, то знак обозначает велосипедную дорожку, т.е. специально предназначенную для движения велосипедистов.

Знак «Движение пешеходов запрещено» (перечеркнутое изображение человечка на белом фоне). Обозначает, что именно в этом месте нельзя ходить пешеходам.

2. Практическое задание Учитель развешивает на доске рисунки изученных дорожных знаков и предлагает детям выбрать дорожные знаки, предназначенные для водителей или для пешеходов.

Перед учащимися на столе разложены изображения различных дорожных знаков. Учитель называет знак. Учащиеся должны найти его, показать и сказать, к какой группе знаков он относится.

4. Вопросы для закрепления знаний

1. Для чего нужны дорожные знаки?

2. На какие группы делятся все дорожные знаки?

3. Когда стали появляться первые дорожные знаки?

4. Сколько дорожных знаков было утверждено на первой Международной конференции по автомобильному движению в Париже в 1909 году?

5. Какие внешние признаки имеют предупреждающие, запрещающие, предписывающие дорожные знаки?

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал