Ремонт магнитных пускателей. Проверка работоспособности и обслуживание

16.07.2023

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характеристики работ, и то что должен знать электромонтер третьегоразряда…...…………...............................................................................................4

2. Ремонт и обслуживание электрооборудования………………………………6

2.1. Пускателей……………………………………………………………………6

2.2. Тепловых реле………………………………………………………………..8

2.3.Контакторов………………………………………………………………….10

2.4.Ремонт и регулировка контактов и механических деталей контактора…13

3. Пайка проводов.………………………………………………………………15

3.1. Техника безопасности при пайке…………………………………………..17

4. Монтаж люминесцентных ламп……………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

Ремонт и обслуживание электрооборудования

Пускателей

Магнитный пускатель - это по сути коммутационное устройство, задача которого подключения и отключения нагрузки от сети. Такие устройства широко распространены в основном в промышленности и управление электродвигателей, но широкий спектр номинальных токов и малые габариты устройства позволяют также эффективно найти применения и в быту. В магнитных пускателях чаще всего выходят из строя подвижные или неподвижные элементы и дугогасительные контакты.

При интенсивной работе пускателя на контактных пластинах устройства образуется нагар металла, а также копоть и окислы. Все это очищается с помощью напильника с тонкой насечкой или надфиля. После хорошей зачистки контакты промывают салфеткой которую можна смочить в уайт-спирите или также можна применить в авиационный бензин. Но все же от данной процедуры лучше отказаться в исправных пускателях, так как токопроводящий слой на контактах устройства достаточно тонкий и каждая "профилактическая чистка" будет его уменьшать.

Плоскости соприкосновения якоря и сердечника вычищают мягенькой ветошью намоченной в спирту. Опосля чистки щупом шириной 0,05 мм либо узким листком бумаги необходимо проверить площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукою якорь к сердечнику. Плоскость соприкосновения обязана составлять более 70% от сечения кернов. Если же данный промежуток менее 0,2 мм, якорь либо сердечник пускателя необходимо зажать в тисках и и при помощи ратфиля спилить центральный керн. Значение данного промежутка обязано пребывать в пределах 0,2 - 0,25 мм.

Часто в процессе работы устройства слышен гул (гудение), причин может быть несколько. Прежде всего надо осмотреть трещины на каркасе катушки, возможно возник перекос самой катушки, слишком мощная возвратная пружина. Все ето имеет возможность привести к тому, что якорь при замыкании недостаточно тесно прилегает к сердечнику. Следствием станет больший ток катушки в следствии наименьшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.

Вероятен и выход из строя самой катушки, они бывают как каркасные так и бескаркасные. При дефекте изоляции катушки либо обрыве обмоточного электропровода в верхних слоях обмотки снимают внешную изоляцию обмотки и покоробленные витки до места дефекта либо обрыва, допаивают, изолируют место пайки нового обмоточного электропровода и поматывают требуемое численность витков. Хотя порой когда дефекты катушки значительные, межвитковые замыкания, обгорании изоляции обмотки, катушку гораздо лучше поменять на новую. Порой когда при замыкание контактов случается разновременность замыкания пластинок, можно попробовать исправить затяжкой хомутика, держащего основные контакты на валу.Если поверхность магнитных пластин имеет повреждения и дефекты, ее очищают мягкой тряпочкой, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. А уже после высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Покрывать лаком якорь и сердечник магнитопровода можно и с помощью кисточки. После окраски магнитопровод на протяжение 3 часов сушат на открытом воздухе до полного высыхания.

Тепловых реле

Ремонт тепловых реле и автоматических выключателей. Повреждения отдельных элементов теплового реле (износ, деформация и поломка деталей; подгорание контактов) приводят к нарушению режимов его срабатывания. Поэтому важный момент восстановления работоспособности теплового реле-его регулировка. Реле испытывают нагрузочным током.

(рис. 138) и снимают его характеристики в виде зависимости между током срабатывания и выдержки (как без предварительного подогрева, так и после подогрева номинальным током). Сравнением полученных характеристик с контрольными определяют соответствие реле техническим условиям или повторяют опыт, изменив положение регулировочного рычага. Автоматические выключатели АП-50, А3100, АЕ-2000 и другие выпускаются с тепловыми и электромагнитными разделителями. Работу расцепителей автоматов проверяют подобно проверке работы теплового реле с использованием соответствующих нагрузочных схем и контрольных характеристик для каждого типа выключателей. Основные неисправности деталей механического характера (износ и подгорание контактов и зажимных клемм, износ трущихся поверхностей рычагов и тяг, ослабление и поломки пружин) устраняют операциями, используемыми при ремонте рассмотренных ранее пускозащитных и регулировочных устройств.

Проверять и налаживать тепловые реле рекомендуется в лаборатории, используя специальные электрические устройства. Проверку реле начинают с внешнего осмотра: проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.

После снятия кожуха приступают к внутреннему осмотру: очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин, контакты, подпятники, магнитопроводы; проверяют надежность внутренних соединений; регулируют механическую часть реле; контакты тщательно очищают и полируют. (пользоваться надфилем или абразивными материалами нельзя).

Далее измеряют сопротивление изоляции мегаомметром 1000 В между электрическими частями реле и корпусом, которое должно быть не менее 10 МОм, проверяют уставки. Если обнаружены дефекты, выходящие за возможность устранения их в лаборатории, реле заменяют новым.

При ремонте магнитных пускателей с тепловыми реле должно быть обращено внимание на целостность и состояние этих реле. У тепловых реле чаще всего выходят из строя (перегорают) нагревательные элементы. Эти элементы имеют различное устройство и бывают 6 типов, рассчитанных на различные токи. Элементы первого и второго типов изготовляют из нихромовой или фехралевой проволоки. В элементах первого типа проволока намотана на пластинку из слюды и к концам проволоки припаяны серебром медные наконечники. В элементах второго типа проволока навита в виде спирали к ее концам припаяны стальные наконечники. Спиральные элементы кадмированны для предохранения их от окисления. Элементы остальных четырех типов изготовляют методом штамповки.

Для тепловых реле должно быть четкое срабатывание при токе 1,5 Іном с выдержкой времени 20 мин, при токе 1,2 Іном и в течение часа при токе 1,05 Іном. Время возврата реле должно быть не более 3 мин после его отключения.

Контакторов

Ремонт электромагнитных контакторов при текущем ремонте проводят с полной их разборкой. Его удобно производить на специальных стендах, имеющих подвод воздуха и постоянного тока напряжением 50В для испытания отремонтированных аппаратов. На таком стенде каждый контактор устанавливают в гнездо, позволяющее быстро закрепить стойку и свободно поворачивать аппарат в горизонтальной плоскости при разборке и сборке. Перед разборкой контакторы продувают сжатым воздухом, снимают дугогасительную камеру и осматривают узлы и детали на определение объема ремонта. Все детали очищают от грязи, разбирают и осматривают, убеждаясь в отсутствии трещин.Рог дугогасительной системы очищают от плавлений и копоти металлической щеткой или наждачным полотном. Профиль рога проверяют по шаблону и при больших оплавлениях или трещинах восстанавливают газовой сваркой. После остывания дугогасительного рога сварочный шов зачищают напильником.Контакты с незначительным износом или имеющие подгары, зачищают бархатным или личным напильником, стараясь снять возможно меньший слой металла и не изменить профиля контакта. После зачистки контакты протирают ветошью. Места сопротивления контакта с рогом обслуживают припоем. Контакты, изношенные выше допустимых норм, могут быть восстановлены. В этом случае изношенные контакты после очистки и замеров наплавляют медью газосваркой. Контакты предварительно нагревают газовой горелкой, после чего наплавляют их рабочие поверхности. Наплавленные контакты для придания твердости простукивают молотком и обрабатывают. Размеры профиля контактов контролируют шаблонами.Дугогасительную катушку проверяют на отсутствие повреждений поверхностной изоляции, на надежность пайки кабельных наконечников; замеряют активное сопротивление обмотки и сопротивление изоляции между обмоткой и полюсами, которое должно быть не менее 10 Мом. При заниженном сопротивлении изоляции катушку сушат в печи при температуре 100-110°С или производят замену изоляционной втулки сердечника. Площадь сечения провода и число витков дугогасительной катушки должны соответствовать техническим требованиям чертежа. В случае невыполнения этого условия может быть неправильное направление магнитного выдувания электрической дуги, что приводит к сильным обгарам дугогасительных рогов и контактов. Дугогасительную катушку контактора с трещинами в витках заменяют. При постановке новой катушки контактный вывод приваривают латунью, предварительно хорошо пригнав друг к другу сопрягаемые поверхности. После этого место соединения с витками изолируют вполуперекрышу двумя слоями лакоткани и изоляционной лентой. Витки катушки прокрашивают при необходимости масляно-битумным лаком БТ-99 Витки не должны касаться друг друга и подходить ближе чем на 2 мм к дугогасительному рогу.

Включающую катушку контактора - промывают бензином и осматривают на отсутствие ослабления выводных зажимов, проверяют наружную изоляцию и состояние каркаса. Для выявления возможных обрывов проводов измеряют мегаомметром активное сопротивление катушки. Оно не должно отклоняться от установленного более чем на 8% в большую или на 5% в меньшую сторону. Повышенное сверх допустимого значения сопротивление катушки укажет на возможный внутренний обрыв обмотки или на ухудшение контакта между жилой вывода обмотки и наконечником. Катушки с пониженным сопротивлением изоляции подвергаются пропитке.

Ремонт катушек с их полной разборкой выполняют при наличии в них обрывов проводников или межвитковых замыканий. Если у катушек повреждена покровная изоляция, то при ремонте ограничиваются только сменой изоляции. У катушек допускается восстановление двух обрывов обмотки. Концы обмоточных проводов в местах обрыва зачищают, скучивают и пропаивают припоем ПОС-40.Катушки с оплавлением витков более 3% площади их сечения или с трещинами шин подлежат ремонту. Прогары, оплавления или трещины зачищают и проваривают латунью газовой сваркой. При более глубоких прожогах катушки заменяют. Катушки, прошедшие ремонт, пропитывают в лаке. Поврежденную оплетку выводов заделывают прорезиненной липкой лентой. Якорь магнитопровод, сердечник промывают от грязи и при необходимости оцинковывают. Втулки с разработанными отверстиями в контактодержателе, якоря распрессовывают и устанавливают новые. Оси и валики очищают от грязи, опалины, подгаров, оцинковывают и перед постановкой смазывают.

Дугогасительная камера

Снятую с контактора дугогасительную камеру продувают сжатым воздухом, очищают от копоти, подгаров и брызг металла и разбирают. Асбестоцементные стенки, перегородки и решетки очищают на сталеструйной или установке. Стенки с толщиной менее 4 мм, со сколами, трещинами и прогарами глубиной более 25% их толщины их заменяют. Места более глубоких трещин и прогаров разделывают, тщательно зачищают напильником, крупнозернистой шлифовальной бумагой или обрабатывают в пескоструйной камере, очищают от пыли и песка и заделывают специальной замазкой или эпоксидной смолой.

В качестве замазки применяют асбестоцементный порошок, разведенный жидким стеклом, или смесь из равных частей гипсового порошка и асбестового волокна на щелочном лаке. Замазку наносят так, чтобы ее уровень был немного выше ремонтируемой поверхности, так как по мере затвердевания она дает усадку. Замазку на жидком стекле сушат при температуре 25-30°С, а щелочную - в сушильной печи при температуре 70-80°С в течение 7-8ч.Сквозные прожоги и трещины можно устранить специальной мастикой. Замазку наносят немедленно после ее изготовления, так как у нее быстро начинается процесс полимеризации и через 30-40 мин. она уже затвердевает. Перед нанесением мастики ремонтируемое мест тщательно обезжиривают ацетоном или бензином. После окончательной обработки для повышения влагостойкости асбестоцементные стенки и перегородки пропитывают льняным маслом. Убедившись в исправности всех деталей камеру собирают.

Изоляционные планки и панели оснований, рычаги, стойки должны иметь чистую глянцевую поверхность или быть окрашены эмалью ГФ-92-ХК.

Поверхностную изоляцию, имеющую трещины, сколы, прожоги или повреждения до половины ее толщины, снимают полностью или частично. Небольшие прогары зачищают напильником и шлифуют мелкой стеклянной бумагой. Ремонтируемое место промывают бензином и дважды покрывают эмалью.Пружины снимают, промывают и проверяют по основным размерам. Пружины, имеющие следы ржавчины, оцинковывают с последующим обезводораживанием. Растянутые или просевшие, но не имеющие механических повреждений пружины восстанавливают. Для этого пружину отпускают, нагревая до температуры 920-980°С, сжимают или растягивают до чертежных размеров и для придания необходимой упругости подвергают закалке. Концевые винты пружины должны иметь ровную горизонтальную поверхность. Пружины с трещинами и не соответствующие характеристике заменяют.

Шарнирные соединения.

Они должны обеспечивать свободное без заеданий движение соединяемых деталей и не иметь повышенного люфта.

Для ремонта шарнирное соединение разбирают. Неисправные оси и валики не ремонтируют, а заменяют новыми. Разработанные отверстия заваривают и рассверливают под чертежный размер или на больший диаметр с последующей установкой в него втулки с соответствующими внутренним и наружным диаметрами.

Перед сборкой трущиеся поверхности шарнирных соединений покрывают смазкой, а после сборки контролируют зазор в шарнире.

После ремонта всех узлов и деталей контактор собирают в обратной разборке последовательности.

Ремонт и регулировка контактов и механических деталей контактора

Перед ремонтом осматривают все основные части контактора, чтобы установить, какие детали подлежат замене и восстановлению. Лучше всего пользоваться заводскими запасными частями и лишь в случае их отсутствия изготовлять новые. Ремонт контакторов сводится прежде всего к восстановлению контактов. При небольшом обгорании контактной поверхности ее очищают от копоти и наплывов обычным личным напильником и стеклянной бумагой. Зачистку нужно производить осторожно, снимая небольшой слой металла. Смазывать контактные поверхности не рекомендуется, так как при возникновении дуги смазка сгорает и загрязняет поверхность, ухудшая условия работы контакта. Однако если поверхность контактов покрыта слоем серебра, чистить их напильником не рекомендуется. В случае сильного обгорания контактов необходима их замена. Для изготовления контактов применяют медные цилиндрические или фасонные прутки из твердой меди марки М-1.

Контакты в виде заклепок, винтов, болтов и гаек изготовляют обточкой на токарных, токарно-револьверных или токарно-винторезных станках. Профили новых контактов контакторов и контроллеров для плавного перекатывания контакта должны строго соответствовать профилю поверхности сменяемого контакта.

При изготовлении этих контактов пруток зажимают в машинные тиски или специальное приспособление с губками данного профиля и -на горизонтально-фрезерном станке разрезают на требуемые отрезки. При этой операции важно обеспечить параллельность сторон и точный размер ширины отрезаемого профиля (±0,2); образовавшиеся на заготовке заусенцы опиливают напильником и лишь после этого в заготовке сверлят или нарезают резьбу.

После ремонта контактной системы проводят ее регулировку. Регулировка работы контактной системы является одной из наиболее ответственных операций ремонта, от которой зависит нормальная работа аппарата. Контакты различного назначения должны включаться и отключаться в установленной последовательности, а контакты фаз, выполняющих одну функцию, должны срабатывать одновременно. Если в процессе регулирования начальные нажатия при новых конгактах не укладываются в нормируемые заводом пределы, необходимо сменить соответствующие контактные пружины. Степень нажатия контактов проверяют в двух положениях - когда они разомкнуты (начальное нажатие) и когда замкнуты (конечное нажатие).

При ремонте контакторов придерживаются паспортных величин нажатия контактов. Отклонение от них в ту или иную сторону может привести к неустойчивой работе контактора, вызывая его перегрев и сваривание контактов.

Магнитный пускатель - это по сути коммутационное устройство, задача которого подключения и отключения нагрузки от сети.

Такие устройства широко распространены в основном в промышленности и управление электродвигателей, но широкий спектр номинальных токов и малые габариты устройства позволяют также эффективно найти применения и в быту.
В магнитных пускателях чаще всего выходят из строя подвижные или неподвижные элементы и дугогасительные контакты.

Что же представляет из себя магнитный пускатель?
Прежде всего, для начала, это катушка, как правило, из тонкого провода намотана на текстолитовом корпусе с металлическим сердечником внутри, помещенная в некоем пластмассовом корпусе с контактами. Контакты в приборе разделяются на подвижные, соединенные механически с подпружиненным сердечником катушки, и недвижные, стационарно помещенные в высшей части корпуса.

При интенсивной работе пускателя на контактных пластинах устройства образуется нагар металла, а также копоть и окислы. Все это очищается с помощью напильника с тонкой насечкой или надфиля. После хорошей зачистки контакты промывают салфеткой которую можна смочить в уайт-спирите или также можна применить в авиационный бензин.
Но все же от данной процедуры лучше отказаться в исправных пускателях, так как токопроводящий слой на контактах устройства достаточно тонкий и каждая "профилактическая чистка" будет его уменьшать.

Плоскости соприкосновения якоря и сердечника вычищают мягенькой ветошью намоченной в спирту. Опосля чистки щупом шириной 0,05 мм либо узким листком бумаги необходимо проверить площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукою якорь к сердечнику.
Плоскость соприкосновения обязана составлять более 70% от сечения кернов. Если же данный промежуток менее 0,2 мм, якорь либо сердечник пускателя необходимо зажать в тисках и и при помощи ратфиля спилить центральный керн. Значение данного промежутка обязано пребывать в пределах 0,2 - 0,25 мм.

Часто в процессе работы устройства слышен гул (гудение) , причин может быть несколько. Прежде всего надо осмотреть трещины на каркасе катушки, возможно возник перекос самой катушки, слишком мощная возвратная пружина.
Все ето имеет возможность привести к тому, что якорь при замыкании недостаточно тесно прилегает к сердечнику. Следствием станет больший ток катушки в следствии наименьшего ее индуктивного сопротивления (отсюда и гул), а также подгорание силовых контактов.

Вероятен и выход из строя самой катушки, они бывают как каркасные так и бескаркасные.
При дефекте изоляции катушки либо обрыве обмоточного электропровода в верхних слоях обмотки снимают внешную изоляцию обмотки и покоробленные витки до места дефекта либо обрыва, допаивают, изолируют место пайки нового обмоточного электропровода и поматывают требуемое численность витков.
Хотя порой когда дефекты катушки значительные, межвитковые замыкания, обгорании изоляции обмотки, катушку гораздо лучше поменять на новую.

Порой когда при замыкание контактов случается разновременность замыкания пластинок , можно попробовать исправить затяжкой хомутика, держащего основные контакты на валу.

Если поверхность магнитных пластин имеет повреждения и дефекты , ее очищают мягкой тряпочкой, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. А уже после высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Покрывать лаком якорь и сердечник магнитопровода можно и с помощью кисточки. После окраски магнитопровод на протяжение 3 часов сушат на открытом воздухе до полного высыхания.

Выявив все неисправности магнитного пускателя, можно некоторые детали попросту заменить на новые, такими элементами могут быть катушки, пружины, зажимные пластины, а также контакты и целые контактные группы.

24 марта 2011

При ремонте магнитного пускателя очищают контакты, проверяют сохранность биметаллических элементов и нагревателей. Вышёдшие из строя элементы заменяют новыми заводского изготовления.

Одной из наиболее часто повреждающихся деталей магнитного пускателя является его удерживающая катушка, которая при включенном пускателе обтекается током. Катушку с пересохшей вследствие длительной работы изоляцией заменяют новой.

При отсутствии катушек заводского изготовления их наматывают в электроцехе предприятия, руководствуясь приведенными в таблице параметрами обмоток, размерами поврежденной катушки, а также приведенным выше описанием способа намотки катушек контакторов.

Параметры обмоток катушек магнитных пускателей

Габарит магнитного пускателя Типы магнитных пускателей Напряжение, в
127 220 380
Диаметр провода, мм Число витков Диаметр провода, мм Число витков Диаметр провода, мм Число витков
2 П-211; П-212; П-213: П-214; П-221; П-222; П-223; П-224 0,25 1600 0,20 2700 0,15 4700
3 П-311; П-312; П-313; П-314; П-321; П-322; П-323; П-324 0,31 1220 0,25 2120 0,20 3650
4 П-411; П-412; П-413; П-414; П-421; П-422; П-423; П-424 0,83 490 0,64 850 0,47 1470
5 П-511; П-512; П-513; П-514; П-521; П-522; П-523; П-524 1,16 400 0,86 700 0,64 1200

У тепловых реле часто выходят из строя нагревательные элементы. Элементы реле, встроенные в магнитные пускатели, изготовляют шести типов, рассчитанных на различные величины токов. Элементы первого и второго типов изготовляют из нихромовой или фехралевой проволоки.

В элементах первого типа проволока намотана на пластинку из слюды, к концам проволоки припаяны серебром медные наконечники.

В элементах второго типа проволока навита в виде спирали, к ее концам припаяны стальные наконечники. Спиральные элементы кадмируют, чтобы предохранить от окисления при нагревании. Элементы остальных четырех типов изготовляют методом штамповки.

Для обеспечения надежной работы магнитного пускателя при ремонте применяют нагревательные элементы заводского изготовления и только в исключительных случаях изготовляют новые элементы на своих предприятиях.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Трехполюсные контакторы переменного ток а типа КТ применяют в электроустановках трехфазного переменного тока промышленной частоты 50 гц. Контактор КТ состоит из трех основных систем: электромагнитной, контактной и дугогасительной. Электромагнитная система включает в себя ярмо 10 с сердечником, якорь 12, короткозамкнутый виток 11, катушку 9 и крепежные детали. Сердечник и якорь — шихтованные, т. е. набраны…

Скрытую прокладку плоских проводов выполняют под слоем мокрой или сухой штукатурки, в каналах и бороздах. Борозды в стенах и потолках, а также отверстия и гнезда для скрытых проводок пробивают специальными электрифицированными инструментами. Для сверления глубоких отверстий применяют электросверлилку с насадкой сверла, сверления гнезд под коробки — с насадкой коронки. Приспособление для выборки борозд Приспособление для…

Управление контактором осуществляется следующим образом. При подаче напряжения в цепь катушка притягивает якорь, который, поворачиваясь на определенный угол, прижимает находящиеся на одном валу с ним подвижные контакты к неподвижным. При разрыве цепи тока катушка перестает удерживать якорь, вследствие чего подвижная контактная система под действием собственного веса и веса якоря отпадает, главные контакты размыкаются, разрывая электрическую…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс происходит при все более широком применении электрической энергии. В наше время нет ни одной отрасли народного хозяйства, ни одной научно-исследовательской работы, где бы она так или иначе не использовалась. Применение электроэнергии стало возможным с появлением электротехники - науки о практическом применении электрических и магнитных явлений природы и законов, их описывающих.

Электротехника и электроника заняли важнейшее место в жизни современного общества, так как в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, быту, медицине, культуре они способствуют кардинальному изменению экономических и социальных условий жизни человека.

Дальнейшая механизация и автоматизация процессов на предприятиях, поставки новых более сложных высокопроизводительных машин и агрегатов, требует от электромонтажников не только сокращение сроков ввода в эксплуатацию, но и качество выполнения работ, обеспечивающее высокую надежность, долговечность и безопасность в обслуживании электроустановок.

В условиях напряженной работы предприятий ремонт электрооборудования должен выполняться в предельно сжатые сроки, что возможно при высоком уровне организации ремонтных работ. Поскольку пока не полностью удовлетворяются потребности предприятий в трансформаторах, электрических машинах и аппаратах, своевременный и качественный ремонт этого электрооборудования стал одним из основных факторов, обеспечивающих нормальную работу предприятий.

В процессе ремонта возможны модернизация электрооборудования, изменение в нужном направлении его технических характеристик, повышение экономичности работы.

Многолетняя практика работы электроремонтных цехов предприятий и электроремонтных заводов показала, что свыше 70% поступающего в ремонт поврежденного электрооборудования составляют трансформаторы, электрические машины и коммутационные аппараты, в ремонте которых значительное место занимают электрослесарные работы.

В своей работе я рассмотрел вопросы технического обслуживания и ремонта магнитных пускателей.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ

Пускатели электромагнитные предназначены для применения в стационарных установках для дистанционного пуска непосредственным подключением к сети, остановки и реверсирования трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором переменного напряжения 660 В частоты 50 и 60 Гц. При наличии трехполюсных тепловых реле серий РТТ и РТЛ пускатели осуществляют защиту управляемых электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительности и от токов, возникающих при обрыве одной из фаз. Пускатели пригодны для работы в системах управления с применением микропроцессорной техники при шунтировании включающей катушки помехоподавляющим устройством или при тиристорном управлении.

Предназначены для дистанционного пуска непосредственным подключением к сети и отключения трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Дополнительные функции: реверсирование, при наличии тепловых реле - защита двигателей от перегрузок недопустимой продолжительности, в т. ч. возникающих при выпадении одной из фаз, изменение схемы включения обмоток Y/A.

1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наиболее распространены пускатели серии ПМЕ, ПАЕ. Они служат для управления электродвигателями мощностью до 75 кВт. Обозначения пускателей расшифровываются: ПМЕ - серия, первая цифра после серии - величина (0 - нулевая, 1 - первая, 2 - вторая), вторая цифра - исполнение (1 - открытое, 2 - защищенное, 3 - пылеводонепроницаемое, 43 - с четырьмя замыкающими блок-контактами, 5 - защищенное, 43+2Р - с четырьмя замыкающими и 2 размыкающими блок-контактами, б - пылеводонепроницаемое, 7 - открытое). Третья цифра - возможность реверсирования и наличие тепловой защиты (1 - нереверсивный и без теплового реле, 2 - нереверсивный с тепловым реле, 3 - реверсивный без теплового реле, 4 - реверсивный с тепловым реле).

В таблице наглядно показано, какие виды пускателей можно заменять друг на друга без ущерба для оборудования. В таблице приведены данные по замене пускателей ПМА, ПМЛ, ПМЕ на пускатели серии ПМ12

Таблица 1 - Технические данные магнитных пускателей серии ПМЕ

2. Устройство и принцип действия

Магнитные пускатели обеспечивают защиту электродвигателей от падения напряжения (нулевая защита) и от перегрузки. При понижении напряжения до 35-40% от номинального втягивающая катушка перестает удерживать якорь электромагнита и контакты пускателя размыкаются. Защита от перегрузок осуществляется с помощью теплового реле ТРН, ТРП, РТТ, РТЛ.

Электромагнитный пускатель - коммутационный электрический аппарат, предназначенный для пуска, остановки и защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Основным, а иногда и единственным элементом пускателя является трехполюсный электромагнитный контактор переменного тока, с которым связаны основные параметры пускателя: номинальное напряжение и номинальный ток коммутируемой цепи, коммутационная способность, коммутационная и механическая износостойкости.

В соответствие с ГОСТ 2491-82 пускатели предназначаются для работы в категории применения АС-3 и должны допускать работу в категории применения АС-4.

Коммутационная износостойкость аппаратов в этих категориях проверяется в условиях, моделирующих включение и отключение асинхронного двигателя, соответствующего по параметрам номинальным данным пускателя, в режимах, определенных категорией применения пускателя.

Как к элементу систем автоматического управления, к пускателям предъявляются высокие требования по износостойкости. Пускатели выпускаются в трех классах коммутационной износостойкости (А, Б и В).

Наивысшая износостойкость у аппаратов, относимых к классу А, наименьшая у аппаратов, относимых к классу В. Коммутационная и механическая износостойкость у аппаратов, относимых к разным классам, указывается в технических данных аппаратов конкретных типов.

Класс коммутационной износостойкости выбирается в зависимости от требуемого срока службы и предполагаемой частоты срабатывания в категории применения АС-3.

Пускатели должны работать в одном или нескольких из следующих режимов: продолжительном, прерывисто-продолжительном (8-часовом), повторно-кратковременном, кратковременном.

Пускатели выпускаются в исполнениях с разной степенью защиты от прикосновения и внешних воздействий (IPOO , IP 20, IP 30, IP 40, IP 54).

Чтобы подключить магнитный пускатель нужно понять его принцип действия, изучить конструктивные особенности. Тогда, несмотря на кажущуюся сложность схемы подключения вам не составит труда правильно подключить пускатель, даже если до этого вам никогда не приходилось иметь дело с магнитными пускателями.

трехфазный катушка пускатель электромагнит

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Технические условия (ТУ) -- документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.

Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и пр.) Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям государственных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию. Состав, построение и оформление технических условий должны соответствовать требованиям ГОСТ, входящих в систему ЕСКД.

Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции за исключением ряда видов продукции, например технических устройств, используемых на опасных производственных объектах.

Со времен СССР он изменил значение.

Обозначение ТУ.

На изделия машиностроения и приборостроения технические условия обозначают, как и другие неосновные конструкторские документы, по ГОСТ 2.201 (три группы знаков, разделенных точками, с кодом документа в конце):

· четырехзначный буквенный код организации-разработчика (или код, выделенный при централизованном присвоении обозначения);

· шестизначный цифровой код классификационной характеристики, присвоенный изделию и конструкторскому документу по ОКП;

· код документа по ГОСТ 2.102 -- «ТУ».

Пример: АБВГ.123456.789ТУ, где АБВГ -- код организации-разработчика, 123456 -- код изделия по классификатору ЕСКД, 789 -- порядковый регистрационный номер.

На материалы, вещества и т. п. обозначение технических условий рекомендуется формировать следующим образом: код «ТУ», затем 4 группы цифр, разделенных дефисами:

· код группы продукции по классификатору продукции страны-разработчика технических условий (в России -- первые четыре цифры поОбщероссийскому классификатору продукции);

· трехзначный цифровой порядковый номер, присваиваемый разработчиком;

· код предприятия разработчика технических условий по классификатору предприятий страны-разработчика технических условий (в России -- поОбщероссийскому классификатору предприятий и организаций);

· две (с 2000 года -- четыре) последние цифры года утверждения документа.

Пример: ТУ 1115-017-38576343-2013, где 1115 -- код ОКП, 017 -- порядковый номер, присвоенный разработчиком, 38576343 -- код ОКПО, 2013 -- год утверждения.

Структура документа.

В Российской Федерации порядок разработки и общую структуру технических условий определяет ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации». Согласно этому ГОСТ, а также другим аналогичным стандартам, действующим в России, технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:

· технические требования;

· требования безопасности;

· требования охраны окружающей среды;

· правила приемки;

· методы контроля;

· транспортирование и хранение;

· указания по эксплуатации;

· гарантии изготовителя.

Технические условия могут являться нормативным документом, на соответствие которому проводится сертификация продукции и получение сертификата соответствия. Также технические условия являются основным документом, необходимым для принятия решения уполномоченными службами Роспотребнадзора при санитарно-эпидемиологической оценке отечественной продукции или Росздравнадзора при регистрации медицинских изделий. В отдельных случаях ТУ могут подлежать регистрации в Росстандарте, согласованию с пожарными службами, технадзором и т. д.

Перед установкой пускателя магнитного ПМЕ необходимо очистить элементы прибора от пыли, которая могла появиться при долгом хранении или транспортировке. Также следует внимательно изучить рекомендации производителя по установке и эксплуатации прибора. Устанавливать магнитный пускатель серии ПМЕ разрешается только на вертикальную поверхность при максимальном отклонении от вертикали в 5°.

Также стоит внимательно осмотреть внутренние элементы магнитного пускателя. Так, сердечник должен быть незамасленным и незапыленным. Наличие загрязнителей нарушает работу прибора, при эксплуатации пускатель начинает сильно гудеть, что должно послужить сигналом к необходимости очистки магнитного пускателя. Производитель рекомендует делать профилактический осмотр и очищение корпуса и внутренних элементов пускателя при остановке работы электродвигателя не реже 1 раза в месяц. Гарантия производителя дается на 2 года. Но и по истечению этого срока возможна эксплуатация прибора, если его состояние соответствует установленным технических характеристикам.

Рисунок 1. Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

Схема состоит аналогично, так же, как на не реверсивной схеме, единственно добавилась кнопка реверса и магнитный пускатель.

Принцип работы схемы немного сложнее, рассмотрим в динамике. Что требуется от схемы, реверс двигателя за счет переворачивания местами двух фаз. При этом нужна блокировка, которая не давала бы включиться второму пускателю, если первый находится в работе и наоборот. Если включить два пускателя одновременно то произойдет КЗ - короткое замыкание на силовых контактах пускателя.

Включаем QF - автоматический выключатель, давим кнопку «Пуск» подаем напряжение на КМ1 катушку пускателя, пускатель срабатывает. Силовыми контактами включает двигатель, при этом шунтируется пусковая кнопка «Пуск ».

Блокировка второго пускателя - КМ2 осуществляется, нормально замкнутым КМ1 - блок контактом. При срабатывании КМ1 - пускателя, размыкается КМ1 - блок контакт тем самым размыкает подготовленную цыпочку катушки второго КМ2 - магнитного пускателя.

Чтобы осуществить реверс двигателя, его необходимо отключить. Отключаем двигатель, нажатием кнопку «С - стоп», снимается напряжение с катушки, которая находилась в работе. Пускатель и блок контакты под действием пружин возвращаются в исходное положение.

Схема готова к реверсу, нажимаем кнопку «Пуск», подаем напряжение на катушку - КМ2, пускатель - КМ2 срабатывает и включает двигатель в противоположном вращение. Кнопка «Пуск» шунтируется блок контактом - КМ2, а нормально замкнутый блок контакт КМ2 размыкается и блокирует готовность катушки магнитного пускателя - КМ1.

Для надежной работы схемы необходимо, чтобы главные контакты контактора КМ1 разомкнулись раньше, чем произойдет замыкание размыкающих вспомогательных контактов в цепи контактора КМ2. Это достигается соответствующей регулировкой положения вспомогательных контактов по ходу якоря.

При срабатывании теплового реле - «Р», размыкается нормально замкнутый контакт «Р», отключение происходит аналогично.

В серийных магнитных пускателях часто применяют двойную блокировку по приведенным выше принципам. Кроме того, реверсивные магнитные пускатели могут иметь механическую блокировку с перекидным рычагом, препятствующим одновременному срабатыванию электромагнитов контакторов. В этом случае оба контактора должны быть установлены на общем основании.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

5.1 Техническое обслуживание

В период между ремонтами проводится техническое обслуживание электроустройств, которое представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности устройства при пользовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Устройство при этом не разбирается.

В типовой объем работ по техническому обслуживанию магнитных пускателей входят: очистка от ныли и грязи, смазка трущихся частей, ликвидация видимых повреждений, затяжка крепежных деталей, очистка контактов от грязи и наплывов, проверка исправности кожухов, оболочек, корпусов, проверка работы сигнальных и заземляющих устройств.

Проверять и налаживать тепловые реле рекомендуется в лаборатории, используя специальные электрические устройства. Проверку реле начинают с внешнего осмотра: проверяют наличие пломб, целостность кожуха и плотность прилегания его к цоколю, состояние уплотнений, очистка реле.

После снятия кожуха приступают к внутреннему осмотру: очищают детали, проверяют затяжку винтов, гаек, крепящих пружин, контакты, подпятники, магнитопроводы; проверяют надежность внутренних соединений; регулируют механическую часть реле; контакты тщательно очищают и полируют воронилом (пользоваться надфилем или абразивными материалами нельзя).

Далее измеряют сопротивление изоляции мегаомметром 1000 В между электрическими частями реле и корпусом, которое должно быть не менее 10 МОм, проверяют уставки. Если обнаружены дефекты, выходящие за возможность устранения их в лаборатории, реле заменяют новым.

5.2 Ремонтные работы

В результате эксплуатации, аварий, перегрузок и естественного износа часть электрооборудования и сетей выходит из строя и подлежит ремонту.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д.

Существует несколько методов ремонта: ремонт эксплуатирующей организацией, специализированный, ремонт предприятием - изготовителем изделия.

Последние два метода имеют существенные преимущества, которые позволяют достигнуть высоких технико-экономических показателей путем применения не стандартизированного высоко производительного эффективного оборудования, производства запчастей, внедрения современной технологии, близкой к технологии электромашиностроительных заводов, с применением новых материалов.

Эти методы позволяют создать обменный фонд из новых или отремонтированных электрических машин и другого оборудования распространенных серий и типов. Но эти методы исключают возможность оперативного ремонта ответственного и нетипового оборудования, оборудования, изготовленного зарубежными фирмами, и оборудования старых марок. Кроме того, не решается проблема технического обслуживания, составляющего более 80% трудоемкости ремонта электрических сетей и крупногабаритного оборудования (трансформаторные подстанции, распределительные устройства, щиты управления и др.). Надежность, бесперебойность и безопасность работ электрооборудования и сетей может быть обеспечена правильной системой ремонта электрооборудования эксплуатирующей организацией. Такой системой является планово-предупредительный ремонт (ППРЭО), представляющий собой форму организации ремонта, состоящей из комплекса организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение технического обслуживания и профилактического ремонта.

В электрических аппаратах чаще всего повреждаются подвижные, неподвижные и дугогасительные контакты. Ремонт в основном заключается в определении неисправности, устранении ее, замене поврежденных и изношенных деталей с последующей регулировкой и испытанием. При эксплуатации контакты очищают от нагара металла, копоти, окислов. Очищают напильником с тонкой (мелкой) насечкой. Устраняют сильный и слабый нажим контактов. Для этого между контактами помещают бумагу (фольгу), оттягивая подвижные контакты через динамометр, вытягивают фольгу. Нормальное усилие 0,5-0,7 кГ. Магнитная система контактов может создавать шум, гудение, причины этого: неплотно прилегает якорь к сердечнику, повреждение короткозамкнутого витка, очень большое натяжение контактов, якорь перекошен по отношению к сердечнику, в местах прикосновения якоря и сердечника имеется ржавчина, у магнитных пускателей и контакторов нельзя допускать разновременности замыкания силовых контактов. Короткозамкнугые витки у контакторов и магнитных пускателей выполняются из меди, латуни и алюминия. Они укладываются в выштампованные пазы на концах сердечника. Обращается внимание на дугогасительные камеры. Отсутствие их может вызвать перекрытие дугой отдельных фаз. Катушки ремонтируют при повреждении каркаса, обрывах, витковых замыканиях и полном сгорании. Обрыв в катушке определяется, если не развивается тяговое усилие и не потребляется ток. Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному нагреву и уменьшению тяги.

Рисунок 2 - Контактор магнитного пускателя: 1 - основание; 2 - блок-контакты (вспомогательные контакты); 3 - ось якоря; 4 - амортизирующие пружины; 5 - сердечник; 6 - катушка; 7 - якорь; 8 - упор; 9 - изоляционная камера; 10 - неподвижный контакт; 11 - подвижный контакт; 12 - пружина возврата якоря

У контакторов чаще меняют главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки, пружины, короткозамкнутые витки. Сопротивление изоляции обмоток не должно превышать 0,5 МОм. У реле чаще перегорают нагревательные элементы. Для нагревательных элементов применяют нихром, фехраль. Отдельные нагревательные элементы изготавливают методом штамповки. Спиральные нагревательные элементы кадмируют для предохранения от окисления. На рисунке 6 показан контактор магнитного пускателя.

Ремонт контактов. Загрязнения, износ, обгорание, копоть или окисления, наплывы и брызги металла на поверхности подвижных (включая и ножи рубильников) или неподвижных (губки ножей) контактов, а также на пластинах и контактных мостиках устраняются хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, или надфилем. При толщине контактов менее 50% первоначальной величины обгоревшие контакты заменяют новыми. Контакты, имеющие металлокерамическое (серебро-никель) или другое покрытие, обеспечивающее повышенную проводимость или коррозийную стойкость, зачищать напильником или надфилем не разрешается! Контакты очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, а особо ответственные контакты (выключатели 6-10 кВ, реле) спиртом. Напильником с мелкой насечкой, надфилем или стеклянной шкуркой очищают или удаляют нагары и наплывы металла на контактах, не имеющих покрытия. Контактная поверхность должна быть чистой, допускаются раковины площадью не более 1 мм2 и глубиной до 0,2 мм. Толщина губок и ножей рубильников не должна быть меньше 80% первоначальной.

При изломе или ослаблении контактных пружин, повреждениях антикоррозийного покрытия, пружины заменяют.

Ремонт катушек электромагнитов. Катушки бывают каркасными и бескаркасными. Наиболее часто встречающееся повреждение - трещины длиной до 15 мм в каркасе. Их устраняют следующим образом. Поверхность каркаса вокруг трещины очищают от пыли и масла хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. На поверхность трещины наносят слой клея БФ и в течение 10-15 мин подсушивают на воздухе, далее наносят второй слой и выдерживают еще 5-10 мин. После этого склеиваемые части каркаса стягивают тафтяной или хлопчатобумажной изоляционной лентой и высушивают в сушильном шкафу в течение 1,5-2 ч при температуре 100-110 °С, после чего охлаждают и снимают бандаж.

При пониженном сопротивлении изоляции (менее 0,5 МОм) катушку помещают в сушильный шкаф с температурой 60-70 °С на несколько часов. После этого проверяют сопротивление изоляции и, если достигнута норма (не менее 1 МОм), сразу же производят ее пропитку одним из лаков БТ-988 или БТ-987-М и вторично сушат в течение 8 ч при температуре 105 °С.

При повреждении наружного слоя изоляции катушки или обрыве обмоточного провода в верхних слоях обмотки снимают наружную изоляцию обмотки и поврежденные витки до места повреждения или обрыва, припаивают, изолируют место пайки нового обмоточного провода и доматывают требуемое количество витков, повторив операции, которые выполняются при намотке новых катушек.

При значительных повреждениях каркаса, междувитковых замыканиях, обгорании изоляции обмотки на большую глубину катушка должна быть заменена новой.

Ремонт каркасных катушек. Подбирают необходимый для катушки каркас и провод, параметры которого должны соответствовать паспортным данным. Концы провода катушки зачищают шлифовальной шкуркой, облуживают и припоем ПОС-30 припаивают к проводнику вывода. Вывод состоит из листовой или латунной детали с припаянным к ней проводником большего сечения, чем провод обмотки, для обеспечения механической прочности вывода. Место пайки изолируют.

Перед установкой на намоточный станок каркас следует обернуть двойным слоем электроизоляционной бумаги толщиной 0,02-0,03 мм и конец ее приклеить к каркасу. При намотке необходимо следить за тем, чтобы натяжение провода не было чрезмерным, это может вызвать обрыв провода. Провод при намотке должен ложиться ровным плотным слоем. Между 1-м и 2-м слоями обмотки укладывают межслоевую изоляцию из изоляционной бумаги. Если катушка нагревостойкая, то для межслоевой изоляции используют тонкую стеклоткань.

Выводы обмотки могут быть мягкими или жесткими. Мягкие выполняют из гибких монтажных проводов. Место пайки мягкого вывода с обмоткой изолируют поливинилхлоридной трубкой, на которую наклады полоску лакоткани.

Рисунок 3 - Разъемная оправка (а) и бескаркасная катушка (б): 1 - деталь, 2,5 - щеки, 3 - втулка, 4 - штырь, 6 - гайка, 7 - шпилька, 8 - щель, 9 - вывод, 10 - бандаж

Жесткие выводы, как указано выше, делают из предварительно луженых латунных полосок. От обмотки их изолируют прокладками. Выводы, припаянные к катушке, крепят нитками. Места пайки оборачивают изоляционной прокладкой, имеющей вырез для вертикальной части вывода.

Ремонт бескаркасных катушек. По размерам дефектной катушки изготовляют разъемную оправку (рисунок 7, а). Размер ее с учетом изоляции катушки должен соответствовать сердечнику, для которого предназначена катушка. Оправку устанавливают на токарном станке и закрепляют за деталь 1 или на специальном намоточном приспособлении. На оправку укладывают в четырех местах по периметру тафтяную ленту с таким расчетом, чтобы после намотки катушки ее хватило для устройства бандажа 10 (рисунок 7, б). По тафтяной ленте втулку оправки оборачивают двумя слоями электрокартона толщиной 0,2-0,3 мм и шириной, равной высоте катушки. К началу обмотки припаивают припоем ПОС-30 кусок гибкого медного провода (вывод 9). Место пайки изолируют полоской миканита.

При намотке катушки каждый слой покрывают пропиточным лаком и тонкой электротехнической бумагой шириной на 5-7 мм больше высоты катушки. Эти края бумаги завертывают под крайние витки следующего слоя катушки.

К концу обмотки также припаивают кусок гибкого провода для вывода. Катушку бандажируют ранее уложенной тафтяной лентой. Изготовленные катушки сушат в течение 2 ч в сушильном шкафу при температуре 80-90 °С, проверяют сопротивление изоляции и целостность обмотки. Сразу же после сушки, еще в теплом состоянии, катушку опускают в пропиточную ванну с лаком МЛ-92 и держат до прекращения выделения пузырьков, после чего еще раз сушат в течение 4-5 ч при температуре 100-110 °С. Высушенную обмотку катушки обматывают двумя-тремя слоями изоляционной бумаги, двумя слоями лакоткани или тафтяной лентой, очищают выводы и каркас от слоя лака, наклеивают бирку.

Изоляцию готовой к эксплуатации катушки испытывают переменным током напряжением 2000 В с частотой 50 Гц в течение 1 мин, плавноповышая напряжение. Сопротивление изоляции катушки после испытания не должно быть меньше 0,5 МОм.

Ремонт магнитопровода. Загрязнения удаляют хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине; следы коррозии тщательно зачищают стальной щеткой и шлифовальной шкуркой; наклеп на поверхностях соприкосновения сердечника и ярма удаляют шлифовкой поверхности напильником на шлифовальном станке.

Площадь соприкосновения сердечника и ярма проверяют так: берут сложенные вместе листы белой и копировальной бумаги, сжимают с определенным усилием ярмо и сердечник и на бумаге получают отпечаток площади соприкосновения, которая должна быть не менее 70% площади сердечника. Плотность прилегания проверяют щупом 0,05 мм. Щуп не должен входить в пространство между ярмом и сердечником более чем на 5 мм. Места неровностей шабрят вдоль листов стали.

Поврежденный короткозамкнутый виток заменяют новым, изготовленным по размерам дефектного из того же материала. Поврежденный виток распиливают и удаляют. Пазы витка зачищают надфилем и виток закрепляют в пазах.

Уменьшенная величина (менее 0,2 мм) немагнитного (воздушного) зазора между средними кернами сердечника и ярма магнитопровода доводится до нормы 0,2-0,25 мм подпиливанием среднего керна ярма (или сердечника), что проверяется щупом. Допускается непараллельность плоскостей в пределах 0,01 мм.

Очищенные сердечник и ярмо погружают в ванночку с эмалью ГФ-92-ХС так, чтобы поверхности их соприкосновения не были покрыты лаком. Окрашенные детали сушат на воздухе.

6. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

1. Набор отверток;

2. Набор ключей;

3. Разъемная оправка;

4. Бескаркасная катушка;

5. Шлифовальная шкурка;

6. Бакелитовый лак или клей БФ-2;

7. 5 %-ный раствор кальцинированной соды в воде;

8. Лакоткань;

9. Тафтяная лента;

10. Обтирочный материал;

11. Уайт-спирит или бензин.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

7.1 Требования к эксплуатационному персоналу

К работе на объектах электроэнергетики допускаются лица старше 18 лет, имеющие специальное образование и прошедшие подготовку в объеме требований к занимаемой должности.

С руководителем структурного подразделения:

а) вводный и целевой инструктаж по безопасности труда;

б) проверка знаний правил, норм по охране труда (правил безопасности), правил технической эксплуатации, пожарной безопасности;

в) непрерывное повышение квалификации.

С оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:

а) вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной безопасности;

б) подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте (стажировка);

в) проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил;

г) дублирование;

д) специальная подготовка;

е) контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;

ж) непрерывное повышение квалификации.

Руководитель организации в соответствии с законодательством не должен допускать работников к выполнению трудовых обязанностей, не прошедших обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний охраны труда, обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки такие работники должны быть обучены (до допуска к самостоятельной работе) в специализированных центрах подготовки персонала (учебных комбинатах, учебно-тренировочных центрах).

Работнику, прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок, выдается удостоверение установленной формы, в которое вносятся результаты проверки знаний. Для оперативных руководителей и руководителей оперативно-ремонтного персонала периодичность проверки знаний правил и норм охраны труда должна быть не реже одного раза в год.

Периодическая проверка знаний правил и норм по охране труда (правилам безопасности) рабочих всех категорий должна производиться не реже одного раза в год.

Проверке подлежат:

а) правил эксплуатации, межотраслевых правил по охране труда, Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий;

б) должностных и производственных инструкций, планов (инструкций) ликвидации аварий, аварийных режимов;

в) устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты;

г) устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления;

д) технологических схем и процессов энергопроизводства;

е) условий безопасности эксплуатации энергоустановок;

а) пользоваться средствами защиты и оказывать первую помощь пострадавшим при несчастном случае;

б) управления энергоустановкой (на тренажерах и других технических средствах обучения).

Эксплуатационный персонал, обслуживающий счетчики электрической энергии, измерительные трансформаторы тока и напряжения, должен располагать схемами и указаниями по допустимым режимам работы электрооборудования в нормальных и аварийных режимах, а также требованиями по обслуживанию данного оборудования, представленных в местных инструкциях по эксплуатации счетчиков электрической энергии, измерительных трансформаторов тока и напряжения.

К работе по эксплуатации и обслуживанию должны допускаться лица, имеющие специальное образование и прошедшие подготовку в объеме требований к занимаемой должности. Работа с персоналом должна производиться по утвержденным руководством энергообъекта и структурного подразделения планам.

В функции дежурного персонала объектов электроэнергетики должно входить:

Периодические осмотры, контроль работоспособности и состояния технических средств - счетчиков электроэнергии в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

Контроль наличия и состояния пломб счетчиков, испытательных коробок;

Ведение записей о состоянии технических средств системы в эксплуатационном журнале и журнале неполадок;

Обеспечение безопасной работы по обслуживанию и ремонту технических средств в электроустановках объекта.

Дежурный персонал объекта должен знать методы визуальной диагностики состояния технических средств, установленных на панелях и в шкафах учета.

Для эксплуатации и технического обслуживания объектов в зависимости от местных условий должны формироваться подразделения по обслуживанию (службы, отделы, бюро или бригады). В их состав, как правило, должны входить:

Администратор;

Операторы или диспетчеры;

Ремонтные бригады, в том числе, выездные.

8. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Электрические установки и устройства должны быть в полной исправности, для чего в соответствии с правилами эксплуатации их нужно периодически проверять. Нетокопроводящие части, которые могут оказаться под напряжением в результате пробоя изоляции, должны быть надежно заземлены.

Запрещается проводить работы или испытания электрического оборудования и аппаратуры, находящихся под напряжением, при отсутствии или неисправности защитных средств, блокировки ограждений или заземляющих цепей. Для местного переносного освещения должны применяться специальные светильники с лампами на напряжение 12 В. Пользоваться неисправным или непроверенным электроинструментом (электродрелями, паяльниками, сварочным и другими трансформаторами) запрещается. В помещениях с повышенной опасностью поражения электрическим током (сырые, с токопроводящими полами, пыльные) работы должны выполняться с особыми предосторожностями. Большое значение уделяется защитным средствам.

Отключение токоведущих частей. Отключают оборудование, которое требует ремонта, и те токоведущие части, к которым можно случайно прикоснуться или приблизиться на опасное расстояние. Отключенный участок должен иметь видимые разрывы с каждой стороны токоведущих частей, на которые может быть подано напряжение. Видимые разрывы обеспечивают отключенными разъединителями, выключателями нагрузки, рубильниками, снятыми предохранителями, отсоединенными перемычками или частями ошиновки.

При отключении напряжения необходимо выполнять меры безопасности (например, плавкие предохранители снимают с помощью изолированных клещей в диэлектрических перчатках и защитных очках).

Вывешивание запрещающих плакатов и ограждение не отключенных токоведущих частей. На отключенных коммутационных аппаратах вывешивают плакаты: «Не включать - работают люди!», «Не включать - работа на линии!», «Не открывать - работают люди!» (на приводах вентилей подачи воздуха); при необходимости на не отключенных токоведущих частях устанавливают ограждения.

Проверка отсутствия напряжения. Сначала снимают постоянные ограждения. Подключают переносное заземление к металлической шине, соединенной с заземляющим устройством. Указателем напряжения проверяют отсутствие напряжения, но перед этим необходимо обязательно проконтролировать его исправность, приблизив щуп (контакт-электрод) к находящейся под напряжением токоведущей части на расстояние, достаточное для появления свечения лампы (светодиода). Если она начинает светиться, значит, указатель исправен.

Исправным указателем проверяют отсутствие напряжения между фазами, между каждой фазой и землей, между фазами и нулевым проводом. Если указатель покажет напряжение на токоведущей части, необходимо установить на место снятые ограждения и найти причину появления напряжения. Делать заключение об отсутствии на установке напряжения по показаниям сигнальных ламп, вольтметра нельзя, так как они являются только дополнительными средствами контроля.

Наложение и снятие заземления. После проверки отсутствия напряжения отключенные части немедленно заземляют с помощью переносного заземления, один конец которого уже был соединен с заземляющим устройством. При этом зажимы переносного заземления накладывают на отключенные токоведущие части сначала с помощью изолирующей штанги, а затем уже закрепляют эти зажимы штангой или вручную. Снимают заземление (после окончания работ) в обратном порядке: сначала с токоведущих частей, а затем с заземляющей шины с помощью изолирующей штанги. Все работы выполняют в диэлектрических перчатках.

Ограждение рабочего места и вывешивание плакатов безопасности.

Вдоль пути от входа в электроустановку до места ремонтных работ устанавливают временные ограждения или переносные щиты, на которых (а также на постоянных ограждениях соседних ячеек) вывешивают предупреждающие плакаты («Стой - напряжение»), на месте работ - предписывающие плакаты («Работать здесь», «Влезать здесь»).

Работы в электроустановках должен выполнять обученный персонал, имеющий квалификационные группы электробезопасности (I-V), а технические мероприятия - оперативный персонал (один из них должен иметь квалификационную группу не ниже IV).

Организационные мероприятия при подготовке рабочего места и в период выполнения ремонтных работ включают: оформление наряда-допуска (наряда) или распоряжения; допуск к работе; надзор во время работы; занесение в журнал записей о перерывах в работе, переходов на другое рабочее место, об окончании работы.

Наряд-допуск (наряд) - составленное на специальном бланке распоряжение на безопасное проведение работы, определяющее ее содержание, место, время начала и окончания, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное выполнение работы.

Работающие отвечают за выполнение ими правил безопасности и указаний, полученных при допуске к работе и во время работы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). 7-е изд. - М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

2. Правила техники эксплуатации электроустановок потребителей. Энергосервис. - М., 2003.(ПТЭЭ)

3. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования. - М.: Изд-во «Мастерство», 2002.

4. Атабеков В.Б. Монтаж электрических сетей и силового электрооборудования. - М.: Высшая школа, 2007. Живов М.С. Монтаж осветительных электроустановок. - М.: Высшая школа, 2007.

5. Живов М.С. Электромонтажник по распределительным устройствам промышленных предприятий. - М.: Высшая школа, 2007.

6. Кисаримов Р.А. Ремонт электрооборудования. - М.: Радио Софт, 2005.

7.Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий. - М.: Академия, 2003.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Устройство электромагнитных пускателей, принцип их действия и сферы применения. Техническое обслуживание магнитных пускателей, ремонт электрооборудования. Основные правила техники безопасности при обслуживании электроустановок напряжением ниже 1000 В.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2009

    Принцип действия асинхронного двигателя. Устройство асинхронных электродвигателей с фазным ротором. Схемы присоединения односкоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Режимы работы электродвигателей, их монтаж и центровка.

    презентация , добавлен 29.04.2013

    Техническое обслуживание на месте установки без демонтажа и разборки. Возрастает значение диагностики электрооборудования и роль руководителей электротехнической службы хозяйства. Модернизация своевременно выведенного в ремонт электрооборудования.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Разборка машин средней мощности. Ремонт статорных обмоток машин переменного тока. Обмотки многоскоростных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Ремонт якорных и роторных обмоток. Ремонт обмоток возбуждения. Сушка и пропитка обмоток.

    учебное пособие , добавлен 30.03.2012

    Понятие и функциональные особенности магнитных пускателей переменного тока, их цели и значение. Конструкция и принцип работы пускателей, их разновидности: реверсивные и нереверсивные. Основные серии магнитных пускателей, характеристики: ПМЕ, ПМА, ПМ12.

    реферат , добавлен 27.10.2013

    Назначение токарно-винторезного станка модели 1К62, характеристика асинхронных электродвигателей и описание электросхемы. Ремонт и обслуживание электрооборудования. Обслуживание силового оборудования и аппаратуры управления. Защитное заземление.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Эксплуатация, испытания, техническое обслуживание, ремонт и утилизация силового трансформатора. Расчёт кривой жизни электрооборудования и заземляющего устройства для защиты персонала. Организация строительных, электромонтажных и пуско-наладочных работ.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Предназначение контакторов постоянного и переменного тока. Исследование устройства и принципа действия магнитных пускателей; техническое обслуживание и техника безопасности при их эксплуатации. Изучение возможных неисправностей и способов их устранения.

    презентация , добавлен 02.03.2012

    Характеристика цеха ООО "Статор". Расчет электрических сетей напряжением 0,4 кВ. Технология ремонта электродвигателей. Установка для пропитки статоров асинхронных электродвигателей. Пожарная опасность технологических процессов и меры профилактики.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2012

    Устройство и принцип работы, неисправности и способы их устранения у контакторов переменного тока и магнитных пускателей. Назначение элементов контактора. Замыкающие и размыкающие контакторы для переключения в цепях управления, блокировки и сигнализации.


В. А. Смирнов, К. В. Панов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКоЕ ПОСОБИЕ

для ВЫПОЛНЕНИя лабораторных РАБОТ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«Производство и РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА»

Часть 2

УДК629.4.083: 629.488

Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ при изучении дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Часть 2 / В. А. Смирнов, К. В. Панов. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2016. 31 с.

Разработано в соответствии с программой дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Содержат основные сведения о технологических процессах ремонта узлов и агрегатов электрического подвижного состава. Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Вторая часть включает в себя четыре лабораторные работы, посвященные изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов.



Предназначено для студентов четвертого курса специальности «Подвижной состав железных дорог» специализации «Электрический транспорт железных дорог» и «Высокоскоростной наземный транспорт» очной и заочной формы обучения. Учебно-методическое пособие может быть использовано для подготовки студентов по рабочим профессиям и при проведении занятий на курсах повышения квалификации работников железнодорожного транспорта.

Библиогр.: 4 назв. Рис. 4.

Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В.А. Кручек;

канд. техн. наук, доцент О. В. Балагин.

___________________________

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2016

Введение. 5

Лабораторная работа 5. Ревизия индивидуальных контакторов. 6

5.1. Общие сведения. 6

5.2 Порядок выполнения работы.. 10

5.3 Применяемые измерительные инструмент и приспособления. 11

5.5. Контрольные вопросы.. 11

Лабораторная работа 6. Ревизия группового переключателя. 12

6.1 Общие сведения. 12

6.2 Порядок выполнения работы.. 15

6.3 Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 16

6.5. Контрольные вопросы.. 17

Лабораторная работа 7. Ревизия быстродействующего выключателя. 17

7.1 Общие сведения. 17

7.2. Порядок выполнения работы.. 22

7.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 23

7.5. Контрольные вопросы.. 24

Лабораторная работа 8. Ревизия токоприемника. 24

8.1 Общие сведения. 24

8.2. Порядок выполнения работы.. 27

8.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 28

8.5. Контрольные вопросы.. 28

Библиографический список. 30

ВВЕДЕНИЕ

В процессе эксплуатации электрического подвижного состава (ЭПС) происходит износ трущихся поверхностей деталей, старение изоляции, появление усталостных трещин, нарушение регулировки узлов.

Весь процесс ремонта детали, узла, единицы оборудования или электровоза в целом условно делят на четыре самостоятель­ных технологических процесса: очистка, дефектация, ремонт и испытание (приемка), выполняемые на специализиро­ванных позициях. Указанные работы составляют основу технологического процесса ремонта любого узда электровоза.

Лабораторные работы предназначены для более глубокого изучения студентами технологических процессов ремонта, а также приобретения практических навыков по выявлению дефектов, регулировке и испытанию отдельных узлов и агрегатов ЭПС.

Вторая часть посвящена изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов: индивидуальных контакторов, группового переключателя, быстродействующего выключателя и токоприемника.

К лабораторным работам студенты готовятся заранее, самостоятельно, по литературным источникам, указанным в методичес­ких указаниях. К выполнению очередной работы студент допуска­ется только после собеседования с преподавателем, а также при наличии отчета по предыдущей работе.

В ходе выполнения лабораторной работы студент пользуется литературными источниками, ремонтными руководствами и инструкциями ОАО «РЖД», плакатами, измерительным инструментом, средствами допускового контроля и приспособлениями, рекомендованными методическими указаниями. Выполнение работ - бригадами в составе не более четырех человек.

Отчеты по всем работам каждый студент выполняет индивидуально в специальной тетради. Оформление отчетов должно соответствовать требованиям методических указаний, а также утвержденным стандартам предприятия (университета).

Особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности, инструктаж по которым проводится преподава­телем перед началом выполнения каждой лабораторной работы.


Лабораторная работа №5

РЕВИЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТАКТОРОВ

Ц е л ь р а б о т ы: получить практические навыки в проверке параметров, оцен­ке работоспособности и определении дефектов индивидуальных электропневматических и электромагнитных контакторов. Ознакомиться с технологией ревизии индивидуальных контак­торов и способами устранения дефектов.

Общие сведения

Осмотр, ревизию и ремонт индивидуальных контакторов вы­полняют в соответствии с требованиями Руководств по ремонту электровозов .

Осмотру и ревизии индивидуальные контакторы подвергаются при TP-1 и ТР-2. При этом с контакторов снимают дугогасительные камеры и подают в цех для более тщательной очистки от нагара и продувки сжа­тым воздухом. Сами контакторы же подвергаются осмотру и ремонту непосредственно на электровозе. Ремонт с разборкой контакторов производится при ТР-3 со съёмом с ЭПС.

При выполнении лабораторной работы обеспечиваются опера­ции в объёме, предусмотренном технологическим процессом реви­зии индивидуальных контакторов при текущем ремонте ТР-1.

На электровозе проверяют на слух четкость работы всех аппаратов при включении из кабины управления, контролируют работу электрических цепей. Обращают внимание на исправную работу пневмати­ческого привода. Такую проверку целесообразно выполнять вдвоем: один слесарь управляет аппаратами с пульта в кабине машиниста, а другой, находясь в высоковольтной камере, внимательно следит за включением и выключением аппаратов и убеждается в отсутст­вии утечек воздуха из пневматической системы.

Обычно уже на основании первой проверки можно сделать заключение о состоянии аппарата и даже установить причину пов­реждения. Например, электропневматический контактор включается четко, но отключается медленно. Это может быть следствием зае­дания подвижной системы, повреждения отключающей пружины или ослабления её крепления.

После проверки функционирования снимают дугогасительные камеры, проверяют соответствие размеров и износов деталей су­ществующим нормам допусков, очищают от пыли и нагара, продува­ют сжатым воздухом давлением 300-350 кПа (3-3,5 кгс/см 2).

С помощью щупов измеряют зазоры в шарнирах, а также измеряют диаметры валиков, осей, втулок и отверстий. Ва­лики и оси, размеры которых равны предельным значениям, заме­няют. Нормальная работа аппаратов может нарушаться не только в результате большой выработки в шарнирах, но и вследствие обра­зования в них задиров или отсутствия смазки. Нередки случаи приварки шарниров в результате протекания токов короткого замыкания, обрыва или ослабления крепления медных шунтов. Для вы­явления возможные заеданий работу подвижных систем аппаратов проверяют легким перемещением от руки.

Обязательно убеждаются в том, что все свободные оси враще­ния зашплинтованы или предохраняются от выпадения каким-либо другим способом. При смене узлов и деталей следует помнить, что болтовые соединения должны иметь пружинные шайбы или в соот­ветствии с чертежами должны быть застопорены другим способом для предохранения от отвертывания болтов и гаек.

Проверяется состояние и крепление силовых и низковольтных проводов. Подлежат смене и перепайке наконечники проводов с обрывом более 20% жил, с ослабшей пайкой, трещинами или умень­шенной более чем на 1/3 контактной поверхностью.

Проверяется состояние изоляции проводов, катушек электро­магнитных вентилей, включающих электромагнитов, поверхности изоляционных стоек. Они могут иметь как электрические, так и механические повреждения. Поврежденную глазурь фарфоровых изо­ляторов, повреждения поверхности опрессовки стоек контакторов обычно отмывают от копоти и грязи смоченными в бензине сал­фетками, зачищают стеклянным полотном и покрывают лаком НЦ-925 или эмалью ГФ-92ХК.

Электрическая дуга при нарушениях процесса дугогашения или корот­ком замыкании нередко выжигает и обугливает изоляцию дугога­сительных катушек и стоек до слоя слюды и даже до металла. Ес­ли поврежден только наружный слой изоляции, обгоревшее место счищают стеклянным полотном, затем тщательно промывают бензи­ном и покрывают эмалью.

Важным условием сохранения работоспособности электричес­ких аппаратов является регулярное добавление смазки в узел трения. В шарниры подвижных частей аппаратов, где происходит трение стали по стали или по латуни, добавляют при необходи­мости смазку.

Внешним осмотром и измерениями значений износа, разрыва и контактного нажатия проверяется техническое состояние подвижных и неподвижных контактов. Приступая к зачистке контактов, осо­бенно силовых, оценивают цвет, размеры оплавления и характер распространения по поверхности контактов застывших брызг меди. Основной причиной ухудшения состояния контактов является умень­шение их нажатия. Оно возникает не только от неправильной ре­гулировки аппарата, заедания его подвижных частей, но и в слу­чае повреждения или нарушения регулировки притирающей, включа­ющей или отключающей пружины. Пружина может также утратить уп­ругие свойства из-за чрезмерного нагрева при ослаблении крепле­ния или обрыве шунтирующего её медного шунта, перебросе элект­рической дуги или недопустимом нагреве контактов аппарата. Пос­ледствия уменьшения контактного нажатия существенно усугубляют­ся динамическими воздействиями кузова, приводящими к «дребезжа­нию» контактов включенного аппарата.

Другой причиной чрезмерного нагрева может быть неправиль­ное сопряжение контактных поверхностей, что приводит к выгора­нию металла в точке их касания и образованию пятна с шерохова­той поверхностью. В дальнейшем эти подгары вызывают потемнение всего контакта и его оплавление. Ремонтными руководствами устанавлива­ется, что длина линии касания должно быть не менее 80 % ши­рины контакта. Для проверки касания используется копировальная и тонкая (папиросная) бумага. Отведя подвижный контакт рукой, закладывают между контактами копировальную и чистую бумагу, а зятем опускают подвижный контакт. Линия касания четко от­печатывается при соударении контактов. Боковое смещение кон­тактов не должно превышать 1 мм.

Нажатие контактов проверяют пружинным динамометром. Учитывая, что пружины, прижимающие контакты, имеют значительную жесткость, нажатие контролируют непосредственно в момент отры­ва одного контакта от другого. Для этого между контактами зажимают тонкую бумажную полоску (рис. 5.1, а). Затем, зацепив дина­мометр за подвижный контакт, тянут его строго по линии отключения, одновременно прилагая усилие к полоске бумаги. Для исключения ошибки в измерении контактного нажатия место присое­динения динамометра надо выбирать так, чтобы линия приложения усилия к динамометру проходила через точку соприкосновения контактов.


Рис. 5.1. Проверка контролируемых параметров контактора

Важными факторами, определяющими устойчивую работу под­вижных контактных соединений, является раствор (разрыв или раскрытие), протирание и провал контактов. Раствор - это кратчайшее расстояние А между контактами полностью выключенно­го контактора (рис. 5.1, б). У большинства аппаратов раствор кон­тактов удобно измерять штангенциркулем, однако целесообразнее применять проходные и непроходные шаблоны.

Притирание контактов проверяется при включении контактора вручную путем наблюдения непосредственно за перекатыванием контактов. При этом рычаг подвижного контакта должен иметь не­который свободный ход после соприкосновения контактов. Необхо­димо иметь в виду также, что хорошее притирание обеспечивается геометрическими размерами деталей подвижного контакта, включаю­щими и притирающими пружинами, формой контактов. У контакторов оно зависит также от провала подвижного контакта.

Под провалом подразумевают расстояние, которое мог бы пройти подвижный контакт, если у полностью включенного аппарата убрать неподвижный контакт. Однако в действительности измерить это расстояние не представляется возможным. Поэтому провал оп­ределяют косвенно по зазору между контактодержателем и рычагом (рис. 5.1, в).

Порядок выполнения работы

1. Изучить порядок и содержание осмотра и ревизии индивиду­альных электромагнитных и электропневматических контакторов электровоза, ознакомиться с возможными не­исправностями и способами их устранения

2. Произвести осмотр и ревизию индивидуального контактора по заданию преподавателя. При этом осмотром оценить тех­ническое состояние контактов, дугогасительных устройств, крон­штейнов, стоек, пневматического и электромагнитного приводов индивидуальных контакторов.

3. При осмотре контакторов проверить состояние гибких шунтовдугогасительных катушек, их крепление, измерить толщину, разрыв, нажатие, провал, боковое смещение контактов и линию их прилегания. Проверить срабатывание контакторов при мини­мально допустимых значениях давления сжатого воздуха и напря­жения электрической цепи управления электровоза, измерить значения контактного нажатия. Результаты осмотра и измерений занести в табл. 5.1.

На основании сопоставления фактических значений контроли­руемых параметров с допустимыми сделать заключение о (не) при­годности индивидуальных контакторов в эксплуатации, а также о необходимости замены отдельных, узлов и деталей или выполнения ремонтных работ по устранение обнаруженных дефектов.


Таблица 5.1

Результаты осмотра и измерений контактора

© ru-opel.ru, 2024
Автомобильный портал